Проблемы межличностных отношений младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 15:12, курсовая работа

Описание работы

Цель работы заключается в выявлении и изучении особенностей межличностных отношений, их динамики в течение периода начального обучения.
Задачи настоящего исследования следующие:
1. осуществить наблюдение за взаимодействиями детей в различных ситуациях на разных этапах младшего школьного возраста;
2. разработать экспериментальные методики, адекватные для младшего школьного возраста, выявляющие проблемы общения и межличностных отношений;
3. сравнить проблемы общения и межличностных отношений детей 1 и 4 классов с целью выявления динамики отношений на протяжении периода обучения в начальной школе;
4. выделить индивидуальные типы отношения к сверстнику

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА .
1.1. Психологические особенности младшего школьного возраста
1.2. Особенности развития межличностных отношений младших школьников со сверстниками и взрослыми
1.3. Исследование рефлексии младших школьников в личностной сфере
1.4. Изучение нравственной направленности и характера моральных суждений младших школьников
1.5. Исследование межличностных отношений в современной и отечественной психологии
ГЛАВА II.ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ СО СВЕРСТНИКАМИ.
2.1 Описание особенностей взаимодействия детей на разных этапах младшего школьного возраста
2.2 Экспериментальное изучение межличностных отношений младших школьников
2.3 Индивидуальные типы отношения к сверстнику в младшем школьном возрасте
Выводы по исследованию
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая2 (Автосохраненный).docx

— 115.36 Кб (Скачать)

В постоянном общении в  коллективе человек приобщается  к идейным, моральным, эстетическим и другим духовным ценностям и  создает духовные и материальные ценности сам.

Если бы с рождения человек  был бы лишен возможности, общаться с людьми, то он никогда не стал бы цивилизованным, культурно и нравственно  развитым гражданином, был бы до конца  жизни обречен, оставаться полуживотным, лишь внешне, анатомо - физиологически напоминающим человека. Об этом свидетельствуют многочисленные факты, описанные в литературе и показывающие, что, будучи лишенным, общения с себе подобными, человеческий индивид, даже если он как организм, вполне сохранен, тем не менее остается биологическим существом в своем психическом развитии. В качестве примера можно привести состояния людей, которых время от времени находят среди зверей и которые длительный период особенно в детстве жили в изоляции от цивилизованных людей (то есть так называемые «маугли»), или, уже, будучи взрослыми, в результате несчастного случая оказались в одиночестве, надолго изолированными от себе подобным.

Большое значение для психического развития ребенка имеет его общение  с взрослыми на ранних этапах онтогенеза. В это время все свои человеческие, психические и поведенческие  качества он приобретает почти исключительно  через общение, так как вплоть до начала обучения в школе, а ещё  более определенно - до наступления  подросткового возраста, он лишен  способности к самообразованию  и самовоспитанию.

Психическое развитие ребенка  начинается с общения. Это первый вид социальной активности, который  возникает в онтогенезе и благодаря  которому младенец получает необходимую  для его индивидуального развития информацию.

В общении сначала через  прямое подражание - викарное научение, а затем через словесные инструкции - вербальное научение приобретается  основной, жизненный опыт ребенка. Люди, с которыми он общается, являются для  ребенка носителями этого опыта, и никаким другим путем, кроме  общения с ними, этот опыт не может  быть приобретен. Интенсивность общения, разнообразие его содержания, целей  и средств являются важнейшими факторами, определяющими собственное развитие детей. И поэтому, для приобретения социально - психологического опыта  ребенок нуждается в постоянном расширении круга общения, что и  происходит. Младший школьник стремится  к общению со сверстниками, так  как в этот период общение приобретает особую ценность в связи с возрастающим интересом друг к другу, потребностью сравнить себя со сверстниками и обрести дружбу. Различные виды общения служат развитию различных сторон психологии и поведения человека. Так, деловое общение формирует и развивает его способности, служит средством приобретения знаний и навыков. В нем же человек совершенствует умение взаимодействовать с людьми, развивая у себя необходимые для этого деловые и организаторские качества.

Личностное общение формирует  человека как личность, дает ему  возможность приобрести определенные черты характера, интересы, привычки, склонности, усвоить нормы, формы  нравственного поведения, определить цели жизни и выбрать средства их реализации.

Разнообразное по содержанию, целям и средствам общение  так же выполняет специфическую  функцию в психическом развитии индивида. Например, материальное общение  позволяет человеку получать необходимые  для нормальной жизни предметы материальной и духовной культуры, которые выступают  в качестве условия индивидуального  развития. Когнитивное общение непосредственно  выступает как фактор интеллектуального  развития, так как общающиеся индивиды обмениваются и, следовательно, взаимно  обогащаются знаниями.

Кондиционное общение  создает состояние готовности к  научению, формулирует установки, необходимые  для оптимизации других видов  общения. Тем самым оно косвенно способствует индивидуальному интеллектуальному  и личностному развитию человека. Мотивационное общение служит источником дополнительной энергии для человека, своеобразной его подзарядкой. Приобретая в результате такого общения новые  интересы, мотивы и цели деятельности, человек увеличивает свой психоэнергетический  потенциал, развивающий его самого. Деятельностное общение, которое мы определили как межличностный обмен действиями, операциями, умениями и навыками, имеет для индивида прямой развивающий эффект, так как совершенствует и обогащает его собственную деятельность.

Биологическое общение служит самосохранению организма в качестве важнейшего условия поддержания  и развития его жизненных функций. Социальное общение обслуживает  общественные потребности людей  и является фактором, способствующим развитию форм общественной жизни: коллективов, групп, организаций, человеческого  мира в целом.

Непосредственное общение  необходимо человеку для того, чтобы  обучаться и воспитываться в  результате широкого использования  на практике данных ему с рождения, самых простых и эффективных  средств и способов научения: условно - рефлекторного, викарного, вербального.

Опосредованное общение  помогает усвоению средств общения  и совершенствованию на базе их способности  к самообразованию и самовоспитанию человека, а также к сознательному  управлению самим общением.

Благодаря невербальному  общению человек получает возможность  психологически развиваться ещё  до того, как он усвоил и научился пользоваться речью, около 2-3 лет. Кроме  того, само по себе невербальное общение  способствует развитию и самосовершенствованию  коммуникативных возможностей человека, вследствие чего он становится более  способным к межличностным контактам  и открывает для себя более  широкие возможности для развития. Что же касается вербального общения  и его роли в психическом развитии индивида, то её трудно переоценить. Оно  связано с усвоением речи, а  она, как известно, лежит в основе всего развития человека, как личностного, так и собственно интеллектуального.

Таким образом, можно сделать  вывод о том, что межличностные  отношения сверстников младшего школьного возраста зависят от многих факторов, таких как успешность в  учебе, взаимная симпатия, общность интересов, внешние жизненные обстоятельства, половые признаки. Эти все факторы  влияют на выбор взаимоотношений  ребенка со сверстниками и их значимость. В процессе общения личность развивается  и самоутверждается, вырабатываются коммуникативные умения и навыки, формируются знания об окружающих и о собственном «Я» путем сравнения себя со сверстниками, а затем и с взрослыми. Став активной зрелой личностью, человек через общение влияет на других не только налаживанием контактов с различными людьми и передачей им информации, но и передачей себя, своей личности.

Межличностные отношения  и взаимоотношения

В группах, коллективах существуют отношения и взаимоотношения. Человек, так или иначе, относится к  вещам, событиям, социальной жизни, людям. Что-то ему нравится, а что-то нет, одни события, факты его волнуют, а другие оставляют равнодушным. Чувства, интересы, внимания - вот те психические процессы, которые выражают отношение человека, его позицию. В социальных общностях у составляющих их людей представлены не отношения, взаимоотношения.

Взаимоотношение - это отношение идущее от людей к людям, «навстречу друг другу». При этом, если в отношении не обязательно поступление к человеку обратного сигнала, то при взаимоотношении постоянно осуществляется «обратная связь». Взаимоотношение у контактирующих сторон не всегда имеет одну и ту же модальность (один и тот же ток). У одного могут быть добрые, хорошие отношения к другому, а у другого к нему противоположные. Между общением, с одной стороны, и отношением, существует определенная соотнесенность.

Общение - это видимая, наблюдаемая, выявляющаяся вовне связь людей. Отношение и взаимоотношение - стороны  общения. Они могут быть явными, но могут быть и скрытыми не показными. Взаимоотношение реализуется в  общении и через общение. В  то же время взаимоотношение накладывает  печать на общение, оно служит своеобразным содержанием последнего.

Принято различать деловые  и личные взаимоотношения. Деловые  создаются в ходе выполнения служебных  обязанностей, регламентированных инструкцией, уставом, постановлением. При формировании группы определяются функции его  членов. Например: открывается школа-интернат. Штатным расписанием предусмотрены  директор, завуч, учителя, воспитатели  и т.д. Документом же определены обязанности  каждого из них. Лицу, занявшему ту или иную должность, надлежит выполнять  определенную работу, а также устанавливать  вытекающие из служебных обязанностей деловые контакты.

Психологическими исследованиями установлено несколько видов  деловой зависимости:

Деловые отношения равенства. В этом случае два или несколько  членов группы, коллектива имеют одинаковые функции.

Деловые отношения подчинения. В них одно лицо согласно документу  занимает положение, обязывающие его  намечать для другого объект приложения усилий, способы осуществлять контроль, принимать исполнение. Другое лицо признает и выполняет предписания  документа, хотя они исходят не из документа, а от лица с возложенными на него полномочиями. Реальные деловые  взаимоотношения всегда богаче положений, закрепленных в инструкциях, уставах, приказах. Это связано с тем, что  относятся друг к другу люди, наделенные индивидуальными качествами.

Личные взаимоотношения  возникают на основе психологических  мотивов: симпатии, общности, взглядов, интересов, комплиментарности и другие. В личных взаимоотношениях не имеют силы. Необходимым условием возникновения данных отношений является постижением друг друга. Именно в ходе познавания устанавливаются взаимоотношения. Взаимоотношения могут прекратиться, как только исчезают психологические мотивы породившие их. Система личных взаимоотношений выражается в таких категориях, как дружба, товарищество, любовь, ненависть, отчужденность.

В процессе общения намечаются несколько вариантов соотношения  деловых и личных взаимоотношений:

Совпадение положительной  направленности. В группе, не имеющей  деловых противоречий между членами, добрые личные контакты способствуют успешному выполнению стоящей задачи. Под влиянием положительных личных взаимоотношений деловые становятся менее официальными. Но различия между ними сохраняются.

Натянутые деловые отношения  и недоброжелательные личные. Это  предконфликтная ситуация. Она может возникнуть в отношения равенства или подчинения. Причины осложнения отношений могут быть различные, но выход из конфликтной ситуации не должен быть за счет нарушения деловой активности членов группы, коллектива, снижения качества и уменьшения коллектива выпускаемой продукции.

Нейтральные деловые и  такие же личные. Под нейтральными следует понимать такие отношения, при которых обе стороны придерживаются инструкции, не выходя за ее приделы. Это так называемые строго официальные отношения. Личные при этом нивелируются. Они не проявляются, т.к. для этого нет почвы.

Межличностные отношения  определяют положение человека в  группе, коллективе. От того как, они  складываются, зависит эмоциональное  благополучие, удовлетворенность или  неудовлетворенность человека в  данной общности. От них зависит  сплоченность группы, коллектива, способность  решать поставленные задачи. Значит, отсюда вывод:

Отношение - это позиция  личности ко всему, что ее окружает и к самой себе.

Взаимоотношение - это взаимная позиция одной личности к другой, позиция личности по отношению к  общности.

По отношению к детям  отношения и взаимоотношения  тоже проявляются. Они рождаются  между детьми во время игры, совместной трудовой деятельности, на занятиях и  т.д. Между детьми дошкольного возраста обнаруживается достаточно широкий  диапазон взаимоотношений. Практика в  детском саду показывает, отношения  детей в группе детского сада не всегда складываются благополучно. Наряду с положительным характером контактов  возникают и осложнения, которые  иногда приводят к «выпадению» ребенка  из коллектива. Конфликтные взаимоотношения  со сверстниками препятствуют нормальному  общению с ними и полноценному формированию личности ребенка. Связанное с нарушением общения отрицательное эмоциональное часто приводит к появлению неуверенности в себе, недоверчивости к людям, вплоть до элементов агрессивности в поведении.

В этой связи возникает  необходимость разрабатывать конкретные меры, с помощью которых можно  было бы предупреждать или преодолевать конфликтные ситуации, порождающие  нарушение правильных взаимоотношений  между детьми группы. Поэтому воспитатель  должен быть внимателен по отношению  ко всем детям группы, знать их отношения  и взаимоотношения. Вовремя замечать какие-либо отклонения в отношениях и взаимоотношениях детей в группе.

1.3 Исследование рефлексии  младших школьников в личностной  сфере

Функционирование рефлексии  в личной сфере преимущественно  изучалось на материале оценки и  самооценки качеств личности ребёнка. В психологической литературе отмечается конкретно-ситуативный характер оценки младшими школьниками нравственных качеств людей, её зависимость от мнения взрослых. Вместе с тем, в  некоторых исследованиях (М.Е. Боцмановой, А.В. Захаровой /18/) показано, что младшие школьники значительно различаются по уровню сформированности оценки и самооценки нравственных качеств. Одни дети уже могут пользоваться достаточно широким кругом оценочных критериев, умеют соотносить и обобщать их, проявляя достаточно высокий уровень рефлексии; другие используют ограниченное количество этих критериев, проявляют субъективность и пристрастность в их выборе, не соотносят и не обобщают основания оценок, мотивируют их единичными примерами. Различается и модальность оценочных и самооценочных суждений: одни дети стремятся избежать категорических формулировок, проявляют осторожность в оценках и критичность в самооценках, в то время как другие, наоборот, склонны давать все оценки в категоричной форме /18/.

Информация о работе Проблемы межличностных отношений младших школьников