Отчет по педагогической практике в Октябрьский нефтяной колледж им. С. Кувыкина

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 22:39, отчет по практике

Описание работы

Цель практики: освоение форм профессиональной деятельности в полном объеме, овладение навыками и умениями проведения учебных занятий по психологии в учебных заведениях и диагностико-коррекционная работа с учащимися.
Во время прохождения практики необходимо:
-освоить методику проведения уроков по психологии, а так же внеучебных мероприятий, с применением разнообразных методов, активизирующих интерес и познавательную деятельность учащихся;
-научиться разрабатывать конспекты поурочных планов и провести не менее 6 типов занятий по психологии;
-научиться составлять план воспитательной работы в группе с учётом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;

Содержание

Введение
Глава 1. Ознакомление с учреждением и работой педагога-психолога данного учреждения
1.1. Паспорт общеобразовательного учреждения …………………………....6
1.2. План работы психологической службы…… ……………………………..12
Глава 2. Практическая деятельность в данном учреждении
2.1. . Индивидуальный план работы студента……………………………….....13
2.2. Результаты заданий практики……………………………………………….14
3аключение……………………………………………………………………….37
Список литературы……………………………

Работа содержит 1 файл

ОТЧЁТ ПО ПЕД. ПРАКТИКИ СКАЧАТЬ.docx

— 194.82 Кб (Скачать)

Работа учителя над  разрешением педагогических ситуаций складывается из нескольких взаимосвязанных  действий: 1. Обнаружение факта. 2. Описание (восстановление, конструирование) конкретной педагогической ситуации. 3. Определение  характера ее содержания. 4. Анализ педагогической ситуации с целью определения  сущности конфликта, лежащего в ее основе. 5. Формулирование педагогических задач, выявление наиболее значимых. 6. Дополнительная теоретическая и практическая подготовка учителя к решению возникших  педагогических задач. 7. Выбор способов решения педагогических задач. 8. Самоанализ и самооценка принятого решения.

                                                                                                                                 19

 

Рассмотрим конкретную педагогическую ситуацию: Учащийся изрисовал ярким  маркером дверь в кабинет.

Педагог узнает, что учащийся испортил дверь кабинета: «Спускаюсь со второго этажа и вижу: Володя С. Рисует на двери.

Вызываем мать и рассказываем о случившемся, на что она удивляется: Не может этого быть! Наверно, это  кто-нибудь из тех ребят, что были вместе с сыном. Володя смущен...

В квартире, где живет юноша, - чистота, паркет натерт до блеска, красивая мебель. Чувствуется, что в доме бережно относятся к заведенному порядку и вещам.

- Это правда?

- Я только попробовал, как пишет маркер...

Вмешиваюсь в разговор: - Но зачем же портить дверь? Вот  попробуй разрисуй дверь или стену у себя дома...

Он возмущенно восклицает: - Дома нельзя!

После того как ситуация восстановлена, перейдем к ее анализу.

Каждому возрастному периоду  свойственны свои штатные педагогические ситуации. Дети порой небрежно относятся  к чужим вещам.

Анализ потребует ответа на вопросы: кто является участником события и диалога? каков характер конфликта? каковы мотивы действий юноши?

В рассматриваемой ситуации основной участник события - юноша. Он бережно относится к своим вещам и, не задумываясь, портит то, что ему не принадлежит. В основе ситуации лежит конфликт-разногласие. Мальчику кажется, что он ничего плохого не совершает. Между тем он поступает вопреки требованию беречь не только свои вещи, но и вещи, принадлежащие обществу. Он нарушает правила поведения неумышленно - в его понимании это правило не охватывает всех случаев, когда оно должно выполняться.

На основе анализа ситуации появляется возможность сформулировать педагогические задачи. Выделим наиболее важные и приступим к их

                                                                                                                                   20

 

решению, так, в нашей ситуации возникают следующие задачи:

1. помочь родителям осознать, что значит воспитывать у сына  такое качество, как бережливость  не только к своим, но и  к «не своим» вещам;

2. найти способы воздействия  на юношу, с тем, чтобы он понял свою ошибку и больше не совершал подобных проступков;

3. в работе с ребятами, где учится юноша, не оставлять незамеченными случаи, когда портят свои или чужие вещи.

Анализируя ситуацию, обнаруживаем, что родители допустили ошибки в  воспитании сына, которые повлекли за собой нарушение им правил поведения: они не смогли объяснить мальчику, почему нужно бережно относиться не только к своим, но и к чужим, не принадлежащим ему вещам. Учитель  может посоветовать родителям побеседовать с юношей о случившемся, помочь ему осознать неправильность поступка. И, в зависимости от того, насколько эффективны были примененные педагогом способы решения задач, их правильность, намечаются дальнейшие воспитательные шаги.

                           

Согласно плану педагога-психолога, на данный период прохождения моей практики, выпадет диагностика адаптации и обобщения имеющегося материала по контингенту 1 курса.

Сложность адаптации при  переходе от общего к профессиональному  образованию заключается не только в смене социального окружения, но и в необходимости принятия решения, возникновении тревоги  по поводу правильности самоопределения, которое для многих является смыслом  жизни.

  Особенно тяжелы первые 6-9 недель пребывания в новом учебном заведении, характеризующиеся как время «острой адаптации». От того, насколько успешно пройдет адаптация, зависит и успешность обучения, и в целом психологическое здоровье обучающегося.                                                                                                

Процесс адаптации в новом  для себя коллективе зависит от обстановки в группе, от ее психологического климата, от того, насколько интересно, комфортно, безопасно чувствует себя обучающийся  во время занятий, в ситуациях  взаимодействия с ребятами и педагогами.

                                                                                                                                      21

 

Для проведения диагностики  среди обучающихся I курса были использованы следующие методики:

-   анкета на изучение  отношения обучающихся к колледжу;

- методика самооценки  психических состояний по Г.  Айзенку;

- методика А.Г. Грецова «Большая пятерка» качеств личности;

- методика изучения потребности  в достижении Ю.М. Орлова;

- медицинские данные на  обучающихся I курса.

 Мной была оказана  помощь в проведении анкетирования,  в проведении методики по Г.Айзенку, в проведении методики А.Г. Грецова «Большая пятерка» качеств личности, а также я принимала участие в обработки этих методик и подведении итогов по адаптации контингента 1 курса, данного образовательного учреждения.

В диагностике принимали  участие обучающиеся 1 курса в количестве 52 человек К сожалению, многие не принимали участие в тестировании (28 чел).

Обучающимся была предложена анкета с целью изучить мотивы выбора профессии и учебного заведения.

Первый вопрос анкеты звучал так, каковы мотивы выбора Вами профессии  и учебного заведения и предложены варианты ответа.  Давайте посмотрим, какой вариант ответа выбрали  обучающиеся (полученные данные – это  частота выбора):

- данная профессия мне  нравится –  40 (1 место)

- по совету родителей,  друзей, знакомых – 9 (3 место) 

- колледж ближе всех  расположено к дому – 4 

- не удалось поступить  в другое учебное заведение  – 6                                                                                                                                                      

- после окончания колледжа  легче будет поступить в ВУЗ  – 10 (2 место) 

- за компанию с друзьями  – 2

- после посещения «Дня  открытых дверей» –  нет  выбора 

                                                                                                                                     22

 

- финансовое положение  семьи не позволило поступить  в другое учебное заведение  – 1

- необходимо было хоть  где-нибудь получить образование  – 2.

 

Диаграмма № 1                          

На диаграмме №1, видно, что самый высокий показатель (40) обучающиеся выбрали, что данная профессия им нравится, то есть многие осознанно сделали свой выбор и пришли в колледж получить конкретную профессию, на втором месте (10) после окончания колледжа легче будет

поступить в  ВУЗ. Радует то, что только двое обучающихся  выбрали вариант                                                                                                             

ответа, необходимо было хоть где-то получить образование, то есть у  ребят есть

                                                                                                                                      23

 

 

конкретные цели, к которым  они стремятся. К сожалению, никто  из обучающихся не выбрал вариант ответа  после посещения «Дня открытых дверей».

Диаграмма № 2 

 

         

На второй вопрос, что  Вас привлекает в колледже?

- получение профессии

- общение с друзьями

- получение образования 

                                                                                                                                    24

 

- узнавание чего-то нового.

Из диаграммы № 2, видно  на первом месте - получение профессии (36 выборов). На втором месте (28) получение  образования. Затем идет общение                                                                                                        

с друзьями (14), узнавание  чего-то нового (11). Мы видим, что большинство  ребят в колледже привлекает получение  профессии и образования.  

 

Диаграмма № 3


Третий вопрос звучал так, каким на Ваш взгляд должен быть учебный процесс в колледже?

-   нацелен на обучение профессии, обработку умений и навыков в мастерских и на производстве

-  теоретическая и профессиональная подготовка важны в равной степени

-  наиболее важна спец.-технология, остальные предметы имеют второстепенное значение

                                                                                                                                       25

 

- приоритетом должна служить  общеобразовательная подготовка 

Обратите внимание, что  большинство выбрали первый вариант  ответа (32),  учебный процесс должен быть нацелен на обучение профессии, работу в мастерских и на производстве. Второй вариант (9) теория и практика важны в

равной степени.                                                                                            

Третий вариант (11) важна  спец.технология, остальные предметы имеют второстепенное значение. Четвертый вариант ответа о том, что приоритетом должна служить общеобразовательная подготовка (3 выбора). Итак, мы видим, что по мнению обучающихся учебный процесс должен быть направлен на обучение профессии.

На вопрос:    Что  Вам не нравится в колледже?

Ø  отработка (дежурство по коридору);

Ø  туалет;

Ø  поздно заканчиваются занятия;

Ø  мало практики;

Ø  столовая;

Ø  спортивный зал (нет инвентаря);

Ø  мастерские (плохое оборудование);

Ø  нельзя выходить на перемене через парадную дверь;

Ø  не будут кормить после нового года;

Ø  маленькая стипендия.

Ребята ответили: отработка (дежурство по коридору), туалет, поздно заканчиваются занятия, мало практики, столовая, спортивный зал (нет инвентаря), мастерские, стипендия, нельзя выходить на перемене через парадную дверь, не будут кормить после нового года. Конечно, большинство ответили, что их все устраивает.

Вывод: результаты анкеты показали, что ребята пришли обучаться 

                                                                                                                                    26

 

конкретной профессии  и выбрали колледж не случайно, у большинства есть цель

получить образование  и продолжить обучение в ВУЗах. Также  они хотели бы, что бы учебный  процесс был нацелен на работу в мастерских, чтобы упор делался  на спец. предметы, которые позволяют  овладеть выбранной профессией.

Конечно, несмотря на то, что  ребята хотят получить профессию, не все прикладывают усилия, преподавателям  тяжело удержать внимание ребят  на протяжении всей пары, они перестают  слушать, воспринимать адекватно информацию, разговаривают, отвлекаются.                                          

В этом случае рекомендуется  делать пятиминутные перерывы, использовать упражнения на расслабление, снятие усталости. 

  Для того чтобы учащимся было интересно на занятиях стараться использовать наглядные пособия, макеты, мультимедиа; давать практические творческие задания для самостоятельной работы в группе, использовать на занятиях игровые формы работы, которые развивают интерес обучающихся, желание получать новые знания.

Далее, я принимала участие  в проведении методики Г. Айзенка «Самооценка психического состояния», которая позволяет изучить 4 компонента (тревожность, фрустрация, агрессивность, ригидность).  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                   27

 

 

 Диаграмма  №4

Рассмотрим первый компонент  тревожность. Были получены следующие  результаты.

Три уровня:

1) нет тревожности, то есть (спокойны и уравновешенны, не испытывают страх, тревогу) – 37 чел.;

                                                                                                               

2) средняя тревожность,  допустимого уровня, т.е. в некоторых  ситуациях – 15 чел.;

3) высокая тревожность  – нет. Для тех ребят,  которые  испытывают состояние тревоги  мастеру постараться выяснить, с  чем это связано, какие ситуации  вызывают такое состояние (конфликты  внутри группы с обучающимися, педагогами, семейные, личные отношения  и т.д.).

 

 

                                                                                                                                      28

 

 

Диаграмма № 5

Информация о работе Отчет по педагогической практике в Октябрьский нефтяной колледж им. С. Кувыкина