Понятия об ощущениях

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 13:40, реферат

Описание работы

Ощущения считаются самыми простыми из всех психических явлений. Они представляют собой осознаваемый, субъективно представленный в голове человека или неосознаваемый, но действующий на его поведение продукт переработки центральной нервной системой значимых раздражителей, возникающих во внутренней или внешней среде.

Работа содержит 1 файл

психічні процеси.docx

— 562.44 Кб (Скачать)

Обычно же без повторения в долговременной памяти оказывается  лишь то, что находится в сфере  внимания человека. Данную особенность  кратковременной памяти иллюстрирует следующий опыт. В нем испытуемых просят запомнить всего лишь 3 буквы  и спустя примерно 18 с воспроизвести  их. Но в интервале между первичным  восприятием этих букв и их припоминанием  испытуемым не дают возможности повторять  эти буквы про себя. Сразу же после предъявления трех разных букв им предлагается в быстром темпе  начать вести обратный счет тройками, начиная с какого-нибудь большого числа, например с 55. В этом случае оказывается, что многие испытуемые вообще не в  состоянии запомнить данные буквы  и безошибочно их воспроизвести  через 18 с. В среднем в памяти людей, прошедших через подобный опыт, сохраняется  не более 20% первоначально воспринятой  ими информации.

Многие жизненные психологические  проблемы, казалось бы, связанные с  памятью, на самом деле зависят не от памяти как таковой, а от возможности  обеспечить длительное и устойчивое внимание человека к запоминаемому  или припоминаемому материалу. Если удается обратить внимание человека на что-либо, сосредоточить его внимание на этом, то соответствующий материал лучше запоминается и, следовательно, дольше сохраняется в памяти. Этот факт можно проиллюстрировать с  помощью следующего опыта. Если предложить человеку закрыть глаза и неожиданно ответить, например, на вопрос о том, какого цвета, формы и какими другими особенностями обладает предмет, который он не раз видел, мимо которого неоднократно проходил, но который не вызывал к себе повышенного внимания, то человек с трудом может ответить на поставленный вопрос, несмотря на то, что видел этот предмет множество раз. Многие люди ошибаются, когда их просят сказать, какой цифрой, римской или арабской, изображена на циферблате их механических ручных часов цифра 6. Нередко оказывается, что ее на часах нет вообще, а человек, десятки и даже сотни раз смотревший на свои часы, не обращал внимание на этот факт и, следовательно, не запомнил его. Процедура введения информации в кратковременную память и представляет собой акт обращения на нее внимания.

Одним из возможных механизмов кратковременного запоминания является временное кодирование, т.е. отражение запоминаемого материала в виде определенных, последовательно расположенных символов в слуховой или зрительной системе человека. Например, когда мы запоминаем нечто такое, что можно обозначить словом, то мы этим словом, как правило, пользуемся, мысленно произнося его про себя несколько раз, причем делаем это или осознанно, продуманно, или неосознанно, механически. Если требуется зрительно запомнить какую-либо картину, то, внимательно посмотрев на нее, мы обычно закрываем глаза или отвлекаем внимание от разглядывания для того, чтобы сосредоточить его на запоминании. При этом мы обязательно стараемся мысленно воспроизвести увиденное, представить его зрительно или выразить его смысл словами. Часто для того, чтобы нечто действительно запомнилось, мы стараемся по ассоциации с ним вызвать у себя определенную реакцию. Порождение такой реакции следует рассматривать как особый психофизиологический механизм, способствующий активизации и интегрированию процессов, служащих средством запоминания и воспроизведения.

Тот факт, что при введении информации в долговременную память она, как правило, перекодируется в  акустическую форму, доказывается следующим  экспериментом. Если испытуемым зрительно  предъявить значительное количество слов, заведомо превышающих по своему числу  объем кратковременной памяти, и  затем проанализировать ошибки, которые  они допускают при ее воспроизведении, то окажется, что нередко правильные буквы в словах замещаются теми ошибочными буквами, которые близки к ним по звучанию, а не по написанию. Это, очевидно, характерно только для людей, владеющих вербальной символикой, т.е. звуковой речью. Люди, глухие от рождения, не нуждаются в том, чтобы преобразовать видимые слова в слышимые.

В случаях болезненных  нарушений долговременная и кратковременная  память могут существовать и функционировать как относительно независимые. К примеру, при таком болезненном нарушении памяти, которое именуется ретроградной амнезией, страдает в основном память на недавно произошедшие события, но обычно сохраняются воспоминания о тех событиях, которые имели место в далеком прошлом. При другом виде заболевания, также связанном с нарушениями памяти, — анте-роградной амнезии — сохранной остается и кратковременная, и долговременная память. Однако при этом страдает способность ввода новой информации в долговременную память.

Вместе с тем оба  вида памяти взаимосвязаны и работают как единая система. Одна из концепций, описывающая их совместную, взаимосвязанную  деятельность, разработана американскими  учеными РАткинсоном и Р.Шифрином. Она схематически представлена на рис. 42. В соответствии с теорией названных  авторов долговременная память представляется практически не ограниченной по объему, но обладает ограниченными возможностями  произвольного припоминания хранящейся в ней информации. Кроме того, для того чтобы информация из кратковременного хранилища попала в долговременное, необходимо, чтобы с ней была проведена  определенная работа еще в то время, когда она находится в кратковременной  памяти. Это работа по ее перекодированию, т.е. переводу на язык, понятный и доступный  мозгу человека. Данный процесс в  чем-то аналогичен тому, который происходит при вводе информации в электронно-вычислительную машину. Известно, что все современные  ЭВМ способны хранить информацию в двоичных кодах, и для того чтобы  память машины сработала, любые вводимые в нее сведения должны быть представлены в таком виде.

Во многих жизненных ситуациях  процессы кратковременной и долговременной памяти работают во взаимосвязи и  параллельно. Например, когда человек  ставит перед собой задачу запомнить  что-либо такое, что заведомо превосходит  возможности его кратковременной  памяти, он часто сознательно или  бессознательно обращается к использованию  приема смысловой обработки и  группировки материала, который  облегчает запоминание.

Рис. 42. Схема памяти по Р.Аткинсону  и Р.Шифрину. Взаимосвязанная работа кратковременной и долговременной памяти, включающая вытеснение, повторение и кодирование как частные  процессы, составляющие работу памяти

 

Такая группировка в свою очередь предполагает использование  долговременной памяти, обращение к  прошлому опыту, извлечение из него необходимых  для обобщения знаний и понятий, способов группировки запоминаемого  материала, сведения его к количеству смысловых единиц, не превышающих  объема кратковременной памяти.

Перевод информации из кратковременной  в долговременную память нередко  вызывает затруднения, так как для  того, чтобы это наилучшим образом  сделать, необходимо сначала осмыслить  и определенным образом структурировать  материал, связать его с тем, что  человек хорошо знает. Именно из-за недостаточности этой работы или  из-за неумения ее осуществлять быстро и эффективно память людей кажется  слабой, хотя на самом деле она может  обладать большими возможностями.

Рассмотрим теперь особенности  и некоторые механизмы работы долговременной памяти. Эта память обычно начинает функционировать не сразу после того, как человеком был воспринят и запомнен материал, а спустя некоторое время, необходимое для того, чтобы человек внутренне смог переключиться с одного процесса на другой, с запоминания на воспроизведение. Эти два процесса не могут происходить параллельно, так как структура их различна, а механизмы несовместимы, противоположно направлены. Акустическое кодирование характерно для перевода информации из кратковременной в долговременную память, где она уже хранится, вероятно, не в форме звуковых, а в виде смысловых кодов и структур, связанных с мышлением. Обратный процесс предполагает перевод мысли в слово.

Если, например, после некоторого количества прочтений или прослушиваний  мы попытаемся через некоторое время  воспроизвести длинный ряд слов, то так же обычно совершаем ошибки, как и тогда, когда не срабатывает  при запоминании кратковременная  память. Однако эти ошибки бывают иными. В большинстве случаев вместо забытых слов при воспоминании мы используем другие, близкие к ним  не по звучанию или написанию, а по смыслу. Часто бывает так, что человек, будучи не в состоянии точно вспомнить  забытое слово, вместе с тем хорошо помнит его смысл, может передать его иными словами и уверенно отвергает другие, не похожие на данное слово сочетания звуков. Благодаря  тому, что смысл вспоминаемого  приходит на память первым, мы в конечном счете можем вспомнить желаемое или по крайней мере заменить его  тем, что достаточно близко к нему по смыслу. Если бы этого не было, то мы бы испытывали огромные трудности  при припоминании и часто терпели  неудачу. На этой же особенности долговременной памяти, вероятно, основан процесс  узнавания когда-то виденного или  слышанного.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ  РАЗЛИЧИЯ ПАМЯТИ У ЛЮДЕЙ

Память у людей различается  по многим параметрам: скорости, прочности, длительности, точности и объему запоминания. Все это количественные характеристики памяти. Но существуют и качественные различия. Они касаются как доминирования отдельных видов памяти — зрительной, слуховой, эмоциональной, двигательной и других, так и их функционирования. В соответствии с тем, какие сенсорные области доминируют, выделяют следующие индивидуальные типы памяти: зрительную, слуховую, двигательную, эмоциональную и разнообразные их сочетания. Один человек для того, чтобы лучше запомнить материал, обязательно должен его прочесть, так как при запоминании и воспроизведении ему легче всего опираться на зрительные образы. У другого преобладают слуховое восприятие и акустические образы, ему лучше один раз услышать, чем несколько раз увидеть. Третий легче всего запоминает и воспроизводит движения, и ему можно рекомендовать записывать материал или сопровождать его запоминание какими-либо движениями.

«Чистые» виды памяти в  смысле безусловного доминирования  одного из перечисленных крайне редки. Чаще всего на практике мы сталкиваемся с различными сочетаниями зрительной, слуховой и двигательной памяти. Типичными  их смешениями являются зрительно-двигательная, зрительно-слуховая и двигатель-но-слуховая память. Однако у большинства людей все же доминирующей выступает зрительная память.

Есть уникальные случаи такой  памяти, описанные в литературе. Один из них нам представил А-РЛурия1. Он подробно изучил и описал память человека по фамилии Ш., который мог быстро, прочно и надолго запоминать зрительную информацию. Объем его памяти так и не удалось экспериментально установить. «Ему, — писал А.Р.Лурия, — было безразлично, предъявлялись ли ему осмысленные слова, бессмысленные слоги, числа или звуки, давались ли они р устной или письменной форме; ему нужно было лишь, чтобы один элемент предлагаемого ряда был отделен от другого паузой в 2—3 секунды»2. Это время, вероятно, и есть то, которое данному человеку требовалось для осуществления указанного перевода и необходимого отдыха. У обычных людей это время и прилагаемые для этого усилия гораздо больше.

Как выяснилось в дальнейшем, механизм памяти Ш. был основан на эйдетическом зрении, которое у него было особенно хорошо развито. После однократного зрительного восприятия материала и его небольшой умственной обработки (в основном образной) Ш. как бы продолжал его «видеть» в отсутствие самого данного материала в поле зрения. Он был способен восстановить в деталях соответствующий зрительный образ спустя много времени, даже через несколько лет (некоторые опыты с ним были повторены через 15—16 лет после того, как он впервые увидел материал и больше к нему в течение этого времени не возвращался; тем не менее он вспомнил его).

Эйдетическая  память, особенно сильно развитая у Ш., не такое уж редкое явление. В детстве она имеется у всех людей, а у взрослых постепенно исчезает. Данный тип памяти упражняем, бывает неплохо развит у художников и, по-видимому, является одним из задатков к развитию соответствующих способностей. Сферой профессионального применения такой памяти могут стать музыка, те виды деятельности, в которых особые требования предъявляются к зрительно точному запоминанию и воспроизведению увиденного.

Наибольшего развития у человека обычно достигают те виды памяти, которые  чаще всего используются. Большой  отпечаток на этот процесс накладывает  профессиональная деятельность. Например, у ученых отмечается очень хорошая  смысловая и логическая память, но сравнительно слабая механическая память. У актеров и врачей хорошо развита  память на лица.

Информация о работе Понятия об ощущениях