Профессиональное самоопределение в юношеском возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 15:45, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучить особенности профессионального самоопределения личности в юношеском возрасте.
Объект исследования – процесс профессионального самоопределения.
Предмет исследования - психологические особенности процесса профессионального самоопределения в юношеском возрасте.
Гипотеза: формирование профессионального самоопределения личности зависит от уровня самооценки, направленности личности и личностных характеристик.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….….3
Глава I. Теоретические предпосылки исследования профессионального самоопределения ……………………………………………………………..6
1.1.Профессиональное самоопределение в психолого-педагогической литературе ………………………………………………………………….....6
1.2.Психологическая характеристика юношеского возраста ………….…......16
1.3.Факторы профессионального самоопределения личности в юношеском возрасте …………………………………………………………………..…..20
Выводы по первой главе ………………….…………………………………….24
Глава II. Эмпирическое исследование профессионального самоопределения в юношеском возрасте ............................................................................................26
2.1. Организация и методы эмпирического исследования профессионального
самоопределения в юношеском возрасте ………………………………...26
2.2.Анализ результатов эмпирического исследования профессионального
самоопределения в юношеском возрасте………………………………….30
Выводы по второй главе ………………………………………………………..40
Заключение ………………………………………………………………………42
Список использованной литературы …………………………………………..44
Приложение………………………………………………………………………47

Работа содержит 1 файл

курсовая Ганиевой Айгуль М. Профессиональное самоопределение.docx

— 234.13 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы» 
 
 

                  Факультет психологии

                      Кафедра общей и

                  социальной  психологии

                       Направление: 540600 - Педагогика

                  III курс 301 группа 

     Ганиева Айгуль Мударисовна

профессиональное  самоопределение  в юношеском возрасте

Курсовая  работа 
 
 
 

Научный руководитель: асс. Нугаева А.Н. 
 
 
 
 
 
 

     Уфа – 2011

     Содержание 

Введение  ……………………………………………………………………….….3

    Глава I. Теоретические предпосылки исследования профессионального самоопределения ……………………………………………………………..6

    1.1.Профессиональное  самоопределение в психолого-педагогической  литературе ………………………………………………………………….....6

    1.2.Психологическая  характеристика юношеского возраста  ………….…......16

    1.3.Факторы  профессионального самоопределения  личности в юношеском возрасте …………………………………………………………………..…..20

Выводы  по первой главе ………………….…………………………………….24 

Глава II. Эмпирическое исследование профессионального самоопределения в юношеском возрасте ............................................................................................26

2.1. Организация и методы эмпирического исследования профессионального

       самоопределения в юношеском  возрасте  ………………………………...26

2.2.Анализ  результатов эмпирического исследования профессионального 

       самоопределения в юношеском возрасте………………………………….30

Выводы  по второй главе ………………………………………………………..40

Заключение  ………………………………………………………………………42

Список  использованной литературы …………………………………………..44

Приложение………………………………………………………………………47 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Актуальность  исследования. На сегодняшний день исследователями фиксируется нестабильность, изменчивость практически во всех значимых сферах жизни общества – социально-экономической, социально-политической, культурной, духовной и др. Не исключение и сфера трудовых отношений, рынок труда. Угроза безработицы, отмирание профессий, их исчезновение, изменение содержания деятельности в других, изменение престижности большинства видов профессий, происходящее буквально в течение нескольких лет - все это серьезно усложняет ситуацию профессионального самоопределения старшеклассников, только выбирающих свой жизненный путь.

     В качестве главного результата самоопределения  личности в юношеском возрасте психологи  называют потребность юношей и девушек  занять внутреннюю позицию взрослого, осознать себя в качестве члена общества, определить себя в мире, то есть понять себя и свои возможности наряду с  пониманием своего места и назначения в жизни. Поэтому характерным  приобретением юности является формирование жизненных планов. Из мечты, где все  достигаемо, идеала как абстрактного образца постепенно вырисовывается реалистичный план действий. Жизненный  план как совокупность намерений  постепенно становится жизненной программой, предметом размышлений оказывается  не только конечный результат, но и  способы его достижения.

     Проблема  самоопределения личности рассмотрена  в трудах таких ученых как С.Л.Рубинштейн, К.А.Абульханова-Славская, А.В.Бруш-линский, Л.И.Божович, А.В.Петровский, А.С.Чернышева, И.В.Дубровина, М.Р.Гинзбург, Т.В.Снегирева, А.А.Туровская, Т.А.Араканцева, Н.С.Пряж-ников, А.К.Осницкий, Е.М.Борисова, Е.А.Климов, Н.В.Гришина, В.В.Новиков, Д.Майерс, М. Аргайл, О.С.Газман и др. Профессиональному  самоопределению в юношеском  возрасте посвящены работы С.С.Гришпун, Е.А.Климова, Ю.П. Ветрова, Л.И. Божович, Л.Л.Кондратьевой, Н.И.Крылова, А.И.Подольского, Т.А.Решетовой, Д.И.Фельдшейна, П.А.Шавира и др. Формирование профпригодности и проблему профотбора изучают К.М.Гуревич, Ю.М.Забродин, В.П.Зинченко, К.К.Платонов, Ю.К.Стрелков, В.Д.Шадриков и др. Исследования в области профессионального развития и профессиональной типологии личности представлены М.Я.Басовым, А.П.Лазурским, Е.С.Романовой и др.

     Цель  исследования – изучить особенности профессионального самоопределения личности в юношеском возрасте.

     Объект  исследования – процесс профессионального самоопределения.           

     Предмет исследования - психологические особенности процесса профессионального самоопределения в юношеском возрасте.

     Гипотеза: формирование профессионального самоопределения личности зависит от уровня самооценки, направленности личности и личностных характеристик.

     Задачи:

     1) определить факторы, влияющие на выбор профессии;

     2) рассмотреть профессиональное самоопределение как процесс;

     3) выявить характерные черты юношеского возраста и определить актуальность выбора профессии для данного возрастного периода;

     4) выявить и проанализировать психологические особенности представлений о будущей профессии;

     5) эмпирически исследовать психологические особенности профессионального самоопределения в юношеском возрасте.

     Методы  исследования:

     Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы. сравнительный метод, методы анализа, обобщения и синтеза.

     Эмпирические: тестирование:

  • методика «Личностный дифференциал» (модификация техники семантического дифференциала Ч. Осгуда);
  • методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф. Потемкиной;
  • анкета «Ориентация» (И.Л.Соломина).

     Методы математико-статистической обработки результатов по критерию U- Манна-Уитни, описание, обобщение, систематизация и интерпретация полученных данных.

     База  исследования: исследование было проведено на базе общеобразовательной школы № 38 города Уфы, в состав испытуемых вошли учащиеся 11 класса в возрасте 16-17 лет, в количестве 30 человек.

     Практическая  значимость: полученные результаты исследования могут быть использованы в практике психологического сопровождения процесса профессионального образования: в учебных курсах по психологии и педагогике; в практической работе со студентами с целью конкретизации ими когнитивных, эмоциональных, поведенческих характеристик своего «Я»; для процесса оптимизации развития Я-концепции и личностной зрелости у студентов университета при создании комплексных программ личностного развития студентов, обучающихся по непсихологическим специальностям.

     Структура работы:

     Данная  работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключение, списка литературы и приложений. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава I. Теоретические предпосылки исследования профессионального самоопределения 

    1. Профессиональное самоопределение в психолого-педагогической литературе
 

     Важнейшим критерием осознания и продуктивности профессионального становления  личности является ее способность находить личностный смысл в профессиональном труде, самостоятельно проектировать, творить свою профессиональную жизнь, ответственно принимать решения  о выборе профессии, специальности  и места работы. Конечно, эти жизненно важные проблемы возникают перед  личностью в течение всей ее жизни. Личность же постоянно изменяется, развивается, значит, на разных стадиях  ее развития одни и те же задачи профессионального  самоопределения решаются по-разному. Постоянное уточнение своего места  в мире профессий (либо конкретной профессии), осмысление своей социально-профессиональной роли, отношения к профессиональному  труду, коллективу и самому себе становятся важными компонентами жизни человека. Иногда возникает отчуждение от профессии, человек начинает тяготиться, испытывает неудовлетворенность своим профессиональным положением. Нередки случаи вынужденной  смены профессии (специальности) и  места работы.

     Можно констатировать, что перед личностью  постоянно возникают проблемы, требующие  от нее определения своего отношения  к профессиям, иногда анализа и  рефлексии собственных профессиональных достижений, принятия решения о выборе профессии или ее смене, уточнения  и коррекции карьеры, решения  других профессионально обусловленных  вопросов. Весь этот комплекс проблем  в профессиоведеннии объясняют  понятием профессиональное самоопределение [18].

     Профессиональное  самоопределение – это избирательное  отношение индивида к миру профессий  в целом и к конкретной выбранной  профессии [25].

     Профессиональное  самоопределение осуществляется в  течение всей профессиональной жизни: личность постоянно рефлексирует, переосмысливает  свое профессиональное бытие и самоутверждается в профессии. Таким образом профессиональное самоопределение - это не одномерный акт, а процесс, состоящий из ряда этапов, продолжительность которых зависит от внешних условий и индивидуальных особенностей субъекта выбора профессии.

     Актуализация  профессионального самоопределения  личности инициируется разного рода событиями, такими как окончание  общеобразовательной школы, профессионального  учебного заведения, повышение квалификации, увольнение с работы и т.д.

     Существуют  различные варианты определения данного понятия. Несомненно, это объясняется сложностью процесса профессионального самоопределения и двусторонностью самой ситуации выбора профессии.

     Профессиональное самоопределение представляет собой выбор, осуществляемый в результате анализа внутренних ресурсов субъекта и соотнесения их с требованиями профессии. Содержание определения высвечивает двусторонность явлений выбора профессии: с одной стороны, тот, кто выбирает (субъект выбора), с другой стороны-то, что выбирают (объект выбора). И субъект, и объект обладают огромным количеством характеристик, чем объясняется неоднозначность процесса профессионального самоопределения.

     Ядром профессионального самоопределения  является осознанный выбор профессии  с учетом своих особенностей и  возможностей, требований профессиональной деятельности и социально-экономических  условий.

     В контексте понимания выбора профессии  как выбора деятельности распространена также точка зрения, что основной детерминантой правильного выбора является профессиональный интерес или профессиональная направленность [11]. Несомненно, этот подход более продуктивен, так как утверждает активность самого субъекта выбора профессии.

     Формирование  профессиональной  направленности  личности  как  части общей  направленности,  несомненно,  сложный  и  зависящий  от  многих социальных и личностных факторов и условий  процесс. Доказательством тому может  служить  разнообразие  точек  зрения.   Н.К.  Котиленков  считает  стержневой  категорией,  связывающей  все  качества  профессиональной направленности,  профессиональный  интерес.  Когда  же  в мотивационной системе  преобладают  мотивы  самообеспечения,  самовыражения,  личностных стремлений, по мнению Н.К. Котиленкова и В. Ленгвитас, получает проявление личная  направленность,  или,  по-другому,  эгоистическая направленность «на себя». Если же деятельность человека регулируют мотивы, выдвигаемые самой деятельностью,  интерес  к  трудовому  процессу,  углубление  в  сущность  самой деятельности,  здесь  имеет  место  трудовая (деловая)  направленность.  Под профессиональной  направленностью  Н.К.  Котиленков  понимает «специфическую  форму  направленности  личности,  выражающуюся  в избирательном  отношении  к  профессии,  обусловленную  устойчивыми интересами  и  склонностями,  соответствующими  способностями  и формирующуюся в процессе её жизнедеятельности» [10, 15 с.143]. Поэтому ведущими  компонентами  диагностики профессиональной  направленности  исследователь считает изучение  познавательных  и профессиональных интересов.

Информация о работе Профессиональное самоопределение в юношеском возрасте