Политическая психология

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 16:37, контрольная работа

Описание работы

Хорошо известно, что одной из важнейших сфер человеческой деятельности является политика. В ней участвуют различные категории людей, профессионалы и дилетанты, государственные мужи и философы, поэты и писатели, гражданские и военные. Нарастает интерес к политике и со стороны широких масс простых людей, интуитивно ощущающих зависимость хода своей жизни от решений и действий политиков.

Работа содержит 1 файл

политическая психология.doc

— 1.08 Мб (Скачать)

Особенно характерно  «гетерогенное» политическое сознание для переходных обществ, к числу которых принадлежит и современная Россия. Смешанный характер присущ также групповому, региональному, а в известной мере и индивидуальному политическому сознанию. При этом чем больше расходятся политические ориентации составляющих общество групп (например, по линии элиты - неэлиты, федеральный центр – регионы, регионы –районы и т. п.), т. е. чем более разорваннее в итоге оказывается политическое сознание общества, тем больше угроза его стабильности.

Современные политологи единодушно признают тесную связь политического сознания с политической культурой. Однако вопрос о характере этой связи остается предметом дискуссий. Одни «растворяют» политическое сознание в политической культуре, другие политическую культуру в политическом сознании. Более рациональной выглядит позиция, согласно которой политическое сознание и политическая культура – это частично перекрывающие друг друга, относительно автономные феномены. С одной стороны, политическое сознание шире политической культуры, поскольку последняя включает только наиболее репрезентативные, психические, устойчивые проявления (представления, убеждения, чувства, оценки) политического сознания. С другой стороны, политическая культура шире политического сознания, поскольку в нее входят устойчивые модели поведения индивидов и групп, не выводимые из политического сознания, равно как и модели функционирования политических институтов, не выводимые из политического поведения индивидов и групп. Политическая культура воспроизводит («увековечивает») определенные стереотипы политического сознания, обеспечивает идейную преемственность поколений. Политическое сознание, в свою очередь, «подпитывает» политическую культуру, формирует новые стереотипы, дополняющие или вытесняющие старые элементы политической культуры.

Политическое сознание личности, социальной группы, общества выполняет определенные функции:

- когнитивную, выражающую потребность человека и общества в отражении и уточнении групповых и общих  коллективных интересов;

- идеологическую, характеризующую потребность в защите интересов группы или общества в целом;

- коммуникативную, обеспечивающую взаимодействие субъектов и носителей политических отношений между собой и с институтами власти;

- прогностическую, выражающую способность группы или общества к гипотетической оценке возможного развития политических процессов;

- воспитательную, задающую политической активности людей желательную для общества или группы направленность, соответствующую тем или иным идеалам класса, нации, государства.

Степень полноты и характер реализации этих функций политического сознания зависят от многих причин, но прежде всего от того, осуществляются ли они  в стабильных или нестабильных общественных условиях. Так, например, в переходных общественных условиях, когда в политическую жизнь включаются нетрадиционные группы, активно ищущие пути реализации своих властно значимых интересов, резко увеличивается роль идеологической функции, но ослабевает коммуникативная функция политического сознания, что отражает несовместимость интересов и позиций различных политических субъектов. В нестабильных условиях также падает политическое значение различного рода политических прогнозов, особенно долгосрочных.

Формируется политическое сознание сложным и противоречивым путем. Было бы большим упрощением считать, что оно – как традиционно трактовалось в марксизме – «вносится» в массы специальными идеологическими представителями класса. На самом деле формирование политического сознания осуществляется у любого, в том числе и массового -

1) субъекта либо путем критического осмысления социальной действительности, постепенной рационализации чувственных представлений людей, обобщения имеющейся у них информации;

2)  либо за счет осознания целей партийного или политического движения, т. е. присоединения к уже сформированным оценкам и нормам гражданского поведения;

3) либо путем эмоционального приобщения к вере в справедливость тех или иных политических идеалов. 

Вместе с тем, ни один из указанных путей не гарантирует складывания собственно политических воззрений у человека. Даже осуществление политических функций может быть не связано с уяснением людьми своего общественного положения, нарастанием индивидуальной сознательности, умением занять политическую позицию.

В становлении и развертывании политического сознания можно выделить ряд этапов:                

1. Включенность субъектов сознания в систему политических отношений. Политизация личности, социальной группы, общества.

2.   Зарождение политических ориентаций.

3.   Накопление политических знаний.

4.    Политическое самоопределение.

5.    Осознанные политические действия.

К числу основных свойств политического сознания можно отнести:  исторический и социальный характер, плюралистичность, многокомпонентность, многоуровненность, диалектичность.

Важнейшим понятием и стержневой кате­горией политической психологии является политическое само­сознание.

В науке под ним принято понимать процесс и результат выработки от­носительно устойчивой осознанной системы представ­лений субъекта политических отношений о самом себе в социально-политическом плане, на основе которой субъект целенаправленно строит свои взаимоотноше­ния с другими субъектами и объектами политики как внутри социально-политической системы, так и за ее пределами, и оценивает самого себя.

Это, по существу, осознание себя в политике как самостоятельного субъекта-деятеля, цело­стная оценка своей роли, целей, интересов, идеалов и мотивов поведения.

Политическое самосознание включает три основных компонента: когнитивный, эмоциональный и оценочно-волевой.

Когнитивный компонент (политическое самосознание в самом узком, буквальном смысле, как набор осознанных объективных знаний о своем месте в политике) -  это наличие определенного ин­формационного уровня, позволяющего сопоставить имеющуюся информацию об устройстве окружающей социально-политической среды с представлениями о собственной роли, возможностях и способностях субъ­екта в этой среде (связан с процессом политической социализации личности). Так, в ходе политической социали­зации формируется политическое самосознание от­дельной личности: усваивая социально-политические знания нормативного характера, индивид сопоставля­ет их с собственными возможностями влиять на поли­тическую жизнь и уясняет, в частности, что эти возмож­ности связаны с обретением права голоса и рядом иных атрибутов «политического гражданина». Соответствен­но, для него когнитивный аспект политического само­сознания включает знания относительно как минимум двух больших этапов собственного развития: до и по­сле обретения соответствующего статуса. Соответст­венно будет развиваться и политическое самосознание в целом.

Эмоциональный компонент политического самосозна­ния выражается в определенном эмоционально окра­шенном субъективном отношении к знанию своего объективного политического статуса (каков он – высокий, низкий, благоприятный или неблагоприятный, удовлетворительный или неудовлетворительный). С эмоциональным аспектом политическо­го самосознания связаны такие явления, как поли­тическое самоуважение (свойственное, например, представителям сил, господствующих в политической системе) или, напротив, политическое самоуничиже­ние (отличающее обычно представителей смиривших­ся со своим угнетением групп и слоев), политическое себялюбие (особенно проявляющееся на уровне инди­видуальных амбиций политических деятелей, стремя­щихся к личной власти), и т. п.

Оценочно-волевой компонент политического самосоз­нания тесно связан с эмоциональным и проявляется прежде всего в стремлении повысить политическую самооценку, завоевать политическое уважение, обрес­ти или укрепить политическое влияние, авторитет, а в конечном счете — политическую власть. Это может проявляться в разных формах. На уровне индивидуаль­ного субъекта политического самосознания — как борьба, например, за массовую поддержку того или иного кандидата на выборный пост. На групповом уровне — как те или иные лоббистские тенденции, свя­занные с продвижением к власти своих представите­лей. На социальном макро-уровне это может выра­жаться в массовом стремлении, например, угнетенного социального слоя к социальной революции, радикаль­но изменяющей его положение в социально-политиче­ской системе.

В своей совокупности, три названных аспекта по­литического самосознания образуют целостный поли­тический образ самого себя, существующий, хотя и на разных уровнях развития, практически у всех реаль­ных или виртуальных, созданных идеологической про­пагандой, субъектов социально-политической жизни. Такой образ представляет собой интегрированное со­четание нескольких компонентов, включая реальное политическое представление о себе в настоящее вре­мя; идеальное представление о том, каким субъект, по его мнению, должен был бы стать и о том, какую роль он должен был бы играть в обществе в соответствии со своими способностями и возможностями; динами­ческое представление о том, каким субъект намерен стать в относительно ближайшее время.

             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Материал к теме № 7: «Политическая социализация личности

(психологический аспект)».

Вопросы:

1.                  Понятие, стадии и функции политической социализации.

2.                  Механизмы, факторы и институты процесса политической социализации личности.

 

Когда-то Аристотель, определяя сущность человека, назвал его политическим животным. Не просто социализированным, а обладающим гражданскими качествами как неотъемлемой характеристикой зрелой личности. Конечно, человек не рождается «политическим», он им становится. И процесс этого становления продолжается всю жизнь.

Уже в раннем возрасте ребенок получает первые сведения о политике – от родителей, от ближайшего окружения, через средства массовой информации. Постепенно взрослея, он не только осваивает знания о политике, но и вырабатывает свое отношение к ней. Включается механизм передачи политических ценностей от одного поколения к другому. Включаясь в реальные политические события, человек все активнее усваивает не только социальный, но и политический опыт, что в итоге принято  называть политической социализацией личности.

 

1.                  Понятие, стадии и функции политической социализации.

 

Термин «политическая социализация» является производным от более общего понятия «социализация». Это понятие впервые было введено в научный оборот американским социологом Ф. Гиддингсом и французскими социопсихологами в конце 19-го века (1897 год). Они понимали под социализацией  «процесс развития социальной природы человека».

Под «социализацией» понимается с одной стороны, освоение системы социальных норм, ценностей, элементов культуры и выработке на этой основе установок, ценностных ориентаций, социальных потребностей и т. д., а  с другой стороны, реальное включение индивида в общественную жизнь, процесс наделения людей социальными свойствами.  Социализация в целом означает процесс «цивилизации» членов общества.

50-е 60-е годы 20-го столетия понятие «социализация» прочно вошло в обиход политологов. Появились работы: «Политическая социализация», вышедшая в 1959 году, а в 1969 году Е. Дадсон  и  К. Прицитт опубликовали книгу под тем же названием «Политическая социализация».

В нашей стране (СССР) крупные исследования по проблемам социализации появились в конце 60-х начале 70-х годов. Так, издательство Ленинградского государственного университета в 1971 году выпустило в свет книгу «Человек и общество. Проблема социализации индивида», в которой рассматриваются социологические проблемы социализации и психологические эффекты этого процесса. В 1988 году появилась книга Е. Б. Шестопал «Личность и политика: Критический очерк современных западных концепций политической социализации», которая раскрывает не только истоки этого процесса, социальные механизмы социализации, но и психологические механизмы политической социализации, воздействующие на становление рациональных структур политического поведения, политического сознания и политических потребностей личности. Среди политических концепций, изучающих эти проблемы, в работе выделяются три ведущие психологические теории: «бихевиоризм», «когнитивизм» и «гуманистическая психология». Книга знакомит читателей и с современными представлениями о бессознательных механизмах политического поведения, которые разрабатывают представители политического психоанализа.

Политическая социализация – по аналогии с процессом социализации, понимаемым как включение индивида в общество через оснащение его опытом предыдущих поколений, закрепленных в культуре, рассматривается в политологии как процесс включения индивида в политическую систему, систему политических отношений и выполнения определенных политических функций и ролей.

В ходе взаимодействия личности с политической системой происходит два ряда процессов.

С одной стороны, система воспроизводится, рекрутируя и обучая новых членов. Политическая система в этом процессе играет роль механизма сохранения политических ценностей и целей системы, дает возможность сохранить преемственность поколений в политике.

С другой стороны, требования политической системы переводятся в структуру личности. В результате политическая система формирует политическое сознание личности, ее политическое поведение, происходит становление личности – гражданина.

Информация о работе Политическая психология