Понятия об ощущениях

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 13:40, реферат

Описание работы

Ощущения считаются самыми простыми из всех психических явлений. Они представляют собой осознаваемый, субъективно представленный в голове человека или неосознаваемый, но действующий на его поведение продукт переработки центральной нервной системой значимых раздражителей, возникающих во внутренней или внешней среде.

Работа содержит 1 файл

психічні процеси.docx

— 562.44 Кб (Скачать)

Благодаря точной установке  рецепторов ребенок в первые месяцы жизни оказывается способным  зрительно различать старые и  новые для него объекты, которые  отличаются друг от друга величиной, цветом и формой. Начиная с трех-четырех  месяцев жизни сенсорные функции  включаются в практические действия, перестраиваются на их основе и постепенно сами приобретают более совершенный  вид ориентировочно-исследовательских  перцептивных действий.

При переходе от раннего  к дошкольному возрасту под влиянием игровой и конструктивной деятельности у детей складываются сложные  виды зрительного анализа и синтеза, включая способность мысленно расчленять воспринимаемый объект на части в  зрительном поле, исследуя каждую из них  в отдельности и затем объединяя  в единое целое. Помимо контура предмета, здесь выделяются его структура, пространственные характеристики, соотношение  составляющих его частей.

А.В.Запорожец считал, что  формирование перцептивных действий под  влиянием обучения проходит ряд этапов. На первом этапе перцептивные проблемы, связанные со становлением адекватного  образа, решаются ребенком в практическом плане путем действий с материальными  предметами. Исправления в перцептивные действия при необходимости их коррекции  здесь вносятся в сами манипуляции с предметами по ходу выполнения действия. Прохождение этого этапа ускоряется, и его результаты становятся более весомыми, если ребенку предлагаются «перцептивные эталоны» — образцы, с которыми он может соотносить, сравнивать формирующийся образ.

На следующем этапе  сенсорные процессы сами превращаются в своеобразные перцептивные действия, которые выполняются с помощью  собственных движений рецептивных  аппаратов. На данном этапе дети знакомятся с пространственными свойствами предметов при помощи развернутых  ориентировочно-исследовательских  движений рук и глаз, причем ручное и

зрительное обследование ситуации обычно предшествует практическим действиям в ней, определяя их характер и направленность.

На третьем этапе начинается процесс своеобразного сворачивания перцептивных действий, их сокращения до необходимого и достаточного минимума. Эфферентные звенья соответствующих  действий оттормаживаются, и внешнее  восприятие ситуации начинает создавать  впечатление пассивного рецептивного процесса.

На следующих, более высоких  ступенях сенсорной обучен-ности  дети приобретают способность быстро и без каких-либо внешних движений узнавать определенные свойства воспринимаемых объектов, отличать их на основе этих свойств  друг от друга, обнаруживать и использовать связи и отношения, существующие между ними. Перцептивное действие превращается в идеальное.

 

Глава 8. ВНИМАНИЕ

Краткое, содержание

Явление и определение  внимания. Особенности внимания как психического процесса и состояния человека. Определение внимания. Свойства внимания: устойчивость, сосредоточенность, переключаемость, распределение и объем.

Функции и виды внимания. Функции внимания: активизация, обеспечение избирательности познавательных процессов. Роль внимания в восприятии, памяти, мышлении, осуществлении различных видов деятельности и общения человека. Природное и социально обусловленное внимание, непосредственное и опосредованное внимание, непроизвольное и произвольное внимание, чувственное и интеллектуальное внимание.

Психологические теории внимания. Связь внимания с аффективным состоянием и волей человека. Теория внимания Т.Рибо. Роль движений в акте внимания. Внимание, объективация и установка человека. Концепция Д.Н.Узнадзе. Внимание как важная сторона ориентировочно-исследовательской деятельности. Теория П.Я.Гальперина.

Развитие внимания. Низшие и высшие формы внимания. Развитие внимания у школьников. Концепция Л.С.Выготского.

 

 

ЯВЛЕНИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ  ВНИМАНИЯ

Внимание — один из тех  познавательных процессов человека, в отношении сущности и права  на самостоятельное рассмотрение которых  среди психологов до сих пор нет  согласия, несмотря на то, что его  исследования ведутся уже много  веков. Одни ученые утверждают, что  как особого, независимого процесса внимания не существует, что оно  выступает лишь как сторона или  момент любого другого психологического процесса или деятельности человека. Другие полагают, что внимание представляет собой вполне независимое психическое  состояние человека, специфический  внутренний процесс, имеющий свои особенности, несводимые к характеристикам других познавательных процессов. В качестве обоснования своей точки зрения сторонники последнего мнения указывают  на то, что в мозге человека можно  обнаружить и выделить особого рода структуры, связанные именно с вниманием, анатомически и физиологически относительно автономные от тех, которые обеспечивают функционирование остальных познавательных процессов. Указывалось, в частности, на роль ретикулярной формации в обеспечении  внимания, на ориентировочный рефлекс  как его возможный врожденный механизм и, наконец, на доминанту, исследованную  и описанную в связи с вниманием  А.Ух-томским.

Действительно, в системе  психологических феноменов внимание занимает особое положение. Оно включено во все остальные психические  процессы, выступает как их необходимый  момент, и отделить его от них, выделить и изучать в «чистом» виде не представляется возможным. С явлениями внимания мы имеем дело лишь тогда, когда рассматривается  динамика познавательных процессов  и особенности различных психических  состояний человека. Всякий раз, когда  мы пытаемся выделить «материю» внимания, отвлекаясь от всего остального содержания психических феноменов, она как бы исчезает.

Однако нельзя не видеть и особенностей внимания, красной  нитью проходящих через все другие психические явления, где оно  проявляется, не сводимых к моментам различных видов деятельности, в  которые включен человек. Это  — наличие в нем некоторых  динамических, наблюдаемых и измеримых  характеристик, таких как объем, концентрация, переключаемость и  ряд других, непосредственно к  познавательным процессам типа ощущений, восприятия, памяти и мышления не относящихся.

Правильное решение обсуждаемой  проблемы состоит в том, чтобы  попытаться соединить и учесть обе  точки зрения, т.е. увидеть во внимании и сторону процессов и явлений, и нечто самостоятельное, независимое  от них. Это значит встать на точку  зрения, согласно которой внимание как отдельный, рядополо-женный другим психический процесс не существует, но представляет собой вполне особенное  состояние, характеризующее все  эти процессы в целом. Данная позиция  подтверждается известными анатомо-физиологическими данными, основные из которых следующие:

1.  Механизм доминанты  как физиологический коррелят  внимания можно наблюдать на  всей поверхности коры головного  мозга, независимо от того, проекционные  зоны каких конкретных анализаторов  в них локализуются. ,

2.  Ретикулярная формация, работа которой связывается с  явлениями внимания, находится на  пути нервных импульсов, касающихся  практически всех познавательных  процессов (неспецифические пути  афферентного и эфферентного  проведения сенсорной информации).

3.  Нейроны внимания  — клетки-детекторы новизны —  можно встретить практически  на всей поверхности и в  некоторых внутренних структурах  головного мозга.

4.  Вместе с тем все  три названных анатомо-физиологических  фактора в центральной нервной  системе существуют автономно  и независимо от отдельных  сенсорных анализаторов, что говорит  о том, что внимание все же  является особенным феноменом,  не сводимым ко всем остальным.

В чем же сущность этого  процесса и одновременно состояния  психики человека? Рассмотрим этот вопрос сначала иллюстративно, а  затем в более точном его определении.

Одной из характернейших особенностей нашей духовной жизни, писал известный  американский психолог Э.Титченер, является тот факт, что, находясь под постоянным наплывом все новых и новых  впечатлений, мы отмечаем и замечаем лишь самую малую, ничтожную их часть1. Только эта часть внешних впечатлений и внутренних ощущений выделяется нашим вниманием, выступает в виде образов, фиксируется памятью, становится содержанием размышлений.

Внимание можно определить как психофизиологический процесс, состояние, характеризующее динамические особенности познавательной деятельности. Они выражаются в ее сосредоточенности на сравнительно узком участке внешней или внутренней действительности, которые на данный момент времени становятся осознаваемыми и концентрируют на себе психические и физические силы человека в течение определенного периода времени. Внимание — это процесс сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой.

Внимание человека обладает пятью основными свойствами: устойчивостью, сосредоточенностью, переключаемостью, распределением и объемом. Рассмотрим каждое из них.

Устойчивость внимания проявляется в способности в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимание. Устойчивость внимания может определяться разными причинами. Одни из них связаны с индивидуальными физиологическими особенностями человека, в частности со свойствами его нервной системы, общим состоянием организма в данный момент времени; другие характеризуют психические состояния (возбужденность, заторможенность и т.п.), третьи соотносятся с мотивацией (наличием или отсутствием интереса к предмету деятельности, его значимостью для личности), четвертые — с внешними обстоятельствами осуществления деятельности.

Люди со слабой нервной  системой или перевозбужденные могут  довольно быстро утомляться, становиться  импульсивными. Человек, который не очень хорошо чувствует себя физически, также, как правило, характеризуется  неустойчивым вниманием. Отсутствие интереса к предмету способствует частому  отвлечению внимания от него, и, напротив, наличие интереса сохраняет внимание в повышенном состоянии в течение  длительного периода времени. При  обстановке, которая характеризуется  отсутствием внешне отвлекающих  моментов, внимание бывает достаточно устойчивым. При наличии множества  сильно отвлекающих раздражителей  оно колеблется, становится недостаточно устойчивым. В жизни характеристика общей устойчивости внимания чаще всего определяется сочетанием всех этих факторов, вместе взятых.

Сосредоточенность внимания (противоположное качество — рассеянность) проявляется в различиях, которые имеются в степени концентрированности внимания на одних объектах и его отвлечении от других. Человек, к примеру, может сосредоточить свое внимание на чтении какой-нибудь интересной книги, на занятии каким-либо увлекательным делом и не замечать ничего, что происходит вокруг. При этом его внимание может быть сконцентрировано на определенной части читаемого текста, даже на отдельном предложении или слове, а также более или менее распределено по всему тексту. Сосредоточенность внимания иногда называют концентрацией, и эти понятия рассматриваются как синонимы.

Переключаемость внимания понимается как его перевод с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной. Данная характеристика человеческого внимания проявляется в скорости, с которой он может переводить свое внимание с одного объекта на другой, причем такой перевод может быть как непроизвольным, так и произвольным. В первом случае индивид невольно переводит свое внимание на что-либо такое, что его случайно заинтересовало, а во втором — сознательно, усилием воли заставляет себя сосредоточиться на каком-нибудь, даже не очень интересном самом по себе объекте. Переключаемость внимания, если она происходит на непроизвольной основе, может свидетельствовать о его неустойчивости, но такую неустойчивость не всегда есть основание рассматривать как отрицательное качество. Она нередко способствует временному отдыху организма, анализатора, сохранению и восстановлению работоспособности нервной системы и организма в целом.

Информация о работе Понятия об ощущениях