Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 16:37, контрольная работа
Хорошо известно, что одной из важнейших сфер человеческой деятельности является политика. В ней участвуют различные категории людей, профессионалы и дилетанты, государственные мужи и философы, поэты и писатели, гражданские и военные. Нарастает интерес к политике и со стороны широких масс простых людей, интуитивно ощущающих зависимость хода своей жизни от решений и действий политиков.
Реальная проблематика массовых политических настроений была вытеснена откровенной апологетикой «социального оптимизма» и разоблачением «как, пессимизма».
Природа массовых настроений
Политические настроения возникают и развиваются прежде всего как специфические переживания теми или иными множествами людей степени соответствия идеальных норм – возможностям их жизненного осуществления. Люди переживают их по-разному, в зависимости от того, подкрепляются ли провозглашенные нормы и идеалы условиями непосредственного бытия людей. Так возникают реальные человеческие настроения как особые психические состояния, «связанные с осуществлением или неосуществимостью тех или иных надежд и чаяний, помыслов и замыслов», направленные позитивно или негативно по отношению к социально-политическим условиям жизни. Такая направленность и определяет социально-политический характер массовых настроений.
В основе массовых политических настроений лежат те же факторы, которые определяют настроения индивидуальности. Как писал А. Н. Леонтьев: «День, наполненный множеством событий, казалось бы, вполне успешных, тем не менее может испортить человеку настроение, оставить у него некий неприятный осадок. На фоне забот дня этот осадок едва замечается. Но вот наступает минута, когда человек как бы оглядывается и мысленно перебирает впечатления прожитого дня. И вот в ту минуту, когда в памяти всплывает определенное событие, его настроение приобретает предметную отнесенность: возникает аффективный сигнал, указывающий на то, что именно данное событие и оставило у него эмоциональный осадок».
Т. е. настроение – это определенное психическое состояние людей, отличающееся сложной эмоциональной природой, интегрирующее влияние объективных событий на их субъективное переживание. Это один из высших уровней субъективного осмысления (как процесса наделения субъективными смыслами) происходящего объективно. Это своего рода «пред-сознание», «ближайший резерв» сознания, один из сильнейших регуляторов субъективной психической жизни.
Исходя из сказанного в социально-политическом измерении массовые настроения – это однородная для достаточно большого множества людей субъективная сигнальная реакция, особые переживания комфорта или дискомфорта, в интегрированном виде отражающие три основных момента:
- степень удовлетворенности или неудовлетворенности общими социально-политическими условиями жизни;
- субъективную оценку возможности реализации социально-политических переживаний людей при данных условиях;
- стремление к изменению условий ради осуществления притязаний.
Это особые психические состояния, охватывающие значительные общности людей — состояния, переходные от непосредственных эмоций к более или менее осознанным мнениям, вырастающим из повседневных эмоций, но носящие более обобщенный в социально-политическом отношении характер, рационализированные условиями социально-политической жизни, ее нормами и устоями.
Если же говорить более конкретно, то:
Политическое настроение – это динамичное социально-психологическое состояние, в котором могут превалировать:
1) оптимистические ожидания и пессимистические предчувствия в отношении того или иного события или субъекта политики;
2) готовность к решительному действию (действиям), нерешительность, сознательное уклонение от участия в политической акции (и в политической жизни вообще), пассивное ожидание;
3) ценностно-содержательное отношение к политическим реалиям, критическая оценка их с намерением изменения в лучшую сторону;
4) цинизм (нигилистическое отношение), проявляемый к политике и к политикам.
В политических настроениях непосредственно преломляются экономическое и социальное положение больших групп людей, степень их приобщенности либо отлученности от политики, их социокультурное положение, равно как их ожидания и претензии, связанные с текущим политическим процессом, его реальными (или инициируемыми) модификациями.
Политические настроения находят проявления в поведении электората, в отношении различных групп населения к официальным (или неофициальным) политическим мероприятиям, в реакциях на текущую деятельность политических лидеров, представляющих различные течения и уровни.
Одним из достоверных воплощений политических настроений является политический анекдот.
Природа настроений определяется тем, что они становятся заметными при расхождении двух факторов:
- притязаний (ожиданий) людей, связанных с общими для значительного множества, массовыми потребностями и интересами, с одной стороны, и реальных условий жизни — с другой стороны.
Активные настроения, своеобразная готовность к социально-политическим действиям возникают тогда, когда притязания и ожидания людей вступают в конфликт с возможностями их удовлетворения, и это противоречие актуально переживается людьми. Это специфическое состояние сознания, предшествующая действиям психологическая реакция значительных общностей на рассогласование желаемого и действительного. Такая реакция в виде переживаний может принимать различные формы — от ненависти к политическим силам, допустившим отставание жизненного уровня от потребностей масс, до восторга по отношению к тем силам, которые, напротив, обеспечивают рост возможностей осуществления массовых притязаний.
Особые формы – «пассивные настроения», типа безразличия и апатии, когда люди не верят в возможность преодоления разрыва между притязаниями и возможностями их достижения. Это своеобразный параметр притязаний и стремлений, лишенных опор в действительности, утрата веры в себя, паралич мотивации и активных действий.
В целом же массовые политические настроения – это субъективная оценка социально-политической действительности, как бы пропущенной сквозь призму интересов, потребностей, притязаний и ожиданий людей.
Такие настроения быстро распространяются. Они крайне заразительны. Над ними затруднен прямой контроль со стороны сознания. Они легко и быстро объединяют людей, находящихся в сходном социально-политическом положении, формируют чувство общности «мы» как правило, направленное против неких «они», от которых зависит неустраивающее людей социально-политическое положение.
В истоках возникновения политических настроений лежит взаимодействие двух факторов:
- объективного, предметного (реальная действительность)
- субъективного (разные представления людей о реальной действительности, различии ее оценок в свете собственных интересов и потребностей).
2. Характер развития политических настроений в обществе и проблемы воздействия на социально-политические настроения масс.
Выраженность настроений в обществе зависит прежде всего от степени однородности его социально-политической структуры. Чем дифференциированнее, плюралистичнее эта структура, тем больше появляется различных групп, обладающих собственными потребностями и интересами и каждая из них может иметь свои настроения.
Развитие массовых политических настроений, как правило, носит циркулярный характер, напоминающий своеобразное «эмоциональное кружение»: одни и те же настроения, имеющие общую основу (обычно именно неудовлетворенные социально-политические притязания) воспроизводятся по определенному циклу вновь и вновь. С одной стороны, это определённый психологический двигатель развития (без неудовлетворенности нет мотивации деятельности) .
С другой — это постоянный источник озабоченности для любой власти, вынужденной считаться с тем, что как только реальные условия жизни слишком оторвутся от человеческих притязаний, могут возникнуть настроения недовольства этой властью. Исторические примеры показывают, что поиск массовой поддержки стремящимися к власти политическими силами на практике часто оборачивается своеобразным «взвинчиванием» притязаний масс: окрыленные надеждами, последние склонны отдавать власть тем, кто обещает достижение потребного. Однако, отрываясь от действительности, будучи необеспеченными реальным уровнем жизни, неосуществленные притязания порождают массовое недовольство, подрывающее позиции власти. В этом проявляется диалектика взаимоотношений массового политического сознания, в основании которого лежат настроения, связанных с ними динамичных политических процессов, и социально-политических структур и институтов, стабилизирующих политическое устройство жизни.
Разовый цикл развития массовых настроений обычно включает пять основных этапов: от глухого брожения и зарождения настроений — через их накопление и кристаллизацию — к максимальному подъему, проявляющемуся в политических действиях — затем к разрешению или спаду настроений, а в последнем случае, спустя время — к новому подъему.
Динамичность настроений связана не только со сменой их направленности и интенсивности. Связана она и с быстротой перехода от настроений к осознанным мнениям, оценкам и действиям. В политико-психологическом отношении эта динамика выражается уровнями экспрессивности настроений, проявляющимися:
а) в том, чего люди хотят и молчаливо переживают;
б) на что надеются и способны выразить вербально;
в) в принципе готовы отстаивать;
г) привыкли считать своим и ни за что не отдадут.
Субъектом политических настроений является масса как совокупность людей, сплоченных общими переживаниями. Это особое объединение по функциональному признаку, формирующееся на основе общих действий и факторов, побуждающих к таким действиям. Последние не всегда непосредственно следуют из классических представлений об особенностях того или иного слоя, группы или класса. Понятие «масса» менее определенно и более ситуативно, чем названные общности — в массу объединяются разные люди из разных групп, охваченные в тот или иной момент действием общих политико-психологических факторов.
Зарождаясь в отдельных группах и слоях, настроения чрезвычайно быстро распространяются и сами формируют массу в качестве своего субъекта. Так, например, в ходе революции «рабочая масса» может быстро превратиться в массу-«большинство всех эксплуатируемых». Особенно ярко это проявляется в ходе радикальных политических перемен, политических кризисов. В более спокойных ситуациях, когда в рамках политической системы функционируют разнообразные не слишком выраженные настроения, их субъект представлен относительно локально. В наиболее конкретном выражении — в виде толпы. В более сложном случае — в виде, например, массовых движений или «средних слоев» с типичной для них размытостью социального сознания и большой податливостью настроенческим факторам.
В политике существует и проявляется значительное число разных видов массовых настроений. Их можно классифицировать и типологизировать по многим основаниям. На практике преобладают конкретно-исторические подходы к выделению видов настроений, основанные на политической оценке реальных и желательных, потенциальных последствий настроений — тех или иных массовых политических действий. Исходя из этого выделяются, например, революционные и контрреволюционные, фашистские и антифашистские и т. п. пары-антагонисты. При наличии определенных практических выгод такой подход нельзя принять как исчерпывающий. Возможен и более сложный путь, при котором последствия тех или иных настроений оцениваются не с позиций конкретной политико-идеологической ситуации, а в общечеловеческом измерении. Степень соответствия настроений и вызываемых ими действий общечеловеческим интересам подразделяет их на прогрессивные и реакционные.
Возможен, однако, и принципиально иной подход. В политологическом ракурсе более продуктивно, не фиксируясь на проблеме оценок (что почти неизбежно при подразделении политических феноменов), рассматривать массовые настроения с функциональной точки зрения, разделяя в зависимости от роли, которую они играют в конкретных политических процессах. Такой подход носит соотносительный, процессуальный характер. Он учитывает, что направленность настроений определяется их идеологическим оформлением — соответственно, их оценка зависит от совпадения или расхождения политико-идеологических позиций субъекта настроений, с одной стороны, и субъекта оценки — с другой.
Природа настроений двойственна. С одной стороны, они являются психическим отражением, следствием реальной жизни. С другой же, они развиваются по законам массовой психологии, оказывают влияние на реальность и меняют жизнь. С одной стороны, они лежат в основе идеологии, с другой — весьма податливы идеологическому воздействию. В реальной политике оценка и выделение видов настроений обычно связаны с тем, «за» и «против» кого они направлены. Но одно и то же событие, явление или процесс могут вызывать разную, подчас противоположную настроенческую реакцию — все зависит от информированности людей и от того, кто и куда сумел направить массовую психологию, придать ей нужную окраску и воспользоваться существующей интенсивностью, например, массового недовольства.
В процессуальной трактовке выделяются основные функции массовых политических настроений, а разновидности последних рассматриваются прежде всего как отдельные механизмы осуществления данных функций. Это не исключает содержательно-оценочных классификаций, но подчиняет их в качестве вторичных, детализирующих функциональный подход применительно к конкретным политическим ситуациям. Главная функция массовых политических настроений — функция субъективного обеспечения динамики политических процессов, осуществляется через политико-психологическую подготовку, формирование и мотивационное обеспечение политических действий достаточно больших человеческих общностей. Это достигается за счет объединения людей в массу на основе общих настроенческих переживаний — функция формирования субъекта потенциальных политических действий и, соответственно, настроения, формирующие потенциально-действенные общности (например, массовые движения). Сплачивая массу, настроения опредмечиваются в массовых действиях — функция инициирования и регуляции политического поведения посредством соответствующих вариантов настроений (например, ведущих к модификации политической системы). Помимо названных, в более длительной перспективе определенные настроения осуществляют важную функцию стратегической политико-психологической оценки, формируя долгосрочное отношение к политической реальности, способ ее осмысления — например, то или иное политическое мышление.