Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 16:37, контрольная работа
Хорошо известно, что одной из важнейших сфер человеческой деятельности является политика. В ней участвуют различные категории людей, профессионалы и дилетанты, государственные мужи и философы, поэты и писатели, гражданские и военные. Нарастает интерес к политике и со стороны широких масс простых людей, интуитивно ощущающих зависимость хода своей жизни от решений и действий политиков.
Особенно характерно «гетерогенное» политическое сознание для переходных обществ, к числу которых принадлежит и современная Россия. Смешанный характер присущ также групповому, региональному, а в известной мере и индивидуальному политическому сознанию. При этом чем больше расходятся политические ориентации составляющих общество групп (например, по линии элиты - неэлиты, федеральный центр – регионы, регионы –районы и т. п.), т. е. чем более разорваннее в итоге оказывается политическое сознание общества, тем больше угроза его стабильности.
Современные политологи единодушно признают тесную связь политического сознания с политической культурой. Однако вопрос о характере этой связи остается предметом дискуссий. Одни «растворяют» политическое сознание в политической культуре, другие политическую культуру в политическом сознании. Более рациональной выглядит позиция, согласно которой политическое сознание и политическая культура – это частично перекрывающие друг друга, относительно автономные феномены. С одной стороны, политическое сознание шире политической культуры, поскольку последняя включает только наиболее репрезентативные, психические, устойчивые проявления (представления, убеждения, чувства, оценки) политического сознания. С другой стороны, политическая культура шире политического сознания, поскольку в нее входят устойчивые модели поведения индивидов и групп, не выводимые из политического сознания, равно как и модели функционирования политических институтов, не выводимые из политического поведения индивидов и групп. Политическая культура воспроизводит («увековечивает») определенные стереотипы политического сознания, обеспечивает идейную преемственность поколений. Политическое сознание, в свою очередь, «подпитывает» политическую культуру, формирует новые стереотипы, дополняющие или вытесняющие старые элементы политической культуры.
Политическое сознание личности, социальной группы, общества выполняет определенные функции:
- когнитивную, выражающую потребность человека и общества в отражении и уточнении групповых и общих коллективных интересов;
- идеологическую, характеризующую потребность в защите интересов группы или общества в целом;
- коммуникативную, обеспечивающую взаимодействие субъектов и носителей политических отношений между собой и с институтами власти;
- прогностическую, выражающую способность группы или общества к гипотетической оценке возможного развития политических процессов;
- воспитательную, задающую политической активности людей желательную для общества или группы направленность, соответствующую тем или иным идеалам класса, нации, государства.
Степень полноты и характер реализации этих функций политического сознания зависят от многих причин, но прежде всего от того, осуществляются ли они в стабильных или нестабильных общественных условиях. Так, например, в переходных общественных условиях, когда в политическую жизнь включаются нетрадиционные группы, активно ищущие пути реализации своих властно значимых интересов, резко увеличивается роль идеологической функции, но ослабевает коммуникативная функция политического сознания, что отражает несовместимость интересов и позиций различных политических субъектов. В нестабильных условиях также падает политическое значение различного рода политических прогнозов, особенно долгосрочных.
Формируется политическое сознание сложным и противоречивым путем. Было бы большим упрощением считать, что оно – как традиционно трактовалось в марксизме – «вносится» в массы специальными идеологическими представителями класса. На самом деле формирование политического сознания осуществляется у любого, в том числе и массового -
1) субъекта либо путем критического осмысления социальной действительности, постепенной рационализации чувственных представлений людей, обобщения имеющейся у них информации;
2) либо за счет осознания целей партийного или политического движения, т. е. присоединения к уже сформированным оценкам и нормам гражданского поведения;
3) либо путем эмоционального приобщения к вере в справедливость тех или иных политических идеалов.
Вместе с тем, ни один из указанных путей не гарантирует складывания собственно политических воззрений у человека. Даже осуществление политических функций может быть не связано с уяснением людьми своего общественного положения, нарастанием индивидуальной сознательности, умением занять политическую позицию.
В становлении и развертывании политического сознания можно выделить ряд этапов:
1. Включенность субъектов сознания в систему политических отношений. Политизация личности, социальной группы, общества.
2. Зарождение политических ориентаций.
3. Накопление политических знаний.
4. Политическое самоопределение.
5. Осознанные политические действия.
К числу основных свойств политического сознания можно отнести: исторический и социальный характер, плюралистичность, многокомпонентность, многоуровненность, диалектичность.
Важнейшим понятием и стержневой категорией политической психологии является политическое самосознание.
В науке под ним принято понимать процесс и результат выработки относительно устойчивой осознанной системы представлений субъекта политических отношений о самом себе в социально-политическом плане, на основе которой субъект целенаправленно строит свои взаимоотношения с другими субъектами и объектами политики как внутри социально-политической системы, так и за ее пределами, и оценивает самого себя.
Это, по существу, осознание себя в политике как самостоятельного субъекта-деятеля, целостная оценка своей роли, целей, интересов, идеалов и мотивов поведения.
Политическое самосознание включает три основных компонента: когнитивный, эмоциональный и оценочно-волевой.
Когнитивный компонент (политическое самосознание в самом узком, буквальном смысле, как набор осознанных объективных знаний о своем месте в политике) - это наличие определенного информационного уровня, позволяющего сопоставить имеющуюся информацию об устройстве окружающей социально-политической среды с представлениями о собственной роли, возможностях и способностях субъекта в этой среде (связан с процессом политической социализации личности). Так, в ходе политической социализации формируется политическое самосознание отдельной личности: усваивая социально-политические знания нормативного характера, индивид сопоставляет их с собственными возможностями влиять на политическую жизнь и уясняет, в частности, что эти возможности связаны с обретением права голоса и рядом иных атрибутов «политического гражданина». Соответственно, для него когнитивный аспект политического самосознания включает знания относительно как минимум двух больших этапов собственного развития: до и после обретения соответствующего статуса. Соответственно будет развиваться и политическое самосознание в целом.
Эмоциональный компонент политического самосознания выражается в определенном эмоционально окрашенном субъективном отношении к знанию своего объективного политического статуса (каков он – высокий, низкий, благоприятный или неблагоприятный, удовлетворительный или неудовлетворительный). С эмоциональным аспектом политического самосознания связаны такие явления, как политическое самоуважение (свойственное, например, представителям сил, господствующих в политической системе) или, напротив, политическое самоуничижение (отличающее обычно представителей смирившихся со своим угнетением групп и слоев), политическое себялюбие (особенно проявляющееся на уровне индивидуальных амбиций политических деятелей, стремящихся к личной власти), и т. п.
Оценочно-волевой компонент политического самосознания тесно связан с эмоциональным и проявляется прежде всего в стремлении повысить политическую самооценку, завоевать политическое уважение, обрести или укрепить политическое влияние, авторитет, а в конечном счете — политическую власть. Это может проявляться в разных формах. На уровне индивидуального субъекта политического самосознания — как борьба, например, за массовую поддержку того или иного кандидата на выборный пост. На групповом уровне — как те или иные лоббистские тенденции, связанные с продвижением к власти своих представителей. На социальном макро-уровне это может выражаться в массовом стремлении, например, угнетенного социального слоя к социальной революции, радикально изменяющей его положение в социально-политической системе.
В своей совокупности, три названных аспекта политического самосознания образуют целостный политический образ самого себя, существующий, хотя и на разных уровнях развития, практически у всех реальных или виртуальных, созданных идеологической пропагандой, субъектов социально-политической жизни. Такой образ представляет собой интегрированное сочетание нескольких компонентов, включая реальное политическое представление о себе в настоящее время; идеальное представление о том, каким субъект, по его мнению, должен был бы стать и о том, какую роль он должен был бы играть в обществе в соответствии со своими способностями и возможностями; динамическое представление о том, каким субъект намерен стать в относительно ближайшее время.
Материал к теме № 7: «Политическая социализация личности
(психологический аспект)».
Вопросы:
1. Понятие, стадии и функции политической социализации.
2. Механизмы, факторы и институты процесса политической социализации личности.
Когда-то Аристотель, определяя сущность человека, назвал его политическим животным. Не просто социализированным, а обладающим гражданскими качествами как неотъемлемой характеристикой зрелой личности. Конечно, человек не рождается «политическим», он им становится. И процесс этого становления продолжается всю жизнь.
Уже в раннем возрасте ребенок получает первые сведения о политике – от родителей, от ближайшего окружения, через средства массовой информации. Постепенно взрослея, он не только осваивает знания о политике, но и вырабатывает свое отношение к ней. Включается механизм передачи политических ценностей от одного поколения к другому. Включаясь в реальные политические события, человек все активнее усваивает не только социальный, но и политический опыт, что в итоге принято называть политической социализацией личности.
1. Понятие, стадии и функции политической социализации.
Термин «политическая социализация» является производным от более общего понятия «социализация». Это понятие впервые было введено в научный оборот американским социологом Ф. Гиддингсом и французскими социопсихологами в конце 19-го века (1897 год). Они понимали под социализацией «процесс развития социальной природы человека».
Под «социализацией» понимается с одной стороны, освоение системы социальных норм, ценностей, элементов культуры и выработке на этой основе установок, ценностных ориентаций, социальных потребностей и т. д., а с другой стороны, реальное включение индивида в общественную жизнь, процесс наделения людей социальными свойствами. Социализация в целом означает процесс «цивилизации» членов общества.
50-е 60-е годы 20-го столетия понятие «социализация» прочно вошло в обиход политологов. Появились работы: «Политическая социализация», вышедшая в 1959 году, а в 1969 году Е. Дадсон и К. Прицитт опубликовали книгу под тем же названием «Политическая социализация».
В нашей стране (СССР) крупные исследования по проблемам социализации появились в конце 60-х начале 70-х годов. Так, издательство Ленинградского государственного университета в 1971 году выпустило в свет книгу «Человек и общество. Проблема социализации индивида», в которой рассматриваются социологические проблемы социализации и психологические эффекты этого процесса. В 1988 году появилась книга Е. Б. Шестопал «Личность и политика: Критический очерк современных западных концепций политической социализации», которая раскрывает не только истоки этого процесса, социальные механизмы социализации, но и психологические механизмы политической социализации, воздействующие на становление рациональных структур политического поведения, политического сознания и политических потребностей личности. Среди политических концепций, изучающих эти проблемы, в работе выделяются три ведущие психологические теории: «бихевиоризм», «когнитивизм» и «гуманистическая психология». Книга знакомит читателей и с современными представлениями о бессознательных механизмах политического поведения, которые разрабатывают представители политического психоанализа.
Политическая социализация – по аналогии с процессом социализации, понимаемым как включение индивида в общество через оснащение его опытом предыдущих поколений, закрепленных в культуре, рассматривается в политологии как процесс включения индивида в политическую систему, систему политических отношений и выполнения определенных политических функций и ролей.
В ходе взаимодействия личности с политической системой происходит два ряда процессов.
С одной стороны, система воспроизводится, рекрутируя и обучая новых членов. Политическая система в этом процессе играет роль механизма сохранения политических ценностей и целей системы, дает возможность сохранить преемственность поколений в политике.
С другой стороны, требования политической системы переводятся в структуру личности. В результате политическая система формирует политическое сознание личности, ее политическое поведение, происходит становление личности – гражданина.