Проблемы межличностных отношений младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 15:12, курсовая работа

Описание работы

Цель работы заключается в выявлении и изучении особенностей межличностных отношений, их динамики в течение периода начального обучения.
Задачи настоящего исследования следующие:
1. осуществить наблюдение за взаимодействиями детей в различных ситуациях на разных этапах младшего школьного возраста;
2. разработать экспериментальные методики, адекватные для младшего школьного возраста, выявляющие проблемы общения и межличностных отношений;
3. сравнить проблемы общения и межличностных отношений детей 1 и 4 классов с целью выявления динамики отношений на протяжении периода обучения в начальной школе;
4. выделить индивидуальные типы отношения к сверстнику

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА .
1.1. Психологические особенности младшего школьного возраста
1.2. Особенности развития межличностных отношений младших школьников со сверстниками и взрослыми
1.3. Исследование рефлексии младших школьников в личностной сфере
1.4. Изучение нравственной направленности и характера моральных суждений младших школьников
1.5. Исследование межличностных отношений в современной и отечественной психологии
ГЛАВА II.ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ СО СВЕРСТНИКАМИ.
2.1 Описание особенностей взаимодействия детей на разных этапах младшего школьного возраста
2.2 Экспериментальное изучение межличностных отношений младших школьников
2.3 Индивидуальные типы отношения к сверстнику в младшем школьном возрасте
Выводы по исследованию
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая2 (Автосохраненный).docx

— 115.36 Кб (Скачать)

2. Устойчивых отношений,  дружеских пар в 1 классе мало, граница между участниками учебного  коллектива и другими людьми  слабо дифференцирована. В 4-ом  же классе много дружеских  пар, детей, симпатизирующих друг  другу. Существует чувство общности, целостности учебного коллектива. Ребятами осознаётся место каждого  ученика в классной иерархии.

3. Направленность действий  и поведение первоклассников  в большинстве случаев продиктованы  желанием привлечь внимание учителя  и ориентацией на его мнение. Можно сказать, что учащиеся 4 класса в своих поступках больше  ориентируются на сверстника, на  построение отношений с ним.

4. Несмотря на некоторую  эгоцентричность и обращенность первоклассников на педагога, они могут, как предложить свою помощь сверстнику, так и обратиться за ней. Но в такой ситуации предпочтительнее всего либо сверстник, которого похвалил учитель, либо приятель. Четвероклассники охотно помогают друг другу, в своем стремлении оказать помощь могут даже нарушить учебную норму (например, подсказать).

5. Первоклассники в большей  степени обнаруживают склонность  к тщательному соблюдению учебных  норм и правил, ориентацию на  них в построении своего поведения  и оценке поведения другого.  В 4-ом же классе дети не так сильно ориентируются на правило. Они уже могут оценить способности и возможности другого, сравнивая себя с ним.

Эти факты могут говорить о ярко выраженной возрастной динамике межличностных отношений на протяжении младшего школьного возраста. В общих  чертах её можно рассматривать как  движение от ярко выраженной конкурентности к сотрудничеству и взаимопомощи, от обособленности и противопоставленности сверстнику к связи и общности с ним.

Если в 1 классе другой ребёнок - предмет сравнения и самоутверждения, то для четвероклассника сверстник - партнёр по общению и совместной деятельности.

Данная тенденция подтверждается следующими фактами:

1. Во взаимоотношениях  первоклассников в ситуации эксперимента  преобладает высокая степень  эмоциональной вовлечённости, во взаимоотношениях четвероклассников наибольшую выраженность имеет средняя степень эмоционального отношения к сверстнику.

2. В 1 классе эмоциональная  вовлечённость носит преимущественно отрицательный характер, т.е. чаще встречалось огорчение из-за успеха другого, поддержка взрослого в отрицательной оценке деятельности товарища, хвастовство и т.п. В 4 классе, напротив, чаще встречается положительная выраженность эмоционального отношения, т.е. дети защищают товарища, радуются его успеху, эмоционально поддерживают, дают позитивные оценки.

3. И в 1-ом, и в 4-ом  классах одинаково высокую выраженность  получил конкурентный характер  отношения к сверстнику, это значит, что дети чаще демонстрируют  неадекватные реакции на похвалу  и порицание другого, неоказание  помощи и т.п. Просоциальные действия подчас оказываются из-за опасения, что товарищ окажется успешнее (быстрее соберёт, лучше нарисует).

4. В 1 классе наибольшую  выраженность получил такой показатель  просоциальности поведения как направленность действий на себя, тогда как в 4 классе, напротив, совершается больше действий, направленных на сверстника.

Это может говорить о том, что для первоклассников приоритетней собственная деятельность и интересы, а для четвероклассников большее  значение имеет деятельность и переживания  товарища.

Отношение к сверстнику младших  школьников имеет определённые возрастные особенности, характерные для разных этапов этого возраста. Наши результаты могут свидетельствовать о том, что наиболее яркой отличительной  особенностью отношений младших  школьников является ориентация на нормы  поведения. Действия, направленные на сверстника, часто побуждаются стремлением  соответствовать правильному образцу  действия, стремлению быть хорошим. На принятие решения о совершении просоциального поступка, как в 1-ом, так и в 4-ом классах часто влияет представление детей о том, как надо поступать в той или иной ситуации, их знание нравственных норм и различных правил. Общее число соблюдения норм и правил в 1-ом классе больше, чем в 4-ом, причём - в 1 классе преобладают случаи уточнения правила и фиксации на нём, а четвероклассники чаще соблюдают моральные нормы. Также, первоклассники больше, чем учащиеся 4 класса ориентируются на оценку своей деятельности взрослым и чаще совершают просоциальные поступки по примеру взрослого.

Вышесказанное объясняется  возрастными особенностями младшего школьника, связанными с развитием  рефлексии, самоосознания, нравственной позиции, самооценки и способов действий (Н.Е. Анкундинова, Л.И. Божович, М.Е. Боцманова, Н.С. Евланова, А.В. Захарова, Н.М. Трунова, Н.Е. Фокина, Г.А. Якобсон и др.).

Вместе с тем, нормативная  ориентация на протяжении младшего школьного  возраста существенно изменяется. Если в начале обучения в младших классах  школы главным критерием правильности поведения является оценка взрослого, то к концу младшего школьного  возраста нормативное поведение  приобретает самостоятельное значение, независящее от оценки, также степень  ориентации на соблюдение норм и правил несколько снижается. Так, если в 1 классе зарегистрировано 67 случаев нормативного поведения, то в 4 классе - 39.

Эта динамика подтверждается также и изменением индивидуальных типов отношения. Несмотря на общие  возрастные характеристики, нами были выявлены определённые индивидуальные варианты отношения к сверстнику.

Среди них следующие устойчивые типы:

1. Конкурентный тип отношения.

Характерной чертой поведения  таких детей является то, что большинство  проблемных ситуаций ими решается в  свою пользу. Наблюдается демонстрация своих преимуществ, сравнение с  превознесением себя, ирония по поводу способностей сверстника. Действия в  основном направлены на себя, в редких случаях - на товарища. При этом интерес  к нему в большинстве своём  выражается слабо, а эмоциональная  вовлечённость носит преимущественно отрицательный характер. Нередко реакция на похвалу и порицание другого имеет неадекватный характер. Введение соревновательного мотива в решении заданий обостряет стремление конкурировать.

2. Сочувствующий тип отношения.

Главной чертой поведения  таких детей является наличие  достаточно высокой степени эмоциональной  и практической вовлечённости в деятельность другого, имеющей положительную окраску. Эти дети сочувствуют сверстнику, эмоционально поддерживают его, дают советы, стремятся помочь. Действия и интерес в большинстве случаев направлен на сверстника. Такие ребята к порицанию и похвале сверстника относятся адекватно. Иногда они сравнивают и оценивают результаты деятельности, но не затрагивают при этом личности сверстника. Участие в соревновании этих детей мало интересует, нередко они к концу выполнения задания вообще забывают об условии времени, как и о роли проверяющего.

3. Неустойчивый тип отношения.

Отличительной характеристикой  детей с данным типом отношения  к сверстнику является то, что у  них не наблюдается определённой стратегии поведения в эксперименте. Оно постоянно колеблется - в одних  случаях поведение соучастливое, сочувствующее, в других - носит конкурентный характер. Эти дети с интересом наблюдают за сверстником, но никогда не забывают о собственном задании, имеют склонность к обдумыванию решения.

Вовлечённость здесь имеет неустойчивую выраженность. Возможно, этот тип отношения к сверстнику для какой-то части детей правильней было бы назвать лабильным, т.к. ими часто совершается лавирование и подстройка под ситуацию и сверстника, о чём говорит преимущественное количество действий, направленных на товарища.

4. Нормативный тип отношения.

Главным признаком данного  типа отношения является ориентировка на соблюдение различных правил и  норм (учебных, поведенческих, дружеских - как можно и как нельзя поступать). Такие дети как бы ощупывают границы, в пределах, которых им позволено действовать. Как правило, учащиеся с данным типом отношения эмоционально сильно включены в деятельность другого, выраженность такого интереса преимущественно положительная. Но направленность действий и характер отношения к сверстнику неустойчивы и меняются в зависимости от того, как сверстник поступает, насколько «правильно». Они могут оценить поступок с точки зрения морали, что часто реализуется в просоциальном поведении.

Данные типы были обнаружены как в 1-ом, так и в 4-ом классе, но количество представленности этих типов  было различно. В 1 классе преобладающий  тип отношения - конкурентный, примерно четверть детей с нормативным  типом отношения к сверстнику. К 4 классу практически все типы представлены в равной степени, за исключением  нормативного типа, который сокращается. Также, несколько снижается конкурентный тип, увеличиваются сочувствующий  и неустойчивый варианты. Эти изменения  подтверждают выявленную выше динамику отношения.

Таким образом, можно свидетельствовать  о том, что межличностные отношения  в младшем школьном возрасте имеют  специфические возрастные особенности  и возрастную динамику, которые связаны  с возрастными особенностями  младшего школьника.

Заключение

Младший школьный возраст  психологи называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских  качеств - легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но постепенно он начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, появляется иная логика мышления. Значимой деятельностью становится учение. В школе ребенок не только новые знания, умения, но и определенный статус. Меняются его интересы, ценности, весь уклад жизни. Работа над темой  исследования позволила убедиться в том, что межличностные отношения младших школьников - основная воспитательная задача учителя начальных классов.

В школе между учеником, его сверстником и учителем складывается особый тип взаимоотношений. Важное значение в жизни младших школьников приобретают их отношения друг с другом, а так же чувства, возникающие на основе этих отношений. Сверстники вступают в сложные отношения, в которых переплетаются отношения возрастной приязни к однокласснику и отношения соперничества. Притязания на успех среди сверстников в классе рассматриваются, прежде всего через учебную деятельность.

Проведённое нами исследование позволяет сделать следующие  выводы: Отличительной особенностью общения и взаимодействий детей  младшего школьного возраста является их ориентация на принятие норм поведения. В начале младшего школьного возраста нормативное поведение направляется оценкой взрослого, к концу этого  возраста она интериоризируется и становится внутренним регулятором поведения.

На протяжении младшего школьного  возраста межличностные отношения  имеют свою динамику, которая заключается  в движении от конкурентного характера  отношения к сверстнику и направленности на себя к общности со сверстником, к усилению избирательности и  личностной направленности на сверстника.

На каждом возрастном этапе  младшего школьного возраста обнаруживаются индивидуальные варианты отношения  к сверстнику. В начале обучения в младших классах школы наиболее часто встречается конкурентный тип отношения, к концу - конкурентный, соучастный, неустойчивый типы отношения  представлены примерно в равной степени, число детей с нормативным  типом снижается, что подтверждается описанной выше возрастной динамикой.

Список литературы

1. Абраменкова В.В. Сорадование и сострадание в детской картине мира. - М.: ЭКО, 1999.

2. Амельков, А.А. Психологическая диагностика межличностного взаимодействия / А.А. Амельков. - Мозырь: Содействие, 2006

3. Андреева Г.М. Социальная  психология. - М., 1981.

4. Бодалев А.А. Общение и формирование личности школьника. - М., 1989

5. Бодалев А.А. Личность и общение. - М., 1989.

6. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - М.: Просвящение, 1995.

7. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь - справочник по психодиагностике. - СПб.: Питер Ком, 1999.

8. Волков, Б.С., Волкова Возрастная  психология. В 2-х частях. Ч.2: От  младшего школьного возраста  до юношества: учебное пособие  для студентов вузов, обучающихся  по пед. специальностям / Б.С. Волков, Н.В. Волкова, под ред. Б.С.Волкова. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2005.

9. Выготский Л.С. Проблема  возраста. - С-Пб: «Союз», 1999.

10. Галяутдинова С.И. Методика изучения личности ребенка. Уфа - 1995.

11. Гильбух Ю.З. «Учебная деятельность младшего школьника: диагностика и коррекция неблагополучия». Киев, 1993.

12. Грейс Крайг. Психология развития / Грейс Крайг. - Серия «Мастера психологии», 2002.

13. Давыдов В.В. Теория  развивающего обучения. - М.: ИНТОР, 1996.

14. Дарвиш О.Б. Возрастная психология: учебное пособие для студ. высш. учебн. заведений - М.: ВЛАДОС - ПРЕСС, 2004.

15. Дружинин В.Н. Экспериментальная  психология. М. -2000.

16. Дубровина И.В. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений/ И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, A.M. Прихожан; под ред. И.В. Дубровиной. 2 -е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.

17. Ермолаева М.В. Психология  развития. -3-е изд., стереотип. - М.: Издательство  московского психолого-социального  института; Воронеж: Изд -во НПО «МОДЭК», 2006.

18. Захарова А.В., Боцманова М.Э. Формирование учебной деятельности. -

М., 1982.

19. Злобина Е.Г. Общение  как фактор развития личности. - Киев, 1981.

20. Каменская Е.Н. Психология  развития. Конспект лекций/ Е.Н. Каменская.  Ростов н/Д: Феникс, 2006.

21. Коломинский, Я.Л. Социальная психология школьного класса: научно-метод. Пособие для педагогов и психологов / Я.Л. Коломинский. - Минск: ООО «ФУА информ», 2003

22. Крутецкий В.А. Психология. Учебник для учащихся пед. училищ. 2-е изд. - М.: Просвещение, 1986.

23. Кузьмин Е.С. Методы  социальной психологии. - Л.: ЛГУ, 1977. - Немов Р. С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3-х кн-х. Кн. 1 Общие основы психологии- 2-е изд. - М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1994.

24. Леонтьев А.А. "Психология  общения" - М: «Просвещение» , 2005.

25. Лисина М.И. Общение,  личность и психика ребёнка. - Москва-Воронеж,

1997.

26. Лихачёв Б.Т. Педагогика: Курс лекций/ Учебное пособие  для студентов педагог, учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. - 4-е изд., перераб. и доп. М/. Юрайт, 2000.

Информация о работе Проблемы межличностных отношений младших школьников