Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 13:40, реферат
Ощущения считаются самыми простыми из всех психических явлений. Они представляют собой осознаваемый, субъективно представленный в голове человека или неосознаваемый, но действующий на его поведение продукт переработки центральной нервной системой значимых раздражителей, возникающих во внутренней или внешней среде.
Многие факты указывают
на большую роль, которую в восприятии
играют движения, причем это относится
в основном к главным видам
восприятия: зрительному, слуховому, осязательному.
Без движения внешних органов
чувств или заменяющего его
Много полезного в понимание связанных с движениями психофизиологических механизмов восприятия внес русский физиолог И.М.Сеченов. Он напрямую связал их с работой мышечной системы. Расстояние до предметов, их глубина и высота, пути и скорости движения, писал И.М.Сеченов, все это продукты «мышечного чувства», т.е. ощущений, поставляемых в мозг работающей мышцей. То же мышечное чувство, являясь дробным в прерывистых периодических движениях, становится измерителем времени1.
Человек, следя глазами за движущимся объектом, концентрирует на нем свой взор, и, пока объект находится в состоянии покоя, мышцы глаз также сохраняют это состояние. Но как только объект начинает перемещаться, тотчас же и мышцы переходят в состояние движения и повторяют направление, траекторию и динамику движения объекта в поле зрения.
При рассмотрении неподвижного
объекта зрительные оси, связывающие
центр сетчатки с воспринимаемым
объектом, можно уподобить двум длинным
щупальцам, способным то вытягиваться,
то сокращаться и как бы ощупывать
данный объект наподобие того, как
это делает рука, скользя по поверхности
осязательно воспринимаемого
Другой важный закон восприятия
состоит в относительной
В данном опыте людям с
нормальным зрением предлагалось некоторое
время носить очки, искажающие воспринимаемое
пространство, формы и расположение
в нем предметов. Выяснилось, что
человек, только что надевший такие
очки, вначале видит окружающие предметы
в искаженном свете, т.е. именно так,
как его восприятие оптически
изменяют очки. Однако затем сознание
человека постепенно научается не замечать,
корректировать оптические искажения
и человек начинает видеть вещи обычным
для него способом, как если бы зрительно
воспринимаемое пространство в действительности
оптически не было искажено. Со временем
индивид вовсе перестает
В одном из опытов подобного рода человек носил очки, которые оптически переворачивали для него видимый мир. Со временем он настолько привык к этим очкам, что начал воспринимать все в нормальном свете, без переворотов и инверсий зрительного пространства. Парадоксальность данного опыта состоит в том, что когда человеку сняли очки, то первое время уже без них он видел обычный окружающий мир также перевернутым. Д.Бом, обсуждая результаты подобных экспериментов, писал: «В этих опытах интересно то, что способность «переучиваться»... очень сильно зависит от возможности активно перемещать в пространстве свое тело... Те люди, которые имеют возможность ходить по помещению, оказываются способными довольно быстро приспосабливать свое зрение к искажающим очкам, тогда как люди, сидящие на стульях и перемещаемые по тому же помещению, либо вообще не приспосабливаются, либо такое обучение протекает у них значительно менее эффективно»1.
Для того чтобы восприятие было правильным, необходимы постоянные упражнения и непрерывный приток в центральную нервную систему информации, корректирующей неверно складывающийся образ. Этот факт иллюстрирует следующий опыт. Людей погружали в сосуд с водой, температура которой была весьма комфортной. Человек, оказавшийся в такой воде, не имел возможности ничего видеть и слышать в течение довольно длительного времени. Специальное покрытие, которое было на его руках, не позволяло получать в достаточном количестве и осязательные ощущения. В этих условиях у испытуемых отмечались заметные изменения восприятия. У них возникали галлюцинации и нарушения восприятия времени. Когда период сенсорной изоляции заканчивался, то у многих испытуемых обнаруживалась, кроме того, общая утрата ориентации в пространстве и времени. Люди, прошедшие через эти опыты, оказались неспособными сразу после их окончания отчетливо воспринимать формы предметов. Так же существенно изменилось у них и восприятие цвета.
Из этих опытов Д.Бом делает следующий вывод: «Общие структурные элементы «настройки», установившиеся в мозгу с раннего детства, имеют тенденцию распадаться, когда им не приходится сталкиваться с окружением, обладающим соответствующей структурой»2. Подобного рода настройка на внешний мир, которая у взрослого человека поддерживается благодаря постоянно воздействующей на его органы чувств стимуляции, создается и развивается с детства. В начале и в ходе своего развития ребенок постепенно открывает для себя структуру окружения в процессе длительных и разнообразных экспериментов в общении и играх, учении и труде. В этих видах деятельности ребенок активно исследует свое окружение, интересуется им, наблюдает, проводит опыты, постоянно выдвигая, проверяя, подтверждая или опровергая касающиеся его перцептивные гипотезы. С возрастом этот процесс непрерывного перцептивного исследования окружающей действительности в разных видах практической деятельности превращается у человека в жизненно важную привычку. Для ее ускоренного формирования существует специальный врожденный рефлекс, называемый ориентировочным. Он автоматически возникает и подкрепляется всякий раз, когда в поле восприятия оказывается новый стимул или происходят какие-либо существенные изменения.
Если образы зрительного
восприятия, относящиеся к внешним
объектам, обнаруживают свою устойчивость
или неустойчивость в зависимости
от постоянного притока
Фантом конечности почти всегда наблюдается после ампутации у взрослых людей, причем такие явления обычно возникают только в отношении тех частей тела, которые человек имел возможность достаточно хорошо освоить. Фантомов в отношении тех частей тела, которые отсутствовали с рождения, практически не бывает. Начиная примерно с 9 лет, ампутация почти всегда ведет к возникновению фантома конечности. Это и есть время, к которому мозг человека, его структуры, управляющие движениями, их связи с сенсорными процессами окончательно оформляются.
Таким образом, на базе рассмотренных фактов мы можем сделать вывод о том, что характер образов человека и связанных с ними ощущений отчасти определяется внутренними процессами, происходящими в организме, но это случается лишь тогда, когда восприятие уже сформировалось. В процессе же его развития образ непосредственно и напрямую зависит от получаемого опыта.
Вопрос о том, какое влияние на наше восприятие оказывает внешний мир и внутренний опыт, давно обсуждается учеными, но окончательного ответа на него пока не получено. В древности этот вопрос звучал примерно так: все ли знания о мире к нам поступают только через органы чувств или часть из них вносится в восприятие разумом, относительно независимо от внешнего мира? При глубоком рассмотрении этот вопрос оказывается не таким уж простым, каким может показаться на первый взгляд.
Психология органов чувств
до настоящего времени не способна
объяснить до конца, каким образом
вся информация, в том числе
абстрактные знания (к примеру, схемы
мышления, интуиция, гештальтструктуры
восприятия и т.п.), которыми мы располагаем,
могут поступать через
Со времени английского философа и психолога ДжЛокка, который одним из первых заинтересовался данной проблемой, было предложено много концепций восприятия. Одна из них получила название нативистской (от слова «натура» — природа). Согласно ей восприятие выводится из якобы существующих у человека от природы «способностей ума». Другая теория утверждает, что формирование образов является результатом научения, мышления и опыта. Наш мозг постепенно накапливает информацию о мире в виде следов памяти, в форме умственных установок, общих идей, понятий. Они непосредственно влияют на восприятие, определяя содержание, смысл и характер складывающихся образов.
Упомянутые положения
подкрепляются изображениями
Рис. 40. Фигуры, показывающие
влияние опыта осмысленных
моющую пол», образы восприятия
сразу организуются, а рисунки
начиная с этого момента
Восприятие надо рассматривать как интеллектуальный процесс, связанный с активным поиском признаков, необходимых и достаточных для формирования образа и принятия решений. Последовательность актов, включенных в этот процесс, можно представить себе следующим образом:
1. Первичное выделение
комплекса стимулов из потока
информации и принятие решения
о том, что они относятся
к одному и тому же
2. Поиск в памяти
аналогичного или близкого по
составу ощущений комплекса
3. Отнесение воспринятого
объекта к определенной
4. Окончательный вывод
о том, что это за объект,
с приписыванием ему еще не
воспринятых свойств,
Из всего того, что уже
было сказано о восприятии, следует,
что оно изменяется под влиянием
условий жизни человека, т.е. развивается.
А.В.Запорожец описал процесс развития
восприятия у детей следующим
образом. В первые месяцы жизни ребенка
развитие его сенсорных функций,
его перцептивных действий, направленных
на восприятие, опережает развитие
телесных движений и оказывает на
них влияние. Довольно рано ориентировочные
реакции детей достигают