Проблемы межличностных отношений младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 15:12, курсовая работа

Описание работы

Цель работы заключается в выявлении и изучении особенностей межличностных отношений, их динамики в течение периода начального обучения.
Задачи настоящего исследования следующие:
1. осуществить наблюдение за взаимодействиями детей в различных ситуациях на разных этапах младшего школьного возраста;
2. разработать экспериментальные методики, адекватные для младшего школьного возраста, выявляющие проблемы общения и межличностных отношений;
3. сравнить проблемы общения и межличностных отношений детей 1 и 4 классов с целью выявления динамики отношений на протяжении периода обучения в начальной школе;
4. выделить индивидуальные типы отношения к сверстнику

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА .
1.1. Психологические особенности младшего школьного возраста
1.2. Особенности развития межличностных отношений младших школьников со сверстниками и взрослыми
1.3. Исследование рефлексии младших школьников в личностной сфере
1.4. Изучение нравственной направленности и характера моральных суждений младших школьников
1.5. Исследование межличностных отношений в современной и отечественной психологии
ГЛАВА II.ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ СО СВЕРСТНИКАМИ.
2.1 Описание особенностей взаимодействия детей на разных этапах младшего школьного возраста
2.2 Экспериментальное изучение межличностных отношений младших школьников
2.3 Индивидуальные типы отношения к сверстнику в младшем школьном возрасте
Выводы по исследованию
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая2 (Автосохраненный).docx

— 115.36 Кб (Скачать)

Учебная деятельность способствует развитию воли и произвольности. В  дошкольном возрасте произвольность выступает  лишь в отдельных случаях. В школе  же вся деятельность по своему характеру  является произвольной.

Итак, произвольность и осознанность всех процессов, их интеллектуализация и внутреннее опосредование являются основными психологическими новообразованиями младшего школьного возраста. Осознание себя и своих собственных изменений, которое возникает в результате развития учебной деятельности, не ограничивается рамками учения и распространяется на самые разные сферы жизнедеятельности младшего школьника, в том числе и на сферу отношений с другими людьми. Знание себя, осознанность своих взаимоотношений с окружающими предполагают анализ, внутреннее обсуждение оснований своих действий, поступков, т.е. определенный уровень развития рефлексии, которая также является одним из важнейших новообразований, формирующихся у младшего школьника. В связи с этим, особенно важно выяснить, в чём проявляется и как функционирует рефлексия в межличностной сфере младших школьников. Так же, в свете проблематики межличностных отношений младших школьников, необходимо рассмотреть такие важные аспекты социального развития детей младшего школьного возраста как нравственность и моральные нормы. Об этих проблемах речь пойдёт ниже.

1.2 Особенности развития  межличностных отношений младших  школьников со сверстниками и  взрослыми

Младший школьник - это человек, активно овладевающий навыками общения. В этом возрасте происходит интенсивное  установление дружеских контактов. Приобретение навыков социального  взаимодействия с группой сверстников  и умение заводить друзей является одной из важнейших задач развития на этом возрастном этапе /15/.

С приходом в школу отмечается уменьшение коллективных связей и взаимоотношений  между детьми младшего школьного  возраста по сравнению с подготовительной группой детского сада. Это объясняется  новизной коллектива и новой для  ребенка учебной деятельностью.

Приобретение навыков  социального взаимодействия с группой  сверстников и умение заводить друзей являются одной из важнейших задач  развития ребенка на этом возрастном этапе.

Новая социальная ситуация и новые правила поведения  приводят к тому, что в первый год обучения повышается уровень  комфортности детей, что является закономерным следствием вхождения в новую  группу. Общение со сверстниками играет важную роль в этом возрасте. Оно  не только делает самооценку более  адекватной и помогает социализации детей в новых условиях, но и  стимулирует их учебу /33/.

Взаимоотношения первоклассников  во многом определяются учителем через  организацию учебного процесса. Он способствует формированию статусов и  межличностных отношений в классе. Ко 2 и 3 классу личность учителя становится менее значимой, но зато связи с  одноклассниками становятся более  тесными и дифференцированными.

Обычно дети начинают общаться по симпатиям, общности каких-либо интересов. Немалую роль играет и близость их места жительства и половых признаках.

Характерная черта взаимоотношений  младших школьников состоит в  том, что их дружба основана, как  правило, на общности внешних жизненных  обстоятельств и случайных интересов; например, они сидят за одной партой, рядом живут, интересуются чтением  или рисованием… Сознание младших  школьников еще не достигло того уровня, чтобы выбирать друзей по каким-либо существенным качествам личности. Но в целом дети 3 - 4 классов глубже осознают те или иные качества личности, характера. И уже в 3 классе при  необходимости выбрать одноклассников для совместной деятельности.

Именно в младшем школьном возрасте появляется социально-психологический  феномен дружбы как индивидуально-избирательных  глубоких межличностных отношений  детей, характеризующихся взаимной привязанностью, основанной на чувстве  симпатии и безусловного принятия другого. В этом возрасте наиболее распространенной является групповая дружба. Дружба выполняет множество функций, главными из которых является развитие самосознания и формирование чувства причастности, связи с обществом себе подобных /35/.

По степени эмоционального вовлечения общения ребенка со сверстниками, оно может быть товарищеским и  приятельскими. Товарищеское общение - эмоционально менее глубокое общение  ребенка, реализуется в основном в классе и преимущественно со своим полом. Приятельское - как в классе, так и вне его и тоже в основном со своим полом.

Взаимоотношения мальчиков  и девочек в младших классах  носят стихийный характер.

Основными показателями гуманистических  отношений между мальчиками и  девочками являются симпатия, товарищество, дружба. При их развитии возникает  стремление к общению. Личная дружба в младшей школе устанавливается  весьма редко по сравнению с личным товариществом и симпатией. В  этих процессах большая роль принадлежит  учителю.

В начальных классах у  ребенка уже есть стремление занять определенное положение в системе  личных взаимоотношений и в структуре  коллектива. Дети зачастую тяжело переживают несоответствие между притязаниями в этой области и фактическим  состоянием /21/.

Система личных отношений  в классе складывается у ребенка  по мере освоения и школьной действительности. Основу этой системы составляют непосредственные эмоциональные отношения, которые  превалируют над всеми другими.

В проявлении и развитии потребности детей в общении, у учеников начальных классов  наблюдаются значительные индивидуальные особенности. Можно выделить две  группы детей в соответствии с  этими особенностями. У одних  общение с товарищами в основном ограничивается школой. У других общение  с товарищами уже занимает немалое  место в жизни.

Младший школьный возраст - это период позитивных изменений  и преобразований, происходящих с  личностью ребенка. Потому так важен  уровень достижений, осуществленных каждым ребенком на данном возрастном этапе. Если в этом возрасте ребенок  не почувствует радость познания, не приобретет уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет труднее. И положение ребенка в структуре личных взаимоотношений со сверстниками также труднее будет исправить.

На положение ребенка  в системе личных взаимоотношений  влияет и такой феномен как  речевая культура.

Речевая культура общения  состоит не только в том, что ребенок  правильно произносит и правильно  подбирает слова вежливости. Ребенок, обладающий только этими возможностями, может вызвать у сверстников  чувство снисходительного превосходства  над ним, так как его речь не окрашена наличием у него волевого потенциала, выражаемого в экспрессии, проявляемой уверенности в себе и чувстве собственного достоинства.

Именно усваиваемые и  использованные ребенком средства эффективного общения в первую очередь определят  отношение к нему окружающих людей. Общение становится особой школой социальных отношений. Ребенок пока бессознательно открывает для себя существование  разных стилей общения. Именно в условиях самостоятельного общения ребенок  открывает для себя разнообразные  стили возможного построения отношений /28/.

Общение со сверстниками приобретает  совершенно, исключительную значимость. В отношениях исходного возрастного  равенства младшие школьники  отрабатывают способы взаимоотношений, проходят особую школу социальных отношений.

Взаимная заинтересованность, совместное постижение окружающего  мира и друг друга становятся самоценными. Общение оказывается настолько  притягательным, что дети забывают об уроках и домашних обязанностях. Связь с родителями, столь эмоциональная  в детском возрасте, становится не столь непосредственной. Подросток  теперь менее зависит от родителей, чем в детстве. Свои тайны, дела, планы  он доверяет уже не родителям, а обретенным друзьям. При этом в категорической форме отстаивает право на дружбу со своими сверстниками, не терпит никаких обсуждений и комментариев по поводу не только недостатков, но и достоинств друзей. Обсуждение родителями личности друзей в любой форме, даже в форме похвалы, воспринимается подростками как покушение на его право выбора и его свободу.

В отношениях со сверстниками школьник стремится реализовать  свою личность, определить свои возможности  в общении. Чтобы осуществлять эти  стремления, ему нужны личная свобода  и личная ответственность. И он отстаивает эту личную свободу как право  на взрослость. При этом по отношению  к родителям младший школьник, как правило, занимает негативную позицию.

Успехи в среде сверстников  ценятся больше всего. Нормы и  правила заимствуются из отношений  с взрослыми. Однако здесь пристально контролируется то, как каждый отстаивает свою честь, как осуществляются отношения  с точки зрения равенства и  свободы каждого. Здесь высоко ценятся  верность, честность и караются предательство, измена, нарушение данного слова, жадность, эгоизм и многое другое.

Нормативность у младших  школьников формируется стихийно, контроль за ней, осуществляется в максималистских формах. Если школьник предал или подвел, а тем более бросил, он может быть избит, а также ему могут объявить бойкот и оставить в одиночестве. Младшие школьники жестоко оценивают сверстников, которые в своём развитии ещё не достигли уровня самоуважения, не имеют собственного мнения, не умеют отстаивать свои интересы. Оценка поступков сверстников идет более максималистично и эмоционально, чем у взрослых.

При всей ориентации на утверждение  себя среди сверстников младшие  школьники отличаются крайним конформизмом. Один зависит от всех, стремится к сверстникам и подчас готов выполнить то, на что его подталкивает группа. Группа создает чувство «мы», которое поддерживает школьника и укрепляет его внутренние позиции. Очень часто дети для усиления этого «мы» прибегают к автономной групповой речи, к автономным невербальным знакам. В этом возрасте начинают носить одного стиля и вида одежду, чтобы подчеркнуть свою причастность друг к другу. В неформальных объединениях формируется или заимствуется из старших по возрасту группировок своеобразный сленг - слова или выражения, употребляемые определенными возрастными группами, социальными прослойками. Сленг придает эффект усиления чувства «мы» тем, что сокращает дистанцию между общающимися через идентификацию всех членов группы общими знаками общения. Речь может быть полностью сленговой, но и также может иметь в обороте 5-7 сленговых слов.

Главное, что эти слова  присутствуют в группе, являются её достоянием, они преступают нормы  обыденной этики, освобождают от нормативной пристойности и дают ощущение раскрепощения в диалоге.

Дети пользуются сленгом  в классе, в спортивных группах, во дворах домов, а также в диффузных  неформальных объединениях.

Помимо автономной сленговой  речи, которая объединяет младших  школьников в группы, необходимо выделить также площадные позы и жесты  агрессивные, снимающие дистанцию, подчас откровенно циничные. Невербальное общение может вызывать протест  смотрящих на это взрослых, но сами младшие школьники подчас с готовностью  проходят через эту возрастную инициацию  вольными позами и жестами. При этом они не вникают в глубинные  смыслы своих выразительных действий.

Но многое в вербальных и невербальных формах общения определяет культурная среда, в которой живет  школьник, и его внутренняя позиция  по отношению к сленгу и ненормативным  жестам вообще. Есть категория младших школьников, которая весьма чутко относится к родному слову и стремится к очищению и развитию собственной речи. Им претит пошлость, подчиняющая себе общение со сверстниками через сленг и невербальные, агрессивные формы коммуникации. Чувствительность к пошлости одних и нечувствительность других ставят их в отношения конфронтации или безмолвного отчуждения друг от друга. Начинается и в этой сфере разделение на своих, и на чужих. Диапазон ориентации в общении велик и многообразен как окружающая среда. Однако на эти ориентации оказывает сильное воздействие потребность в сверстнике, в чувстве «мы», страх перед возможным одиночеством. Совсем другое, когда отношения со сверстниками строятся благополучно, младший школьник удовлетворен этим и может чувствовать себя счастливым.

Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, её развитии и становлении разумного, культурного поведения. Недостаток общения может привести к задержкам  умственного и физического развития, заболеваниям. Через общение с  психологически развитыми людьми, благодаря  широким возможностям, к научению, человек приобретает все свои высшие познавательные, способности  и качества. Через активное общение  с развитыми личностями младшие  школьники сами превращаются в личности. Общаясь, личность:

1. усваивает опыт человечества;

2. параллельно идет процесс  накопления собственного опыта,  который вместе с разумом, чувствами,  эмоциями, навыками будет влиять  на поведение;

3. общаясь с людьми  можно открыть различные стороны  своей личности;

4. общение со сверстниками  очень важный специфический канал  информации, по нему младшие школьники  узнают многие необходимые вещи, которые по тем, или иным  причинам им не сообщают взрослые;

5. это специфический вид  деятельности и межличностных  отношений, где вырабатываются  необходимые навыки социального  взаимодействия, умение подчиняться  коллективной дисциплине и в  то же время отстаивать свои  права, соотносить личные интересы, с общественными. Соревновательность групповых взаимоотношений, особенно, сильная у мальчиков, служит ценной жизненной школой;

6. это специфический вид  эмоционального контакта. Сознание  групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи не  только облегчает школьнику автономизацию  от взрослых, но и дает ему  чрезвычайно важное чувство эмоционального  благополучия и устойчивости, сумел  ли он заслужить уважение и  любовь равных, товарищей, имеет  для самоуважения младшего школьника  решающее значение. Рост влияния  сверстников проявляется, прежде  всего, в том, что они большую  часть времени проводят с ровесниками.  Нормы и критерии, принятые в  кругу сверстников, становятся  в некоторых отношениях психологически  более значимыми, чем те, которые  существуют у старших.

Информация о работе Проблемы межличностных отношений младших школьников