Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2012 в 22:01, методичка
Настоящему изданию предшествовали два выпуска "Методики преподавания психологии", вышедшие в 1984 и 1989 гг. За прошедшие с той поры полтора десятилетия картина психологического образования в нашей стране кардинально изменилась.
Предисловие………………………...................……………………............................……… 5
Введение.......................................................................................…………………………… 10
Глава 1. Цели обучения психологии и стратегии организации
современного образования ..........………………............................................... 15
1.1. Психология как область гуманитарного познания и цели
обучения психологии .............................................................………………….. 15
1.2. Психологические различия традиционной и инновационной
стратегий организации образования ……………...............................….…….. 17
Глава 2. Многообразие интеллектуальной деятельности и проектирование
системы психологических задач в учебных курсах ……......................…....... 24
2.1. Гетерогенность интеллектуальной деятельности и интеграция
ее видов в процессе обучения ………………….................................…...…... 24
2.2. Таксономия учебных задач - инструмент опережающего
управления процессом развития познавательной деятельности ......….… 30
2.3. Проектирование дидактических стратегий управления процессом
формирования познавательной деятельности в курсе психологии .…....… 35
2.4. Проектирование учебного содержания: взгляд студентов …..……...…..…… 38
Глава 3. Принципы и методы проектирования учебно-воспитательных
ситуаций в вузе ............................................... .......................................…...... 47
3.1. Ситуация как единица проектирования и организации
учебно-воспитательного процесса .............................................….………….. 47
3.1.1. Системная организация учебной ситуации и ее структура …....…........….. 47
3.1.2. Структура и системообразующие компоненты ситуации
совместной продуктивной и творческой деятельности ....………….………. 49
3.1.3. Система форм совместной продуктивной деятельности
как метод соразвития личности преподавателя и студентов ……………….. 57
3.1.4. Проблемы контроля и оценки в учебной ситуации ………......…..………….. 61
3.2. Конструктивно-проектировочная деятельность (К-ПД) преподавателя [3]….63
3.3. Проектирование учебных ситуаций: взгляд студентов …..………..………… 69
Глава 4. Методические сценарии учебных ситуаций..........……………………………….. 78
4.1. Процессы конструирования сценариев учебных ситуаций ............................ 78
4.2. Проблемная лекция и эвристическая беседа в курсе психологии ............….. 79
4.3. Проектирование сценария лекции и семинара как учебная задача
в курсе методики преподавания психологии ...………………………………… 99
4.4. Резюмирование текста как учебная задача ……………………..................….. 109
4.5. Студенты конструируют сценарии ситуаций совместной
творческой деятельности с учениками .........……………......................……. 113
Литература ...........................………………………………………...................................…. 124
Не знаю, как другие девочки, но я все связанное носила, пока совсем не выросла, а потом еще и сестренка донашивала. С тех пор не возникало никаких проблем, что подарить маме или бабушке, - крючок в руки, и через день готов обвязанный платочек или очешник, салфетка или косметичка. А все потому, что Галина Павловна научила нас не только технике вязания, но и воображению, дизайну, подбору рисунка, цвета, толщины ниток для того или иного изделия и т.д. До сих пор, встречаясь на улице, она интересуется, держу ли я крючок в руках, и я с гордостью отвечаю, что не только держу, но и очень ей благодарна за эту свою способность сотворить вещи и приносить радость себе и другим.
***
Непритязательный, но очень выразительный рассказ о смысле учения, радости общения и достижений, которые приносит ситуация продуктивных взаимодействий учителя с учениками.
Аенисова Н.,
студентка механико-
математического факультета, III курс
Математик - это очень узкий специалист в своей области. Это, конечно, плохо, но многие студенты мехмата не признают гуманитарные дисциплины. Английский язык, наверное, единственный из этих предметов, который они признают. И вот, в такую среду приходит профессор истории. Все, конечно, заранее настроены негативно. Но ожидаемой нудной лекции не получилось. Вместо монотонного монолога был интересный рассказ, переходящий часто в диалог. Лектор не просто выдавал сухие факты, он комментировал, высказывал свое мнение. Часто обращался с вопросами к залу, выслушивая интерпретацию того или иного события, вовлекая нас в дискуссию.
Позднее он у нас был руководителем семинара. С ним всегда было очень интересно спорить. Через некоторое время ты неожиданно понимаешь, что полностью изменил свое мнение. Мы просто сидели, открыв рот. Он был патриотом своей страны и заражал нас этим.
Такими и должны быть преподаватели! [72]
Бражникова И.,
студентка механико-
математического факультета, IV курс
Я бы хотела рассказать о своих занятиях французским языком с репетитором. Эти занятия мне очень нравятся, причем как с точки зрения результативности, так и с точки зрения самого процесса обучения. Моя преподавательница не намного старше меня (ей лет 25-27), но тем не менее я считаю, что она высокопрофессиональный преподаватель французского языка. Во-первых, каждое занятие хорошо подготовлено, и ни минуты не. тратится попусту. Во время занятия мы практически не говорим по-русски, за исключением редких случаев, когда это необходимо.
Валя (так зовут мою преподавательницу) подбирает интересные темы для обсуждения. Например, я читаю и перевожу дома какой-нибудь указанный ею рассказ Мопассана. На занятии мы с этим рассказом работаем, потом обсуждаем тему или ситуацию, затронутую в рассказе, а после она предлагает мне карточки с выписанными на них изречениями известных людей, касающихся этой темы, и просит меня высказать свою точку зрения относительно этих суждений (согласна я или нет) и объяснить ее. Поэтому, несмотря на то, что у меня еще далеко не богатый словарный запас, я не стесняюсь разговаривать на любые темы по-французски.
Валя каждый год ездит во Францию, привозит оттуда кассеты с диалогами, начитанными носителями языка, с соответствующими материалами. На уроке мы их слушаем, я должна понять смысл услышанного диалога. Потом мы вместе переводим его (тоже устно). Дома я должна прослушанные диалоги записать по памяти. Все диалоги соответствуют духу времени, когда я их слушаю, я знаю, что именно такую речь французы используют сегодня в различных ситуациях.
Первое время такие задания требовали много усилий для выполнения. Зато сейчас я легко могу воспринимать французскую речь, даже если в ней встречаются незнакомые для меня слова. Хочу отметить еще один момент - во время урока исправляется каждая, даже самая мельчайшая моя ошибка, будь то грамматическая или нюансы произношения.
Я описала лишь некоторые моменты наших занятий. Но главное заключается в том, что занятия мне интересны, а значит материал легче дается и запоминается. [73]
***
Проанализируйте в описанной ситуации, как конструируется педагогом психологическая структура целостной учебно-воспитательной ситуации:
какие приемы и процедуры использует педагог для амплификации (усиления) мотивации чтения, слушания, произнесения иноязычной речи у своей ученицы?
что является исходной единицей освоения французского языка во всех заданиях и при всех формах речевой деятельности: слушании, чтении, письменной речи, внутренней речи, устного высказывания?
как обеспечивается становление мотива слушание-произнесение иноязычной речи?
как соотносятся ценностно-смысловые, семантические и операционально-технические (точность произнесения, написания) компоненты речевой деятельности в ходе занятий?
почему, несмотря на трудность заданий и процесса их выполнения, у. студентки сохраняется огромный интерес и увлеченность занятиями французским языком?
Шарова О.,
студентка психологического
факультета, II курс
Актер на сцене никогда не остается один, даже если он играет Гамлета, произносящего монолог "Быть или не быть" (в этот момент компанию ему составляют не только декорации, но и люди, которые в следующую минуту должны появиться из-за них). Основная "болезнь" почти всех начинающих актеров заключается в том, что, поглощенные собственной ролью, на репетициях они живут ожиданием только своих реплик, часто почти не слыша того, о чем рядом вот уже несколько минут говорит их товарищ. Главный предмет волнения и внимания молодого актера составляет его персона, а не скромная фигура молчащего невдалеке партнера. А когда люди не следят друг за другом, не видят друг друга, они не в состоянии найти и поддержать нужный темпоритм, вовремя подхватить реплику... И зритель видит всего лишь компанию "одиночек", а не сыгранный коллектив. А что значит "внимание к партнеру"? Это прежде всего переключение внимания с себя на работающих рядом товарищей, умение в каждой фразе, в каждом движении "идти от них" (от их индивидуальности, от их роли), не играть в интерес к словам собеседника, а в самом деле искренне ими интересоваться (сюда уж подключается и мотивация). Правильное распределение внимания между [74] собой и партнерами - залог успешного общения на сцене. По большому счету, у спектакля помимо промежуточных есть еще общая главная цель, и к финалу надо придти всем вместе, а не по одиночке. Но придти к этой цели одновременно с другими очень сложно, если ты задавлен только своими актерскими проблемами и не видишь ничего вокруг себя, закрыт для взаимной связи.
Многие актерские техники ставят перед собой задачу научить человека чувствовать пульс всего коллектива, а не только собственное учащенное сердцебиение. Есть много разных видов сценического общения, я остановлюсь на одном из них.
Данное упражнение тренирует очень ценные для актера способности: умение даже спиной чувствовать работающего рядом партнера, синхронно и в одном ритме проигрывать определенные участки спектакля.
****
Обучение актерскому мастерству обычно проводится в группах, состоящих из 7-15 человек.
Занятие проводит режиссер (реж.).
Описание упражнения "Одновременная остановка"
По команде реж. (хлопок) актеры начинают беспорядочно ходить по комнате, создавая своеобразное "броуновское движение" (двигаться все должны в одинаковом темпе, не очень быстро).
Задача актеров: попытаться связаться друг с другом глазами, почувствовать общее настроение, создавшуюся атмосферу и одновременно остановиться. Затем, застыв на некоторое мгновение, снова всем одновременно начать движение (в том же ритме, что и раньше).
Конечно, здесь исключаются разные жесты и знаки, призывающие к остановке, а также принцип "цепной реакции" (когда, например, несколько участников сговариваются и останавливаются, а вслед за ними останавливается и вся группа).
Актеры должны не угадать, а прочувствовать моменты прекращения и возобновления движения, должны уловить общую атмосферу, которая постепенно нагнетается и делает дальнейшее движение невозможным.
Такие понятия, как "атмосфера", "чувство невозможности продолжать движение", не могут быть объяснены в логических, рациональных терминах, человеку неискушенному это скорее покажется фантастикой, выдумкой, но для самих актеров это совершенно реальные, чуть ли не осязаемые вещи, на которых зачастую держится вся игра; воспитание [75] подобного обостренного актерского чувства - особая задача (без него невозможно и плодотворное общение с партнерами).
Если остановка была неудачной, реж. сообщает группе об этом, одновременно указывая и на замеченные ошибки ("вы все двигаетесь в разном темпоритме", "шаркаете ногами" - это признак скованности актера, "а вот вы ни разу не остановились вместе с группой, а только вслед за группой", "вы замерли и пошатнулись, потеряли равновесие, вы зажаты, найдите в себе точку опоры", "соберитесь, ребята, это очень серьезное дело - если будете хихикать, относиться к этому, как к игре, -ничего не выйдет").
Упражнение обычно повторяется несколько раз вплоть до приемлемого исполнения..
Возможны разные варианты упражнения: так, сначала актеры могут останавливаться и продолжать движение по хлопку (здесь воспитываются и внимание, и умение быстро переключаться), может быть задан быстрый или медленный темп движения.
На "выходе" из описанной выше учебной ситуации перед нами уже "разогретая", более сработанная группа. Эффективность такого обучения видна в массовых сценах, когда перед актерами ставится задача одновременно без предварительного сигнала начать двигаться или, наоборот, застыть (например, последняя сцена "Ревизора"). Это застывание нельзя отрепетировать. Должна возникнуть ситуация, когда люди вокруг прекращают всякое движение и превращаются в кукол... Или еще ситуация: два актера сидят на разных концах сцены, спиной друг к другу. Их задача - одновременно вскочить и уйти со сцены...
Вообще чередование движения и неподвижности имеет очень сильный сценический эффект; работающая труппа словно превращается в единый организм, в котором согласованно движутся все его части.
Организация отношений между актерами и реж. достаточно проста. В описанном упражнении, как и во многих других, работа актеров строится на взаимном доверии, поддержке, дружеском расположении. Иногда бывает очень сложно просто посмотреть в глаза другого человека... Роль реж. здесь во многом сходна с ролью учителя: он видит ошибки, неточности в исполнении упражнения, поправляет их, иногда коротко объясняет причины их возникновения. Задавать реж. слишком "объемные" вопросы, дискутировать с ним по поводу отдельных положений актерской техники можно во время специальных занятий, но никак не во время исполнения упражнения - это сбивает группу с ритма, рассеивает внимание и вряд ли может привести к хорошему результату. Замечания и указания реж. должны исполняться по возможности точно и быстро.
Контроль и оценивание упражнения зависят во многом от требований реж., продиктованных ситуативной важностью задания (просто [76] предварительный разогрев перед репетицией или специально ориентировано на сцену из спектакля).
Поощрение тоже зависит от многих факторов, в том числе и от уровня подготовки актеров: что считается хорошим результатом для новичков, может быть не очень хорошим для профессионалов.
Контроль организуется и самими актерами (когда они работают без реж.), но важно, чтобы обсуждение ошибок не превратилось в базар (особенно в молодежных группах).
Иногда напоследок проводится маленький тест, показывающий степень "разогрева" группы: актеры становятся в круг, поднимают руки над головой... Их задача - одновременно хлопнуть в ладоши. После описанного упражнения синхронный хлопок часто получается с одного раза.
***
Этот сценарий описывает становление хронотопа сценического действия, который определяется формированием у всех участников внутреннего временного и пространственного образа их движений и действий в целостной ситуации, о чем свидетельствует появление сопричастности к единому ситуационному ритму (синхронизация начала, хода, окончания движений), появление "чувства ситуации".
Имеет ли место процесс формирования хронотопа в ходе совместной (групповой) интеллектуальной деятельности? Если да, то в чем это будет выражаться?
Не кажется ли вам вполне уместным такого рода упражнение на выработку чувства ситуации и партнера в системе задач подготовки психолога, в том числе и к преподаванию?
1. На материале работ студентов, приведенных в подразд. 3.4, рассмотрите различия во всех компонентах структуры учебных ситуаций в соответствии с двумя разными стратегиями организации обучения: традиционной репродуктивной и инновационной продуктивной.