Понятия об ощущениях

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 13:40, реферат

Описание работы

Ощущения считаются самыми простыми из всех психических явлений. Они представляют собой осознаваемый, субъективно представленный в голове человека или неосознаваемый, но действующий на его поведение продукт переработки центральной нервной системой значимых раздражителей, возникающих во внутренней или внешней среде.

Работа содержит 1 файл

психічні процеси.docx

— 562.44 Кб (Скачать)

Внимательно исследуя зависимость, которая существует между изменениями  силы воздействующих на органы чувств человека раздражителей и соответствующими изменениями субъективной величины ощущений, немецкий ученый Г.Фехнер вывел  закон, согласно которому изменение  силы ощущения пропорционально десятичному  логарифму изменения силы воздействующего  раздражителя (рис. 35). Согласно этому  закону, для того чтобы сила ощущения, имеющего условную исходную величину 0, стала равной 1, необходимо, чтобы  величина первоначально вызвавшего его раздражителя возросла в 10 раз. Далее, для того чтобы ощущение, имеющее  величину 1, возросло в три раза, нужно, чтобы исходный раздражитель, составляющий 10 единиц, стал равным 1000 единицам, и  т.д., т.е. каждое последующее увеличение силы ощущения на единицу требует  усиления раздражителя в десять раз.

Впоследствии, когда благодаря  изобретению электронного микроскопа удалось провести тонкие исследования электрической активности отдельных  нейронов, оказалось, что генерация  электрических импульсов в рецепторе  под действием раздражителя также  подчиняется закону Вебера—Фехнера. Это свидетельствует о том, что  данный закон своим происхождением обязан в основном электрохимическим  процессам, происходящим в рецепторах и преобразующим воздействующую энергию в нервные импульсы. В  математической форме обсуждаемая  закономерность выражается так:

S = К • lg I + С,

где: S — сила ощущения, I — величина действующего раздражителя, К— коэффициент пропорциональности, С— константа, различная для ощущений разных модальностей. Эта формула получила название основного психофизического закона, который по сути дела представляет собой закон ВебераФехнера.

Спустя примерно полстолетия  после открытия основного психофизического закона он вновь привлек к себе внимание и на основе новых экспериментальных  данных породил дискуссию об истинном, точно выраженном математической формулой характере связи между силой  ощущения и величиной раздражителя. Американский ученый С.Стивене, тщательно  изучив соответствующую зависимость, пришел к выводу о том, что основной психофизический закон выражается не логарифмической,

Рис. 35. Логарифмическая кривая зависимости величины ощущения от силы раздражителя, иллюстрирующая закон Вебера—Фехнера

а степенной кривой. Эта  закономерность получила название закона Стивенса. Согласно закону Стивенса зависимость между силой ощущения и величиной действующего раздражителя представляется такой:

S = К - Rn,

где: К — константа, определяемая избранной единицей измерения, л — показатель, зависящий от модальности ощущения и изменяющийся в пределах от 0,3 для ощущения громкости до 3,5 для ощущения, получаемого от удара электрическим током, S — сила ощущения, R — значение воздействующего раздражителя.

Спор о том, какой из законов — логарифмический или  показательный — лучше всего  выражает истинную связь раздражителя и ощущения, так и не завершился успехом той или другой из ведущих  дискуссию сторон. Если пренебречь чисто психофизическими тонкостями этого спора, то оба закона по своему психологическому смыслу окажутся весьма близкими: тот и другой утверждают, во-первых, что ощущения меняются непропорционально  силе физических стимулов, действующих  на органы чувств, и, во-вторых, что сила ощущений растет гораздо медленнее, чем величина физических стимулов.

Органы чувств обладают свойством  приспособления, или адаптации, к  изменившимся условиям, причем эта  адаптация происходит в довольно значительных пределах. Поэтому пороги ощущений не являются постоянными, они  способны изменяться при переходе от одних условий восприятия к другим. Например, при переходе от света  к темноте и обратно существенно  меняется чувствительность глаза, в  десятки раз. Это явление носит  название зрительной адаптации, и на практике она занимает от нескольких до десятков минут. Для того чтобы  человеческий глаз смог полностью адаптироваться к темноте после дневного света, т.е. для того чтобы от самой слабой его чувствительность приблизилась к абсолютному порогу, требуется  примерно 40 мин. За это время зрение меняется по своему физиологическому механизму: от колбочко-вого зрения, характерного для дневного освещения, в течение 10 мин глаз переходит к палочковому  зрению, типичному для ночи. При  этом исчезают ощущения цвета, им на смену  приходят черно-белые тона, свойственные ахроматическому зрению.

При адаптации глаза, связанной  с переходом от темноты к свету, все происходит в обратном порядке. Приспособленный к темноте глаз более чувствителен к электромагнитным волнам, находящимся ближе к зелено-голубой  части спектра, чем к оранжево-красной. Этот факт иллюстрирует следующий опыт. Если при дневном свете показать человеку красное и синее изображения  на черном фоне, то они будут видны  одинаково хорошо. При рассматривании того же самого изображения в сумерках будет казаться, что красная его  часть исчезла и осталась только синяя. По этой причине, например, в  качестве опознавательных знаков, указывающих  на контуры взлетной полосы, в аэроф-лоте пользуются лампами синего цвета.

Красный цвет способен оказывать  стимулирующее влияние в основном только на колбочки. Ношение очков  с красными стеклами ускоряет темновую адаптацию, а в силу того, что на палочковое зрение красный цвет практически  не действует, высокая чувствительность глаза, необходимая для работы в  темноте, при красном свете сохраняется.

Одни из анализаторов обнаруживают высокую скорость адаптации, другие — низкую. Очень быстро, например, способны адаптироваться рецепторы, расположенные  в коже (кроме болевых). Гораздо  медленнее происходит зрительная адаптация, следом идут слух, обоняние и вкус.

Изменения чувствительности анализаторов могут происходить  в результате не только адаптации, но и ряда других процессов, основными  из которых являются уровень активности коры головного мозга, поддерживаемый или подавляемый ретикулярной формацией, одновременное воздействие на органы чувств других раздражителей, в том  числе подпороговых. Установлено, что  слабые посторонние раздражители обычно повышают, а сильные понижают чувствительность параллельно работающих анализаторов. Важную роль в изменении чувствительности играет упражняемость: при постоянно  действующем анализаторе его  чувствительность повышается, при длительно  неработающем — понижается.

Иногда под действием  одного раздражителя могут возникать  ощущения, характерные для другого. Данное явление называется синестезией. Например, у ряда людей звуки музыки способны вызвать ощущение цвета (так называемый цветной слух). Напротив, сочетания красок у ряда людей порождают музыкальные ассоциации. Подобного рода явления нередко используются в современном искусстве.

ВОСПРИЯТИЕ, ЕГО  ВИДЫ И СВОЙСТВА

Внешние явления, воздействуя  на наши органы чувств, вызывают субъективный эффект в виде ощущений без какой  бы то ни было встречной активности субъекта по отношению к воспринимаемому  воздействию. Способность ощущать  дана нам и всем живым существам, обладающим нервной системой, с рождения. Способностью же воспринимать мир в  виде образов наделены только человек и высшие животные, она у них складывается и совершенствуется в жизненном опыте.

В отличие от ощущений, которые  не воспринимаются как свойства предметов, конкретных явлений или процессов, происходящих вне и независимо от нас, восприятие всегда выступает как  субъективно соотносимое с оформленной  в виде предметов, вне нас существующей действительностью, причем даже в том  случае, когда мы имеем дело с  иллюзиями или когда воспринимаемое свойство сравнительно элементарно, вызывает простое ощущение (в данном случае это ощущение обязательно относится  к какому-либо явлению или объекту, ассоциируется с ним).

Ощущения находятся в  нас самих, воспринимаемые же свойства предметов, их образы локализованы в  пространстве. Этот процесс, характерный  для восприятия в его отличии  от ощущений, называется объективацией.

Еще одно отличие восприятия в его развитых формах от ощущений состоит в том, что итогом возникновения  ощущения является некоторое чувство (например, ощущения яркости, громкости, соленого, высоты звука, равновесия и  т.п.), в то время как в результате восприятия складывается образ, включающий комплекс различных взаимосвязанных  ощущений, приписываемых человеческим сознанием предмету, явлению, процессу. Для того чтобы некоторый предмет  был воспринят, необходимо совершить  в отношении его какую-либо встречную  активность, направленную на его исследование, построение и уточнение образа. Для  появления ощущения этого, как правило, не требуется.

Отдельные ощущения как бы «привязаны» к специфическим  анализаторам, и достаточно бывает воздействия стимула на их периферические органы — рецепторы, чтобы ощущение возникло. Образ, складывающийся в результате процесса восприятия, предполагает взаимодействие, скоординированную работу сразу  нескольких анализаторов. В зависимости  от того, какой из них работает активнее, перерабатывает больше информации, получает наиболее значимые признаки, свидетельствующие  о свойствах воспринимаемого объекта, различают и виды восприятия. Соответственно выделяют зрительное, слуховое, осязательное восприятие. Четыре анализатора — зрительный, слуховой, кожный и мышечный. — чаще всего выступают как ведущие в процессе восприятия.

Восприятие, таким образом, выступает как осмысленный (включающий принятие решения) и означенный (связанный  с речью) синтез разнообразных ощущений, получаемых от целостных предметов  или сложных, воспринимаемых как  целое явлений. Этот синтез выступает  в виде образа данного предмета или  явления, который складывается в  ходе активного их отражения.

Предметность, целостность, константность и категориалъностъ (осмысленность и означенность) —  это основные свойства образа, складывающиеся в процессе и результате восприятия. Предметность — это способность человека воспринимать мир не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отделенных друг от друга предметов, обладающих свойствами, вызывающими данные ощущения. Целостность восприятия выражается в том, что образ воспринимаемых предметов не дан в полностью готовом виде со всеми необходимыми элементами, а как бы мысленно достраивается до некоторой целостной формы на основе небольшого набора элементов. Это происходит и в том случае, если некоторые детали предмета человеком непосредственно в данный момент времени не воспринимаются. Константность определяется как способность воспринимать предметы относительно постоянными по форме, цвету и величине, ряду других параметров независимо от меняющихся физических условий восприятия. Категориальность человеческого восприятия проявляется в том, что оно носит обобщенный характер, и каждый воспринимаемый предмет мы обозначаем словом-понятием, относим к определенному классу. В соответствии с этим классом нами в воспринимаемом предмете ищутся и видятся признаки, свойственные всем предметам данного класса и выраженные в объеме и содержании этого понятия.

Описанные свойства предметности, целостности, константности и категориальности восприятия с рождения человеку не присущи; они постепенно складываются в жизненном опыте, частично являясь  естественным следствием работы анализаторов, синтетической деятельности мозга.

Чаще и больше всего  свойства восприятия изучались на примере  зрения — ведущего органа чувств у  человека. Существенный вклад в понимание  того, как из отдельных зрительно  воспринимаемых деталей предметов  складывается их целостная картина  — образ, внесли представители гешталыппсихологии — направления научных исследований, сложившегося в начале XX в. в Германии. Одним из первых классификацию факторов, влияющих на организацию зрительных ощущений в образы в русле гештальтпсихологии предложил М.Вертгеймер. Выделенные им факторы следующие:

Информация о работе Понятия об ощущениях