Понятия об ощущениях

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 13:40, реферат

Описание работы

Ощущения считаются самыми простыми из всех психических явлений. Они представляют собой осознаваемый, субъективно представленный в голове человека или неосознаваемый, но действующий на его поведение продукт переработки центральной нервной системой значимых раздражителей, возникающих во внутренней или внешней среде.

Работа содержит 1 файл

психічні процеси.docx

— 562.44 Кб (Скачать)

С переключаемостью внимания функционально связаны два разнонаправленных  процесса: включение и отвлечение внимания. Первый характеризуется тем, как человек переключает внимание на нечто и полностью сосредоточивается  на нем; второй — тем, как осуществляется процесс отвлечения внимания.

Все три обсуждаемые характеристики внимания связаны, помимо прочего, со специальными свойствами нервной системы человека, такими, как лабильность, возбудимость и торможение. Соответствующие свойства нервной системы непосредственно  определяют качества внимания, особенно непроизвольного, и поэтому их следует  рассматривать в основном как  при-родно обусловленные.

Распределение внимания — его следующая характеристика. Она состоит в способности рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполнять несколько видов деятельности или совершать несколько различных действий. Заметим, что, когда речь идет о распределении внимания между разными видами деятельности, это не всегда означает, что они в буквальном смысле слова выполняются параллельно. Такое бывает редко, и подобное впечатление создается за счет способности человека быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, успевая возвращаться к продолжению прерванного до того, как наступит забывание.

Известно, что память на прерванные, действия способна сохраняться в  течение определенного времени. В течение этого периода человек  может без труда возвратиться к продолжению прерванной деятельности. Так именно и происходит чаще всего  в случаях распределения внимания между несколькими одновременно выполняемыми делами.

Распределение внимания зависит  от психологического и физиологического состояния человека. При утомлении, в процессе выполнения сложных видов  деятельности, требующих повышенной концентрации внимания, область его  распределения обычно сужается.

Объем внимания — это такая его характеристика, которая определяется количеством информации, одновременно способной сохраняться в сфере повышенного внимания (сознания) человека. Численная характеристика среднего объема внимания людей — 5—7 единиц информации. Она обычно устанавливается посредством опыта, в ходе которого человеку на очень короткое время предъявляется большое количество информации. То, что он за это время успевает заметить, и характеризует его объем внимания. Поскольку экспериментальное определение объема внимания связано с кратковременным запоминанием, то его нередко отождествляют с объемом кратковременной памяти. Действительно, как мы убедимся далее, эти феномены тесным образом связаны друг с другом.

Функции и виды внимания

Внимание в жизни и  деятельности человека выполняет много  различных функций. Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические  процессы, способствует организованному  и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности.

С вниманием связаны направленность и избирательность познавательных процессов. Их настройка непосредственно  зависит от того, что в данный момент времени представляется наиболее важным для организма, для реализации интересов личности. Вниманием определяется точность и детализация восприятия, прочность и избирательность памяти, направленность и продуктивность мыслительной деятельности — словом, качество и результаты функционирования всей познавательной активности.

Для перцептивных процессов  внимание является своеобразным усилителем, позволяющим различать детали изображений. Для человеческой памяти внимание выступает  как фактор, способный удерживать нужную информацию в кратковременной  и оперативной памяти, как обязательное условие перевода запоминаемого  материала в хранилища долговременной памяти. Для мышления внимание выступает  как обязательный фактор правильного  понимания и решения задачи. В  системе межчеловеческих отношений  внимание способствует лучшему взаимопониманию, адаптации людей друг к другу, предупреждению и своевременному разрешению межличностных конфликтов. О внимательном человеке говорят как о приятном собеседнике, тактичном и деликатном партнере по общению. Внимательный человек  лучше и успешнее обучается, большето достигает в жизни, чем недостаточно внимательный.

Рассмотрим основные виды внимания. Таковыми являются природное  и социально обусловленное внимание, непосредственное и опосредствованное  внимание, непроизвольное и произвольное внимание, чувственное и интеллектуальное внимание.

Природное внимание дано человеку с самого его рождения в виде врожденной способности избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны. Основной механизм, обеспечивающий работу такого внимания, называется ориентировочным рефлексом. Он, как мы уже отмечали, связан с активностью ретикулярной формации и нейронов-детекторов новизны.

Социально обусловленное  внимание складывается прижизненно в результате обучения и воспитания, связано с волевой регуляцией поведения, с избирательным сознательным реагированием на объекты.

Непосредственное  внимание не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека. Опосредствованное внимание регулируется с помощью специальных средств, например жестов, слов, указательных знаков, предметов.

Непроизвольное  внимание не связано с участием воли, а произвольное обязательно включает волевую регуляцию. Непроизвольное внимание не требует усилий для того, чтобы удерживать и в течение определенного времени сосредоточивать на чем-то внимание, а произвольное обладает всеми этими качествами. Наконец, произвольное внимание в отличие от непроизвольного обычно связано с борьбой мотивов или побуждений, наличием сильных, противоположно направленных и конкурирующих друг с другом интересов, каждый из которых сам по себе способен привлечь и удерживать внимание. Человек же в атом случае осуществляет сознательный выбор цели и усилием воли подавляет один из интересов, направляя все свое внимание на удовлетворение другого.

Наконец, можно различать чувственное и интеллектуальное внимание. Первое по преимуществу связано с эмоциями и избирательной работой органов чувств, а второе — с сосредоточенностью и направленностью мысли. При чувственном внимании в центре сознания находится какое-либо чувственное впечатление, а в интеллектуальном внимании объектом интереса является мысль.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ВНИМАНИЯ

Одну из наиболее известных  психологических теорий внимания предложил  Т.Рибо1. Он считал, что внимание, независимо от того, является оно ослабленным или усиленным, всегда связано с эмоциями и вызывается ими. Между эмоциями и произвольным вниманием Рибо усматривал особенно тесную зависимость. Он полагал, что интенсивность и продолжительность такого внимания непосредственно обусловлены интенсивностью и продолжительностью ассоциированных с объектом внимания эмоциональных состояний. Непроизвольное внимание также всецело зависит от аффективных состояний. «Случаи глубокого и устойчивого непроизвольного внимания обнаруживают все признаки неутомимой страсти, постоянно возобновляющейся и постоянно жаждущей удовлетворения»2.

Состояние внимания всегда сопровождается не только эмоциональными переживаниями, но также определенными  изменениями физического и физиологического состояния организма. Только на основе детального и тщательного изучения подобного рода состояний можно  составить ясное представление  и о механизмах внимания. Для Т.Рибо было особенно характерно подчеркивание  значения физиологических коррелятов психических процессов и состояний, и это обстоятельство сказалось  на его трактовке интересующего  нас явления. Имея это в виду, концепцию  Рибо можно назвать психофизиологической. Как чисто физиологическое состояние  внимание включает комплекс сосудистых, дыхательных, двигательных и других произвольных или непроизвольных реакций. Интеллектуальное внимание, кроме того, влечет за собой усиление кровообращения в занятых мышлением органах  тела. Состояния сосредоточенности  внимания сопровождаются также движениями всех частей тела: лица, туловища, конечностей, которые вместе с собственно органическими  реакциями выступают как необходимое  условие поддержания внимания на должном уровне.

Основную роль движений в  акте внимания Т.Рибо обозначил следующим  образом. Движение физиологически поддерживает и усиливает данное состояние  сознания. Для органов чувств —  зрения и слуха — внимание означает сосредоточение и задержку движений, связанных с их настройкой и управлением. Усилие, которое мы прилагаем, сосредоточивая и удерживая внимание на чем-то, всегда имеет под собой физическую основу. Ему соответствует чувство мышечного  напряжения, а наступающие впоследствии отвлечения внимания связаны, как правило, с мышечным переутомлением в соответствующих  моторных частях реципирующих систем.

Двигательный эффект внимания, по мнению Рибо, состоит в том, что  некоторые ощущения, мысли, воспоминания получают особую интенсивность и  ясность по сравнению с прочими  вследствие того, что вся двигательная активность оказывается сосредоточенной  на них. В умении управлять движениями заключается и секрет произвольного  внимания. Произвольно восстанавливая движения, связанные с чем-то, мы тем самым обращаем на это наше внимание. Таковы характерные черты моторной теории внимания, предложенной Т.Рибо.

Имеется еще одна теория, которая связывает внимание с  понятием установки.

Теория установки предложена Д.Н.Узнадзе и поначалу касалась особого рода состояния пред настройки, которое под влиянием опыта возникает  в организме и определяет его  реакции на

последующие воздействия. Например, если человеку дать в руки два одинаковых по объему, но разных по весу шара, то затем  он будет по-разному оценивать  вес других, одинаковых шаров. Тот  из них, который окажется в руке, где раньше находился более легкий шар, на этот раз покажется более  тяжелым, и наоборот, хотя два новых  шара на самом деле во всех отношениях будут одинаковыми. Говорят, что  у человека, обнаруживающего такую  иллюзию, сформировалась определенная установка на восприятие веса предметов.

Установка, по мнению Д.Н.Узнадзе, напрямую связана с вниманием. Внутренне она и выражает собой состояние внимания человека. Этим объясняется, в частности, то, почему в условиях импульсивного поведения, связанного с отсутствием внимания, у субъекта тем не менее могут возникать вполне определенные психические состояния, чувства, мысли, образы. «На основе актуальной в каждом данном случае установки в сознании субъекта вырастает ряд психических содержаний, переживаемых им с достаточной степенью ясности и отчетливости для того, чтобы... быть в состоянии ориентироваться в условиях ситуации»1.

С понятием установки в  теории Узнадзе также связано  понятие объективации. Она трактуется как выделение под влиянием установки  определенного образа или впечатления, полученного при восприятии окружающей действительности. Этот образ, или впечатление, и становится объектом внимания (отсюда название — «объективация»).

Интересную теоретическую  концепцию внимания предложил П.Я.Гальперин. Основные положения этой концепции  сводятся к следующему:

1.  Внимание является  одним из моментов ориентировочно-исследовательской  деятельности. Оно представляет  собой психологическое действие, направленное на содержание образа, мысли, другого феномена, имеющегося  в данный момент времени в  психике человека,

2.   По своей функции  внимание представляет собой  контроль за этим содержанием.  В каждом действии человека  есть ориентировочная, исполнительская  и контрольная части. Эта последняя  и представляется вниманием как  таковым.

Информация о работе Понятия об ощущениях