Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 16:37, контрольная работа
Хорошо известно, что одной из важнейших сфер человеческой деятельности является политика. В ней участвуют различные категории людей, профессионалы и дилетанты, государственные мужи и философы, поэты и писатели, гражданские и военные. Нарастает интерес к политике и со стороны широких масс простых людей, интуитивно ощущающих зависимость хода своей жизни от решений и действий политиков.
Политическое поведение в организованных и стихийных формах
- поведение участников организованных форм отличается тем, что они подчиняются определенным правилам, записанных в программах и уставах;
- идентификация индивида со своей группой (в политической психологии партийная идентификация является одним из центральных объектов изучения. Однако в последние десятилетия даже в наиболее устойчивых политических системах такая идентификация является скорее исключением из правил. Примерно четвертая часть молодых людей в странах Запада может поменять свои партийные пристрастия в течение двух месяцев. При этом есть данные, что в возрасте от 18 до 25 лет свою партийную принадлежность изменяет до 40% молодых людей).
- стихийные формы политического поведения – незапланированные поступки, совершенные отдельными людьми, так и неорганизованные массовые выступления: бунты, восстания, митинги, протесты и т. д. Им характерно поведение толпы, подогреваемой алкоголем и наркотиками.
Наиболее податливы к распространению стихийных форм политического поведения маргинальные слои в силу утраты традиционных ценностей, привычных социальных ориентиров, отчуждения. Быстро меняющиеся условия жизни вызывают протест против стирания вероисповедальных, национальных, расовых и иных барьеров, служивших опорой их мировоззрению.
ВЫВОДЫ: 1. Анализ различных форм политического поведения, позволяет утверждать, что политическая психология дает для его понимания целый ряд методов, недоступных для традиционной политической науки.
2. Эти методы не заменяют собой тех, которые позволяют исследовать политические институты, но дополняют их в той части, которая касается человека, действующего в политике и как субъект, и как объект.
Материал к теме № 6: «Психология политического сознания».
Вопросы:
1. Сущность и содержание политического сознания.
2. Психологическая характеристика структуры политического сознания.
Политическое сознание является естественным компонентом духовной жизни индивида и общества, важнейшей составной частью политических отношений. Это одна из центральных категорий современной политической психологии, входящая в систему ее понятийных координат и обозначающая результаты восприятия субъектом той части окружающей его действительности, которая связана с политикой и в которую включен он сам, а также его действия и состояния, связанные с политикой. В своем диалектическом развитии сознание проявляет свою многомерность, многоаспектность, выражающихся в многообразии в многообразии процессов и форм отражения политической действительности.
Будучи относительно целостным образованием, политическое сознание имеет сложенную структуру и содержание. Рассмотрим, что из себя представляет политическое сознание.
1. Сущность и содержание политического сознания.
Большинство современных исследователей рассматривает политическое сознание как многомерное, неоднородное, «пульсирующее», внутренне противоречивое, многоуровневое образование, в обобщенной форме отражающее степень знакомства субъекта с политикой и рационального к ней отношения (в противовес, скажем, коллективному бессознательному в политике).
В гносеологическом плане политическое сознание тесно связано с другими основополагающими политико-психологическими понятиями и категориями.
1. В частности, оно тесно связано с политической культурой — генетически, политическое сознание является ее производным, высшим уровнем и, одновременно, в развитых формах политической культуры, ее стержневым компонентом.
2. Политическое сознание тесно связано с политическим поведением — политическое сознание выступает в качестве рациональной основы субъективных механизмов такого поведения.
3. Оно связано с политической системой общества — политическое сознание представляет собой ее субъективный фундамент, так сказать, «человеческую основу», и др.
В традиционном марксистском понимании политическое сознание трактуется как одна из форм общественного сознания, возникающая как отражение, прежде всего, социально-экономических условий бытия людей.
В общепринятой мировой традиции политическое сознание рассматривается в более широком контексте, как вся совокупность психического отражения политики, как ее субъективный компонент, проявляющий себя на разных уровнях, в различных ситуациях.
Понятие политического сознания имеет достаточно длительную историю употребления в различных областях обществознания, однако специально разрабатывается в основном в рамках поведенческого направления в политологии. Оно приобрело особую популярность к середине XX века, после того, как выявилась ограниченность ортодоксального бихевиористского течения и обнаружилось, что понимание политического поведения и, шире, динамики политических процессов вообще требует внимания к таким «независимым переменным», как политическое сознание и, вся психическая сфера субъекта этого поведения. Категория политического сознания оказалась удобной за счет широты вкладываемого в нее содержания, значительной объяснительной силы, а также благодаря тому, что стала своеобразным узловым понятием, аккумулировавшим разрозненные до того взгляды и данные разных научных дисциплин. Такое синтетическое свойство и позволило понятию политического сознания стать одним из основополагающих в новой, во многом синтетической по своему происхождению политико-психологической науке.
Политическое сознание даже в рамках политической психологии относится к числу междисциплинарных, комплексных категорий, с различных точек зрения исследуемых разными направлениями внутри различных направлений политической науки в целом.
Политическая социология выделяет в политическом сознании несколько иные, прежде всего идеологический и массовый уровни, и сосредотачивает внимание на раскрытии содержательных характеристик консервативного, либерального, реформистского, революционного, тоталитарного, авторитарного, демократического и других конкретных типов политического сознания, трактуя его прежде всего как совокупность, с одной стороны, установок и стереотипов, сформировавшихся вне сферы политического сознания, и, с другой стороны, выводов, полученных в результате самостоятельного анализа индивидом или группой социально-политической действительности, выделяя в качестве особых факторов идеологические компоненты политического сознания, оказывающие на него значительное искажающее влияние.
Исследование политического сознания средствами политической психологии характеризуются стремлением соединить анализ его социально-политического содержания и индивидуальных механизмов его функционирования, используя общие и социально-психологические понятия (потребности, интересы, ориентации, установки и т. п.), оценивая политическое сознание на основе данных, касающихся информированности людей в отношении политики, характера их мировоззрения, системы ценностей и т. п.
Политическое сознание как форма (сфера общественного сознания) является отражением тех отношений, которые складываются внутри общества между различными социальными группами по поводу завоевания, удержания и использования власти, т. е. политических отношений. Политическое сознание – это результат одновременно и отражения субъектами тех или иных явлений и выражения их отношения к отражаемым политическим событиям.
Что же в нем отражается и оценивается? Прежде всего отношение к власти, способам, формам ее организации и реализации, к политическим силам различной направленности и методам их деятельности. Следует отметить то обстоятельство, что политическая деятельность является именно той основой, на которой формируется политическое сознание. Оно предстает прежде всего как осознанное, осмысленное через призму социально-политических потребностей политическое знание, которое являет собой его рациональную составляющую. Однако содержание политического сознания не ограничивается лишь знанием как рациональным моментом, а включает в себя продукты чувственного отражения и оценки. Политическое сознание является продуктом рационального, эмоционального и волевого освоения людьми содержания и особенностей политических отношений.
Политическое сознание можно определить как комплекс идей, теоретических концепций, взглядов, представлений, мнений, оценочных суждений, эмоциональных состояний субъектов политических отношений.
Политическое сознание является естественным субъективным компонентом политической деятельности и политического поведения.
Политизация общественного и индивидуального сознания, его выделение в относительно самостоятельную сферу происходит там и тогда, где и когда возникают социальные неравенства, формируются институты социального управления и публичной власти.
При этом следует отметить, что генезис политического сознания предопределяется не только общественными отношениями, отношениями органов власти и управления, но и развитием таких форм общественного сознания, как наука, мораль, религия, правосознание.
2. Психологическая характеристика структуры политического сознания.
Политическое сознание в гносеологическом плане есть форма чувственного рационального познания предметов, попадающих в политическое «поле». Многие западные политологи выделяют в его предметном содержании три взаимосвязанных уровня: когнитивный, аффективный и оценочный, получившие конкретное воплощение соответственно в политических знаниях, политических эмоциях и настроениях, политических оценках.
В советском обществоведении политическое сознание долгое время однозначно отождествлялось с идеологией, затем стало трактоваться как бинарная структура, включающая наряду с идеологией политическую психологию. Эта движущая модель широко используется и в современной российской политологии. При этом политическая идеология трактуется как «совокупность идей, которые выражают коренные интересы классов, наций и государств», как «определенная доктрина, оправдывающая притязания той или иной группы лиц на власть (или на ее использование) и добивающаяся в соответствии с этими целями подчинения общественного мнения собственным целям» и т. п. – словом как механизм рационального обоснования и защиты статуса, властных интересов и притязаний определенных социальных общностей.
Что касается политической психологии, то ее, как правило сводят к совокупности эмоций, настроений, мнений, установок, проявлений воли и т. д. в сфере политических отношений, но это не совсем точно. В политической психологии четко выделяется две части: устойчивая (психологический склад этноса, личности; традиции; здравый смысл; нравы) и динамичная (эмоции, чувства, настроения, переживания и др.). Наличие устойчивых эмоций, стереотипизация чувств делает поведение человека в политике прогнозируемым.
Некоторые политологи выделяют в составе политического сознания еще и политическую науку как деятельность, направленную на продуцирование нового знания, и получаемый в итоге продукт.
Традиционно принято логически расчленять политическое сознание на «теоретическое» и «обыденное». Первое трактуется как целенаправленно создаваемая система рациональных суждений, призванных дать разумное, научное объяснение всего того, что происходит в сфере политики. Второе – обыденное политическое сознание – формируется стихийно, само по себе, в процессе повседневной практики, причем его субъектами оказываются все, включая самих теоретиков. Характерными чертами этого сознания являются фрагментарность, бессистемность, противоречивость, ярко выраженная эмоциональная окрашенность, подвижность. В реальном жизненном процессе, особенно в развитых обществах, обыденное сознание несет на себе более или менее отчетливую печать воздействия теоретического сознания. Тем не менее, именно обыденное политическое сознание играет определенную роль в формировании как общественного мнения, так и политического поведения – особенно на массовом уровне. При этом предполагается, что элементы теоретического и обыденного сознания мы можем обнаружить, хотя и в разном соотношении и сочетании, во всех разновидностях (типах) политического сознания.
К настоящему времени в российской политической психологии сформировался широкий спектр аналитических моделей политического сознания, в основание которых положены различные признаки и которые «высвечивают» это сознание в разных планах.
На шкале исторического времени принято выделять: «прогрессивное», «консервативное» и «реакционное» сознание. По месту и роли в исторической системе «доминирующее» и «периферийное» сознание. Действующие в современном обществе механизмы регулирования социально-экономических и политических процессов позволяют выделить «этатистское», т. е. государственное и «рыночное» сознание.
Наряду с одномерными моделируются и многомерные (синтетические типологии, построенные в соответствии с матричным принципом) типы. Так, политико-идеологические ориентации дают возможность выделять: «консервативное», «либеральное», «леворадикальное», «праворадикальное», «центристское» и др. типы политического сознания.
На основании партийно-групповых позиций и политических режимов определяются «демократическое», «авторитарное», «тоталитарное», «социалистическое» и др. типы политического сознания.
Политическое сознание конкретного общества представляет собой смешанное образование. Наряду с элементами, порожденными самим этим обществом и отражающими его коренными признаками, такое сознание включает элементы, сложившиеся в предшествующих и параллельно существующих обществах, а степень сбалансированности и соотношения разных элементов в рамках данного сознания может варировать, так что в одних случаях налицо более или менее «гомогенное», а в других - ярко выраженное «гетерогенное» (неоднородное) политическое сознание со всеми вытекающими отсюда политическими и цивилизационными последствиями.