Профессиональное самоопределение в юношеском возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 15:45, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучить особенности профессионального самоопределения личности в юношеском возрасте.
Объект исследования – процесс профессионального самоопределения.
Предмет исследования - психологические особенности процесса профессионального самоопределения в юношеском возрасте.
Гипотеза: формирование профессионального самоопределения личности зависит от уровня самооценки, направленности личности и личностных характеристик.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….….3
Глава I. Теоретические предпосылки исследования профессионального самоопределения ……………………………………………………………..6
1.1.Профессиональное самоопределение в психолого-педагогической литературе ………………………………………………………………….....6
1.2.Психологическая характеристика юношеского возраста ………….…......16
1.3.Факторы профессионального самоопределения личности в юношеском возрасте …………………………………………………………………..…..20
Выводы по первой главе ………………….…………………………………….24
Глава II. Эмпирическое исследование профессионального самоопределения в юношеском возрасте ............................................................................................26
2.1. Организация и методы эмпирического исследования профессионального
самоопределения в юношеском возрасте ………………………………...26
2.2.Анализ результатов эмпирического исследования профессионального
самоопределения в юношеском возрасте………………………………….30
Выводы по второй главе ………………………………………………………..40
Заключение ………………………………………………………………………42
Список использованной литературы …………………………………………..44
Приложение………………………………………………………………………47

Работа содержит 1 файл

курсовая Ганиевой Айгуль М. Профессиональное самоопределение.docx

— 234.13 Кб (Скачать)

 

    Инструкция: Напротив каждого высказывания зачеркните цифру, соответствующую степени вашей способности к этому виду деятельности:

    0 - вовсе нет; 

    1 - пожалуй,  так; 

    2 - верно; 

    3 - совершенно  верно. 

    Я могу (способен, умею, обладаю навыками):

    1 Знакомиться с  новыми людьми 0 1 2 3         
    Быть  чутким и доброжелательным 0 1 2 3
    Выслушивать людей  0 1 2 3
    Разбираться в людях  0 1 2 3
    Хорошо  говорить и выступать публично 0 1 2 3
    2 Искать и  устранять неисправности  0 1 2 3   
    Использовать  приборы, машины, механизмы  0 1 2 3
    Разбираться в технических устройствах  0 1 2 3
    Ловко обращаться с инструментами  0 1 2 3
    Хорошо  ориентироваться в пространстве 0 1 2 3
    3 Быть сосредоточенным  и усидчивым  0 1 2 3   
    Хорошо  считать в уме  0 1 2 3
    Преобразовывать информацию 0 1 2 3
    Оперировать знаками и символами  0 1 2 3
    Искать  и исправлять ошибки 0 1 2 3
    4 Создавать красивые, со вкусом сделанные вещи 0 1 2 3   
    Разбираться в литературе и искусстве  0 1 2 3
    Петь, играть на музыкальных инструментах 0 1 2 3
    Сочинять  стихи, писать рассказы 0 1 2 3
    Рисовать  0 1 2 3
    5 Разбираться в  животных или растениях  0 1 2 3   
    Разводить растения или животных 0 1 2 3
    Бороться  с болезнями, вредителями  0 1 2 3
    Ориентироваться в природных явлениях 0 1 2 3
    Работать  на земле  0 1 2 3
    А Быстро выполнять  указания 0 1 2 3   
    Точно следовать инструкциям  0 1 2 3
    Работать  по заданному алгоритму  0 1 2 3
    Выполнять однообразную работу 0 1 2 3
    Соблюдать правила и нормативы  0 1 2 3
    Б Создавать новые  инструкции и давать указания 0 1 2 3   
    Принимать нестандартные решения  0 1 2 3
    Легко придумывать новые способы поведения  0 1 2 3
    Брать на себя ответственность  0 1 2 3
    Самостоятельно  организовывать свою работу 0 1 2 3

 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 3

Методика  диагностики социально-психологических  установок личности в мотивационно - потребностной сфере О.Ф.Потемкиной.

Инструкция  к тесту: отвечайте на каждый вопрос «Да», если он верно описывает ваше поведение и «Нет», если ваше поведение не соответствует тому, о чем говорится в вопросе.

Тестовый  материал

Вариант 1

Выявление степени  выраженности социально-психологических  установок, направленных на «альтруизм – эгоизм», «процесс – результат»

  1. Сам процесс выполняемой работы увлекает Вас больше, чем этап ее завершения?
  2. Для достижения цели Вы обычно не жалеете сил?
  3. Вам часто говорят, что Вы больше думаете о других, чем о себе?
  4. Вы обычно много времени уделяете своей особе?
  5. Вы обычно долго не решаетесь начать делать то, что Вам не интересно, даже если это необходимо?
  6. Вы уверены, что настойчивости в Вас больше, чем способностей?
  7. Вам легче просить за других, чем за себя?
  8. Вы считаете, что человек сначала должен думать о себе, а потом уже о других?
  9. Заканчивая интересное дело, Вы часто сожалеете о том, что интересная работа уже завершена, а с ней жаль расставаться?
  10. Вам больше нравятся деятельные люди, способные достигать результата, чем просто добрые и отзывчивые?
  11. Вам трудно отказать людям, когда они Вас о чемлибо просят?
  12. Для себя Вы делаете что-либо с большим удовольствием, чем для других?
  13. Вы испытываете удовольствие от игры, в которой не нужно думать о выигрыше?
  14. Вы считаете, что успехов в Вашей жизни больше, чем неудач?
  15. Вы часто стараетесь оказать людям услугу, если у них случилась беда или неприятности?
  16. Вы убеждены, что не нужно для кого-либо сильно напрягаться?
  17. Вы более всего уважаете людей, способных увлечься делом по-настоящему?
  18. Вы часто завершаете работу вопреки неблагоприятной обстановке, нехватке времени, помехам со стороны?
  19. Для себя у Вас обычно не хватает ни времени, ни сил?
  20. Вам трудно заставить себя сделатьчто-то для других?
  21. Вы часто начинаете одновременно много дел и не успеваете закончить их до конца?
  22. Вы считаете, что имеете достаточно сил, чтобы рассчитывать на успех в жизни?
  23. Вы стремитесь как можно больше сделать для других людей?
  24. Вы убеждены, что забота о других часто идет в ущерб себе?
  25. Можете ли Вы увлечься делом настолько, что забываете о времени и о себе?
  26. Вам часто удается довести начатое дело до конца?
  27. Вы убеждены, что самая большая ценность в жизни жить интересами других людей?
  28. Вы можете назвать себя эгоистом?
  29. Бывает, что Вы, увлекаясь деталями, углубляясь в них, не можете закончить начатое дело?
  30. Вы избегаете встреч с людьми, не обладающими деловыми качествами?
  31. Ваша отличительная черта бескорыстие?
  32. Свободное время Вы используете для своих увлечений?

Вариант 2

Выявление степени  выраженности социально-психологических  установок, направленных на «свобода – власть», «труд – деньги»

  1. Вы согласны, что самое главное в жизни быть мастером своего дела?
  2. Вы более всего дорожите возможностью самостоятельного выбора решения?
  3. Ваши знакомые считают Вас властным человеком?
  4. Вы согласны, что люди, которые не умеют заработать деньги, не стоят уважения?
  5. Творческий труд для Вас является главным наслаждением в жизни?
  6. Основное стремление в Вашей жизни свобода, а не власть и деньги?
  7. Вы согласны, что иметь власть над людьми наиболее важная ценность?
  8. Ваши друзья состоятельные в материальном отношении люди?
  9. Вы стремитесь, чтобы все вокруг Вас были заняты увлекательным делом?
  10. Вам всегда удается следовать своим убеждениям вопреки требованиям со стороны?
  11. Считаете ли Вы, что самое важное качество для власти это ее сила?
  12. Вы уверены, что все можно купить за деньги?
  13. Вы выбираете друзей по деловым качествам?
  14. Вы стараетесь не связывать себя различными обязательствами перед другими людьми?
  15. Вы испытываете чувство негодования, если кто-либо не подчиняется Вашим требованиям?
  16. Деньги куда надежнее, чем власть и свобода?
  17. Вам бывает невыносимо скучно без любимой работы?
  18. Вы убеждены, что каждый должен обладать свободой в рамках закона?
  19. Вам легко заставить людей делать то, что Вы хотите?
  20. Вы согласны, что лучше иметь высокую зарплату, чем высокий интеллект?
  21. В жизни Вас радует только отличный результат работы?
  22. Самое главное стремление в Вашей жизни быть свободным?
  23. Вы считаете себя способным руководить большим коллективом?
  24. Является ли для Вас заработок главным стремлением в жизни?
  25. Любимое дело для Вас ценнее, чем власть и деньги?
  26. Вам обычно удается отвоевать свое право на свободу?
  27. Испытываете ли Вы жажду власти, стремление руководить?
  28. Вы согласны, что деньги “не пахнут” и неважно, как они заработаны?
  29. Даже бывая на отдыхе, Вы не можете не работать?
  30. Вы готовы многим жертвовать, чтобы быть свободным?
  31. Вы чувствуете себя хозяином в своей семье?
  32. Вам трудно ограничить себя в денежных средствах?
  33. Ваши друзья и знакомые ценят Вас как специалиста?
 
 
 

     Приложение 4

     Математическая  обработка

Обработка анкеты «Ориентация» (И.Л.Соломина). Из пяти типов  профессии чаще всего были выбраны  две «человек-человек» и «человек техника». Результаты этих двух групп  указаны в таблице № 1.

Таблица № 1

Выборка 1

Человек-человек

Выборка 2

Человек-техника

1. 15 15
2. 15 14
3. 14 12
4. 14 12
5. 13 11
6. 12 11
7. 11 10
8. 11  
9. 10  
10. 10  
11. 10  
12. 9  
13. 9  
14. 8  

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Задача 1.

Далее сравниваю  результаты по методике Личностный дифференциал по фактору оценка, критерий Манна-Уитни.

Оценка по типу человек-человек Оценка по типу человек техника
1 18 12
2 11 13
3 13 20
4 12 7
5 14 3
6 18 11
7 13 12
8 10  
9 7  
10 18  
11 15  
12 11  
13 15  
14 13  

Выборка 1 Ранг 1 Выборка 2 Ранг 2
1 18  19  12 
2 11  13  12.5 
3 13  12.5  20  21 
4 12  2.5 
5 14  15 
6 18  19  11 
7 13  12.5  12 
8 10     
9 2.5     
10 18  19     
11 15  16.5     
12 11     
13 15  16.5     
14 13  12.5     
Суммы:   170   61

 
Общая сумма  рангов: 170 + 61 = 231. Расчётная сумма:

Σ R i = N ∙ ( N + 1 ) / 2 = 21 ∙ ( 21 + 1 ) / 2 = 231

Теперь сформулируем гипотезы:

Информация о работе Профессиональное самоопределение в юношеском возрасте