Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 16:37, контрольная работа
Хорошо известно, что одной из важнейших сфер человеческой деятельности является политика. В ней участвуют различные категории людей, профессионалы и дилетанты, государственные мужи и философы, поэты и писатели, гражданские и военные. Нарастает интерес к политике и со стороны широких масс простых людей, интуитивно ощущающих зависимость хода своей жизни от решений и действий политиков.
В институтах коллективного структурированного насилия наблюдается еще один важный социально-психологический феномен – деиндивидуализация. У солдат и полицейских снижается ощущение собственной уникальности, отличия себя от других людей. Это закономерно ведет к большей личной жестокости и к большей готовности выполнять жестокие приказы.
Однако, люди в униформе — это специальные люди, это не весь народ. Солдаты, занимающиеся строевой подготовкой и обязанные отдавать честь старшим по званию, не могут, как это делали бойцы революции, свободно выбирать, на чьей стороне сражаться. В результате революционная армия перестает быть таковой и становится государственной.
Процесс структуризации затрагивает и использование национальной символики. Многие революционные армии ее отвергают — национальные символы находятся в монопольном владении старого режима. Революционеры создают свою символику, либо совсем новую, либо апеллирующую к неиспользуемым официальной властью аспектам национальной истории и культуры. После победы революционные символы становятся общенациональными, старая символика отвергается и даже, как будто, забывается. Однако со временем она возрождается и постепенно входит в символический код новой власти. Так, например, произошло у нас, когда во время Великой Отечественной войны были учреждены ордена Суворова и других великих полководцев Российской империи, а форма офицеров стала почти такой же, какой она была в царской армии.
Легитимность многих режимов связана с представлениями о легитимности революции и с убеждением, что революционеры действовали и продолжают действовать от имени всего народа. Процесс структуризации институтов насилия, отделяя солдат и работников органов правопорядка от остальной массы народа, подрывает это ощущение легитимности и порождает серьезные проблемы в отношениях между народом и новой властью. Осознавая это, многие режимы стремятся каким-то образом сгладить процесс структуризации институтов насилия. Например, лидеры сохраняют форму или стиль одежды времен революции, т. е. того периода, когда они были представителями не государства, а всего народа. Наиболее известным примером такого решения являются борода и экстравагантная одежда Фиделя Кастро.
Неструктурированное коллективное насилие.
Если структурированное коллективное насилие призвано поддержать стабильность государственных институтов, то неструктурированное коллективное насилие, наоборот направлено против них. Это восстания, бунты и другие массовые действия. Для участников этих форм идентификация связана с народом или его частью. Чувство индивидуальной ответственности у участников актов неструктурированного коллективного насилия значительно ниже, чем у тех, кто вовлечен в насилие структурированное. Поэтому большую роль для них играет идеология. У них общие цели и общие надежды.
Акты неструктурированного коллективного насилия лежат в основе многих политических систем, возникших в ходе революций и народных восстаний. Однако в дальнейшем, если революционный процесс затягивается, происходит структуризация, возникают специальные институты со строгой внутренней иерархией, осуществляющие политическое насилие не только от имени народа, но и нового государства (народная полиция например, потом она начинает подавлять и сам народ). Или, например, превращение революционной армии в армию регулярную, т.е. государственную. Меняется и символика: эмблемы, форма одежды, ордена и т.д.
Структуризация обычно направлена вовнутрь, т.е. она начинается с обеспечения внутренней безопасности и целью ее является достижение внутреннего единства.
Структурированное индивидуальное насилие.
Наиболее яркий пример феодальные отношения между вассалом и сюзереном. Эти отношения предполагают личную лояльность и право сюзерена на насилие по отношению к своему вассалу.
Или: телохранитель – охраняемое лицо
Командир – солдат
Защищают вплоть до самопожертвования.
Главное здесь – кто важнее, кто ценнее.
Существуют и разные права на индивидуальное насилие и они подробно регламентированы:
- работник охраны вправе применить оружие;
- сопротивление полиции и нанесение вреда полицейскому – преступление на порядок выше, чем по отношению к рядовому гражданину.
Неструктурированное индивидуальное насилие.
Оно охватывает широкий круг явлений: от бытового хулиганства – до издевательства начальника над подчиненными. Оно существует и в виде спонтанных актов, таких как пьяная драка, разбойное нападение, изнасилование и т.п.
Психология неструктурированного индивидуального насилия очень сложная. Никаких идеологических оправданий таким актам нет. Но все равно преступники часто не ощущают своей вины и индивидуальной ответственности. В том, что они совершили виновато несправедливое общество.
Неструктурированное индивидуальное насилие является наиболее личностно – детерминированным. Жестокость субъекта, уровень его морали и юридической грамотности, самоконтроль или психоаппатия, все это будет определять, совершил ли он акт насилия. Есть однако, и внешние по отношению к субъекту факторы, способные либо спровоцировать насильственный акт либо предотвратить его. Отметим лишь один из таких факторов – представление субъекта о возможной реакции свидетелей и о возможном наказании за совершенное.
Большинство хулиганов на улице и «дедов» в армии верят в собственную безнаказанность и в то, что ближайшее окружение их за преступные действия не осудит.
Особые виды политического насилия – геноцид и политический терроризм.
Геноцид (от греческого – «генос» - род, и латинского – убивать; в буквальном смысле «уничтожение рода, племени») - истребление отдельных групп населения по расовым, национальным, религиозным мотивам.
Как правило геноцид связывают с расизмом и фашизмом. В то же время это понятие нельзя считать простым и очевидным. Многие трагические события истории, как древней так и современной, позволяют говорить о том, что антикультурные явления распространяются гораздо шире, чем принято считать.
Термин «геноцид» в общественный обиход впервые ввел юрист из США Р. Лемкин, который анализировал преступления германского фашизма. Юридическое закрепление подобных преступлений было осуществлено в международной конвенции «О предупреждении преступлений геноцида и наказания за него», подписанного в Париже в 1948 году. Все страны входящие в ООН утвердили ее в своих правительствах.
В соответствии с этим документом под геноцидом понимается: групповое убийство; причинение серьезных телесных или психических повреждений членам какой - либо группы; сознательное ухудшение жизненных условий группы, которые влекут за собой ее полное или частичное физическое уничтожение; предотвращение деторождения среди членов группы, насильственное передача детей из одной группы в другую.
Таким образом, к преступлениям геноцида мировая юридическая практика относит любые действия, направленные ни против отдельных людей, которые нарушили закон, а против какой – либо их общности в том случае, когда эти действия наносят серьезный ущерб людям из этой группы в отношении здоровья, жизни и продолжения рода.
Терроризм (от латинского террор – страх, ужас) – политика и тактика террора, то есть совокупность особо жестоких форм и средств политического насилия, которые используют террористы для достижения своих античеловеческих целей.
Терроризм – форма, метод социально-политической борьбы осуществляемый путем систематического применения неограниченного насилия или угрозы его применения, вплоть до убийства, в целях устрашения, подавления и уничтожения политических и других противников.
Терроризм может быть направлен как против государственных и общественных деятелей, органов и организаций, так и против обычных граждан. Он осуществляется не только в виде убийств и соответствующих угроз, но в виде взрывов, вооруженных нападений, угонов транспорта, самолетов и т.д.
Терроризм бывает индивидуальным, групповым (организованным) и даже возводится в ранг государственной политики, что особенно опасно. Он может выступать как внутри государственное явление, а порой принимать и международный характер.
Для терроризма как особого метода политического насилия (политического терроризма) характерны: целенаправленность, жестокость, расчет на внешний эффект и психологическое воздействие.
Терроризм и в прошлом и в настоящее время присутствует так или иначе в социально-политической жизни многих стран (например Ирландская республиканская армия в Ольстере, сепаратистские группировки в Испании, палестинские и израильские экстремисты на Ближнем Востоке, группировки Бен Ладена и др.).
Терроризм за последние годы захлестнул и большую часть территории России, где стали многочисленными заказные убийства политических и общественных деятелей, журналистов, предпринимателей и банкиров. Подтверждением этому служат теракты последних лет в Москве, Волгодонске, Махачкале и Чечне.
Материал к теме № 10: «Психология политических элит».
Вопросы:
1. Сущность и содержание политической элиты общества.
2. Классификация и функции политической элиты.
Все мы являемся свидетелями глубоких качественных перемен и трансформаций, которые характеризуют современный мир. Это в полной мере касается России и стран, появившихся из бывшего Советского Союза. Сложно и противоречиво в условиях серьезных политических и социально-экономических потрясений в нашей стране формируются рыночные отношения и новые социальные слои. Однако постепенно все же преодолеваются негативные последствия тоталитарного прошлого, складываются демократически ориентированные государственно-властные и управленческие структуры. Все это несколько по-новому ставит вопросы о власти и о ее материальных носителях, авторитете и способности высших государственных инстанций и руководителей местного самоуправления действовать на научной основе и в соответствии с базовыми гуманистическими идеалами.
В этой связи вполне закономерен и естественен интерес современного общества к проблеме лидерства, личности политического руководителя, его роли в социальном процессе, к закономерностям и особенностям становления и развития тех социальных слоев, которые непосредственно участвуют в выработке и принятии важнейших властно-управленческих решений, своими действиями оказывающими реальное влияние на судьбы людей и страны в целом. Причем этот интерес не только не снижается, а скорее, наоборот, со временем все усиливается. Ведь речь идет о тех людях и слоях, которые во все времена находились и находятся в фокусе общественного внимания и на авансцене социально-политической истории. Поэтому их никогда не обходили своим пристальным вниманием исследователи, начиная с мыслителей древности.
Подтверждением этого является классический элититский подход – «История политики – это история элит. Характер общества, будь то общество справедливое или несправедливое, динамичное или стагнирующее, миролюбивое или милитаризованное, определяется характером элиты. Цели общества определяются элитой и достигаются под ее руководством»[1].
Поэтому при анализе сущности современной политической элиты особое внимание необходимо сконцентрировать на её качественных параметрах: профессиональной компетентности ведущих представителей власти, их образовательных, культурных и этических характеристиках, степени авторитета и легитимности правления — всем, что так важно для объективной оценки общественно-политического, экономического и духовного потенциала современного общества.
1. Сущность и содержание политической элиты общества.
Элита (от лат. eligere и фр. elite) в буквальном смысле слова означает лучшее, отборное, избранное. С ХVII века термин «элита» употреблялся в основном для обозначения товаров высшего качества. Для обозначения же слоя лучших людей общества (например, управленцев, деятелей науки, искусства, полководцев и т.д.) применялись такие термины, как «высший», «привилегированный», «особый» и т.п. Но чаще всего этими терминами называли государственных, политических деятелей. Определенный анализ сущности элиты, как особого социального слоя встречается уже в трудах Платона, Аристотеля и Конфуция, которые отмечали особое место аристократии в системе управления обществом. Платон, например, считал, что для равновесия уже первичного общества («общества скотов») нужен был «высший класс», класс правителей, способный разумно организовывать и вести общегосударственную жизнь. Заметный вклад в исследование проблем самой власти внесли Т. Гоббс, Т. Карлейль, Н. Макиавелли и Ш. Монтескье[2]. Вначале ХХ века впервые В.Парето применил термин «элита» для обозначения высшего слоя общества, который в дальнейшем использовали в своих исследованиях Г. Моска, Р. Михельс, Р. Миллс и многие другие ученые.
Большое влияние на развитие теорий элит оказали работы таких западных социологов и политологов как Г. Алмонд, Р. Арон, М. Вебер,
Х. Дженнингс, Л. Зиглер, Д. Истон, С. Келлер, Г.Д. Лассуэлл,
Р. Миллс, Х. Ортега-и-Гасет, Д. Рисмен, Ж. Сорель, О. Шпенглер, С. Элдерсвельд и некоторых других.
Особый научный интерес, с точки зрения изучения проблем и сущности власти элит, представляют работы наших соотечественников Н. Бакунина, Н. Бердяева, И. Ильина, Н. Леонтьева, П. Сорокина, В.И. Ленина и Г.В. Плеханова. Не однозначны по своей сути работы М. Авторханова, В. Восленского, М. Джиласа, в которых отражена роль номенклатурной элиты советского периода России.