Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 13:40, реферат
Ощущения считаются самыми простыми из всех психических явлений. Они представляют собой осознаваемый, субъективно представленный в голове человека или неосознаваемый, но действующий на его поведение продукт переработки центральной нервной системой значимых раздражителей, возникающих во внутренней или внешней среде.
Внимательно исследуя зависимость,
которая существует между изменениями
силы воздействующих на органы чувств
человека раздражителей и
Впоследствии, когда благодаря
изобретению электронного микроскопа
удалось провести тонкие исследования
электрической активности отдельных
нейронов, оказалось, что генерация
электрических импульсов в
S = К • lg I + С,
где: S — сила ощущения, I — величина действующего раздражителя, К— коэффициент пропорциональности, С— константа, различная для ощущений разных модальностей. Эта формула получила название основного психофизического закона, который по сути дела представляет собой закон Вебера—Фехнера.
Спустя примерно полстолетия
после открытия основного психофизического
закона он вновь привлек к себе
внимание и на основе новых экспериментальных
данных породил дискуссию об истинном,
точно выраженном математической формулой
характере связи между силой
ощущения и величиной раздражителя.
Американский ученый С.Стивене, тщательно
изучив соответствующую зависимость,
пришел к выводу о том, что основной
психофизический закон
Рис. 35. Логарифмическая кривая зависимости величины ощущения от силы раздражителя, иллюстрирующая закон Вебера—Фехнера
а степенной кривой. Эта закономерность получила название закона Стивенса. Согласно закону Стивенса зависимость между силой ощущения и величиной действующего раздражителя представляется такой:
S = К - Rn,
где: К — константа, определяемая избранной единицей измерения, л — показатель, зависящий от модальности ощущения и изменяющийся в пределах от 0,3 для ощущения громкости до 3,5 для ощущения, получаемого от удара электрическим током, S — сила ощущения, R — значение воздействующего раздражителя.
Спор о том, какой из законов — логарифмический или показательный — лучше всего выражает истинную связь раздражителя и ощущения, так и не завершился успехом той или другой из ведущих дискуссию сторон. Если пренебречь чисто психофизическими тонкостями этого спора, то оба закона по своему психологическому смыслу окажутся весьма близкими: тот и другой утверждают, во-первых, что ощущения меняются непропорционально силе физических стимулов, действующих на органы чувств, и, во-вторых, что сила ощущений растет гораздо медленнее, чем величина физических стимулов.
Органы чувств обладают свойством
приспособления, или адаптации, к
изменившимся условиям, причем эта
адаптация происходит в довольно
значительных пределах. Поэтому пороги
ощущений не являются постоянными, они
способны изменяться при переходе от
одних условий восприятия к другим.
Например, при переходе от света
к темноте и обратно
При адаптации глаза, связанной
с переходом от темноты к свету,
все происходит в обратном порядке.
Приспособленный к темноте глаз
более чувствителен к электромагнитным
волнам, находящимся ближе к зелено-
Красный цвет способен оказывать
стимулирующее влияние в
Одни из анализаторов обнаруживают высокую скорость адаптации, другие — низкую. Очень быстро, например, способны адаптироваться рецепторы, расположенные в коже (кроме болевых). Гораздо медленнее происходит зрительная адаптация, следом идут слух, обоняние и вкус.
Изменения чувствительности анализаторов могут происходить в результате не только адаптации, но и ряда других процессов, основными из которых являются уровень активности коры головного мозга, поддерживаемый или подавляемый ретикулярной формацией, одновременное воздействие на органы чувств других раздражителей, в том числе подпороговых. Установлено, что слабые посторонние раздражители обычно повышают, а сильные понижают чувствительность параллельно работающих анализаторов. Важную роль в изменении чувствительности играет упражняемость: при постоянно действующем анализаторе его чувствительность повышается, при длительно неработающем — понижается.
Иногда под действием одного раздражителя могут возникать ощущения, характерные для другого. Данное явление называется синестезией. Например, у ряда людей звуки музыки способны вызвать ощущение цвета (так называемый цветной слух). Напротив, сочетания красок у ряда людей порождают музыкальные ассоциации. Подобного рода явления нередко используются в современном искусстве.
ВОСПРИЯТИЕ, ЕГО ВИДЫ И СВОЙСТВА
Внешние явления, воздействуя на наши органы чувств, вызывают субъективный эффект в виде ощущений без какой бы то ни было встречной активности субъекта по отношению к воспринимаемому воздействию. Способность ощущать дана нам и всем живым существам, обладающим нервной системой, с рождения. Способностью же воспринимать мир в виде образов наделены только человек и высшие животные, она у них складывается и совершенствуется в жизненном опыте.
В отличие от ощущений, которые
не воспринимаются как свойства предметов,
конкретных явлений или процессов,
происходящих вне и независимо от
нас, восприятие всегда выступает как
субъективно соотносимое с
Ощущения находятся в нас самих, воспринимаемые же свойства предметов, их образы локализованы в пространстве. Этот процесс, характерный для восприятия в его отличии от ощущений, называется объективацией.
Еще одно отличие восприятия в его развитых формах от ощущений состоит в том, что итогом возникновения ощущения является некоторое чувство (например, ощущения яркости, громкости, соленого, высоты звука, равновесия и т.п.), в то время как в результате восприятия складывается образ, включающий комплекс различных взаимосвязанных ощущений, приписываемых человеческим сознанием предмету, явлению, процессу. Для того чтобы некоторый предмет был воспринят, необходимо совершить в отношении его какую-либо встречную активность, направленную на его исследование, построение и уточнение образа. Для появления ощущения этого, как правило, не требуется.
Отдельные ощущения как бы «привязаны» к специфическим анализаторам, и достаточно бывает воздействия стимула на их периферические органы — рецепторы, чтобы ощущение возникло. Образ, складывающийся в результате процесса восприятия, предполагает взаимодействие, скоординированную работу сразу нескольких анализаторов. В зависимости от того, какой из них работает активнее, перерабатывает больше информации, получает наиболее значимые признаки, свидетельствующие о свойствах воспринимаемого объекта, различают и виды восприятия. Соответственно выделяют зрительное, слуховое, осязательное восприятие. Четыре анализатора — зрительный, слуховой, кожный и мышечный. — чаще всего выступают как ведущие в процессе восприятия.
Восприятие, таким образом, выступает как осмысленный (включающий принятие решения) и означенный (связанный с речью) синтез разнообразных ощущений, получаемых от целостных предметов или сложных, воспринимаемых как целое явлений. Этот синтез выступает в виде образа данного предмета или явления, который складывается в ходе активного их отражения.
Предметность, целостность,
константность и
Описанные свойства предметности,
целостности, константности и
Чаще и больше всего
свойства восприятия изучались на примере
зрения — ведущего органа чувств у
человека. Существенный вклад в понимание
того, как из отдельных зрительно
воспринимаемых деталей предметов
складывается их целостная картина
— образ, внесли представители гешталыппсихолог