Политическая психология

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 16:37, контрольная работа

Описание работы

Хорошо известно, что одной из важнейших сфер человеческой деятельности является политика. В ней участвуют различные категории людей, профессионалы и дилетанты, государственные мужи и философы, поэты и писатели, гражданские и военные. Нарастает интерес к политике и со стороны широких масс простых людей, интуитивно ощущающих зависимость хода своей жизни от решений и действий политиков.

Работа содержит 1 файл

политическая психология.doc

— 1.08 Мб (Скачать)

При этом понятие политическая социализация шире, чем понятие политическое воспитание или просвещение, т. к. оно включает в себя не только целенаправленное воздействие на личность господствующей идеологии и политических институтов, но и стихийное влияние, и собственную активность индивида. Личность обладает способностью выбирать из предложенного ей набора политических позиций те, что отвечают ее внутренним предпочтениям и убеждениям, причем не только рациональным, но и бессознательным.

Политическая социализация – это средство, с помощью которого члены политической системы приобретают три вида основных жизненных ориентаций:

1. Определенную сумму общепринятых политических знаний, совместно разделяемых представлений о природе политического процесса, деятельности политических лидеров.

2.  Политические ценности, рассматриваемые как общие цели, к которым, по мнению индивидов, должна стремиться система.

3. Установки, с которыми индивид подходит к политическим объектам (доверие, согласие, симпатии, почтительность или, наоборот, апатия, недоверие, враждебность)

Исследования показывают, что согласие в системе достигается в том случае, если члены системы имеют совпадающие основания ориентации. Социализация индивида в этом случае должна происходить на всех уровнях политической системы. Главными объектами основных политических ориентаций могут быть различные элементы политической системы, формы правления и т. д. , например, правительство, политический режим, политическая общность, т. е. уровни политической системы. Изменения на всех, или на одном уровне, означают изменение системы, причем наиболее важно совпадение ориентаций на политический режим.

В политической науке выделяется несколько типов политической социализации:

- гармоничный тип, отражающий складывание психологических нормальных отношений человека и институтов власти, которые порождают его рациональное и уважительное отношение к правопорядку, государству, своим гражданским обязанностям;

- плюралистический тип, свидетельствующий о признании человеком равноправия с другими гражданами, их прав и свобод и характеризующий его способность менять политические пристрастия, переходить к иным ценностным ориентирам;

- гегемонистский тип, характеризуется негативным отношением человека к любым социальным и политическим системам, кроме «своей»;

- конфликтный тип, формирующийся на основе межгрупповой борьбы и противостояния взаимозависимых интересов, и потому усматривающий цель собственной политизации в сохранении лояльности к своей группе и поддержке ее в борьбе.

В процессе политической социализации формируется индивидуальное политическое сознание, взаимоотношения личности и политика, механизм влияния индивида на политические события через определенное политическое поведение.

 

2. Механизм, стадии, факторы и институты политической социализации личности.

Процесс политической социализации функционирует на нескольких уровнях взаимодействия человека и политической системы. Так, на социальном уровне (уровне общества в целом и больших групп) на личность воздействует безработица, подкуп избирателей, насилие, террор и др. макросоциальные факторы. Угроза войны, экономические катастрофы и др. глобальные проблемы дополняют в настоящее время традиционные макрофакторы политической социализации, действующие на уровне общества, класса, нации.

На социально-психологическом уровне политические цели и ценности передаются личности и большими и малыми группами. Наибольшее значение среди механизмов политической социализации этого уровня имеют такие, как заражение, внушение, соревнование (конкуренция), идентификация личности с тем или иным политическим целым, политическое научение, подражание.

На внутриличностном уровне в качестве механизмов политической социализации выступают потребности, мотивы, ценностные ориентации, установки, которые управляют поведением и сознанием.

В конечном же счете политическая социализация представляет собой двуединый процесс: с одной стороны, она фиксирует переход требований политической системы во внутреннюю структуру личности в форме определенных норм, ценностей, ролевых ожиданий, а с другой, демонстрирует как личность избирательно осваивает эти традиции и воззрения, закрепляя их в тех или иных формах политического поведения и влияния на власть. Поэтому влияние общества на политические качества личности, а также контроль политической системы за ходом политической социализации ограничен внутренними убеждениями и верованиями человека.             

Конечно, в каждом конкретном обществе существуют свои специфические каналы и механизмы политической социализации, обеспечивающие формальную и неформальную, явную и скрытую передачу традиций и приобщение к доминирующей политической культуре. Вместе с тем, можно говорить и об универсальных социальных и политических институтах, неизбежно включенных в политическую социализацию членов общества. В качестве таковых принято считать: семью, систему образования, средства массовой информации, государственные и партийные (а также религиозные) организации и отдельные политические события. Особое место занимает армия.

Роль семьи. Семья воспитывает в ребенке восприимчивость к тому, что он услышит в школе, от сверстников, прочитал в книгах и газетах, увидит по телевидению. Восприимчивость эта зависит от ценностей и предпочтений семьи, включенность ее членов в более широкую сеть социальных, экономических, религиозных и других отношений. Семья оказывает огромное влияние на всех своих членов – детей, взрослых, стариков. Ее поддержка, одобрение, безразличие или осуждение сказываются на социальных притязаниях человека, помогают или мешают искать выходы в сложных жизненных ситуациях, устоять в меняющихся социальных условиях.

Роль школы. К первичной политической социализации, которую ребенок обретает в семье, достаточно рано подключаются дошкольные воспитательные учреждения, затем школа, а впоследствии другие образовательные институты. По мере продвижения по этим учебно-воспитательным ступеням у юного гражданина расширяется круг общения, обогащается социальный опыт, вырабатываются навыки политической культуры.

Внешкольные факторы политической социализации. Действенным оказывается и влияние окружающих молодого человека реалий современной жизни. Крайняя политизация общества, сдвиги в господствующей в ней системе социальных ориентиров, духовных и политических ценностей неизбежно усложняет процесс «вписывания» нового поколения в существующую многогранную жизнь общества.

Сегодня в жизненных планах и ценностных ориентациях молодежи произошел крутой поворот. У многих на первый план выдвинулись экономические меркантильные аспекты. Кардинально изменилась шкала престижности различных профессий, образно говоря, она сегодня перевернута с ног на голову. На первое место в ней вышли такие «модные» фигуры, как менеджер, диллер, маклер, служащий фирмы, банка, торговец, шоумен, охранник и т.д. Молодые люди часто отдают предпочтение тем формам деятельности, которые сулят быстрое достижение высоких доходов, определенную самостоятельность. Так формируется новая субкультура, ориентированная на вполне определенные жизненные притязания, стиль поведения,  представления о будущем жизнеустройстве.

Однако, образование пока для большинства выступает как особая ценность, как одно из фундаментальных условий осуществления человеком своих гражданских, политических, экономических и культурных прав.

Сама жизнь доказала, что у образованного человека сильнее чувство значимости собственного участия в политической жизни, понимание того, каким образом он может влиять  на политический процесс. Не случайно В. И. Ленин        говорил, что безграмотный человек вне политичен.

Роль религии и церкви. Религия традиционно играла большую роль в жизни различных обществ. И в процессе политической социализации человека она была важнейшим после семьи фактором.

Влияние религии на становление духовной и политической культуры личности определяется тем, что она неизменно опирается на довольно большие массы своих последователей. Она по своему, своими методами формирует умонастроения, миропонимание, социальное поведение и политические устремления. Религия сегодня переживает своеобразный ренессанс, к ней обращается все больше людей. Активизировались партии христианского и особенно исламского толка. Но все же преувеличивать роль религии нет оснований.

Роль средств массовой информации. Печать, радио, телевидение, кино – это мощные средства духовного и политического воздействия на сознание и поведение людей. Они сопровождают человека всю жизнь, и от того, какие идеи и с помощью каких приемов распространяются, во многом зависит формирование индивидуальных черт личности.

Информация (правдивая) активизирует сознание человека, критическое мышление, побуждает к определению собственной позиции, сопоставлению фактов, изучению аргументов. Хотя в эфир выходит и немало непроверенных, скандальных  материалов, что дезорганизует общественное мнение, раздражает людей.

Процесс реализации политической социализации в действиях, поступках и помыслах человека можно представить в виде следующей схемы:

Интерес – привычка – потребность -  стремление проникнуть в суть – защита того, куда проник. 

- Интерес к политической информации, реализуется в поиске этой информации и потреблении ее;

-  потребность в систематизированных политических знаниях реализуется в образовании и самообразовании;

- стремление проникнуть в суть происходящих в мире политических процессов, восприятие этого как собственных исканий, смысла жизни, своего места в реальном политическом многообразии мира;

-    стремление и умение защитить свою политическую гражданскую позицию.

Поскольку социализация предполагает известную «адаптацию» к изменившимся условиям жизни человека, то:

-   процесс политической социализации пробегает непрерывно на протяжении всей жизни индивидуума. По мере накопления социального опыта, происходит постоянное видоизменение или упрочение его жизненной позиции;

- политическая социализация может принимать форму явной или скрытой передачи опыта. Она явная, если включает непосредственную передачу информации, чувств или ценностей в общении объектов политики. Так, общественные дисциплины в школе и ВУЗах – пример явной политической социализации. Скрытая политическая социализация – это передача неполитических установок, которые влияют на отношение и подходы к соответствующим объектам и ролевым функциям в политической системе.

В настоящее время наблюдаются две тенденции, в борьбе которых происходит процесс политической социализации.

С одной стороны, существует все усиливающая общественная потребность в политическом развитии личности, в ее активном включении в политику, в росте ее самосознания, Эта тенденция особенно ярко проявляется в процессах демократизации самых различных типов политических систем и режимов. 

С другой стороны, налицо и тормозящая тенденция, проявляющаяся в разных формах отчуждения от государства, его институтов, от принятия политических решений.

О первой из этих тенденций свидетельствует рост активности и информированности личности в политике, в изменении массового политического поведения и сознания, в приходе в политику тех слоев населения, которые ранее были из нее выключены. Вторая тенденция находит отражение в политическом отчуждении граждан, их апатии и цинизме, неверии в официальную политику, в падении их поддержки политических институтов, партий, государства.

В борьбе этих тенденций происходит становление новых механизмов регуляции политического поведения и становление нового субъекта политики: человека активного, информированного, принимающего самостоятельные и ответственные политические решения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Материал к теме № 8: «Психология политического лидерства».

Вопросы:

1.                  Политическое лидерство как политико-психологическая проблема.

2.                  Психологическая характеристика личности политического лидера.

 

Лидерство старо как человечество. Оно существует везде  -  в больших и малых организациях, в бизнесе, спорте, религии и в науке, в умелых шайках и неформальных организациях. Особое место занимает политическое лидерство, ибо оно более значимо, чем другие его разновидности. 

.Политическое лидерство одна из центральных проблем политологии вообще и политической психологии в особенности. Ключевой вопрос здесь – какие психологические механизмы побуждают или заставляют людей признавать в одном человеке лидера, а другому отказывают в праве, правиле на такое признание. Не менее важным является и то обстоятельство, что политическое лидерство есть существенный элемент общественной жизни и его знание возрастает, а значит, возрастает и потребность в изучении, исследовании, анализе, связанных с ним проблем.

 

1. Политическое лидерство как политико-психологическая проблема.

Информация о работе Политическая психология