Инструкция:
Напротив каждого высказывания зачеркните
цифру, соответствующую степени вашей
способности к этому виду деятельности:
Я
могу (способен, умею,
обладаю навыками):
1
|
Знакомиться с
новыми людьми |
0 1 2 3 |
|
Быть
чутким и доброжелательным |
0 1 2 3 |
Выслушивать
людей |
0 1 2 3 |
Разбираться
в людях |
0 1 2 3 |
Хорошо
говорить и выступать публично
|
0 1 2 3 |
2
|
Искать и
устранять неисправности |
0 1 2 3 |
|
Использовать
приборы, машины, механизмы |
0 1 2 3 |
Разбираться
в технических устройствах
|
0 1 2 3 |
Ловко
обращаться с инструментами
|
0 1 2 3 |
Хорошо
ориентироваться в пространстве
|
0 1 2 3 |
3
|
Быть сосредоточенным
и усидчивым |
0 1 2 3 |
|
Хорошо
считать в уме |
0 1 2 3 |
Преобразовывать
информацию |
0 1 2 3 |
Оперировать
знаками и символами |
0 1 2 3 |
Искать
и исправлять ошибки |
0 1 2 3 |
4
|
Создавать красивые,
со вкусом сделанные вещи |
0 1 2 3 |
|
Разбираться
в литературе и искусстве
|
0 1 2 3 |
Петь,
играть на музыкальных инструментах
|
0 1 2 3 |
Сочинять
стихи, писать рассказы |
0 1 2 3 |
Рисовать
|
0 1 2 3 |
5
|
Разбираться в
животных или растениях |
0 1 2 3 |
|
Разводить
растения или животных |
0 1 2 3 |
Бороться
с болезнями, вредителями |
0 1 2 3 |
Ориентироваться
в природных явлениях |
0 1 2 3 |
Работать
на земле |
0 1 2 3 |
А
|
Быстро выполнять
указания |
0 1 2 3 |
|
Точно
следовать инструкциям |
0 1 2 3 |
Работать
по заданному алгоритму |
0 1 2 3 |
Выполнять
однообразную работу |
0 1 2 3 |
Соблюдать
правила и нормативы |
0 1 2 3 |
Б
|
Создавать новые
инструкции и давать указания |
0 1 2 3 |
|
Принимать
нестандартные решения |
0 1 2 3 |
Легко
придумывать новые способы поведения
|
0 1 2 3 |
Брать
на себя ответственность |
0 1 2 3 |
Самостоятельно
организовывать свою работу |
0 1 2 3 |
|
Приложение
3
Методика
диагностики социально-психологических
установок личности
в мотивационно -
потребностной сфере
О.Ф.Потемкиной.
Инструкция
к тесту: отвечайте на каждый вопрос
«Да», если он верно описывает ваше
поведение и «Нет», если ваше поведение
не соответствует тому, о чем говорится
в вопросе.
Тестовый
материал
Вариант 1
Выявление степени
выраженности социально-психологических
установок, направленных на «альтруизм
– эгоизм», «процесс
– результат»
- Сам процесс
выполняемой работы увлекает Вас больше,
чем этап ее завершения?
- Для достижения
цели Вы обычно не жалеете сил?
- Вам часто
говорят, что Вы больше думаете о других,
чем о себе?
- Вы обычно
много времени уделяете своей особе?
- Вы обычно
долго не решаетесь начать делать то, что
Вам не интересно, даже если это необходимо?
- Вы уверены,
что настойчивости в Вас больше, чем способностей?
- Вам легче
просить за других, чем за себя?
- Вы считаете,
что человек сначала должен думать о себе,
а потом уже о других?
- Заканчивая
интересное дело, Вы часто сожалеете о
том, что интересная работа уже завершена,
а с ней жаль расставаться?
- Вам больше
нравятся деятельные люди, способные достигать
результата, чем просто добрые и отзывчивые?
- Вам трудно
отказать людям, когда они Вас о чемлибо
просят?
- Для себя
Вы делаете что-либо с большим удовольствием,
чем для других?
- Вы испытываете
удовольствие от игры, в которой не нужно
думать о выигрыше?
- Вы считаете,
что успехов в Вашей жизни больше, чем
неудач?
- Вы часто
стараетесь оказать людям услугу, если
у них случилась беда или неприятности?
- Вы убеждены,
что не нужно для кого-либо сильно напрягаться?
- Вы более
всего уважаете людей, способных увлечься
делом по-настоящему?
- Вы часто
завершаете работу вопреки неблагоприятной
обстановке, нехватке времени, помехам
со стороны?
- Для себя
у Вас обычно не хватает ни времени, ни
сил?
- Вам трудно
заставить себя сделатьчто-то для других?
- Вы часто
начинаете одновременно много дел и не
успеваете закончить их до конца?
- Вы считаете,
что имеете достаточно сил, чтобы рассчитывать
на успех в жизни?
- Вы стремитесь
как можно больше сделать для других людей?
- Вы убеждены,
что забота о других часто идет в ущерб
себе?
- Можете ли
Вы увлечься делом настолько, что забываете
о времени и о себе?
- Вам часто
удается довести начатое дело до конца?
- Вы убеждены,
что самая большая ценность в жизни жить
интересами других людей?
- Вы можете
назвать себя эгоистом?
- Бывает, что
Вы, увлекаясь деталями, углубляясь в них,
не можете закончить начатое дело?
- Вы избегаете
встреч с людьми, не обладающими деловыми
качествами?
- Ваша отличительная
черта бескорыстие?
- Свободное
время Вы используете для своих увлечений?
Вариант 2
Выявление степени
выраженности социально-психологических
установок, направленных на «свобода
– власть», «труд
– деньги»
- Вы согласны,
что самое главное в жизни быть мастером
своего дела?
- Вы более
всего дорожите возможностью самостоятельного
выбора решения?
- Ваши знакомые
считают Вас властным человеком?
- Вы согласны,
что люди, которые не умеют заработать
деньги, не стоят уважения?
- Творческий
труд для Вас является главным наслаждением
в жизни?
- Основное
стремление в Вашей жизни свобода, а не
власть и деньги?
- Вы согласны,
что иметь власть над людьми наиболее
важная ценность?
- Ваши друзья
состоятельные в материальном отношении
люди?
- Вы стремитесь,
чтобы все вокруг Вас были заняты увлекательным
делом?
- Вам всегда
удается следовать своим убеждениям вопреки
требованиям со стороны?
- Считаете
ли Вы, что самое важное качество для власти
это ее сила?
- Вы уверены,
что все можно купить за деньги?
- Вы выбираете
друзей по деловым качествам?
- Вы стараетесь
не связывать себя различными обязательствами
перед другими людьми?
- Вы испытываете
чувство негодования, если кто-либо не
подчиняется Вашим требованиям?
- Деньги куда
надежнее, чем власть и свобода?
- Вам бывает
невыносимо скучно без любимой работы?
- Вы убеждены,
что каждый должен обладать свободой в
рамках закона?
- Вам легко
заставить людей делать то, что Вы хотите?
- Вы согласны,
что лучше иметь высокую зарплату, чем
высокий интеллект?
- В жизни Вас
радует только отличный результат работы?
- Самое главное
стремление в Вашей жизни быть свободным?
- Вы считаете
себя способным руководить большим коллективом?
- Является
ли для Вас заработок главным стремлением
в жизни?
- Любимое
дело для Вас ценнее, чем власть и деньги?
- Вам обычно
удается отвоевать свое право на свободу?
- Испытываете
ли Вы жажду власти, стремление руководить?
- Вы согласны,
что деньги “не пахнут” и неважно, как
они заработаны?
- Даже бывая
на отдыхе, Вы не можете не работать?
- Вы готовы
многим жертвовать, чтобы быть свободным?
- Вы чувствуете
себя хозяином в своей семье?
- Вам трудно
ограничить себя в денежных средствах?
- Ваши друзья
и знакомые ценят Вас как специалиста?
Приложение
4
Математическая
обработка
Обработка анкеты
«Ориентация» (И.Л.Соломина). Из пяти типов
профессии чаще всего были выбраны
две «человек-человек» и «человек
техника». Результаты этих двух групп
указаны в таблице № 1.
Таблица
№ 1
№ |
Выборка 1
Человек-человек |
Выборка 2
Человек-техника |
1. |
15 |
15 |
2. |
15 |
14 |
3. |
14 |
12 |
4. |
14 |
12 |
5. |
13 |
11 |
6. |
12 |
11 |
7. |
11 |
10 |
8. |
11 |
|
9. |
10 |
|
10. |
10 |
|
11. |
10 |
|
12. |
9 |
|
13. |
9 |
|
14. |
8 |
|
Задача 1.
Далее сравниваю
результаты по методике Личностный дифференциал
по фактору оценка, критерий Манна-Уитни.
№ |
Оценка по типу
человек-человек |
Оценка по типу
человек техника |
1 |
18 |
12 |
2 |
11 |
13 |
3 |
13 |
20 |
4 |
12 |
7 |
5 |
14 |
3 |
6 |
18 |
11 |
7 |
13 |
12 |
8 |
10 |
|
9 |
7 |
|
10 |
18 |
|
11 |
15 |
|
12 |
11 |
|
13 |
15 |
|
14 |
13 |
|
№ |
Выборка 1 |
Ранг 1 |
Выборка 2 |
Ранг 2 |
1 |
18 |
19 |
12 |
9 |
2 |
11 |
6 |
13 |
12.5 |
3 |
13 |
12.5 |
20 |
21 |
4 |
12 |
9 |
7 |
2.5 |
5 |
14 |
15 |
3 |
1 |
6 |
18 |
19 |
11 |
6 |
7 |
13 |
12.5 |
12 |
9 |
8 |
10 |
4 |
|
|
9 |
7 |
2.5 |
|
|
10 |
18 |
19 |
|
|
11 |
15 |
16.5 |
|
|
12 |
11 |
6 |
|
|
13 |
15 |
16.5 |
|
|
14 |
13 |
12.5 |
|
|
Суммы: |
|
170 |
|
61 |
|
Общая сумма
рангов: 170 + 61 = 231. Расчётная сумма:
Σ R i
= N ∙ ( N + 1 ) / 2 = 21 ∙ ( 21 + 1 ) / 2 = 231
Теперь сформулируем
гипотезы: