Понятие об ощущении и восприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 23:18, контрольная работа

Описание работы

Восприятие — это отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств. Оно включает в себя прошлый опыт человека в виде представлений и знаний.

Работа содержит 1 файл

контрольная.docx

— 54.32 Кб (Скачать)
  1. Понятие об ощущении и восприятии.

    Восприятие  — это отражение предметов  и явлений в совокупности их свойств  и частей при непосредственном воздействии  их на органы чувств. Оно включает в  себя прошлый опыт человека в виде представлений и знаний.

    Рассмотрим  играющего на лужайке щенка. Он имеет  определенную форму, размеры и окраску; в каждый момент времени он занимает в пространстве определенное место, находящееся от нас на определенном расстоянии и в определенном направлении; мы видим его то движущимся, то неподвижным; он выглядит как плотное тело, т. е. как объект, у которого можно потрогать только поверхность, в отличие, скажем, от воды или неба. Окраска щенка является свойством поверхности его тела, т. е. его поверхность имеет цвет. Если он сталкивается с небольшим предметом, у нас создается впечатление, что щенок является причиной его движения. Все это воспринимается нами при помощи зрения. Но мы также слышим его лай, и этот звук имеет определенную высоту, громкость и тембр и исходит из определенной части пространства, фактически из того места, в котором мы видим щенка. Мы воспринимаем его в совокупности свойств, а из нашего прошлого опыта мы знаем, что перед нами - щенок. Воспринимаемые качества, такие, как цвет, размер и т. п. остаются постоянными и не зависят от того что, например, изображение на сетчатке глаз постоянно меняется. Так, нам не кажется, что в тени щенок меняет свою окраску или что его размеры увеличиваются или уменьшаются в зависимости от того, приближается или удаляется он от нас.

    Это можно объяснить тем, что процесс  восприятия протекает в связи  с другими психологическими процессами личности: мышлением (мы осознаем то, что  перед нами находится), речью (мы можем  осознать, что перед нами только когда воспринимаемому образ  мы можем его назвать: щенок), чувствами (определенным образом относимся  к тому, что воспринимаем), волей (в той или иной форме произвольно  организуем процесс восприятия). Все это ведет не совсем адекватному восприятию, к искажению воспринимаемого объекта, в том числе ведет и к искажению зрительного образа, к появлению так называемых иллюзий зрения.

    Ощущение  — отражение свойств реальности, возникающее в результате воздействия  их на органы чувств и возбуждения  нервных центров головного мозга. Виды ощущений многообразны: осязательные, зрительные, вибрационные, обонятельные и т. д. Качественная особенность  тех или иных ощущений называется их модальностью. Внешние явления, воздействуя  на наши органы чувств, вызывают субъективный эффект в виде ощущений без какой  бы то ни было встречной активности субъекта по отношению к воспринимаемому  воздействию.

    Способность ощущать дана нам и всем живым  существам, обладающим нервной системой с рождения. Способностью же воспринимать мир в виде образов, наделены только человек и высшие животные, она  у них складывается и совершенствуется в жизненном опыте. В отличие  от ощущений, восприятие всегда выступает  как субъективно соотносимое  с оформленной в виде предметов, вне нас существующей действительностью. Ощущения находятся в нас самих, воспринимаемые же свойства предметов, их образы локализованы в пространстве. Этот процесс, характерный для восприятия в его отличии от ощущений, называется объективацией. Еще одно отличие  восприятия в его развитых формах от ощущений состоит в том, что  итогом возникновения ощущения является некоторое чувство (например, ощущения яркости, громкости, равновесия, сладкого и т.п.), в то время как в результате восприятия складывается образ, включающий комплекс взаимосвязанных различных  ощущений, приписываемых человеческим сознанием предмету, явлению, процессу. Для того чтобы некоторый предмет  был воспринят, необходимо совершить  в отношении его какую-либо встречную  активность, направленную на его исследование, построение и уточнение образа. Отдельные ощущения как бы "привязаны" к специфическим анализаторам, и достаточно бывает воздействия стимула на их периферические органы – рецепторы, чтобы ощущение возникло. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

  1. Характеристика  основных видов ощущений.

Существуют  различные подходы к классификации  ощущений. Издавна принято различать  пять (по количеству органов чувств) основных видов ощущений: обоняние, вкус, осязание, зрение и слух. Эта  классификация ощущений по основным модальностям является правильной, хотя и не исчерпывающей. Б.Г. Ананьев говорил об одиннадцати видах ощущений. А.Р. Лурия считал, что классификация ощущений может быть проведена по крайней мере по двум основным принципам – систематическому и генетическому (иначе говоря, по принципу модальности, с одной стороны, и по принципу сложности или уровня их построения – с другой).

Рассмотрим  систематическую классификацию ощущений (рис. 3). Данная классификация была предложена английским физиологом Ч. Шеррингтоном. Рассматривая наиболее крупные и существенные группы ощущений, он разделил их на три основных типа: интероцептивные, проприоцептивные и экстероцептивные ощущения. Первые объединяют сигналы, доходящие до нас из внутренней среды организма; вторые передают информацию о положении тела в пространстве и о положении опорно-двигательного аппарата, обеспечивают регуляцию наших движений; наконец, третьи обеспечивают получение сигналов из внешнего мира и создают основу для нашего сознательного поведения. Рассмотрим основные типы ощущений по отдельности.

Основой восприятия являются экстерорецепторы, поскольку именно они обеспечивают объективное представление о  внешнем мире.

Как известно, человек обладает пятью органами чувств. Видов внешних ощущений на один больше, поскольку моторика не имеет отдельного органа чувств, однако ощущения тоже вызывает. Следовательно, человек может испытывать шесть  видов внешних ощущений: зрительные, слуховые, обонятельные, тактильные (осязательные), вкусовые и кинестетические ощущения.

Рис. 3. Систематическая классификация основных видов ощущений

Основным  источником информации о внешнем  мире является зрительный анализатор. С его помощью человек получает до 80% от общего объема информации. Орган  зрительных ощущений – глаз. На уровне ощущений он воспринимает информацию о свете и цвете. Воспринимаемые человеком цвета разделяют на хроматические и ахроматические. К первым относятся цвета, составляющие спектр радуги (т.е. расщепления света  – всем известные «Каждый охотник  желает знать, где сидит фазан»). Ко вторым – черный, белый и серый  цвета. Цветовые оттенки, содержащие около 150 плавных переходов из одного в  другой, воспринимаются глазом в зависимости  от параметров световой волны.

Зрительные  ощущения оказывают большое влияние  на человека. Все теплые цвета положительно влияют на работоспособность человека, возбуждают его и вызывают хорошее настроение. Холодные цвета успокаивают человека. Темные цвета угнетающе действуют на психику. Цвета могут нести предупреждающую информацию: красный говорит об опасности, желтый – предостерегает, зеленый – сигнализирует о безопасности и т.п.

Следующим по своей важности в получении  информации является слуховой анализатор. Ощущения звуков принято делить на музыкальные и шумовые. Их отличие  состоит в том, что музыкальные  звуки создаются периодическими ритмическими колебаниями звуковых волн, а шумы – неритмичными и  нерегулярными колебаниями .

Слуховые  ощущения тоже имеют большое значение в жизни человека. Источником слуховых ощущений являются разнообразные звуки, действующие на орган слуха. Слуховые ощущения отражают шумовые, музыкальные  и речевые звуки.

Ощущения  шума и шороха сигнализируют о  наличии предметов и явлений, издающих звуки, о месте их нахождения, о приближении или удалении. Они  могут предупреждать об опасности  и вызывать определенное эмоциональное  переживание.

Музыкальные ощущения характеризуются эмоциональным  тоном и мелодичностью. Эти ощущения формируются у человека на основе воспитания и развития музыкального слуха и связаны с общей  музыкальной культурой человеческого  общества.

Речевые ощущения являются чувственной основой  речевой деятельности человека. На базе речевых ощущений формируется  фонематический слух, благодаря которому человек может различать и  произносить звуки речи. Фонематический слух оказывает влияние не только на развитие устной и письменной речи, но и на овладение иностранным  языком.

У многих людей существует интересная особенность  – сочетание звукового и зрительного  ощущений в одно общее ощущение. В психологии это явление называют синестезией. Это устойчивые ассоциации, возникающие между объектами слухового восприятия, например мелодиями, и цветовыми ощущениями. Часто люди могут сказать, «какого цвета» данная мелодия или слово.

Несколько реже встречается синестезия, основанная на ассоциации цвета и запаха. Она  часто присуща людям с развитым обонянием. Таких людей можно  найти среди дегустаторов парфюмерной  продукции – для них важен  не только развитый обонятельный анализатор, но и синестетические ассоциации, позволяющие сложный язык запахов  перевести в более универсальный  язык цвета. Вообще же обонятельный анализатор, к сожалению, чаще всего у людей  не очень сильно развит.

Обоняние  – вид чувствительности, порождающий специфические ощущения запаха. Это одно из наиболее древних, простых, но жизненно важных ощущений. Анатомически орган обоняния расположен у большинства живых существ в наиболее выгодном месте – впереди, в выдающейся части тела. Путь о рецепторов обоняния до тех мозговых структур, где принимаются и перерабатываются получаемые от них импульсы, наиболее короткий. Нервные волокна, отходящие от обонятельных рецепторов, непосредственно без промежуточных переключений попадают в головной мозг.

Часть мозга, которая называется обонятельной, также является и наиболее древней, и чем ниже живое существо стоит  на эволюционной лестнице, тем большее  пространство в массе головного  мозга она занимает. У рыб, например, обонятельный мозг охватывает практически  всю поверхность полушарий, у  собак – около одной ее трети, у человека его относительная  доля в объеме всех мозговых структур равна примерно одной двадцатой  части.

Указанные различия соответствуют развитости других органов чувств и тому жизненному значению, которое данный вид ощущений имеет для живых существ. Для некоторых видов животных значение обоняния выходит за пределы восприятия запахов. У насекомых и высших обезьян обоняние также служит средством внутривидового общения.

Система классификации запахов, известная  как «Призма Хеннинга» (цветочный, фруктовый, пряный, смолистый, пригорелый, гнилостный), образует углы призмы с  промежуточными качествами, расположенными на плоскостях (рис. 4). 

Рис. 4. «Призма Хеннинга» 

Имеются и другие классификации. В практике часто используют сравнение данного  запаха с известным эталоном (сирень, сено и т.д.).

Ощущения  вкусовые – отражение качества пищи, обеспечение индивида информацией о том, можно ли употребить внутрь данное вещество. Вкусовые ощущения (часто вместе с обонянием) вызываются действием химических свойств веществ, растворенных в слюне или воде, на вкусовые рецепторы (вкусовые почки), расположенные на поверхности языка, задней поверхности глотки, небе и надгортаннике.

Система классификации вкусов представлена «Тетраэдром Хеннинга» (рис. 5), в которой четыре основных вкуса (сладкий, кислый, соленый, горький). 

Сладкий

Соленый

Рис. 5. «Тетраэдр Хеннинга» 

Они располагаются  в углах тетраэдра (четырехугольной  пирамиды), а все другие ощущения вкуса располагаются на плоскостях Тетраэдра и представляют их как  комбинации двух или более основных вкусовых ощущений.

Кожная  чувствительность, или осязание, – это наиболее широко представленный и распространенный вид чувствительности. Всем нам знакомое ощущение, возникающее при прикосновении какого-либо предмета к поверхности кожи, не представляет собой элементарного осязательного ощущения. Оно есть результат сложного комбинирования четырех других, более простых видов ощущений: давления, боли, тепла и холода, причем для каждого из них существует специфический вид рецепторов, неравномерно расположенных в различных участках кожной поверхности.

Наличие таких рецепторов можно обнаружить практически на всех участках кожи. Однако специализированность кожных рецепторов до сих пор точно установить не удалось. Неясно, существуют ли рецепторы, исключительно предназначенные  для восприятия одного воздействия, порождающие дифференцированные ощущения давления, боли, холода или тепла, или качество возникающего ощущения может меняться в зависимости от состояния одного и того же рецептора, а также от специфики воздействующего на него свойства. Известно только, что сила и качество кожных ощущений сами по себе относительны. Например, при одновременном воздействии на поверхность одного участка кожи теплой водой ее температура воспринимается по-разному в зависимости от того, какой водой мы воздействуем на соседний участок кожи. Если она холодная, то на первом участке кожи возникает ощущение тепла, если она горячая, то ощущение холода. Температурные рецепторы имеют, как правило, два пороговых значения: они реагируют на высокие и низкие по величине воздействия, но не отзываются на средние.

Информация о работе Понятие об ощущении и восприятии