Профессиональное самоопределение в юношеском возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 15:45, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучить особенности профессионального самоопределения личности в юношеском возрасте.
Объект исследования – процесс профессионального самоопределения.
Предмет исследования - психологические особенности процесса профессионального самоопределения в юношеском возрасте.
Гипотеза: формирование профессионального самоопределения личности зависит от уровня самооценки, направленности личности и личностных характеристик.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….….3
Глава I. Теоретические предпосылки исследования профессионального самоопределения ……………………………………………………………..6
1.1.Профессиональное самоопределение в психолого-педагогической литературе ………………………………………………………………….....6
1.2.Психологическая характеристика юношеского возраста ………….…......16
1.3.Факторы профессионального самоопределения личности в юношеском возрасте …………………………………………………………………..…..20
Выводы по первой главе ………………….…………………………………….24
Глава II. Эмпирическое исследование профессионального самоопределения в юношеском возрасте ............................................................................................26
2.1. Организация и методы эмпирического исследования профессионального
самоопределения в юношеском возрасте ………………………………...26
2.2.Анализ результатов эмпирического исследования профессионального
самоопределения в юношеском возрасте………………………………….30
Выводы по второй главе ………………………………………………………..40
Заключение ………………………………………………………………………42
Список использованной литературы …………………………………………..44
Приложение………………………………………………………………………47

Работа содержит 1 файл

курсовая Ганиевой Айгуль М. Профессиональное самоопределение.docx

— 234.13 Кб (Скачать)

     Характерное приобретение ранней юности - формирование жизненных планов. Жизненный план как совокупность намерений постепенно становится жизненной программой, когда  предметом размышлений оказывается  не только конечный результат, но и способы его достижения.

     К решению проблемы профессиональной ориентации существуют три главных  теоретических подхода: первый подход исходит из идеи стабильности и практической неизменности индивидуальных качеств, от которых зависят способы и  успех деятельности; второй - из идеи направленного формирования способностей, полагая, что у каждого человека можно так или иначе выработать нужные качества; третий - из идеи ориентации на формирование индивидуального стиля деятельности.

     Профессиональное  самоопределение подразделяются на ряд этапов: детская игра, в ходе которой ребенок принимает на себя разные профессиональные роли и  «проигрывает» отдельные элементы связанного с ними поведения; подростковая фантазия, когда подросток видит  себя в мечтах представителем той  или иной привлекательной для  него профессии; предварительный выбор  профессии, захватывающий весь подростковый и большую часть юношеского возраста; практическое принятие решения, собственно выбор профессии, включает в себя два главных компонента: определение  уровня квалификации будущего труда, объема и длительности необходимой подготовки к нему; выбор конкретной специальности.

     По  результатам практического исследования можно сделать вывод о том, формирование профессионального самоопределения личности не зависит от уровня самооценки, направленности личности и личностных характеристик. Данное утверждение позволяет предполагать об увеличении количества учащихся в выборке с направленностью на сферу деятельности человек – человек и человек – техника.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  использованной литературы 

    1. Андерсонс Г. В. Проблема профессионального самоопределения учащихся старших классов профильной школы // Проблема современного образования в школе и вузе: Сборник материалов международной конференции. – Ульяновск: УлГПУ, 2004.

    2. Андерсонс Г. В. Индивидуализация профильного обучения школьников // Гуманизация образования. – 2007, - № 3. – С. 94-99.

    3. Андерсонс  Г. В. Концептуальное обоснование содержания педагогической поддержки старшеклассников в выборе будущей профессии // Человек и общество: на рубеже тысячелетий: Международный сборник научных трудов / Под общей ред. проф. О.И.Кирикова. – Выпуск 37. – Воронеж: ВГПУ, 2006.

    4.Асмолов А. Г. Психология личности.-М., 1990, - С. 8 – 25, 132 – 173.

    5. Беседина И.И., Федотова Н. Технология профориентационной работы в профессионально-технических учебных заведениях.- Саратов, 2004, – 372с.

    6. Битянова М.Р. Социальная психология: наука, практика и образ мыслей. М.: Изд-во Эксмо-Пресс, 2004, – 576с.

    7. Борытко Н. М. Воспитание  профессионально-трудовой направленности  учащихся  старших  классов  гимназии: автореф. дис. … канд. пед. наук / Н.М. Борытко. – Волгоград, 1994, – 19 с.

    8. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – М., Воронеж, – 1995.

    9. Голомшток  А. Е. Выбор  профессии  и  воспитание  личности школьника – М.: Педагогика, 1979. – С. 160.

    10. Гришин Э.А. Профессионально-этическая  подготовка  учителя  в системе  высшего педагогического образования.–  Владимир, 1973. – 312 с.

    11. Кан-Калик  В.А. К разработке теории общего и профессионального развития личности специалиста в ВУЗе. // Формирование личности специалиста в ВУЗе. Сб. науч. тр. – Грозный, 1980, – С. 5 – 13.

    12. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – М., 2004.

    13. Ковалёв А. Г.  Психология  личности. – М.: Просвещение, 1970 г, – 391с.

    14. Кон И.С. Психология старшеклассника. – М.: Просвещение. 2004, – 207с.

    15. Котиленков  Н.К. Диагностика профессиональной направленности учащихся. – Смоленск, 1979, – 215 с.

    16. Крегжде  С. П. Психология  формирования  профессиональных интересов. – Вильнюс, 1982. – 343 с.

    17. Кутугина  В.И. Факторы профессионального  самоопределения личности в современных  условиях / Современные проблемы науки и образования, – 2007, – № 1. – С. 51-53.

    18. Левитов Н. Д. Очерки психологии труда учителя. Изд-во: ЛГУ, 1967, – 183с.

    19. Леонтьев  А.Н. Потребности. Мотивы. Эмоции. – М.: ИПЛ, 1971, – 217с.

    20. Лийметс  Х.Й. Как воспитывает процесс обучения? – М.: Знание, 1982, – 96с.

    21. Мещерякова  Е.В. Внеаудиторная работа в педвузе как фактор подготовки  будущих учителей к проведению внеклассной  работы  со школьниками: автореф. дис. … канд. пед. наук / Е.В. Мещерякова. – Волгоград, 1994, – 153 с.

    22. Материалы III международной научной  студенческой конференции «Научный потенциал студенчества в XXI веке». Том второй. Общественные науки. Ставрополь: СевКавГТУ, 2009. 144 с.

    23.  Платонов К. К. Структура и развитие личности. – М.: Наука, 1986. – 254с.

    24. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности // под ред. Г.С. Никифорова. – С.-Петербург, 1991, – 152 с.

    25. Углицкая М. А. Формирование  профессиональной  направленности учащихся в деятельности внешкольных учреждений. – М., 1989, – 174с.

    26. Чебышева  В. В. Психология трудового обучения. – М.: Просвещение, 1983, – 293 с.

    27. Чиркова  Г. П. Развитие этнической идентичности у студентов национального  педагогического  факультета //  Парадигмы образования: материалы науч. сессии. – Ижевск, 2006, – Т. 1. – С. 92 – 93.

    28. Шавир  П. А. Психология  профессионального  самоопределения  в ранней юности. – М.: Педагогика, 1981, – 96 с.

    29. Щербаков  А. И. Психолого-педагогическая подготовка учителя-воспитателя и пути её  оптимизации в высшей школе. – Л.:ЛГПИ, 1980, С. 3–46.

    30. Щукина  Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. – М.: Педагогика, 1971. – 352 с. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

     ПРИЛОЖЕНИЕ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 1

Методика  «Личностный дифференциал»

Инструкция: в предложенном бланке представлены наиболее распространенные качества человека. Положительные значения этих качеств обозначены знаком «+», а отрицательные - «-». Их степень оценивается по семибалльной шкале. Порядок работы с методикой очень прост и заключается в следующем:

  • выбор знака того или иного качества;
  • определение степени его проявления по баллам:
    • 3 — проявляется очень сильно и очень часто;
    • 2 — выражено достаточно заметно и часто встречается;
    • 1 — проявляется иногда и слабо;
    • 0 — трудно сказать, есть и то, и другое.

На основе выбранных  знаков и степени выраженности качества обведите соответствующую цифру  в таблице. Помните, что положительные  и отрицательные качества людей, приведенные в таблице, постоянно  меняются местами. Поэтому будьте внимательны  в своих оценках.

1 . О + Обаятельный 3 2 1 0 1 2 3 Непривлекательный -
2. С - Слабый  3 2 1 0 1 2 3 Сильный +
3. А + Разговорчивый 3 2 1 0 1 2 3 Молчаливый  -
4. О - Безответственный  3 2 1 0 1 2 3 Добросовестный  +
5. С + Упрямый 3 2 1 0 1 2 3 Уступчивый  -
6. А - Замкнутый 3 2 1 0 1 2 3 Открытый  +
7. О + Добрый  3 2 1 0 1 2 3 Эгоистичный -
8. С - Зависимый 3 2 1 0 1 2 3 Независимый +
9. А + Деятельный  3 2 1 0 1 2 3 Пассивный -
10. О - Черствый  3 2 1 0 1 2 3 Отзывчивый  +
11. С + Решительный 3 2 1 0 1 2 3 Нерешительный -
12. А - Вялый 3 2 1 0 1 2 3 Энергичный  +
13. О + Справедливый  3 2 1 0 1 2 3 Несправедливый  -
14. С - Расслабленный 3 2 1 0 1 2 3 Напряженный +
15. А + Суетливый 3 2 1 0 1 2 3 Спокойный -
16. О - Враждебный  3 2 1 0 1 2 3 Дружелюбный +
17. С + Уверенный 3 2 1 0 1 2 3 Неуверенный -
18. А - Нелюдимый 3 2 1 0 1 2 3 Общительный +
19. О + Честный 3 2 1 0 1 2 3 Неискренний -
20. С - Несамостоятельный 3 2 1 0 1 2 3 Самостоятельный +
21. А + Раздражительный 3 2 1 0 1 2 3 Невозмутимый  -

 

Приложение 2 

Анкета "Ориентация" (И.Л. Соломин)

    .

    Инструкция: Напротив каждого высказывания зачеркните цифру, соответствующую степени вашего желания заниматься этим видом деятельности:

    0 - вовсе нет; 

    1 - пожалуй,  так; 

    2 - верно; 

    3 - совершенно  верно. 

    Я хочу (мне нравится, меня привлекает, я  предпочитаю):

    1 Обслуживать людей  0 1 2 3         
    Заниматься  лечением 0 1 2 3
    Обучать, воспитывать  0 1 2 3
    Защищать  права и безопасность 0 1 2 3
    Управлять людьми 0 1 2 3
    2 Управлять машинами 0 1 2 3   
    Ремонтировать оборудование 0 1 2 3
    Собирать  и налаживать технику  0 1 2 3
    Обрабатывать  материалы, изготовлять предметы и  вещи 0 1 2 3
    Заниматься  строительством 0 1 2 3
    3 Редактировать тексты и таблицы  0 1 2 3   
    Производить расчеты и вычисления 0 1 2 3
    Обрабатывать  информацию 0 1 2 3
    Работать  с чертежами, картами и схемами  0 1 2 3
    Принимать и передавать сигналы и сообщения  0 1 2 3
    4 Заниматься  художественным оформлением  0 1 2 3   
    Рисовать, фотографировать  0 1 2 3
    Создавать произведения искусства  0 1 2 3
    Выступать на сцене  0 1 2 3
    Шить, вышивать, вязать 0 1 2 3
    5 Ухаживать за животными  0 1 2 3   
    Заготавливать продукты 0 1 2 3
    Работать  на открытом воздухе  0 1 2 3
    Выращивать  овощи и фрукты 0 1 2 3
    Иметь дело с природой 0 1 2 3
    А Работать руками 0 1 2 3   
    Выполнять решения  0 1 2 3
    Воспроизводить  имеющиеся образцы, размножать, копировать 0 1 2 3
    Получать  конкретный практический результат  0 1 2 3
    Воплощать идеи в жизнь  0 1 2 3
    Б Работать головой  0 1 2 3   
    Принимать решения  0 1 2 3
    Создавать новые образцы  0 1 2 3
    Анализировать, изучать, наблюдать, измерять, контролировать 0 1 2 3
    Планировать, конструировать, разрабатывать, моделировать 0 1 2 3

Информация о работе Профессиональное самоопределение в юношеском возрасте