Профессиональное самоопределение в юношеском возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 15:45, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучить особенности профессионального самоопределения личности в юношеском возрасте.
Объект исследования – процесс профессионального самоопределения.
Предмет исследования - психологические особенности процесса профессионального самоопределения в юношеском возрасте.
Гипотеза: формирование профессионального самоопределения личности зависит от уровня самооценки, направленности личности и личностных характеристик.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….….3
Глава I. Теоретические предпосылки исследования профессионального самоопределения ……………………………………………………………..6
1.1.Профессиональное самоопределение в психолого-педагогической литературе ………………………………………………………………….....6
1.2.Психологическая характеристика юношеского возраста ………….…......16
1.3.Факторы профессионального самоопределения личности в юношеском возрасте …………………………………………………………………..…..20
Выводы по первой главе ………………….…………………………………….24
Глава II. Эмпирическое исследование профессионального самоопределения в юношеском возрасте ............................................................................................26
2.1. Организация и методы эмпирического исследования профессионального
самоопределения в юношеском возрасте ………………………………...26
2.2.Анализ результатов эмпирического исследования профессионального
самоопределения в юношеском возрасте………………………………….30
Выводы по второй главе ………………………………………………………..40
Заключение ………………………………………………………………………42
Список использованной литературы …………………………………………..44
Приложение………………………………………………………………………47

Работа содержит 1 файл

курсовая Ганиевой Айгуль М. Профессиональное самоопределение.docx

— 234.13 Кб (Скачать)

     Профессионального самоопределения охватывает длительный период жизни человека — от появления  зачатков профессиональных интересов  и склонностей в детском возрасте до окончательного утверждения в  избранной сфере профессиональной деятельности в годы зрелости. На протяжении этого периода происходит не только собственно профессиональное, но и  социальное, а вместе с тем и  жизненное самоопределение личности.

     Таким образом, процесс профессионального самоопределения составляет основное содержание развития личности в годы ранней юности, то формирование профессиональной направленности образует основное содержание самоопределения. Соответственно очевидно, что первое необходимое условие формирования профессиональной направленности состоит в возникновении избирательно-положительного отношения человека к профессии или к отдельной ее стороне. Речь идет о возникновении субъективного отношения, а не о тех объективных связях, которые могут иметь место между человеком и профессией (в том числе ее отражение в искусстве, литературе, содержании учебного программного материала и т.п.). 

    1.2.Психологическая характеристика юношеского возраста 

     В социологической литературе возрастная периодизация основывается главным образом на изменении общественного положения и социальной деятельности личности, причем характеристика дается на свойствах юношества как социально - демографической группы.

     Черты личности в юношеском возрасте определяются теми психологическими новообразованиями, которые порождаются еще в подростковом возрасте: усиление интереса к своей собственной личности, стремление к самостоятельности взрослости; проявление критичности и т.д., но они несколько видоизменятся. Поскольку процессы физического, психического и социального созревания протекают неравномерно и разновременно, хронологические границы, отделяющие юность от подросткового возраста и от взрослости, весьма подвижны и определяются психологами по-разному.

     Психологи разграничивают подростковый возраст (отрочество) и юность, но хронологические грани этих периодов частично пресекаются. Никто не назовет 11-13 -летнего мальчика юношей, 18-19 -летнего юношу - подростком. А вот возраст между 14-15 и 16-17 годами в одних случаях определяется как ранняя юность, в других - как конец отрочества. В научной литературе по возрастной психологии и физиологии приняты периоды юношества с 17 лет до 20 лет [7].

     Юность  –  период  развития  человека,  соответствующий  переходу  от  возраста  подросткового  к самостоятельной  взрослой  жизни.

     Стабилизация многих физиологических функций, формирование телесной конституции, свойственной взрослому человеку, позволяет юношам и девушкам участвовать в различных видах производственного труда. Трудовая деятельность способствует обогащению теоретических знаний, полученных во время учебы, расширению кругозора, а главное - формированию качеств необходимых для будущей профессиональной деятельности, для самореализации.

     В этом возрасте учебная  деятельность  становится  учебно-профессиональной,  реализующей  профессиональные  и личностные устремления юношей и девушек. Л.И. Божович определяет старший школьный возраст как юношеский, сосредоточив свое внимание на:

· развитии мотивационной сферы личности;

· определение  старшеклассников своего места в  жизни и внутренней позиции;

· формировании мировоззрения и его влияния  на познавательную деятельность;

· самосознания и морального сознания [8].

     Ведущее место у старшеклассников занимают мотивы, связанные с  самоопределением  и  подготовкой  к  самостоятельной  жизни,  с  дальнейшим  образованием  и самообразованием. Эти мотивы приобретают личностный смысл и становятся значимыми.

     Таким образом, основную  задачу  юношеского  возраста  составляет  самоопределение – социальное,  личностное,  профессиональное,  духовно-практическое (К. А. Абульханова-Славская,  В. А. Аванесов, С.Я. Батышев, В. В. Водзинская, Е. И. Головаха, Э.Ф. Зеер, E.A. Климов,  И.С. Кон, Л.М. Митина, Н.С. Пряжников,  Л.Д. Столяренко и др.).

     В юности появляется способность к  построению жизненных планов формированию жизненных целей, установка на сознательное построение собственной жизни. Жизненные  планы, которые начали формироваться  еще в старшем школьном возрасте, теперь становятся более реалистичными, более детально проработанными. Они  уже не так расплывчаты, подкреплены  серьезными основаниями, обдуманы, более  реалистичны. В отличие от подростков юноши более четко разграничивают возможное и желаемое.

     Жизненный план – «постепенно развертывающаяся последовательность поступков и действий, которые человек намерен совершить в будущем» [1, с. 268], «широкое понятие, которое охватывает всю сферу личного самоопределения (род занятий, стиль жизни, уровень притязаний, уровень доходов и т.д.)» [5, с. 273]. Как отмечают отечественные психологи, и в том числе И. Кон, жизненные планы молодых людей и девушек могут быть очень противоречивыми. Т.е. достаточно реалистичные ожидания, связанные с будущей профессией и семейной жизнью, у юношей и девушек часто сочетаются с завышенными ожиданиями в плане материального достатка и карьерного роста.

     И планы и цели (которые представляют собой осознанные образы предвосхищаемого, желаемого результата, на достижение которого направлено действие человека) в юношеском возрасте пока еще  очень неустойчивы. Под влиянием неудач, каких-то переживаний и даже просто мнений значимых людей они могут легко корректироваться или даже полностью меняться.

     Готовность  к  самоопределению – это основное  новообразование  ранней юности. В основе процесса самоопределения лежит выбор будущей сферы профессиональной  деятельности.  Однако  профессиональное  самоопределение  сопряжено  с  задачами социального  и  личностного  самоопределения, с  определением  жизненных  перспектив,  с  проектированием будущего [21]. 

     В то же время процесс самоопределения  в этом возрасте связан с интенсивным  развитием самосознания юноши. Исследованиями особенностей развития самосознания в юности занимались Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, Л. С. Выготскогий, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, П. Р. Чаматы, И. И. Чеснокова, Е. В. Шорохова, С. Я. Батышева, В. В. Водзинская и др. Самосознание проявляется в открытии  своего  внутреннего мира  во  всей  его индивидуальной целостности и уникальности;  стремлении  к самопознанию; формировании личной идентичности, чувстве индивидуальной  самотождественности, преемственности  и  единства;  самоуважении; становлении личностного  способа  бытия,  принятии  на  себя личной ответственности.

     Как  отмечают  исследователи (К. А. Абульханова-Славская,  В. А. Аванесов, С.Я. Батышев, В. В. Водзинская, Е. И. Головаха, Э.Ф. Зеер, E.A. Климов,  И.С. Кон, Л.М. Митина, Н.С. Пряжников,  Л.Д. Столяренко и др.), при  переходе  от  подросткового возраста   к  юношескому  происходит изменение в отношении к будущему, формируются жизненные  планы. В содержании  планов юношей, как  отмечает И.С. Кон,  существует  ряд  противоречий. В  своих  ожиданиях,  связанных  с  будущей профессиональной  деятельностью и семьей, юноши и девушки  достаточно  реалистичны. Но в сфере образования, социального продвижения и материального благополучия их притязания зачастую завышены. При этом  высокий уровень  притязаний  не  подкрепляется  столь  же  высоким уровнем профессиональных устремлений. Главное противоречие  жизненной перспективы юношей и девушек – недостаточная самостоятельность и готовность к самоотдаче ради будущей реализации своих жизненных целей [14]. Необходимость выбора дальнейшего жизненного пути, избрание той или иной профессии является наиболее важной особенностью этого возраста. Выбор профессии и типа учебного заведения неизбежно дифференцирует жизненные пути юношей и девушек.

     Итак, переход от подросткового к юношескому возрасту связан с резкой сменой внутренней позиции, когда обращенность в будущее становится основной направленностью личности и проблемы выбора профессии, дальнейшего жизненного пути, самоопределения, обретения своей идентичности превращаются в «аффективный центр» жизненной ситуации, вокруг которого начинают вращаться вся деятельность, все интересы подростка. В юношеском возрасте психическое развитие есть врастание индивидуальной психики в объективный и нормативный дух данной эпохи, врастание в культуру, когда индивид конституирует себя как представителя определенного поколения. 

     1.3.Факторы профессионального самоопределения личности в юношеском возрасте 

     По  мнению одного из ведущих специалистов в области  психологии  труда  Е.А. Климова, профессиональный выбор  определяется восемью основными  факторами. Это: позиция старших,  семьи;  позиция  сверстников;  позиция школьного педагогического  коллектива (учителя, классные руководители и  т.д.); личные  профессиональные  и жизненные  планы;  способности  и их проявления; притязание на общественное признание; информированность о  той или иной профессиональной деятельности; склонности [12, С.124].

     Влияние родителей, которые разными способами оказывают свое воздействие: прямое наследование профессии родителей, продолжение семейного бизнеса; родители оказывают влияние, обучая своей профессии; родители влияют на интересы и занятия детей с самого раннего возраста, поощряя или осуждая их интересы и увлечения, воздействуя своей семейной атмосферой; родители воздействуют своим примером; родители направляют, или ограничивают выбор своих детей, настаивая на продолжении или прекращении обучения, на определенной школе или вузе, определенной специализации (внутренние мотивы родителей могут быть при этом различны: неосознанное желание родителей осуществить свои профессиональные мечты через детей; неверие в возможности ребенка; материальные соображения; желание, чтобы ребенок достиг более высокого социального статуса и пр.); на выбор детей оказывает влияние также то, как родители оценивают тот или иной вид деятельности, определенные профессии. Когда уровень образования матери или профессиональный статус отца достаточно высоки, это способствует согласию детей с их мнением по поводу выбора профессии [9].

     Влияние друзей и учителей. Фактически большинство молодых людей согласуют свои профессиональные планы и с родителями, и с друзьями (под влиянием друзей могут за компанию идти в то или иное учебное профессиональное учреждение). 39% опрошенных отмечают, что на их профессиональный выбор оказали влияние учителя в старших классах. Но влияние родителей сильнее, чем влияние учителей.

     Полоролевые стереотипы. На выбор молодыми людьми специальности в значительной степени влияют ожидания общества по поводу того, какую работу должны осуществлять мужчины, а какую - женщины. Полоролевые стереотипы могут способствовать тому, что юноши проявляют больший интерес к научно-техническим дисциплинам, а девушки более склонны к сфере искусства или обслуживания.

     Среди  субъективных  факторов, влияющих  на  выбор профессии,  особо отмечают уровень интеллекта человека, его способности и направленность  интересов. Ряд специалистов считает, что для каждой профессии  существуют  свои  критические параметры  интеллекта,  поэтому  люди с более низкими умственными показателями не могут успешно справляться с функциональным содержанием данной профессии. Кроме того, развитый интеллект позволяет человеку критично и  реалистично  соотносить себя с  предъявляемыми  требованиями, успешно  обучаться,  учитывая  опыт своей  профессиональной  деятельности. Известно,  что  выбор  профессии,  профессиональное  самоопределение  требует  высокой  активности  субъекта  и зависят от степени развития его контрольно – оценочной сферы [12, С.138].

     Уровень умственных способностей. Важным фактором профессионального выбора являются умственные способности, уровень интеллекта молодого человека, который определяет его способность принимать решения. Многие юноши делают нереалистические выборы, мечтают о высокопрестижных профессиях, для которых у них нет необходимых данных. Способность человека достичь успеха в выбранной работе зависит от уровня его интеллекта. Ряд специалистов считают, что для каждой профессии существуют свои критические параметры интеллекта, поэтому люди с более низким интеллектом успешно справиться с данной профессией не смогут. Но высокий коэффициент интеллекта еще не гарантия профессионального успеха. Интерес, мотивация, другие способности и личные качества определяет его успех не в меньшей степени, чем интеллект. Различные профессии требуют специфических способностей. Наличие определенных способностей может оказаться решающим фактором для достижения быстрого успеха в избранной сфере деятельности, дает возможность получить хорошие результаты после соответствующего обучения и приобретения необходимого опыта [19].

     Структура интересов человека. Интерес является еще одним важным фактором успеха в профессиональной деятельности. Исследования показывают, что чем более люди заинтересованы в выполняемой ими работе, тем лучше будут результаты их труда. Вероятность успеха при прочих равных условиях выше у тех из начинающих свою карьеру работников, чьи интересы в большей степени подобны интересам тех, кто уже добился призвания в данной области. На этом основано тестирование интереса к профессии: для предсказания успеха оценивается сходство групп интересов тестируемых с интересами людей, добившихся успеха в какой-либо области. С интересом к избранной области должны сочетаться и интеллект, и способности, и возможности, и другие факторы. Например, заинтересованность в той или иной деятельности еще не означает, что существуют вакансии, позволяющие ею заниматься, т.е. наличие интереса и свободных рабочих мест не всегда совпадают [16].

Информация о работе Профессиональное самоопределение в юношеском возрасте