Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 15:45, курсовая работа
Цель исследования – изучить особенности профессионального самоопределения личности в юношеском возрасте.
Объект исследования – процесс профессионального самоопределения.
Предмет исследования - психологические особенности процесса профессионального самоопределения в юношеском возрасте.
Гипотеза: формирование профессионального самоопределения личности зависит от уровня самооценки, направленности личности и личностных характеристик.
Введение ……………………………………………………………………….….3
Глава I. Теоретические предпосылки исследования профессионального самоопределения ……………………………………………………………..6
1.1.Профессиональное самоопределение в психолого-педагогической литературе ………………………………………………………………….....6
1.2.Психологическая характеристика юношеского возраста ………….…......16
1.3.Факторы профессионального самоопределения личности в юношеском возрасте …………………………………………………………………..…..20
Выводы по первой главе ………………….…………………………………….24
Глава II. Эмпирическое исследование профессионального самоопределения в юношеском возрасте ............................................................................................26
2.1. Организация и методы эмпирического исследования профессионального
самоопределения в юношеском возрасте ………………………………...26
2.2.Анализ результатов эмпирического исследования профессионального
самоопределения в юношеском возрасте………………………………….30
Выводы по второй главе ………………………………………………………..40
Заключение ………………………………………………………………………42
Список использованной литературы …………………………………………..44
Приложение………………………………………………………………………47
В
дальнейшем для подтверждения нашей
гипотезы мы более подробно будем
изучать две группы учащихся, тех,
кто направлен на сферу деятельности
человек-человек и человек-
Полученные
результаты исследования социально-психологических
свойств личности, ее самосознания по
методике «Личностный
дифференциал» представлены в таблице
2 и рис. 2.
Таблица 2.
Результаты
диагностики личностного
Значения | Оценка | Сила | Активность |
1.Высокий | 6 | 5 | 3 |
2.Средний | 21 | 19 | 21 |
3.Низкий | 3 | 6 | 6 |
Рис.2
Показатели социально-психологических
свойств личности по методике «Личностный дифференциал»
Таким образом, при детальном рассмотрении сводной таблицы и гистограммы, мы можем сделать общий вывод по всей выборке учащихся.
По фактору оценки (О): высокие показатели выявлены у 6 человек – они принимают себя как личность, они полностью довольным собой. Средние показатели – 21 человек – это свидетельствует о том, что большинство юношей и девушек удовлетворены собой и своим поведением. Низкие показатели у 3 человек – это свидетельствует о критическом отношении к себе, о наличии проблем.
По фактору силы (С) высокие показатели у 5 человек, что означает преобладание у данных юношей уверенности в себе, независимости, склонности к выходу из любых сложных ситуаций. Средние показатели у 19 человек, т.е. они уверенны в себе и своих способностях. Низкие показатели у 6 человек – они зависимы от внешних обстоятельств и тревожны.
По фактору активности (А) высокие показатели выявлены у 6 человек, что говорит об активности этих учащихся, об их стремлении к поиску постоянных социальных контактов. Средние показатели отмечаются у 19 человек, т.е. они активны, общительны. Низкие показатели – также у 6 человек, т.е. пассивны, большее количество времени проводят в одиночестве.
Сравним
результаты двух подгрупп с разной
направленностью на сферу деятельности
человек-человек и человек-
Таблица 3.
Результаты
диагностики личностного
(в средних значениях)
Значения | Оценка | Сила | Активность |
Учащиеся
с направленностью «человек– |
13 | 12 | 13 |
Учащиеся
с направленностью «человек– |
12 | 12 | 12 |
Рис.3 Результаты по фактору оценки
По графику видно, что средние значение по фактору оценки себя у учащихся с направленностью на сферу деятельности «человек – человек» незначительно превышает средние значение по тому же фактору у учащихся с направленностью на сферу «человек – техника».
Рис. 4 Результаты по фактору силы
По графику видно, что средние значение по фактору силы у учащихся с направленностью на сферу деятельности «человек – человек» и «человек – техника» равны.
Рис.5 Результаты по фактору активности
По графику видно, что средние значение по фактору активности у учащихся с направленностью на сферу деятельности «человек – человек» незначительно превышает средние значение по тому же фактору у учащихся с направленностью на сферу «человек – техника».
Полученные результаты исследования степени выраженности социально-психологических установок по методике О.Ф.Потемкиной.
Таблица 4
Результаты
диагностики социально-
Процесс | Результат | Альтруизм | Эгоизм | Свобода | Власть | Труд | Деньги |
7 | 7 | 2 | 1 | 4 | 2 | 5 | 2 |
Рис.6
Показатели социально-психологических
установок
Таким образом, при детальном рассмотрении сводной таблицы и диаграммы, мы можем сделать общий вывод:
- установка на процесс характерна 23%, большой интерес к делу;
- установка на результат 23%, всегда достигают поставленного результата;
- установка на альтруизм 7%, они бескорыстно жертвуют собственными интересами в пользу интересов другого человека;
- установка на эгоизм 3%, предпочтение своих личных интересов интересам других;
- установка на свободу 13%, способность действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости;
- установка на власть 7%, ведущей ценностью является влияние на общество;
- установка на труд 17%, всё время тратят на какое-либо занятие;
- установка на деньги 7%, они стремятся к постоянному увеличению своего благосостояния.
Сравним результаты социально-психологических установок внутри двух подгрупп учащихся с разной направленностью на сферу деятельности «человек-человек» и «человек-техника».
Таблица 5
Результаты
диагностики социально-
Социально-психологические установоки | Учащиеся с
направленностью «человек– |
Учащиеся с
направленностью «человек– |
Процесс | 5 | 6 |
Результат | 5 | 5 |
Альтруизм | ||
Эгоизм | ||
Свобода | ||
Власть | ||
Труд | 4 | 6 |
Деньги | 3 | 4 |
Рис.7 Результаты социально-психологических установок на процесс
По графику видно, что средние значение установки на процесс у учащихся с направленностью на сферу деятельности «человек – техника» незначительно превышает средние значение по той же установке у учащихся с направленностью на сферу «человек – человек».
Рис.8 Результаты социально-психологических установок на результат
По
графику видно, что средние значение
по установке на результат у учащихся
с направленностью на сферу деятельности
«человек – человек» и «человек
– техника» равны.
Рис.9 Результаты социально-психологических установок на труд
По
графику видно, что средние значение
по установке на труд у учащихся
с направленностью на сферу деятельности
«человек – техника» незначительно
превышает средние значение по той
же установке у учащихся с направленностью
на сферу «человек – человек».
Рис.10 Результаты социально-психологических установок на деньги
По графику видно, что средние значение по установке на деньги у учащихся с направленностью на сферу деятельности «человек – техника» незначительно превышает средние значение по той же установке у учащихся с направленностью на сферу «человек – человек».
Для определения различий между двумя выборками по всем выше перечисленным методикам, использовался U – критерий Манна – Уитни, предназначенный для оценки различий между двумя выборками по уровню различных признаков.
Таким
образом, выдвинутая нами гипотеза не
подтверждается о том, что формирование
профессионального самоопределения личности
зависит от уровня самооценки, направленности
личности и личностных характеристик.
Выводы
по второй главе
Анализ результатов исследования профессионального самоопределения у юношей и девушек позволил нам сделать следующие выводы:
1. Результаты исследования по анкете «Ориентация» (И.Л.Соломина):
- направленность на сферу деятельности человек – человек и человек –техника преобладает над направленностью человек – знаковая система, человек – художественный образ и человек-природа. Таким образом, большинство юношей и девушек в будущем хотели бы взаимодействовать с людьми, уметь устанавливать и поддерживать контакты, а также разбираться в области технических объектов и их свойств.
2. Результаты исследования по методике «Личностный дифференциал» (модификация техники семантического дифференциала Ч. Осгуда):
-
по всем трём факторам (оценки,
силы, активности) для большинства
девушек и юношей характерны
средние показатели. Из этого
следует, что большинство
3. Результаты исследования по методике социально-психологические установки личности в мотивационно – потребностной сфере О.Ф.Потемкиной:
-
из 8 установок наибольшее
Для
определения различий между двумя
выборками по всем выше перечисленным
методикам, использовался U – критерий
Манна – Уитни. В итоге различия не выявлены. Таким
образом, выдвинутая нами гипотеза о том,
что формирование профессионального самоопределения
личности зависит от уровня самооценки,
направленности личности и личностных
характеристик не подтверждается. Возможно,
причиной этому послужила недостаточное
число учащихся в выборках с разной направленностью
на сферу деятельности «человек-человек»
и «человек-техника».
Заключение
Период юности – это период самоопределения. Социальное, личностное, профессиональное, духовно – практическое самоопределение составляет основную задачу юношеского возраста. В основе процесса самоопределения лежит выбор будущей сферы деятельности. Профессиональное самоопределение сопряжено с задачами социального и личностного самоопределения, с определением жизненных перспектив, с проектированием будущего.
Информация о работе Профессиональное самоопределение в юношеском возрасте