Психический образ и процесс

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 10:56, реферат

Описание работы

В чем специфика психической реальности? Пс.Р. такая же реальность, как и физический мир вокруг нас, как и нервные процессы, являющихся субстратом психики. На основе чего мы можем судить о реальности психического. Сознание открывается каждому человеку в своей непосредственной данности. Но очевидно только существование своего собственного сознания.

Работа содержит 1 файл

ВОСПРИЯТИЕ И ПАМЯТЬ.doc

— 357.50 Кб (Скачать)

      Нарушение константности восприятия размера в комнате Эймса. 

      Предметность восприятия. Мы воспринимаем мир в форме предметов. Здесь проявляется тесная связь с двигательной сферой, предметной деятельностью. Мы определяем предметы не по их виду, а по их практическому предназначению в соответствии с их основным свойством. Представьте груду предметов на столе (каждый воспринимается по отдельности) и сложный агрегат из множества деталей.

      Обобщенность. Обычно мы воспринимаем предметы не во всей их индивидуальной неповторимости, а в качестве объекта определенной категории. Функция классификации. Мы легко узнаем знакомых людей, несмотря на изменения внешности: прическа, одежда, косметика и т.д. Также мы воспринимаем дерево как дерево, не учитывая его конкретных особенностей. Но при необходимости мы можем детально их описать: высота, толщина ствола, цвет листьев.

      Выделяют  и другие свойства восприятия, но, на мой взгляд, они являются производными от этих основных. Напр., осмысленность производна от предметности. Т.е. мы наделяем предметы определенным смыслом, но смысл придается в соответствии с его практическим предназначением. Целостность нельзя считать свойством, поскольку она и есть определение восприятия. Структурность – это производная от целостности и обобщенности. 

      ВОСПРИЯТИЕ  ТРЕТЬЕГО ИЗМЕРЕНИЯ.

      Проблема  восприятия удаленности, глубины, объемности предметов заключается в том, что изображение предметов на сетчатке двумерно, так что на ней  эти характеристики не фиксируются. Откуда же мы получаем информацию о  третьем измерении? Величины зрительного угла изображения на сетчатке недостаточно, поскольку разные по размеру предметы могут дать один угол на разном расстоянии. Можно перечислить несколько признаков, и каждый вносит в определенных условиях свою роль.

      Окуломоторные признаки – это рецепция с глазодвигательных мышц. Аккомодация хрусталика и конвергенция глаз. Но они действуют только на близком расстоянии.

      Информацию  может нести движение наблюдателя  или его головы. Параллакс движения. Дальние объекты смещаются на больший угол, чем близлежащие. Его еще называют монокулярный параллакс.

      Бинокулярная  диспаратность рассматривается как основной источник информации об удаленности. Заключается в разности изображений в каждом из глаз; они занимают и разное положение на сетчатке. Ее легко увидеть, поочередно рассматривая предмет то одним, то другим глазом – смещается его местоположение. Если глаза расфокусировать на определенный угол и показывать каждому одну и ту же плоскую картинку возникает сильный эффект ее объемности. Для этого нужно разделить конвергенцию глаз. Для этого изобретен стереоскоп; встроенные призмы делают направление световых лучей параллельным, как при рассматривании бесконечно удаленных объектов. Простейшая форма - гаплоскоп. На этом свойстве основаны эффекты стереокино.

      Статичные или изобразительные признаки. Попробуйте проделать следующий эксперимент. Закройте один глаз и смотрите на окружающие предметы через небольшое отверстие, голову держите неподвижно. Все это для того, чтобы исключить влияние всех указанных выше признаков. Впечатление глубины должно остаться достаточно сильным. Взаиморасположение объектов в пространстве само является источником информации о глубине. Этими свойствами можно объяснить, почему возникает ощущение объемности при осмотре двухмерных рисунков и картин. Опишем эти признаки.

      Перспектива. Параллельные линии как бы сходятся к одной точке на горизонте. Изображения расположенные на одной линии закономерно уменьшаются в размерах. Художники для избегания ошибок константности измеряют величину зрительного угла. Линейная перспектива в живописи, настолько обыденная для нас сейчас, возникла только в эпоху Возрождения. Считается, что она связана с жизнью в “carpentered world” (прямые улицы и углы). В природе прямых линий не существует. Интересно, что многие туземцы, живущие в открытой местности и строящие круглые жилища, не воспринимают нашей перспективы. Их мир можно представить в форме целого шара, у них все кругло. Нам трудно понять китайскую перспективу. Русская иконопись. Обратная перспектива. Ощущение, что пространство надвигается на тебя, ты в центре событий, панорамность. Смотрящий на картину не сторонний наблюдатель, он вовлечен в действие. Противоставление в европейской культуре субъекта объекту, этого нет в других культурах.

      Перекрытие. Можно создать иллюзию.

      Тень. Играет роль при восприятии рельефных поверхностей. Ее направление. Выпуклые поверхности обычно затенены по краям, вогнутые в центре.

      Знакомый  размер.

      На  основе сказанного представьте, какая  сложная обработка всего этого  материала происходит в центральных перцептивных механизмах. Что же нужно проделать, чтобы на выходе получился эффект одномоментности восприятия пространственных характеристик? 

      ВОСПРИЯТИЕ  ДВИЖЕНИЯ.

      Нет необходимости говорить о том, насколько  важна для нас способность  воспринимать движение объектов. Мы воспринимаем движение как свойство объекта, также как его размер или цвет. Предметы кажутся нам либо движущимися, либо неподвижными – промежуточного состояния не существует. Другими словами, существует некоторая пороговая величина восприятия движения. (Минутная стрелка на часах). В чем заключается проблема объяснения восприятия движения? Ведь можно сказать, что изменение положения объекта на сетчатке глаза и дает нам информацию его движении. На самом деле не все так просто.

      Рассмотрим  сначала случай восприятия реального движения. Когда мы движемся сами, или наша голова, или глаза изображения предметов на сетчатке изменяют свое положение. Однако, нам не кажется, что эти предметы движутся. Этот феномен обычно называют константностью положения. С другой стороны, если мы прослеживаем движущийся объект глазами, то его сетчаточное изображение остается стабильным, но сам объект воспринимается нами движущимся. Вероятно, перцептивная система учитывает собственное движение наблюдателя и вносит коррективы в изменение ретинального изображения.

      Непроизвольным  движением глаз (надавливанием на глазное яблоко) можно вызвать  смещение проекций всех окружающих предметов. При этом картина покажется нам  сдвинувшейся, т.е. в этом случае мы воспринимаем не движение глаза, а движение внешних объектов. Этот феномен не объясняется проприоцептивной чувствительностью с глазодвигательных мышц. Это доказывают эксперименты с обездвиженным глазом. Замазка, кураре. Когда испытуемый пытался повернуть взгляд в к-н сторону, вся видимая картина совершала прыжок в ту же сторону. Понятно, что глазные мышцы оставались неподвижными, и информация от них не могла повлиять на смещение картины. Обычно глаза движутся через долю секунды после подачи команды, но если они фактически не движутся, такая информация ведет к иллюзорным эффектам. Т.е. решающее значение имеет не проприоцептивная, а копия эфферентной команды, направляемой из мозга к глазным мышцам.

      Рассмотренный случай является примером нарушения  константности положения. При движении взора наблюдателя на определенный угол в одну сторону ретинальное изображение всех стационарных предметов смещается на тот же угол в противоположном направлении. Мы игнорируем это смещение изображения и не замечаем его движения. Но когда это соотношение нарушается, возникает ощущение движения. Рассмотрим еще более радикальный случай нарушения константности положения. Опыт Стреттона с перевернутым изображением. Нарушение константности положения одна из основных проблем. При повороте головы предметы совершали скачок в ту же сторону, но с вдвое большей скоростью. Если бы изображение на сетчатке перемещалось обычно (т.е. в противоположную сторону), движения бы не наблюдалось. Если бы оставалось неподвижным, то казалось бы, что оно движется со скоростью головы. Сложите скорость головы и изображения.

      Рассмотрим  случаи иллюзорного движения. Стробоскопическое движение. Фи-феномен. Причина восприятия движения в кино. При стробоскопического движения действует принцип восприятия целостных объектов, а не их деталей. Пример трех точек: 1 – к 1’,2 – к 2’, 3 – к 3’. Этим сохраняется внешнее единство объекта.

      В чем причина фи-феномена? Он наблюдается  и у низших животных и у декортикализованных  морских свинок (тренировка на различение, подмена движущихся стимулов стробоскопическими). Вероятно, он служит для восприятия объектов движущихся с большой, запредельной скоростью. Наблюдатель не может воспринять его движения, но видит начальное и конечное положение и делает вывод о его движении. Это подтверждает и исчезновение эффекта при увеличении скорости чередования. Остаются послеобразы обоих стимулов. А раз они воспринимаются вместе в разных точках, нельзя говорить о к-л движении.

      Автокинетический  эффект. Светящаяся точка на пустом фоне создает стойкую иллюзию движения. Информация о положении вещей не снижает эффекта. Возможно, основная причина в отсутствии информации, касающейся изменения положения объекта относительно других объектов. Здесь вся информация идет от ретинального изображения. Неподвижное положение глаз оценивается как медленно меняющееся. Но если оно меняется, то, значит, глаза следят за объектом.

      Индуцированное  движение. Медленно движущаяся светящаяся точка на пустом фоне. Вторая неподвижная точка. Наблюдатель сразу замечает движение. При этом двигаться может любая из точек или обе. Случай периметра и точки. Всегда воспринимается движение точки. Принцип: доминирующий объект (окружение) имеет тенденцию становиться системой отсчета. Луна в облаках на фоне зданий – иллюзия индуцированного движения исчезает. Т.е. восприятие движения определяется не только эгоцентрически – по отношению к наблюдателю, но и по отношению к другим объектам. Случай индуцированного движения наблюдателя. Человек в движущемся колпаке. Движение своего поезда при виде в ближнее и дальнее окно. 

      ЦВЕТОВОЕ  ВОСПРИЯТИЕ.

      Поговорим немного о восприятии цветов, точнее, о восприятии ахроматических цветов. Ахроматическими называют те цвета, в которых сохраняется весь световой спектр. Это происходит тогда, когда  поверхность не поглощает избирательно волну к-л определенной длины при отражении всех остальных волн. Т.е. это бело-серо-черный континуум. Отличие в их физических характеристиках заключается только в интенсивности отраженного света. Напр., белая поверхность отражает 80% падающего на нее света. Изменяя интенсивность источника освещения, можно добиться, что черная поверхность будет отражать то же количество света, что и белая.

      Я уже говорил о константности  восприятия цвета. Лист бумаги и кусок  угля. Опыт на константность. Два образца  серого цвета на белом фоне. На один падает прямой свет, другой в тени. Нужно подобрать соответствующий эталону цвет на другой половине.

      Классическое  объяснение константности ахроматического  цвета состоит в том, что перцептивная система при оценке исходящего от предмета света учитывает также и уровень освещения. Другими словами, сетчатка глаза способна оценить уровень интенсивности источника света и внести коррективы при определении цвета воспринимаемой поверхности.

      Но  что произойдет, если в поле зрения попадет только монотонно окрашенная поверхность? Луч света не попадает на глаза. Как наблюдатель может определить силу освещения этой поверхности. В этом случае константность цвета не сохраняется. Но обычно мы видим не один объект. В таком случае можно добиться нарушения константности, если освещать их с разной интенсивностью. Другое объяснение состоит в том, что основой восприятия ахроматического цвета является соотношение яркостей. Для подтверждения этой теории был проведен интересный эксперимент. В темной комнате два диапроектора. Один освещает диск, другой – кольцо вокруг него. Интенсивность света на диске постоянна. На кольце регулируется светофильтрами. Восприятие диска меняется от белого до черного. Если интенсивность света на кольце в два раза меньше – белый. Если на кольце немного больше чем на диске – светло-серый. Если интенсивность кольца в 27 раз больше – черный. Более простой пример – два серых листа на белом и черном фоне. На черном кажется светлее. 

      ОПТИКО-ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ИЛЛЮЗИИ.

      Я приведу лишь некоторые иллюзии, которые легко изобразить.

      Иллюзии величины. 1.Мюллера-Лайера. Она сохраняется при изменении деталей, ее составляющих. Это было одним из положений гештальтпсихологии, что восприятие целого определяет восприятие его компонентов. Действует и в тактильной модальности.

      2.Зандера. Возможно, является вариантом иллюзии МЛ. При рассмотрении всего многообразия иллюзий очень важно свести их к нескольким основным и работать уже с ними.

      3.Понцо.

      4.Оппеля. Два варианта. Поскольку в одном горизонтальная линия делится пополам.

      5.Оппеля-Кундта. Иллюзия заполненного пространства. Возможно здесь действует тот же механизм, что и при иллюзии луны.

      6.Эббингауза. 7.Ястрова.

      Иллюзии направления линии. 8.Поггендорфа. Влияние направления косых линий. Наибольший эффект при 30 градусах. Сохраняется, если две линии не параллельны, а сходятся.

Информация о работе Психический образ и процесс