Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 15:45, курсовая работа
Цель исследования – изучить особенности профессионального самоопределения личности в юношеском возрасте.
Объект исследования – процесс профессионального самоопределения.
Предмет исследования - психологические особенности процесса профессионального самоопределения в юношеском возрасте.
Гипотеза: формирование профессионального самоопределения личности зависит от уровня самооценки, направленности личности и личностных характеристик.
Введение ……………………………………………………………………….….3
Глава I. Теоретические предпосылки исследования профессионального самоопределения ……………………………………………………………..6
1.1.Профессиональное самоопределение в психолого-педагогической литературе ………………………………………………………………….....6
1.2.Психологическая характеристика юношеского возраста ………….…......16
1.3.Факторы профессионального самоопределения личности в юношеском возрасте …………………………………………………………………..…..20
Выводы по первой главе ………………….…………………………………….24
Глава II. Эмпирическое исследование профессионального самоопределения в юношеском возрасте ............................................................................................26
2.1. Организация и методы эмпирического исследования профессионального
самоопределения в юношеском возрасте ………………………………...26
2.2.Анализ результатов эмпирического исследования профессионального
самоопределения в юношеском возрасте………………………………….30
Выводы по второй главе ………………………………………………………..40
Заключение ………………………………………………………………………42
Список использованной литературы …………………………………………..44
Приложение………………………………………………………………………47
Характерное
приобретение ранней юности - формирование
жизненных планов. Жизненный план
как совокупность намерений постепенно
становится жизненной программой, когда
предметом размышлений
К решению проблемы профессиональной ориентации существуют три главных теоретических подхода: первый подход исходит из идеи стабильности и практической неизменности индивидуальных качеств, от которых зависят способы и успех деятельности; второй - из идеи направленного формирования способностей, полагая, что у каждого человека можно так или иначе выработать нужные качества; третий - из идеи ориентации на формирование индивидуального стиля деятельности.
Профессиональное
самоопределение подразделяются на
ряд этапов: детская игра, в ходе
которой ребенок принимает на
себя разные профессиональные роли и
«проигрывает» отдельные
По
результатам практического
Список
использованной литературы
1. Андерсонс Г. В. Проблема профессионального самоопределения учащихся старших классов профильной школы // Проблема современного образования в школе и вузе: Сборник материалов международной конференции. – Ульяновск: УлГПУ, 2004.
2. Андерсонс Г. В. Индивидуализация профильного обучения школьников // Гуманизация образования. – 2007, - № 3. – С. 94-99.
3. Андерсонс Г. В. Концептуальное обоснование содержания педагогической поддержки старшеклассников в выборе будущей профессии // Человек и общество: на рубеже тысячелетий: Международный сборник научных трудов / Под общей ред. проф. О.И.Кирикова. – Выпуск 37. – Воронеж: ВГПУ, 2006.
4.Асмолов А. Г. Психология личности.-М., 1990, - С. 8 – 25, 132 – 173.
5. Беседина И.И., Федотова Н. Технология профориентационной работы в профессионально-технических учебных заведениях.- Саратов, 2004, – 372с.
6. Битянова М.Р. Социальная психология: наука, практика и образ мыслей. М.: Изд-во Эксмо-Пресс, 2004, – 576с.
7. Борытко Н. М. Воспитание профессионально-трудовой направленности учащихся старших классов гимназии: автореф. дис. … канд. пед. наук / Н.М. Борытко. – Волгоград, 1994, – 19 с.
8. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – М., Воронеж, – 1995.
9. Голомшток А. Е. Выбор профессии и воспитание личности школьника – М.: Педагогика, 1979. – С. 160.
10. Гришин Э.А. Профессионально-этическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования.– Владимир, 1973. – 312 с.
11. Кан-Калик В.А. К разработке теории общего и профессионального развития личности специалиста в ВУЗе. // Формирование личности специалиста в ВУЗе. Сб. науч. тр. – Грозный, 1980, – С. 5 – 13.
12. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – М., 2004.
13. Ковалёв А. Г. Психология личности. – М.: Просвещение, 1970 г, – 391с.
14. Кон И.С. Психология старшеклассника. – М.: Просвещение. 2004, – 207с.
15. Котиленков Н.К. Диагностика профессиональной направленности учащихся. – Смоленск, 1979, – 215 с.
16. Крегжде С. П. Психология формирования профессиональных интересов. – Вильнюс, 1982. – 343 с.
17. Кутугина
В.И. Факторы
18. Левитов Н. Д. Очерки психологии труда учителя. Изд-во: ЛГУ, 1967, – 183с.
19. Леонтьев А.Н. Потребности. Мотивы. Эмоции. – М.: ИПЛ, 1971, – 217с.
20. Лийметс Х.Й. Как воспитывает процесс обучения? – М.: Знание, 1982, – 96с.
21. Мещерякова Е.В. Внеаудиторная работа в педвузе как фактор подготовки будущих учителей к проведению внеклассной работы со школьниками: автореф. дис. … канд. пед. наук / Е.В. Мещерякова. – Волгоград, 1994, – 153 с.
22. Материалы III международной научной студенческой конференции «Научный потенциал студенчества в XXI веке». Том второй. Общественные науки. Ставрополь: СевКавГТУ, 2009. 144 с.
23. Платонов К. К. Структура и развитие личности. – М.: Наука, 1986. – 254с.
24. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности // под ред. Г.С. Никифорова. – С.-Петербург, 1991, – 152 с.
25. Углицкая М. А. Формирование профессиональной направленности учащихся в деятельности внешкольных учреждений. – М., 1989, – 174с.
26. Чебышева В. В. Психология трудового обучения. – М.: Просвещение, 1983, – 293 с.
27. Чиркова Г. П. Развитие этнической идентичности у студентов национального педагогического факультета // Парадигмы образования: материалы науч. сессии. – Ижевск, 2006, – Т. 1. – С. 92 – 93.
28. Шавир П. А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. – М.: Педагогика, 1981, – 96 с.
29. Щербаков А. И. Психолого-педагогическая подготовка учителя-воспитателя и пути её оптимизации в высшей школе. – Л.:ЛГПИ, 1980, С. 3–46.
30. Щукина
Г. И. Проблема познавательного интереса
в педагогике. – М.: Педагогика, 1971. – 352
с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1
Методика «Личностный дифференциал»
Инструкция: в предложенном бланке представлены наиболее распространенные качества человека. Положительные значения этих качеств обозначены знаком «+», а отрицательные - «-». Их степень оценивается по семибалльной шкале. Порядок работы с методикой очень прост и заключается в следующем:
На основе выбранных знаков и степени выраженности качества обведите соответствующую цифру в таблице. Помните, что положительные и отрицательные качества людей, приведенные в таблице, постоянно меняются местами. Поэтому будьте внимательны в своих оценках.
1 . | О | + | Обаятельный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Непривлекательный | - |
2. | С | - | Слабый | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Сильный | + |
3. | А | + | Разговорчивый | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Молчаливый | - |
4. | О | - | Безответственный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Добросовестный | + |
5. | С | + | Упрямый | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Уступчивый | - |
6. | А | - | Замкнутый | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Открытый | + |
7. | О | + | Добрый | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Эгоистичный | - |
8. | С | - | Зависимый | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Независимый | + |
9. | А | + | Деятельный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Пассивный | - |
10. | О | - | Черствый | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Отзывчивый | + |
11. | С | + | Решительный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Нерешительный | - |
12. | А | - | Вялый | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Энергичный | + |
13. | О | + | Справедливый | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Несправедливый | - |
14. | С | - | Расслабленный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Напряженный | + |
15. | А | + | Суетливый | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Спокойный | - |
16. | О | - | Враждебный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Дружелюбный | + |
17. | С | + | Уверенный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Неуверенный | - |
18. | А | - | Нелюдимый | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Общительный | + |
19. | О | + | Честный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Неискренний | - |
20. | С | - | Несамостоятельный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Самостоятельный | + |
21. | А | + | Раздражительный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Невозмутимый | - |
Приложение
2
Анкета "Ориентация" (И.Л. Соломин)
.
Инструкция: Напротив каждого высказывания зачеркните цифру, соответствующую степени вашего желания заниматься этим видом деятельности:
0 - вовсе нет;
1 - пожалуй, так;
2 - верно;
3 - совершенно верно.
Я хочу (мне нравится, меня привлекает, я предпочитаю):
|
Информация о работе Профессиональное самоопределение в юношеском возрасте