Профессиональное самоопределение в юношеском возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 15:45, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучить особенности профессионального самоопределения личности в юношеском возрасте.
Объект исследования – процесс профессионального самоопределения.
Предмет исследования - психологические особенности процесса профессионального самоопределения в юношеском возрасте.
Гипотеза: формирование профессионального самоопределения личности зависит от уровня самооценки, направленности личности и личностных характеристик.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….….3
Глава I. Теоретические предпосылки исследования профессионального самоопределения ……………………………………………………………..6
1.1.Профессиональное самоопределение в психолого-педагогической литературе ………………………………………………………………….....6
1.2.Психологическая характеристика юношеского возраста ………….…......16
1.3.Факторы профессионального самоопределения личности в юношеском возрасте …………………………………………………………………..…..20
Выводы по первой главе ………………….…………………………………….24
Глава II. Эмпирическое исследование профессионального самоопределения в юношеском возрасте ............................................................................................26
2.1. Организация и методы эмпирического исследования профессионального
самоопределения в юношеском возрасте ………………………………...26
2.2.Анализ результатов эмпирического исследования профессионального
самоопределения в юношеском возрасте………………………………….30
Выводы по второй главе ………………………………………………………..40
Заключение ………………………………………………………………………42
Список использованной литературы …………………………………………..44
Приложение………………………………………………………………………47

Работа содержит 1 файл

курсовая Ганиевой Айгуль М. Профессиональное самоопределение.docx

— 234.13 Кб (Скачать)

     В дальнейшем для подтверждения нашей  гипотезы мы более подробно будем  изучать две группы учащихся, тех, кто направлен на сферу деятельности человек-человек и человек-техника, потому что эти типы профессии выбрало большее количество юношей и девушек.

     Полученные  результаты исследования социально-психологических свойств личности, ее самосознания по методике «Личностный дифференциал» представлены в таблице 2 и рис. 2. 

     Таблица 2.

     Результаты  диагностики личностного дифференциала

     Значения      Оценка      Сила      Активность
     1.Высокий      6      5      3
     2.Средний      21      19      21
     3.Низкий      3      6      6

 

     

     Рис.2 Показатели социально-психологических свойств личности по методике «Личностный дифференциал» 

     Таким образом, при детальном рассмотрении сводной таблицы и гистограммы, мы можем сделать общий вывод по всей выборке учащихся.

     По  фактору оценки (О): высокие показатели выявлены у 6 человек – они принимают себя как личность, они полностью довольным собой. Средние показатели – 21 человек – это свидетельствует о том, что большинство юношей и девушек удовлетворены собой и своим поведением. Низкие показатели у 3 человек – это свидетельствует о критическом отношении к себе, о наличии проблем.

     По  фактору силы (С) высокие показатели у 5 человек, что означает преобладание у данных юношей уверенности в себе, независимости, склонности к выходу из любых сложных ситуаций. Средние показатели у 19 человек, т.е. они уверенны в себе и своих способностях. Низкие показатели у 6 человек – они зависимы от внешних обстоятельств и тревожны.

     По  фактору активности (А) высокие показатели выявлены у 6 человек, что говорит об активности этих учащихся, об их стремлении к поиску постоянных социальных контактов. Средние показатели отмечаются у 19 человек, т.е. они активны, общительны. Низкие показатели – также у 6 человек, т.е. пассивны, большее количество времени проводят в одиночестве.

     Сравним результаты двух подгрупп с разной направленностью на сферу деятельности человек-человек и человек-техника по методике «Личностный дифференциал».

     Таблица 3.

     Результаты  диагностики личностного дифференциала

     (в  средних значениях)

Значения Оценка Сила Активность
Учащиеся  с направленностью «человек–человек» 13 12 13
Учащиеся  с направленностью «человек–техника» 12 12 12

 

     

Рис.3 Результаты по фактору оценки

     По  графику видно, что средние значение по фактору оценки себя у учащихся с направленностью на сферу деятельности «человек – человек» незначительно превышает средние значение по тому же фактору у учащихся с направленностью на сферу «человек – техника».

     

Рис. 4 Результаты по фактору силы

     По  графику видно, что средние значение по фактору силы  у учащихся с  направленностью на сферу деятельности «человек – человек» и «человек – техника» равны.

     

Рис.5 Результаты по фактору активности

     По  графику видно, что средние значение по фактору активности у учащихся с направленностью на сферу деятельности «человек – человек» незначительно превышает средние значение по тому же фактору у учащихся с направленностью на сферу «человек – техника».

     Полученные  результаты исследования степени выраженности социально-психологических установок по методике О.Ф.Потемкиной.

     Таблица 4

     Результаты  диагностики социально-психологических  установок 

Процесс Результат Альтруизм Эгоизм Свобода Власть Труд Деньги
     7      7      2      1      4 2 5      2

 

     

     Рис.6 Показатели социально-психологических установок 

     Таким образом, при детальном рассмотрении сводной таблицы и диаграммы, мы можем сделать общий вывод:

     - установка на процесс характерна 23%, большой интерес к делу;

     - установка на результат 23%, всегда достигают поставленного результата;

     - установка на альтруизм 7%, они бескорыстно жертвуют собственными интересами в пользу интересов другого человека;

     - установка на эгоизм 3%, предпочтение своих личных интересов интересам других;

     - установка на свободу 13%, способность  действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости;

     - установка на власть 7%, ведущей ценностью является влияние на общество;

     - установка на труд 17%, всё время тратят на какое-либо занятие;

     - установка на деньги 7%, они стремятся к постоянному увеличению своего благосостояния.

     Сравним результаты социально-психологических установок внутри двух подгрупп учащихся с разной направленностью на сферу деятельности «человек-человек» и «человек-техника».

     Таблица 5

     Результаты  диагностики социально-психологических  установок 

Социально-психологические установоки Учащиеся с  направленностью «человек–человек» Учащиеся с  направленностью «человек–техника»
Процесс 5 6
Результат 5 5
Альтруизм    
Эгоизм    
Свобода    
Власть    
Труд 4 6
Деньги 3 4

 
 

     

     Рис.7 Результаты социально-психологических установок на процесс

     По  графику видно, что средние значение установки на процесс у учащихся с направленностью на сферу деятельности «человек – техника» незначительно  превышает средние значение по той же установке у учащихся с направленностью на сферу «человек – человек».

     

 

     Рис.8 Результаты социально-психологических установок на результат

     По  графику видно, что средние значение по установке  на результат у учащихся с направленностью на сферу деятельности «человек – человек» и «человек – техника» равны. 

     

     Рис.9 Результаты социально-психологических установок на труд

     По  графику видно, что средние значение по установке на труд у учащихся с направленностью на сферу деятельности «человек – техника» незначительно  превышает средние значение по той  же установке у учащихся с направленностью  на сферу «человек – человек».  

     

Рис.10 Результаты социально-психологических установок на деньги

     По  графику видно, что средние значение по установке на деньги у учащихся с направленностью на сферу деятельности «человек – техника» незначительно  превышает средние значение по той  же установке у учащихся с направленностью  на сферу «человек – человек».

     Для определения различий между двумя  выборками по всем выше перечисленным  методикам, использовался U – критерий Манна – Уитни, предназначенный для оценки различий между двумя выборками по уровню различных признаков.

     Таким образом, выдвинутая нами гипотеза не подтверждается  о том, что формирование профессионального самоопределения личности зависит от уровня самооценки, направленности личности и личностных характеристик. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Выводы по второй главе 

     Анализ  результатов исследования профессионального самоопределения у юношей и девушек позволил нам сделать следующие выводы:

     1. Результаты исследования по анкете «Ориентация» (И.Л.Соломина):

     - направленность на сферу деятельности человек – человек и человек –техника преобладает над направленностью человек – знаковая система, человек – художественный образ и человек-природа. Таким образом, большинство юношей и девушек в будущем хотели бы взаимодействовать с людьми, уметь устанавливать и поддерживать контакты, а также разбираться в области технических объектов и их свойств.

     2. Результаты исследования по методике «Личностный дифференциал» (модификация техники семантического дифференциала Ч. Осгуда):

     - по всем трём факторам (оценки, силы, активности) для большинства  девушек и юношей характерны  средние показатели. Из этого  следует, что большинство юношей  и девушек удовлетворены собой  и своим поведением, они уверенны  в себе и своих способностях, также общительны и активны. 

     3. Результаты исследования по методике социально-психологические установки личности в мотивационно – потребностной сфере О.Ф.Потемкиной:

     - из 8 установок наибольшее количество  предпочтений было отдано установкам: на процесс, свободу, труд, результат. Это значит, что сфера деятельности человек-человек и человек-техника в первую очередь ориентированы на эти социально- психологические установки.

     Для определения различий между двумя  выборками по всем выше перечисленным  методикам, использовался U – критерий Манна – Уитни. В итоге различия не выявлены. Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о том, что формирование профессионального самоопределения личности зависит от уровня самооценки, направленности личности и личностных характеристик не подтверждается. Возможно, причиной этому послужила недостаточное число учащихся в выборках с разной направленностью на сферу деятельности «человек-человек» и «человек-техника». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     Период  юности – это период самоопределения. Социальное, личностное, профессиональное, духовно – практическое самоопределение  составляет основную задачу юношеского возраста. В основе процесса самоопределения  лежит выбор будущей сферы  деятельности. Профессиональное самоопределение  сопряжено с задачами социального  и личностного самоопределения, с определением жизненных перспектив, с проектированием будущего.

Информация о работе Профессиональное самоопределение в юношеском возрасте