Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2012 в 22:01, методичка
Настоящему изданию предшествовали два выпуска "Методики преподавания психологии", вышедшие в 1984 и 1989 гг. За прошедшие с той поры полтора десятилетия картина психологического образования в нашей стране кардинально изменилась.
Предисловие………………………...................……………………............................……… 5
Введение.......................................................................................…………………………… 10
Глава 1. Цели обучения психологии и стратегии организации
современного образования ..........………………............................................... 15
1.1. Психология как область гуманитарного познания и цели
обучения психологии .............................................................………………….. 15
1.2. Психологические различия традиционной и инновационной
стратегий организации образования ……………...............................….…….. 17
Глава 2. Многообразие интеллектуальной деятельности и проектирование
системы психологических задач в учебных курсах ……......................…....... 24
2.1. Гетерогенность интеллектуальной деятельности и интеграция
ее видов в процессе обучения ………………….................................…...…... 24
2.2. Таксономия учебных задач - инструмент опережающего
управления процессом развития познавательной деятельности ......….… 30
2.3. Проектирование дидактических стратегий управления процессом
формирования познавательной деятельности в курсе психологии .…....… 35
2.4. Проектирование учебного содержания: взгляд студентов …..……...…..…… 38
Глава 3. Принципы и методы проектирования учебно-воспитательных
ситуаций в вузе ............................................... .......................................…...... 47
3.1. Ситуация как единица проектирования и организации
учебно-воспитательного процесса .............................................….………….. 47
3.1.1. Системная организация учебной ситуации и ее структура …....…........….. 47
3.1.2. Структура и системообразующие компоненты ситуации
совместной продуктивной и творческой деятельности ....………….………. 49
3.1.3. Система форм совместной продуктивной деятельности
как метод соразвития личности преподавателя и студентов ……………….. 57
3.1.4. Проблемы контроля и оценки в учебной ситуации ………......…..………….. 61
3.2. Конструктивно-проектировочная деятельность (К-ПД) преподавателя [3]….63
3.3. Проектирование учебных ситуаций: взгляд студентов …..………..………… 69
Глава 4. Методические сценарии учебных ситуаций..........……………………………….. 78
4.1. Процессы конструирования сценариев учебных ситуаций ............................ 78
4.2. Проблемная лекция и эвристическая беседа в курсе психологии ............….. 79
4.3. Проектирование сценария лекции и семинара как учебная задача
в курсе методики преподавания психологии ...………………………………… 99
4.4. Резюмирование текста как учебная задача ……………………..................….. 109
4.5. Студенты конструируют сценарии ситуаций совместной
творческой деятельности с учениками .........……………......................……. 113
Литература ...........................………………………………………...................................…. 124
Так это происходило с С.М. Эйзенштейном - не только кинорежиссером, но и одним из создателей ВГИКа - первого в мире института для профессионального образования актеров, режиссеров и других деятелей киноискусства. Свою работу со студентами - будущими кинорежиссерами, которую он вел в режиме изначально совместного решения творческой задачи (строка задания, обозначавшая содержание мизансцены) и определял как создание из разрозненной студенческой группы "многоголового режиссера", Эйзенштейн описывал так: "Мы со студентами коллективно-дискуссионно проходили весь путь от формулировки строчки до воплощения в полный объем живой формы сценического события. И понятно - поэтапно. Пространственно. Игрово. Монтажно. Кадро-композиционно. В зависимости от задач того раздела, которым мы в данный момент заняты" [34, с. 15; 14]. Эта работа педагога у него сочеталась с напряженными исследованиями в области теории художественного воздействия (выразительности). Структурирование предметного содержания курса режиссуры в системе творческих заданий и продуктивные групповые взаимодействия со студентами служили практической лабораторией не только для развития его художественных идей, но и основой актуализации его творческой личности.
Синергетический эффект, неизменно рождаемый ситуацией совместного творчества педагога и учеников, прослеживается и во многих других случаях - как в специально моделируемых условиях организации школьного (см., например, книгу Л.А. Коч [10; 15; 17; 31] и вузовского обучения (см. доклад Г.Г. Кравцова [24, т. II, с. 58-59]), так и в экспериментах, поставленных самой жизнью. Там, где ход событий сталкивает людей с проблемами, которые они не могут или затрудняются решить индивидуально. И тогда они приходят друг другу на помощь и, создав ситуацию сотрудничества и сотворчества, решают проблему, получают новый невиданный результат, открывая одновременно новое и в себе самих, а именно - свою способность к соразвитию, коэволюции. Именно в этих ситуациях такая способность и дает о себе знать [16].
Психолог, педагог, методист лишь отлавливают эти жизненные ситуации, очищают их в своих моделях и аналитических теориях, усиливают и тиражируют, делая не эпизодическими и случайными, а закономерными явлениями, например в практике образования. [60]
3.1.4. Проблемы контроля и оценки в учебной ситуации
Анализ задач, связанных с решением открытых проблем - с порождением новых текстов или с интерпретацией научного, художественного и прочих текстов, с организационными формами коллективных взаимодействий диалога и полилога, по-новому ставит проблемы контроля за процессом учения. Это уже не только проблема оценки меры адекватности, идентичности конечного продукта целям усвоения, но и проблема корректирующей роли контроля, регулирующей меру "понимания", "вхождения в ситуацию" и проч. Естественно, что в этих условиях необходима, во-первых, дифференциация функций и форм контроля, учет их типологии, во-вторых, важна и новая технология учета ошибок.
В вопросах типологии ошибок и технологии их учета интересны представления Д. Толлингеровой [29]. В предложенной ею типологии различаются ошибки: громадная и единичная, допустимая и недопустимая, необходимая и случайная, "умная" ошибка. Особенностью этой типологии является то, что она ориентирует преподавателя не только на внешний контроль по отношению к студенту, но и обращает его к самоконтролю управляющих воздействий, а также содействует формированию самоконтроля у студентов. Эта двусторонняя ориентация контроля особенно важна для усиления диалогического характера процесса обучения.
Д. Толлингерова называет громадной ошибку, допускаемую большинством учащихся, в отличие от единичной ошибки, встречающейся только у отдельных индивидов. Она считает, что "с точки зрения прогностического, опережающего управления учебными действиями такое различение важно потому, что громадная ошибка происходит, как правило, от ошибочной методической деятельности учителей, в то время как единичная ошибка происходит, как правило, от неправильной деятельности ученика. Итак, появление громадной ошибки должно осмысливаться учителем как сигнал необходимой корректировки собственного действия, в то время как единичная ошибка должна приниматься им в качестве сигнала поправки действия ученика" [29, с. 12].
Допустимой она называет ошибку, "не касающуюся предмета усвоения, только сопровождающую его ход". В отличие от недопустимой ошибки, которая является симптомом неверного понимания целей и предмета действий при работе с учебным материалом, эта ошибка свидетельствует о неполноте усвоения и не может рассматриваться как существенная. По ее мнению, "значение такого рода различения ошибочных учебных действий для надежности опережающего управления состоит в следующем: корректировка допустимых ошибок наносит [61] учебному процессу, как правило, больше вреда, чем приносит пользы. Причина заключается в том, что слишком выразительное обращение внимания ученика на устранение несущественной ошибки придает этому корректировочному действию характер предметной деятельности (по терминологии А.Н. Леонтьева), объект которой - ошибка, как показали, например, исследования контрольно-корректировочных действий... обладает сильной тенденцией зафиксироваться в памяти... Не будь такого превращения неважной ошибки в предмет специальной контрольно-корректировочной деятельности, эта ошибка исчезла бы спустя некоторое время сама по себе путем автокоррекции" [29].
Необходимая ошибка та, которая законно определена логикой учебного действия в отличие от случайной ошибки, появление которой обладает невысокой вероятностью. Дифференциация необходимой и случайной ошибок также имеет значение для повышения надежности опережающего управления учебными действиями и полезно тем, что устранение необходимых ошибок можно впредь планировать, освобождая тем самым учащегося от необходимости встречи с ними. "В отличие от этого успешность борьбы со случайными ошибками зависит от способности учителя планировать свою контрольно-корректировочную деятельность, а скорее от его способности импровизировать" [29, с. 16].
"Умной" называется ошибка, происходящая не от незнания или неумения, а определяемая поисковой интеллектуальной деятельностью ученика, присутствием творческих процессов мышления. Ошибка такого рода приносит делу обучения больше пользы, чем безошибочное действие. Это и есть ошибка, на которой можно - по пословице - многому научиться. Значение понятия умная ошибка дня повышения надежности опережающего управления учебными действиями Д. Толлингерова видит в том, что преподаватель может помогать появлению такого рода ошибки, используя так называемый корректировочный прием обучения, "суть которого и заключается в обучении на основе опознания и причинного осмысления ошибок. В настоящее время этот дидактический прием используется почти исключительно в процессе усвоения языков" [29, с. 17}.
В преподавании психологии, где, как и в обучении языкам, встречаются чаще всего малоформализуемые или вовсе неформализуемые ситуации, большую роль также играет учет социально-культурного контекста выполняемой познавательной и практической деятельности, что связано с использованием импровизации, догадки. Поэтому корректировочный метод обучения и в психологии может занять свое место.
Предложенная Д. Толлингеровой типология ошибок дает преподавателю психологии более надежные критерии контроля и сбалансированную оценку, исключая переоценку ошибочных действий, культ "исправления" ошибок. Если исходить из необходимости формирования многообразия [62] видов познавательной деятельности, создания опережающего смыслового контекста для актуальных действий и системы форм сотрудничества, ведущих к самоорганизации формируемой деятельности, то во многих случаях целесообразно "не замечать" ошибок и идти на разумный педагогический риск, рассчитывая на творческие возможности студентов.
Как показали исследования [3; 10; 17; 31], функции контроля наиболее существенно перестраиваются за счет двух факторов организации учебной деятельности: а) изменения характера задач, отказа от ведущей роли репродуктивных и выдвижение на таковую задач творческих, продуктивных, мобилизующих разнообразные виды когнитивной деятельности; б) перехода от индивидуальной к совместной учебной деятельности. В условиях совместного решения задач появляются новые прямые и косвенные стимуляторы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля - подражание, совместное обсуждение, взаимокоррекция, аргументация и осознанное доказательство.
Использование в учебном курсе творческих продуктивных задач выдвигает на первый план роль смыслополагающих и целеполагающих компонентов учебных действий, что снимает трудности пооперационного контроля, иерархизирует действия контроля и создает внутреннюю мотивацию самокоррекции и самоконтроля.
Совместное решение задач обеспечивает более широкий репертуар внешних средств и способов контроля и содействует их интериоризации в процессе самоконтроля и самокоррекции.
Таким образом, проблема контроля при усвоении психологических знаний может наиболее радикально решаться за счет использования новых методических подходов к организации всей системы переменных учебной ситуации. Но при этом два фактора в этой системе оказывают решающее воздействие на переход к самоконтролю, к саморегуляции учения: во-первых, расширение репертуара учебных задач с включением задач оптимальной когнитивной сложности - творческих продуктивных задач и, во-вторых, использование многообразных форм совместной учебной деятельности в ходе решения продуктивных задач. Оба эти фактора выдвигают на первый план по отношению к оценивающей и санкционирующей функциям контроля другие функции: побуждать и регулировать учебные действия.
3.2. Конструктивно-проектировочная деятельность (К-ПД) преподавателя
Конструктивно-проектировочными являются те компоненты деятельности педагога, которые задолго до его актуального участия в образовательной ситуации определяют ее образ, динамику и логику [63] взаимосвязи и развертывания всех психологически значимых компонентов. Это не просто упреждающая деятельность планирования, но деятельность создания особой виртуальной реальности, которая сама по себе не возникнет и не предопределит актуальное поведение в предстоящем без специально организуемых усилий. Они-то и должны быть направлены на конструирование во внутреннем идеальном плане всей целостности динамической системы параметров учебно-воспитательной ситуации, на подготовку сознания педагога и неосознаваемой сферы его психики к динамике актуализации и смены возможных позиций и намерений в процессе реально изменяющихся взаимодействий с участниками ситуации в ходе возникающих в ней коллизий и обстоятельств. Этот подвижный, открытый, всегда готовый к переструктурированию образ ситуации и своего поведения, позиций и диспозиций в ней преподаватель создает, опираясь на те общие представления об объективном строении психологических компонентов учебно-воспитательной ситуации СПД преподавателя с обучаемыми, которые мы выше схематически попытались обрисовать.
Из сказанного ясно, что методическая основа этих конструктивно-проектировочных усилий не сводится лишь к тем знаниям, представлениям и способам мышления, которые определены предметным содержанием преподаваемой учебной дисциплины (будь то психология, иностранный язык, математика, химия или что-нибудь иное). Конструктивно-проектировочная деятельность - это формирующаяся помимо предметно-дисциплинарных знаний и способов мышления специально осваиваемая педагогом реальность организации образовательного процесса, которая имеет определенные уровни становления. Опорой для старта в овладении ею служат те методические средства и процедуры, которые мы здесь рассмотрели или просто назвали. Дело в том, что конструктивно-проектировочные возможности педагога - это мета-рефлексивные процедуры по поводу организации собственной активности при создании открытой целостной ситуации сотрудничества и сотворчества со студентами. Поэтому процесс становления такой мета-рефлексии (как и всякого сознания) происходит лишь в условиях непосредственного включения педагога в проектирование и организацию реальных учебно-воспитательных ситуаций, строящихся в логике реализации принципов конструирования сотворчества и сотрудничества с обучаемыми.
Выделенные ранее параметры этой ситуации (см. табл. 1) одновременно расставляют определенные вехи на пути освоения будущим преподавателем мотивационно-смысловых и организационно-исполнительных компонентов К-ПД обеспечивающей реализацию инновационной стратегии управления образовательным процессом. [64]
Таблица 3
КОНСТРУКТИВНО-ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
Этап | Функция | Процедура | Средство |
1 . Предуста-новка
| Обнаружение в чувственно-наглядных образах целостности учебно-воспитательной ситуации в ее воздействии на личность
| Актуализация, описание и анализ личного опыта учения Сопоставительный анализ описаний различных ситуаций учения
| Задания актуализировать в письменных текстах собственный опыт учения, обучения Групповое обсуждение ситуаций, представленных в текстах с помощью табл. 1, 2 |
2. Предшкола
| Выявление эталонов конструирования каждого из параметров ситуации сотрудничества и сотворчества педагога с обучаемыми. Выделение нравственного смысла позиции педагога в этих ситуациях
| Поиск и выделение творческих продуктивных задач, объективирующих социо-культурный смысл учебной дисциплины, побуждающих к многообразию форм сотрудничества Практические упражнения, тренинг совместной творческой деятельности | Таксономия учебно-познавательных задач Д. Толлингеровой См. табл. 1, 2
|
3. Вероятностное проектирование модели учебно-воспитательной ситуации
| Выделение взаимосвязи между всеми параметрами ситуации СПД и системо-образующего звена ее динамики
| Анализ позиций личности педагога и обучаемых в различных моделях ситуаций сотворчества и сотрудничества всех участников Анализ и сопоставление разработанных студентами проектов учебных ситуаций Соотнесение системы процедур организации целостной ситуации со структурой эталонных моделей К-ПД преподавателя | Банк эталонных моделей ситуаций СПД преподавателя с обучаемыми Собственные письменные проекты и модели ситуаций, разработанные студентами
|
4. Опробование модели в реальных условиях образовательного процесса
| Освоение системы действий конструирования ситуации СПД как единицы управления всеми аспектами образовательного процесса | Групповое обсуждение практически опробуемых студентами проектов учебных ситуаций
| Сопоставление студентами текстов собственных сценариев учебных ситуаций, полученных на 1-м, 3-м и 4-м этапах |