Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 15:45, курсовая работа
Цель исследования – изучить особенности профессионального самоопределения личности в юношеском возрасте.
Объект исследования – процесс профессионального самоопределения.
Предмет исследования - психологические особенности процесса профессионального самоопределения в юношеском возрасте.
Гипотеза: формирование профессионального самоопределения личности зависит от уровня самооценки, направленности личности и личностных характеристик.
Введение ……………………………………………………………………….….3
Глава I. Теоретические предпосылки исследования профессионального самоопределения ……………………………………………………………..6
1.1.Профессиональное самоопределение в психолого-педагогической литературе ………………………………………………………………….....6
1.2.Психологическая характеристика юношеского возраста ………….…......16
1.3.Факторы профессионального самоопределения личности в юношеском возрасте …………………………………………………………………..…..20
Выводы по первой главе ………………….…………………………………….24
Глава II. Эмпирическое исследование профессионального самоопределения в юношеском возрасте ............................................................................................26
2.1. Организация и методы эмпирического исследования профессионального
самоопределения в юношеском возрасте ………………………………...26
2.2.Анализ результатов эмпирического исследования профессионального
самоопределения в юношеском возрасте………………………………….30
Выводы по второй главе ………………………………………………………..40
Заключение ………………………………………………………………………42
Список использованной литературы …………………………………………..44
Приложение………………………………………………………………………47
Формирование
профессиональной направленности
как части общей направленности
личности – сложный и многоуровневый
процесс, зависящий от многих факторов.
П.А. Шавир выделяет фактор
профориентации, к компонентам
же направленности личности
относит те общие особенности
личности, которые обуславливают
предрасположенность к
Существование общих особенностей профессиональной направленности личности, другими словами, склонность к определённому типу профессии подтверждается исследованиями Н.А. Грищенко, Л.А. Головей, Е.А. Климова.
Учёные выяснили, что школьники, имеющие развитую профессиональную направленность, отличаются и по своим психологическим характеристикам. Особенно чётко выражены различия между группами с направленностью на профессии типа «человек – природа», «человек – знаковая система» и др. [10,12 ].
Среди разнообразных форм человеческой деятельности есть такие формы труда, в которых главным, ведущим предметом труда являются люди, коллективы, группы. В таком случае субъект профессиональной деятельности, как утверждает Е.А. Климов, вступает в активное информационное взаимодействие с объектом труда, так как последний сам является субъектом [13].
Опираясь на исследования А.И. Щербакова, мы пришли к выводу о том, что в этих формах труда приёмы и способы действия объекта профессиональной деятельности по отношению к субъекту могут выступать в самых непредвиденных модификациях, требующих от него большой эрудиции, глубокого знания объекта, творческой самостоятельности, высоких нравственных качеств, выдержки и т.п. [28, с. 8].
Определение основных компонентов, составляющих содержание профессиональной направленности, было связано прежде всего с работами П.А. Шавира. Мысль о том, что потребность в профессиональном самоопределении определяет уже возникшие у человека учебные и профессиональные интересы и склонности, убеждения, установки, идеалы представления о жизни, ценностях, заставляет задуматься о путях их развития [27]. Известно, что среди разнообразных мотивов выбора профессии можно выделить непосредственные (творческие, познавательные, профессиональные), органически связанные с содержанием профессиональной деятельности, и опосредованные (социальные, моральные, эстетические, материальные, утилитарные, престижные), не связанные с процессом, результатом деятельности (по классификации Е.М. Павлютенкова).
П.А. Шавир выделяет подобные группы мотивов, определяя их как прямые и побочные, относя к группе прямых мотивов социальные (осознание долга, общественной необходимости труда). Под уровнем профессиональной направленности личности он понимает степень соответствия ведущего мотива предпочтения профессии объективному содержанию профессии. Основной показатель уровня – содержательность и глубина профессионального интереса с учётом его положения в системе мотивов, образующих профессиональную направленность [27].
Для человека-профессионала с высоким уровнем сформированности профессиональной направленности доминирующими в системе мотивов профессиональной деятельности являются те, которые непосредственно связаны с содержанием труда по данной профессии. В этом смысле особую значимость приобретают познавательные интересы (познавательные мотивы), которые мы рассматриваем как ведущие мотивы, обуславливающие выбор профессии. На данную особенность указывают исследования В.В. Чебышевой, Г.И. Щукиной и др. [22, 29].
Несомненно, одной из форм развития профессиональной направленности является обогащение её мотивов: от отдельного мотива до всё более разносторонней системы мотивов, что будет гарантировать более полное удовлетворение, получаемое от реализации такого профессионального намерения. Для характеристики этой формы П.А. Шавир вводит понятие «полнота профессиональной направленности» - круг (разнообразие) мотивов предпочтения профессии [27]. Из этого следует вывод о том, что, определяя полноту, необходимо выделять также ведущий мотив, который, по нашему мнению, будет оказывать наибольшее влияние на выбор профессии.
Развивая проблему профессиональной направленности и уточняя её качественные характеристики, мы опираемся на убедительное обоснование П.А. Шавиром необходимости формирования у личности профессионального интереса. Данная проблема привлекает внимание в связи с тем, что обобщённость профессионального интереса, проявляющаяся в привлекательности для человека видов деятельности, родственных по характеру труда выбираемой профессии, играет существенную роль и в тот период, когда выбор уже сделан.
В результате выбора профессии в русле обобщённого интереса к определённой сфере труда повышаются содержательность и глубина данного профессионального намерения. В данном случае преобладающим мотивом выбора чаще всего становится заинтересованность специфическим, объективным содержанием деятельности, то есть происходит повышение уровня профессиональной направленности. В случае же относительной обособленности профессионального интереса повышается удельный вес второстепенных (в том числе и случайных) мотивов выбора.
Интерес к целой области труда, таким образом, более значим для личности, так как он основывается на более широком круге потребностей, идеалов, установок человека. Тем самым профессиональная направленность приобретает для человека многосторонний смысл, а реализация профессионального намерения (Н.К. Котиленков) приносит ему разностороннее удовлетворение. Целесообразность формирования обобщённого профессионального намерения связана и с тем, что оно обеспечивает оптимальные психологические условия для формирования резервного намерения в русле данного интереса (15).
В
некоторых исследованиях понятие
«профессиональная
Не
считая правомерным такое
При этом мы исходим из того, что основными свойствами общей направленности личности являются избирательность, побудительная активность, регуляция поведения и деятельности.
Взяв
за основу концепцию динамической
функциональной структуры личности
К.К. Платонова, М.А. Углицкая
отражает свойства структур личности,
сознания, деятельности на понятие
«профессиональная
По мнению С.Н. Чистяковой, профессиональная направленность включает потребности, интересы, склонности, способности, мотивы, идеалы, опыт конкретной профессиональной деятельности, знания, умения [26].
К.К. Платоновым определены показатели содержательной характеристики направленности личности: уровень, широта, устойчивость, интенсивность и действенность [22].
Уровень профессиональной направленности соотносится с наличием целей и мотивов профессиональной деятельности, широта, обобщённость зависит от объёма интересов (познавательных интересов, интересов к профессии и т.д.), а устойчивость характеризуется наличием профессионального намерения, которое может сохраниться длительное время. Интенсивность и действенность отличают глубокие эмоциональные переживания по поводу успеха и неуспеха в деятельности, предполагается активное участие в деятельности, максимально приближённой к профессиональной.
Разделяя
точку зрения М.А. Углицкой,
мы считаем, что выделение
названных качеств весьма условно,
так как все они тесно
Интересы и намерения выступают здесь как внешние проявления скрытых внутренних процессов, берущих начало в волевой сфере личности.
В рассмотренных нами работах авторы стремились выделить структурно-функциональные и содержательно-динамические компоненты профессиональной направленности, отдифференцировав профессиональный интерес от склонности, отношения, идеала. Интересна в этом отношении точка зрения С.П. Крегжде. В его концепции профессиональной направленности профессиональный интерес трактуется как «сложный комплекс психических свойств, состояний, процессов, находящихся в определённой взаимозависимости в форме фактора (симптомокомплекса), который стимулирует деятельность человека, связанную с избираемой или приобретённой профессией, и проявляется в избирательной познавательной, эмоциональной и волевой активности при встрече с различными объектами и явлениями действительности». Описывая динамику развития профессиональных интересов, С.П. Крегжде выделяет уровни развития интереса от пассивного, ситуативного и созерцательного (интереса потребителя) до активного интереса деятеля и собственно профессиональный интерес [16, с. 12].
Раскрывая роль профессиональной направленности в развитии личности, исследователи анализируют её функциональные характеристики. В частности, Н.М. Борытко подробно описывает пять функций. Интегральная определяет устойчивость связи внутренних компонентов направленности, благодаря чему во взаимодействии со средой это всегда качественно определённое целостное свойство. Изменение хотя бы одного компонента вызывает изменение других или направленности в целом. Системообразующая функция связана с процессом самореализации личности, определяет её психологический склад, выступает как квинтэссенция самоопределения. Функция целеобразования состоит в том, что она задаёт направления (смысл, цели) развития личности отдельных её сторон в профессиональном труде и подготовке к нему. Функция избирательности обращена к конкретному способу жизнедеятельности человека, выделению сфер занятий, интересов, избирательных стремлении [7].
Благодаря этой функции обеспечивается развитие индивидуальности личности, субъективно-личностной значимости ценностей, активности в социальном опыте и его интерпретации (Н.М. Борытко, В.С. Мерлин). Функция поиска недостающих элементов (способностей, качеств личности, знаний, умений) выступает внутренним побудителем постоянного самосовершенствования, впитывая достижения человеческой культуры [7].
Профессиональная направленность проявляется как доминирующее стремление к быстрой деятельности, которое выражается не только в целенаправленном поведении, но и в целенаправленности всей жизни субъекта, придавая ей определённый смысл. Профессиональная направленность – важная сторона общей направленности личности, сложное образование, которое представляет совокупность потребностей, установок, интересов, целей, склонностей, идеалов, убеждений и определяет выбор жизненных путей [9, с. 9-11].
Общая направленность личности характеризует сферу её потребностей и стремлений, систему её отношений к действительности, другим людям и самой себе, а профессиональная направленность – сферу потребностей и интересов личности, в которой она связана с поведением человека по отношению к профессиональному труду [9, с. 20-21].
Большинство
исследователей подчёркивают трёхмерность
феномена. Интеллектуальная, волевая
и эмоциональная стороны
Профессиональная направленность является типологической характеристикой личности, выражением её целостности, и поэтому исследователи понимают направленность как интегративное качественное образование. Синтез названных структур характеризует духовный облик человека, при этом вся триединая система активно воздействует на свои компоненты, преобразуя их соответственно социально-профессиональному самоопределению личности.
Высокий
уровень профессиональной направленности
пробуждает энергию, творческий
потенциал личности для осуществления
любой программы
Информация о работе Профессиональное самоопределение в юношеском возрасте