Понятие ощущение, восприятие

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 13:07, контрольная работа

Описание работы

Психика человека активна и существует как познавательная деятельность, направленная на познание мира, в котором живет человек. Познание, как внутреннего мира человека, так и внешнего осуществляется с помощью таких психических процессов, как ощущение, восприятие, внимание, память, воображение и мышление.

Содержание

I. Введение…………………………………………………………………стр. 3
II. Основная часть…………………………………………………………стр. 4
Глава 1. Характеристика понятия ощущение………………………..стр. 4
Глава 2. Восприятие…………………………………………………...стр. 9
2.1 Сущность и свойства восприятия………………………………...стр. 9
2.2 Виды восприятия…………………………………………………..стр. 10
Глава 3. Анализ основных понятий и понятий, выражающих их признаки, особенности другие характеристики: деятельность, внимание, ощущение, восприятие, константность, активность, навык, мотив, анализатор, непроизвольность, апперцепция………………………………………стр. 14
III. Заключение…………………………………………………………….стр. 15
IV. Список использованной литературы………………………………....стр. 16

Работа содержит 1 файл

Контрольная.doc

— 98.00 Кб (Скачать)


МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

ИНСТИТУТ» (ВЗФЭИ)

ALL-RUSSIAN DISTANCE

INSTITUTE OF FINANCE

& ECONOMICS

Филиал ВЗФЭИ в г. Архангельске

 

 

 

 

 

 

Кафедра ФНО

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Психология и педагогика»

Вариант (Тема) № 10

«Понятие ощущение, восприятие»

 

студента

Кожиной Екатерины Анатольевны

Номер личного дела

11флд40731

Специальность

Бакалавр экономика

Курс

1

Группа

ФНО 1 поток

Форма обучения

заочная

 

 

Руководитель

Соколова Наталья Сергеевна


 

 

 

 

 

Содержание

 

I. Введение…………………………………………………………………стр. 3

II.    Основная часть…………………………………………………………стр. 4   

   Глава 1. Характеристика понятия ощущение………………………..стр. 4

      Глава 2. Восприятие…………………………………………………...стр. 9

      2.1 Сущность и свойства восприятия………………………………...стр. 9

      2.2 Виды восприятия…………………………………………………..стр. 10

Глава 3.  Анализ основных понятий и понятий, выражающих их признаки, особенности другие характеристики: деятельность, внимание, ощущение, восприятие, константность, активность, навык, мотив, анализатор, непроизвольность, апперцепция………………………………………стр. 14

III. Заключение…………………………………………………………….стр. 15

IV. Список использованной литературы………………………………....стр. 16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Введение

Психика человека активна и существует как познавательная деятельность, направленная на познание мира, в котором живет человек. Познание, как внутреннего мира человека, так и внешнего осуществляется с помощью таких психических процессов, как ощущение, восприятие, внимание, память, воображение и мышление. [1]

Ощущение, как таковое – достаточно непростое психическое явление, каким кажется на первый взгляд. Несмотря на то, что это достаточно изученное явление, глобальность его роли в психологии деятельности и познавательных процессах человеком недооценена. Ощущения широко распространены в обычной жизни человека, и в непрерывном процессе познавательной деятельности для людей является обыденной первичной формой психологической связи организма со средой.

Для более широкого изучения данной темы в контрольной работе будут рассмотрены следующие основные вопросы: во - первых приведено определение понятию «ощущение», как ощущает человек, значение ощущений в жизни человека и как они сформировались, физиологические основы ощущений, виды и функции ощущений, характеристика каждого вида ощущений; во - вторых приведено понятие и свойства восприятия, виды восприятия в зависимости от объекта отражения, основные различия существующие в восприятии и наблюдении; в третьих проведен анализ основных понятий деятельность, внимание, ощущение, восприятие, константность, активность, навык, мотив, анализатор, непроизвольность, апперцепция и их характеристик, а также анализ их проявления. 

 

 

 

 

II. Основные главы

Глава 1.

Ощущение – начальный источник всех наших знаний о мире, отражение свойств предметов внешнего мира, возникающие при их непосредственном воздействии на органы чувств, а также отражение сигналов внутренней среды организма.

Самыми простыми из всех психических считаются ощущения, которые представляют собой осознаваемый психический образ или неосознаваемый, но действующий на поведение человека, продукт переработки центральной нервной системой значимых раздражителей, поступающих из внешней или внутренней среды. Частичное или полное отсутствие видов ощущения (зрение, слух, вкус, запах, осязание) у человека препятствует или тормозит его развитие. Ощущения оказывают огромное значение на формирование таких познавательных процессов как речь, мышление, воображение, память, внимание и восприятие, а так же на освоение деятельности, как специфического вида активности человека направленной на создание предметов материальной и духовной культуры, преобразование своих способностей, сохранение и совершенствование природы, и строительство общества.

Человек является органической частью природы и общества, он представляет собой достаточно сложный организм. Зарождение и развитие человеческого организма направленно, прежде всего, на формирование личности. Люди не рождаются личностями, а становятся ими в процессе развития. Структура личности включает в себя способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивацию, социальные установки. На формирование и развитие личности большое влияние оказывают познавательные процессы, деятельность, а также человеческие взаимоотношения. На приобретенные качества при формировании личности влияет образовательный процесс. Но как можно представить образовательный процесс без ощущений?

Физиологической основой ощущения является нервный процесс, возникающий при действии раздражителя на соответствующий анализатор. Говоря об анализаторе, следует иметь в виду два обстоятельства. Во-первых, это название не вполне точное, потому анализатор обеспечивает не только анализ, но и синтез раздражителей в чувство и обиды. Во- вторых, анализ и синтез могут происходить всесознательным контролем этих процессов со стороны человека.

Ощущение носит рефлекторный характер; физиологически его обеспечивает анализаторная система. Анализатор - нервный аппарат, осуществляющий функцию анализа и синтеза раздражителей, которые пришли с внешней и внутренней среды организма. Понятие анализатора ввел И. П. Павлов. Анализатор состоит из трех частей:

1) периферийный отдел – рецептор, (рецептор - это воспринимающая часть анализатора, его основная функция — трансформация внешней энергии в нервный процесс)

2) афферентные (центростремительные) пути, передающие возбуждение, возникшее в рецепторе в расположенных выше центрах нервной системы, и эфферентные (центробежные), по которым импульсы из расположенных выше центров передаются в низших уровней;

3) подкорковые и корковые проективные зоны, Где происходит переработка нервных импульсов с периферийных отделов.

Исторически так сложилось, что те анализаторы системы, рецепторная часть которых (представлена с точки зрения анатомической) существует в виде отдельных внешних органов (нос, ухо и т.д.), называют органами чувств. Зрение, слух, обоняние, осязание и вкус выделены еще Аристотелем. В действительности разновидностей ощущений гораздо больше. Значительная часть физических воздействий приобретает прямого жизненного значения для живых существ, или просто ими не воспринимается. Для некоторых влияний, которые встречаются на Земле в чистом виде и в количестве, угрожающей жизни человека, у нее просто нет соответствующих органов чувств. Таким раздражителем является, например, радиация. Человеку не дано также сознательно воспринимать, отражать в форме ощущений ультразвуки, световые лучи, длина волн которых выходит за пределы доступного диапазона.

Виды ощущений:

Существуют различные подходы к классификации ощущений. Издавна принято различать пять (по количеству органов чувств) основных видов ощущений: обоняние, вкус, осязание, зрение и слух. Эта классификация ощущении по основным модальностям является правильной, хотя и не исчерпывающей.

Рассмотрим систематическую классификацию ощущений (рис. 1). Данная классификация была предложена английским физиологом Ч. Шеррингтоном. Рассматривая наиболее крупные и существенные группы ощущений, он разделил их на три основных типа: интероцептивные, проприоцептивпые и экстероцептивные ощущения.

Рисунок № 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Интероцептивные ощущения, сигнализирующие о состоянии внутренних процессов организма, возникают благодаря рецепторам, находящимся на стенках желудка и кишечника, сердца и кровеносной системы и других внутренних органов. Это наиболее древняя и наиболее элементарная группа ощущений. Рецепторы, воспринимающие информацию о состоянии внутренних органов, мышц и т. д., называются внутренними рецепторами. Интероцептивные ощущения относятся к числу наименее осознаваемых и наиболее диффузных форм ощущений и всегда сохраняют свою близость к эмоциональным состояниям. Следует также отметить, что интероцептивные ощущения весьма часто называют органическими.

Проприоцептивпые ощущения передают сигналы о положении тела в пространстве и составляют афферентную основу движений человека, играя решающую роль в их регуляции. Описываемая группа ощущений включает ощущение равновесия, или статическое ощущение, а также двигательное, или кинестетическое, ощущение. Периферические рецепторы проприоцептивной чувствительности находятся в мышцах и суставах (сухожилиях, связках) и называются тельцами Паччини.

Третьей и самой большой группой ощущений являются экстероцептивные ощущения. Они доводят до человека информацию из внешнего мира и являются основной группой ощущений, связывающей человека с внешней средой. Всю группу экстероцептивных ощущений принято условно разделять на две подгруппы: контактные и дистантные ощущения. [2]

Контактные ощущения вызываются непосредственным воздействием объекта на органы чувств. Примерами контактного ощущения являются вкус и осязание. Дистантные ощущения отражают качества объектов, находящихся на некотором расстоянии от органов чувств, К таким ощущениям относятся слух и зрение. Следует отметить, что обоняние, по мнению многих авторов, занимает промежуточное положение между контактными и дистантными ощущениями, поскольку формально обонятельные ощущения возникают на расстоянии от предмета, но в то же время молекулы, характеризующие запах предмета, с которыми происходит контакт обонятельного рецептора, несомненно принадлежат данному предмету. В этом и заключается двойственность положения, занимаемого обонянием в классификации ощущений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.

Сущность и свойства восприятия

Восприятие – это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств.

Предметность, целостность, константность и категориалъностъ (осмысленность и означенность) — это основные свойства образа, складывающиеся в процессе и результате восприятия.

Предметность — это способность человека воспринимать мир не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отделенных друг от друга предметов, обладающих свойствами, вызывающими данные ощущения.

Целостность восприятия выражается в том, что образ воспринимаемых предметов не дан в полностью готовом виде со всеми необходимыми элементами, а как бы мысленно достраивается до некоторой целостной формы на основе небольшого набора элементов. Это происходит и в том случае, если некоторые детали предмета человеком непосредственно в данный момент времени не воспринимаются.

Константность определяется как способность воспринимать предметы относительно постоянными по форме, цвету и величине, ряду других параметров независимо от меняющихся физических условий восприятия. Категориальность человеческого восприятия проявляется в том, что оно носит обобщенный характер, и каждый воспринимаемый предмет мы обозначаем словом-понятием, относим к определенному классу. В соответствии с этим классом нами в воспринимаемом предмете ищутся и видятся признаки, свойственные всем предметам данного класса и выраженные в объеме и содержании этого понятия.

Описанные свойства предметности, целостности, константности и категориальности восприятия с рождения человеку не присущи; они постепенно складываются в жизненном опыте, частично являясь естественным следствием работы анализаторов, синтетической деятельности мозга.

Виды восприятия

В основе одной из классификаций восприятия, так же как и ощущений, лежат различия в анализаторах, участвующих в восприятии. В соответствии с тем, какой анализатор (или какая модальность) играет в восприятии преобладающую роль, различают зрительное, слуховое, осязательное, кинестетическое, обонятельное и вкусовое восприятие.

Обычно восприятие – результат взаимодействия ряда анализаторов. Двигательные ощущения в той или иной степени участвуют во всех видах восприятия. В качестве примера можно назвать осязательное восприятие, в котором участвуют тактильный и кинестетический анализаторы. Аналогично в слуховом и зрительном восприятии также участвует двигательный анализатор. Различные виды восприятия редко встречаются в чистом виде. Обычно они комбинируются, и в результате возникают сложные виды восприятия. Так, во время телевизионного урока или демонстрации учебных кинофильмов у школьников возникает зрительно-слуховое восприятие. При выполнении упражнений на уроках физкультуры часто возникают сложные двигательно-зрительные восприятия. Разучивание музыкальных этюдов предполагает формирование слухо-двигательных восприятии. В сложных видах восприятия важнейшая роль принадлежит моторике. Виды восприятия могут быть выделены не только по ведущему анализатору, но и в зависимости от объекта, который отражается в восприятии.

Информация о работе Понятие ощущение, восприятие