Политическая психология

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 16:37, контрольная работа

Описание работы

Хорошо известно, что одной из важнейших сфер человеческой деятельности является политика. В ней участвуют различные категории людей, профессионалы и дилетанты, государственные мужи и философы, поэты и писатели, гражданские и военные. Нарастает интерес к политике и со стороны широких масс простых людей, интуитивно ощущающих зависимость хода своей жизни от решений и действий политиков.

Работа содержит 1 файл

политическая психология.doc

— 1.08 Мб (Скачать)

Поэтому объектом нашего исследования будет не только высший политический и административно – управленческий слой, а все элитные слои, в том числе и военная элита России. В данной статье мы попытаемся раскрыть сущность, содержание и характерные черты, выделить основные функции и закономерности развития политической и военной элиты.

Общество всегда интересовал не только факт существования элиты, но и то, что это за люди, почему и как они становятся представителями высших слоев. В научных исследованиях выделяются четыре  основных подхода к определению, характеристике и раскрытию сущности процесса формирования общественной и прежде всего политической элиты. Рассмотрим их подробнее.

Психологический, личностный подход (В. Парето, Л. Боден, М. Вебер и др.). В соответствии с ним в элиту включаются (пробиваются) люди честолюбивые, с высокими запросами и амбициями, способные к руководству, настойчиво стремящиеся к реализации комплекса своих интересов, обладающие интеллектуальным и моральным превосходством, это, как правило, харизматические личности, герои, обладающие сверхъестественными способностями.

Социально - функциональный подход (Ф. Энгельс, Э. Дюркгейм, К. Девис, У. Мур, Р. Михельс и др.). Его суть состоит в том, что так как в обществе есть особая функция - управление, то люди, их общности для ее реализации выдвигают своих наиболее подготовленных представителей, которые и составляют этот высший слой - элиту, авторитетных управленцев. Р. Михельс вывел «железный закон олигархических тенденций», согласно которому общество всегда нуждается в определенном «активном меньшинстве» управленцев - элите, а «власть масс – противозаконна». Проанализировав процесс управления, он пришел к выводу, что если управляемая общность людей превышает численность более 1000 человек, то управленцы превращаются в особый, высший слой -   в элиту, в олигархию (т.е. власть немногих).

Организационно - политический подход (Р. Миллс, Б.Д. Бернхейм). Сторонники этого подхода считают, что элиту составляют те, кто в процессе распределения власти и социальной стратификации тем или иным способом занял «командные высоты» в ее различных институтах и участвует в организации управления - они и образуют «властвующую элиту».

Классовый, марксистский подход (К.Маркс, В.Ленин). В соответствии с этим подходом в господствующий, привилегированный слой в капиталистическом обществе попадают прежде всего те, кто владеет собственностью на средства производства, кто контролирует ее функционирование, а, следовательно, обладает возможностью возвыситься над обществом и господствовать над теми, у кого ее нет. Сами К. Маркс и В.И. Ленин этот слой еще не называли «элитой», но в более поздние годы многие политологи стали относить к элите, в том числе и к политической, всех крупных собственников, способных реально влиять на политику государства.

В современной отечественной политической науке в основном преобладает социально – функциональный подход к изучению политических элит, когда проводится анализ их положения и деятельности. Так, например, Г.К. Ашин выделяет два базовых подхода к выявлению сущности политической элиты: личностный и социально-функциональный. Сторонники первого подхода объясняют существование элиты неким «превосходством» (прежде всего интеллектуальным, моральным и т.д.) одних людей над другими; второго - важностью функций управления, которые детерминируют исключительность людей, выполняющих эти функции.[3]     

Кроме этого, чрезвычайно важно отметить, что многие современные политологи все чаще в элиту включают и тех субъектов, которые лишь занимают высшие административные позиции в обществе, (но у которых не все в порядке с их личностными, особенно с морально-нравственными качествами), тем самым наделяя ореолом «лучших» и тех, кто такого общественного признания далеко не достоин.

Очень ёмкое определение элиты предлагают Л.В. Бабаева, Е.Я. Таршис и Л.А.  Резниченко. Они отмечают, что: «Элита общества – это социальный слой, обладающий таким положением в обществе и такими качествами, которые позволяют ему управлять обществом, либо оказывать существенное воздействие на процесс управления им, влиять (позитивно или негативно) на ценностные ориентации и поведенческие стереотипы в обществе и, в конечном счете, более активно, результативнее, чем все другие слои, участвовать в формировании тенденций развития общества, возникновения и разрешения социальных конфликтов, одновременно обладая гораздо большим, чем другие группы, суверенитетом в формировании собственного положения, в выборе своей групповой ориентации по основным общественным проблемам».[4]

В этом определении мы находим указание на необходимость наличия особого положения у социальной  группы, определенных качеств у нее, позволяющих осуществлять активное воздействие на процесс управления. Такая ёмкость и вместе с тем своеобразная неопределенность не дают ясного представления о таком явлении, как «элита», при этом, говоря о политической элите, дается определение более общей категории «элита». Данное определение, безусловно, расширяет наше представление о самом рассматриваемом явлении и позволяет более полно охарактеризовать сущностные признаки элиты, в том числе и политической.

Из различных подходов к сущности, характеристике и процессу образования элит, логично вытекают следующий вывод: элита – это неотъемлемый атрибут общества. Её существование и функционирование обусловлено: неравенством людей (психофизическим и социальным); естественным разделением труда, требующим разных свойств (способностей) человека; особой значимостью организационно-управленческой деятельности, её относительной независимостью от масс; желанием определенной группы людей более активно, чем другие, участвовать в управленческих отношениях и их стремлением проявить в этом свои способности; возможностью распределять общественные ценности и пользоваться своим привилегированным положением; манипулировать сознанием и поведением масс. Причем, важно при этом заметить, что субъективные предпосылки формирования элиты в последнее время играют всю большую роль и оказывают решающее влияние на процесс выдвижения и отбора, который в зависимости от степени демократичности общества проявляется в трех основных вариантах:

             открытый – ориентированный преимущественно на личностные качества претендентов в элиту, которые одобряются массами;

             полуоткрытый, номенклатурный – ориентированный во основном на отбор претендентов из различных слоев общества, но только по рекомендациям партийных и других ангажированных организаций;

             закрытый, сословный, цеховой – ориентированный на постепенное продвижение претендентов по ступеням иерархической лестницы политической организации.

Важно заметить, что элита, каким бы путем она ни формировались, со временем не может не меняться (обновляться) как по своему составу, так и по способу воспроизводства. В.Парето разработал в связи с этим специальную концепцию «циркуляции элит». В своем труде «Подъем и падение элит» он писал: «История человечества - это история постоянной смены элит: одни возвышаются, другие приходят в упадок» [5]. Среди основных причин этого он называет войну и дифференцированную способность различных слоев общества к воспроизводству потомства. Война уничтожает значительную часть элиты, а элитные семьи всегда имеют меньше детей, чем у остальных.

Естественно, главные причины смены элит имеют более сложный и глубокий характер, чем их представлял В. Парето. В действительности смена элит происходит под воздействием не только войн между народами и малой рождаемостью в элитарных семьях, но и в результате революций, развития форм собственности (феодальная, буржуазная, социалистическая, номенклатурно-бюрократическая элита), развития технологии общественного производства, компьютеризации общества и некоторых других факторов.

 

2. Классификация и функции политической элиты.

 

Структура элиты по своему составу довольно разнообразна или, как выражаются Д. Рисмэн, С. Келлер, плюралистична. В научных трудах структурные образования в составе элиты выделяют по разным основаниям (критериям). Наиболее разнообразное и естественное деление элиты осуществляется по профессиональному критерию, т.е. по основным сферам ее деятельности. В соответствии с этим критерием выделяют экономическую, политическую, научную, творческую, военную и другие разновидности элиты.

По характеру формирования выделяют общественно признанную элиту, как лучшую часть общества, сложившуюся в результате «естественного отбора», на основе эффективного личного труда субъектов деятельности (государственные деятели, ученые, профессионалы-специалисты высшей квалификации во всех иных сферах деятельности и т.п.), и заказную, пропагандистски навязанную, «раскрученную» элиту, как совокупность лиц высшего слоя общества, оказавшихся в составе элиты по другим причинам (кооптирование, наследие, родственные и приятельские связи, личная преданность лидеру, насильственный захват власти и др). Первая часть элиты обладает более высокой легитимностью, относительной независимостью, а ее особое положение в обществе не подвергается в массах сомнению, она отражает дух, совесть и уровень развития нации, народа. Элитарность (как свойство, качественная характеристика лучшей части общества) второй части несколько сомнительна, она не всегда признаваема массами, а с утратой властного положения размывается и теряет статус особого социального слоя.

По отношению к историческому процессу в научной литературе выделяют две основные разновидности элит: традиционную и современную. К традиционной элите относят, как правило, те её группы, которые опираются на обычаи, религию, земельную собственность, семью (например, политические лидеры исламских государств, религиозная, родовая и военная знать в Латинской Америке). Современную элиту в основном представляют те представители народных масс, которые выдвинулись благодаря использованию всех вышеназванных способов (чиновники – бюрократы, функционеры политических партий и общественных движений, бизнесмены, технократы и т.п.).

Элита также неоднородна по своему положению в иерархической структуре общественных отношений и по масштабу принимаемых решений. На этой основе она подразделяется на высшую, среднюю и низшую.

Высшая элита – это политики, занимающие руководящие посты в президентских структурах, законодательных органах, правительстве, основных политических партиях, в высших органах важнейших массовых политических и общественных организациях и движениях и участвующие в принятии решений, имеющих важное значение для всей страны.

Средняя элита – это функционеры общенациональных и региональных государственных учреждений, влияющие на принятие политических решений высшей элиты (руководители управлений, главков, предприниматели, партийные функционеры и т.п.), способные активно лоббировать в структуре власти интересы своих ведомств и сообществ.

Низшая[6] элита – это слой вспомогательных функционеров, обеспечивающих подготовку и принятие решений высшей и средней элитами (советники, руководители различных комиссий, научно-исследовательских учреждений, эксперты и т.п., т.е. так называемый слой «немого»,  латентного давления).

Кроме того, в обществе выделяется и такой слой элиты, как «контрэлита», то есть элитарный слой оппозиционных социальных структур (представители оппозиционных политических партий, объединений, движений). В научно-политической, а чаще в публицистической литературе, употребляются и такие понятия, как «антиэлита» и «псевдоэлита», обозначающие группы лиц, занимающих высокое политическое положение, но по ряду причин (например, перерождение, разложение и т.п.) перестающих отвечать критериям элиты данного социального слоя.

Особая роль в каждом срезе элиты принадлежит их «верховным» руководителям, которые в научной литературе называются лидерами, а их политическое поведение – лидерством.

Конечно, границы между разновидностями элиты относительно условны и подвижны, их состав и способы влияния на общество взаимопроникают, но при этом функциональная определенность каждой разновидности элиты сохраняется. Вместе с тем, все разновидности элиты, заботясь о своем самосохранении, стремятся к активному участию в политическом процессе общества, к установлению лояльных отношений с политической властью, как к средству предотвращения возможных политических потрясений (катаклизмов).

В связи с этим политической элите в обществе отводится особое место и значение. Это обусловлено прежде всего тем, что в социально неоднородном, дифференцированном обществе постоянно сталкиваются различные, часто несовместимые интересы (например, труд – зарплата, свобода – дисциплина, богатство – бедность и т.п.). Поэтому отношения между основными социальными слоями и группами, имеющими различные интересы, приобретают в конечном счете политизированный характер. Противоречия и несовпадения интересов социальных слоев и групп, как правило, разрешаются в процессе их политического взаимодействия (борьба, компромисс, согласие и т.п.) и, прежде всего, взаимодействия выразителей и представителей этих интересов – политической элиты, влияние которой с учетом этого приобретает в обществе самодовлеющий характер.

Исходя из вышеизложенного, представляется возможным сформулировать следующее определение «политической элиты». Политическая элита - это функционирующий в обществе и, прежде всего, в политической сфере, слой граждан, тем или иным способом занявший высшие, управленческие позиции, обладающий возможностью принимать и реализовывать политические решения высокой социальной значимости или реально влиять на их содержание и характер восприятия массами.  

Собственно политическая элита, как в силу ее всепроникающего влияния на общество, так и в силу особенностей ее формирования и воспроизводства непосредственно, (чаще напрямую) связана с коренными интересами определенных масс, прежде всего, с их социализированными сообществами (классами, социальными группами, течениями и движениями) и, следовательно, находится в большой зависимости от их социального состояния (самосознание, организованность, опыт политической борьбы и т.п.). Отсюда и формирование политической элиты происходит в большей степени зависимости от лояльности масс. Кроме того, отбор политической элиты осуществляется посредством обществественно – политической конкуренции (выборы в органы государственной власти и т.п.), а также и конкуренции внутри самой организованной социальной силы (конкуренция политических программ, исполнителей, прогностических выводов и т.д.).

Политическая элита наиболее подвижна по сравнению с другими разновидностями общественной элиты, так как процесс ее формирования во многом, а часто и в решающей степени, зависит от характера и форм борьбы за власть, от состояния социальной и политической активности масс. Подвижность привилегированного слоя общества проявляется и в диффузионном аспекте, т.е. во взаимопроникновении различных видов и слоев элиты, классов, социальных  слоев и групп общества. Эта подвижность жизненно важна для элиты в двух аспектах: осуществляется пополнение интеллектуального потенциала элиты за счет интеллекта лиц с нетрадиционными для неё взглядами, а также камуфлируется узкая  направленность элитарности, создается видимость демократичности и возможности попадания в элиту представителей всех основных социальных слоев общества[7].

Информация о работе Политическая психология