Профессиональное самоопределение в юношеском возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 15:45, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучить особенности профессионального самоопределения личности в юношеском возрасте.
Объект исследования – процесс профессионального самоопределения.
Предмет исследования - психологические особенности процесса профессионального самоопределения в юношеском возрасте.
Гипотеза: формирование профессионального самоопределения личности зависит от уровня самооценки, направленности личности и личностных характеристик.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….….3
Глава I. Теоретические предпосылки исследования профессионального самоопределения ……………………………………………………………..6
1.1.Профессиональное самоопределение в психолого-педагогической литературе ………………………………………………………………….....6
1.2.Психологическая характеристика юношеского возраста ………….…......16
1.3.Факторы профессионального самоопределения личности в юношеском возрасте …………………………………………………………………..…..20
Выводы по первой главе ………………….…………………………………….24
Глава II. Эмпирическое исследование профессионального самоопределения в юношеском возрасте ............................................................................................26
2.1. Организация и методы эмпирического исследования профессионального
самоопределения в юношеском возрасте ………………………………...26
2.2.Анализ результатов эмпирического исследования профессионального
самоопределения в юношеском возрасте………………………………….30
Выводы по второй главе ………………………………………………………..40
Заключение ………………………………………………………………………42
Список использованной литературы …………………………………………..44
Приложение………………………………………………………………………47

Работа содержит 1 файл

курсовая Ганиевой Айгуль М. Профессиональное самоопределение.docx

— 234.13 Кб (Скачать)

     В условиях рыночной экономики необходимо учитывать социально-экономический спрос на ту или иную профессию, реальные возможности обучения и трудоустройства по данной профессии, ее материальную и социальную значимость. Чем выше социально-экономический статус обучаемых, тем более престижными профессиями они намереваются овладеть. Профессиональные устремления зависят как от социального статуса, так и от интеллектуальных способностей и школьной успеваемости молодого человека. Следует учесть, что и уровень взаимозависимости между интересом и пригодностью к той или иной профессии относительно невысок. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выводы  по первой главе 

     Период  юности, когда происходит первичное  профессиональное самоопределение, был  и остается возрастом, находящимся  в фокусе научных интересов многих исследователей проблем развития и  формирования основных, базовых личностных характеристик. Тем не менее, несмотря на длительную историю изучения данного  периода онтогенеза, на сегодняшний  день многие ключевые моменты этого  вопроса остаются в психологии недостаточно исследованными и, как следствие, дискуссионными.

     Профессиональное  самоопределение – это эмоционально окрашенное отношение личности к  своему месту в мире профессий. На профессиональное самоопределение личности оказывают влияние социальные условия и межличностные отношения в коллективе. Но ведущее значение в профессиональном самоопределении принадлежит самой личности, её активности, ответственности за своё становление.

     Профессиональное  самоопределение является важным фактором самореализации личности в конкретной профессии и в культуре вообще. Постоянный поиск своего места в  мире профессий позволяет личности найти область деятельности для  полной реализации.

     Главная цель профессионального самоопределения  – постепенное формирование внутренней готовности самостоятельно и осознанно  планировать, корректировать и реализовывать  перспективы своего развития (профессионального, жизненного, личностного).

     Направленность выступает как системообразующее качество личности, определяющее ее психологический склад. Именно в направленности выражаются цели, во имя которых действует личность, ее мотивы и субъективные отношения к различным сторонам действительности.

     Также на профессиональное самоопределение  оказывают влияние различные  факторы, позиция  старших. позиция  сверстников,  позиция учителей,  личные  профессиональные  и жизненные  планы,  способности  и  их проявления, притязание на общественное признание, информированность о той или иной  профессиональной  деятельности, склонности.

     Таким образом, профессиональное самоопределение – это сложный, многоступенчатый процесс развития человека. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава II. Эмпирическое исследование профессионального самоопределения в юношеском возрасте 

2.1. Организация и  методы эмпирического  исследования профессионального  самоопределения  в юношеском возрасте 

     Цель  исследования – изучить особенности профессионального самоопределения личности в юношеском возрасте.

     Гипотеза: формирование профессионального самоопределения личности зависит от уровня самооценки, направленности личности и личностных характеристик.

     Эмпирическое  исследование проводилось  в четыре этапа:

  • Первый этап – анализ литературы по проблеме исследования;
  • Второй этап – подбор психодиагностических методик направленных на исследование профессионального самоопределения в юношеском возрасте;
  • Третий этап – проведение психологической диагностики со старшеклассниками общеобразовательной школы № 38 города Уфы;
  • Четвертый этап – анализ результатов исследования.

     База  исследования: исследование было проведено на базе общеобразовательной школы № 38 города Уфы, в состав испытуемых вошли учащиеся 11 класса в возрасте 16-17 лет, в количестве 30 человек.

     Были  использованы следующие  методы:

     - эмпирические (психодиагностические  методики: методика «Личностный дифференциал» (модификация техники семантического дифференциала Ч.Осгуда), методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф.потемкиной, анкета «Ориентация» (И.Л.Соломина). Методы математико-статистической обработки результатов по критерию U- Манна-Уитни, описание, обобщение, систематизация и интерпретация полученных данных.

     - методы обработки данных –  методы математико-статистической обработки результатов по критерию U - Манна-Уитни для оценки различий между двумя выборками по уровню какого-либо признака, количественно измеренного).

     Анкета  «Ориентация» (И.Л.Соломина)

     Методика  позволяет определить профессиональные интересы и склонности, представления о своих профессиональных способностях (см. Приложение 3).

     Охарактеризуем 5 типов профессий, разделённых по признаку «предмет труда»:

     1) Человек - человек - предметом профессий этого типа являются люди. В процессе своей деятельности одни люди постоянно и непосредственно общаются с другими людьми, т.е. главное содержание труда сводится к взаимодействию между людьми.

     2) Человек - техника - он включает в себя профессии, связанные с созданием, монтажом, сборкой и наладкой, эксплуатацией технических устройств, ремонтом техники.

     3) Человек - знаковая система - этот тип объединяет профессии, связанные со знаковой информацией (с текстами, с цифрами, формулами и таблицами, с чертежами, картами, схемами, со звуковыми сигналами).

     4) Человек - художественный образ - профессии, связанные с созданием, проектированием, моделированием художественных произведений.

     5) Человек - природа - профессии, связанные с изучением живой и неживой природы, с уходом за растениями и животными, с профилактикой и лечением заболеваний растений и животных.

     Методика  «Личностный дифференциал» (модификация  техники семантического дифференциала Ч.Осгуда)

     Методика  направлена на изучение социально-психологических свойств личности, ее самосознания. Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е.А Климова. Можно использовать при профориентации подростков и взрослых. Личностный дифференциал может использоваться во всех тех случаях, когда необходимо получить информацию о субъективных аспектах отношений испытуемого к себе или к другим людям (см. Приложение 1).

     Рассмотрим  каждый фактор подробнее.

     - Фактор Оценки (О) свидетельствуют об уровне самоуважения. «Высокие значения» этого фактора говорят о том, что испытуемый принимает себя как личность, склонен осознавать себя носителем позитивных, социально желательных характеристик, в определенном смысле удовлетворен собой. «Низкие значения» фактора (О) указывают на критическое отношение человека к самому себе, его неудовлетворенность собственным поведением, уровнем принятия самого себя. Особо низкие значения этого фактора в самооценках свидетельствуют о возможных невротических или иных проблемах, связанных с ощущением малой ценности своей личности.

     - Фактор Силы (С) в самооценках свидетельствует о развитии волевых сторон личности, как они осознаются самим испытуемым. Его «высокие значения» говорят об уверенности в себе, независимости, склонности рассчитывать на собственные силы в трудных ситуациях. «Низкие значения» свидетельствуют о недостаточном самоконтроле, неспособности держаться принятой линии поведения, зависимости от внешних обстоятельств и оценок. Особо низкие оценки свидетельствуют и указывают на астенизацию и тревожность. Во взаимных оценках фактор (С) выявляет отношения доминирования – подчинения, как они воспринимаются субъектом оценки.

     - Фактор Активности (А) в самооценках интерпретируется как свидетельство экстравертированности личности. «Положительные» (+) значения указывают на высокую активность, общительность, импульсивность; «отрицательные» (–) – на интровертированность, определенную пассивность, спокойные эмоциональные реакции. Во взаимных оценках отражается восприятие людьми личностных особенностей друг друга.

     Методика  диагностики социально-психологических  установок личности в мотивационно – потребностной сфере О.Ф.Потемкиной

     Методика  выявляет степень выраженности социально-психологических установок на: «альтруизм – эгоизм», «процесс – результат», «свобода – власть», «труд – деньги» (см. Приложение 2).

     Рассмотрим  каждую установку подробнее.

     Ориентация  на процесс. Обычно люди более ориентированные на процесс, менее задумываются над достижением результата, часто опаздывают со сдачей работы, их процессуальная направленность препятствует их результативности; ими больше движет интерес к делу, а для достижения результата требуется много рутинной работы, негативное отношение к которой они не могут преодолеть.

     Ориентация  на результат. Люди ориентирующиеся на результат, одни из самых надёжных. Они могут достигать результата в своей деятельности вопреки суете, помехам, неудачам.

     Ориентация  на альтруизм. Люди, ориентирующиеся на альтруистические ценности, часто в ущерб себе, заслуживают всяческого уважения. Это люди, о которых стоит позаботиться. Альтруизм наиболее ценная общественная мотивация, наличие которой отличает зрелого человека. Если же альтруизм чрезмерно вредит, он, хотя и может казаться неразумным, но приносит счастье.

     Ориентация  на эгоизм. Люди с чрезмерно выраженным эгоизмом встречаются довольно редко. Известная доля «разумного эгоизма» не может навредить человеку. Скорее более вредит его отсутствие, причём это среди людей «интеллигентных профессий» встречаются довольно часто.

     Ориентация  на труд. Обычно люди, ориентирующиеся на труд, всё время используют для того, чтобы что-то сделать, не жалея выходных дней, отпуска и т.д. Труд приносит им больше радостей и удовольствия, чем какие-то иные занятия.

     Ориентация  на деньги. Ведущей ценностью для людей с этой ориентацией является стремление к увеличению своего благосостояния.

     Ориентация  на свободу. Главная ценность для этих людей это свобода. Очень часто ориентация на свободу сочетается с ориентацией на труд, реже это сочетание «свободы» и «деньги».

     Ориентация  на власть. Для людей с подобной ориентацией ведущей ценностью является влияние на других, на общество. 

     2.2. Анализ результатов  эмпирического исследования  профессионального  самоопределения  в юношеском возрасте 

     Полученные  результаты исследования профессиональных интересов и склонностей, представлений о своих профессиональных способностях у учащихся 11 классов по анкете «Ориентация» И.Л.Соломина представлены в таблице 1 и рис.1.

     Таблица 1.

     Результаты  диагностики по признаку «предмет труда»

Человек - человек Человек - техника Человек – знаковая система Человек – художественный образ Человек - природа
     14      7      5      2      2

 

     

     Рис. 1 Показатели по признаку «предмет труда» 

     Анализируя  результаты можно отметить преобладание направленности у учащихся 11 классов на сферу деятельности человек-человек (47%) и человек-техника (23%) над направленностью человек – знаковая система (17%), человек - художественный образ (7%) и человек-природа (7%). Это говорит о том, что юноши и девушки выбравшие направленность на тип профессии человек - человек предпочитают взаимодействовать с людьми, устанавливать и поддерживать контакты, понимать людей, разбираться в их особенностях. Отдавшие предпочтение типу профессии человек – техника склонны к области технических объектов и их свойств.

Информация о работе Профессиональное самоопределение в юношеском возрасте