Отчет по педагогической практике в Октябрьский нефтяной колледж им. С. Кувыкина

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 22:39, отчет по практике

Описание работы

Цель практики: освоение форм профессиональной деятельности в полном объеме, овладение навыками и умениями проведения учебных занятий по психологии в учебных заведениях и диагностико-коррекционная работа с учащимися.
Во время прохождения практики необходимо:
-освоить методику проведения уроков по психологии, а так же внеучебных мероприятий, с применением разнообразных методов, активизирующих интерес и познавательную деятельность учащихся;
-научиться разрабатывать конспекты поурочных планов и провести не менее 6 типов занятий по психологии;
-научиться составлять план воспитательной работы в группе с учётом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;

Содержание

Введение
Глава 1. Ознакомление с учреждением и работой педагога-психолога данного учреждения
1.1. Паспорт общеобразовательного учреждения …………………………....6
1.2. План работы психологической службы…… ……………………………..12
Глава 2. Практическая деятельность в данном учреждении
2.1. . Индивидуальный план работы студента……………………………….....13
2.2. Результаты заданий практики……………………………………………….14
3аключение……………………………………………………………………….37
Список литературы……………………………

Работа содержит 1 файл

ОТЧЁТ ПО ПЕД. ПРАКТИКИ СКАЧАТЬ.docx

— 194.82 Кб (Скачать)

 Классификация американского  психолога Уильяма Шелдона содержала три типа темперамента. Каждый из них сочетал в себе отдельные черты классических четырёх темпераментов. Висцеротонический (от латинского viscera – внутренности), соматотонический (от греческого soma – тело), церебротонический (от латинского cerebrum – мозг).

 Своеобразное решение  предложил К. Юнг (1923). Он выявил  два главных типа поведения:  экстравертированный; интровертированный.

 Знаменитый английский  психолог Ганс Айзенк предложил определять тип темперамента в зависимости от соотношения таких свойств личности, как

интроверсия – экстраверсия и эмоциональная стабильность – нейротизм.

                                                                                                                                         5

 

 

Подлинно научное объяснение природы темперамента дал великий  русский физиолог И. П. Павлов в своем  учении об основных свойствах нервной 

системы. Изучая высшую нервную  деятельность животных, а затем и  человека, он установил, что нервные  процессы возбуждения и торможения

можно характеризовать: по их силе, зависящей от работоспособности  нервных клеток; по их подвижности, т. е. по способности быстро сменять  друг друга, по равновесию между ними.

Опыты И. П. Павлова показали, что эти основные свойства проявляются  и сочетаются у людей по-разному. В результате такого деления получается четыре основных типа нервной системы, каждый из которых, соответствует одному из традиционных темпераментов: слабый тип – меланхолическому; сильный, неуравновешенный– холерическому; сильный, уравновешенный, подвижный— сангвиническому; сильный, уравновешенный, инертный — флегматическому.

Так что же такое темперамент? Темперамент — это постоянные и устойчивые индивидуально неповторимые природные свойства личности, определяющие динамику психической деятельности независимо от ее содержания. Темперамент  проявляется не только в поведении. Это, прежде всего, человеческая индивидуальность, ее природная основа, с которой  человек рождается и которая  мало изменяется в течение его  жизни.

 Один из самых известных  тестов по определению темперамента  был разработан английским психологом  Гансом Айзенком. И сейчас мы определим свой темперамент, но имейте ввиду, что исследуются некоторые ваши личностные, а не умственные особенности, так что правильных или неправильных ответов здесь нет. При ответах обращайте внимание на такие слова, как «часто», «всегда», «когда-нибудь», «никогда».

 

IV. Самостоятельная работа  учащихся с тестом

Перейдя к слайду 2 (Приложение 1). Определяем темперамент и записываем  в тетрадях предложенный вид оформления результатов.

                                                                                                                                       6

 

 

V. Графическое изображение  результатов

По результатам, полученным при выполнении теста, учащиеся находят  значения параметров индивидуальности человека, выделенных Г. Айзенком: экстраверсию – интроверсию и эмоциональную устойчивость – неустойчивость.

Интерпретация показателей  по шкалам «интроверсия – экстраверсия» (замкнутость, пассивность – общительность, активность), «эмоциональная стабильность – нестабильность» (уравновешенность – неуравновешенность) представлена на слайде 3 (Приложение 1). Интерпретация результатов. Используя выделенный текст желтого цвета (гиперссылка) в слайде, учащиеся знакомятся с расшифровкой результатов теста.

Нахождение «Точки темперамента». Для работы используем слайд 4 (Приложение 1). Круг Айзенка. Используя числовые значения, полученным при выполнении теста, учащиеся строят «точку темперамента». Вернувшись к слайду 4. Круг Айзенка, учащиеся определяют свой тип темперамента, исходя из того, где находится «точка темперамента» и нажав на слайде 4 на свой тип темперамента, с помощью гиперссылки, перейдут к описанию своего типа темперамента.  Далее учащиеся знакомятся с определением своего  типа темперамента,   с помощью демонстрации слайдов 5 – 8 (Приложение 1 или Приложение 2: «Четыре основных типа темперамента»).

Для перехода к следующему слайду необходимо нажать на фигурку  медведя. Для учащихся с меланхолическим  типом темперамента – просто щелкнуть мышкой.

Демонстрация слайда 9 (Приложение 1).

1. Посмотрите, как бурно  переживает болельщик победу  своей хоккейной команды. «Наверное,  он холерик» – думаем мы.

2. Но вот он демонстрирует  свою общительность.  «Это настоящий  сангвиник», — хочется сказать  нам

3. Когда тот же мальчик  спокойно, не торопясь готовит  уроки, нам кажется, что он  флегматик.

                                                                                                                                        7

 

 

4. А когда в классе, не ответив на вопрос учителя,  мальчик идёт за парту с  унылым видом, его легко принять  за меланхолика. 

Чистыми холериками или флегматиками люди бывают очень редко. В каждом человеке чаще смесь разных темпераментов  с преобладанием какого-то одного; определить точно «кто есть кто?»  может только специалист после тщательного  обследования. Во-вторых, если «все мы, увы, не ко всем делам одинаково пригодны», как справедливо заметил Проперций, на что же тогда человеку сила воли? С ее помощью люди неоднократно совершали, казалось бы, невозможное. «Всякий человек есть творец своей судьбы» – эти слова Саллюстия не вредно запомнить.

Темперамент не следует путать с характером, который представляет собой сочетание устойчивых, существенных особенностей личности (доброта и  жестокость, леность и трудолюбие, аккуратность и неряшливость — все  это черты характера). Характер «замешивается» на темпераменте.

Нет хороших или плохих темпераментов, хороших или плохих свойств и типов нервной системы, все варианты темперамента — норма. Это природные свойства и их необходимо знать и понимать в своем поведении, поведении окружающих и, конечно  же, учитывать в таком важном деле, как выбор профессии.  Положительные (как и отрицательные) качества могут  появиться при всяком темпераменте. Все зависит от того, в какие  условия поставлена личность, как  она воспитывается.  

Вопрос, кем лучше быть, не имеет смысла, как и вопрос, какое время года лучше. В каждом есть свои плюсы  и свои минусы. Надо их знать и действовать, выбирая  эффективную модель поведения в  зависимости от ситуации, не идя  на поводу у природных качеств, а  развивая их.

Учащимся демонстрируется  слайд 10 (Приложение 1). Психотехнические игры для развития личности. С помощью  этого слайда учащиеся смогут ознакомиться с упражнениями, рекомендуемыми для  их типа темперамента. Для этого  надо выбрать курсором свой тип и  перейти к упражнениям (с помощью  гиперссылки)

 

                                                                                                                                       8

 

 

 

VII. Темперамент и профессия 

Природные особенности необходимо учитывать при выборе профессии, их игнорирование может привести к потере интереса в работе, к  перегрузкам. Учитывая это, психолог К.М. Гуревич предложил классифицировать профессии по признаку их абсолютной или относительной профпригодности.

Если профессия предъявляет  жесткие требования к особенностям нервной системы человека и требует  отбора, то ее следует отнести к 1-й  группе — группе профессий с абсолютной профпригодностью (профессии 1-го типа). Попросить учащихся привести примеры  профессий 1-го типа. Если же данной специальностью может овладеть практически любой  человек, то ее можно отнести ко 2-й  группе профессий, требующей относительной  профпригодности (профессии 2-го типа). Попросить учащихся привести примеры  профессий 1-го типа. Подавляющим большинством профессий одинаково успешно  могут овладеть люди с разными  психофизиологическими особенностями. Но даже при этом нужно учитывать  свои природные свойства, чтобы найти  наиболее подходящую специализацию  в рамках профессии.

Каким же образом темперамент  влияет на успешность профессиональной деятельности?

 Вам уже знакомы  биографии Петра I, Наполеона Бонапарта,  М. И. Кутузова, А. В. Суворова. Все они выдающиеся полководцы  и государственные деятели и  имели различные типы темпераментов.  Однако каждый из них действовал  в определенных исторических  условиях и обстоятельствах, но  индивидуальные особенности темперамента, талант способствовали успешности  их деятельности.

Обратимся еще к одному примеру. Вспомните: И. А. Крылова,  Н. В. Гоголя, А. С. Пушкина,  М. Ю. Лермонтова. Своеобразие творчества этих писателей  в определенной степени отражает особенности их различных типов  темперамента.

Можно предположить, что  темперамент влияет на формирование индивидуального стиля деятельности. Иными словами, темперамент, мало поддающийся  изменениям в течение жизни, необходимо учитывать при определении профессионального  будущего.

                                                                                                                                         9

 

 

 

Наблюдения за работой  ткачих с холерическим типом темперамента в условиях многостаночного обслуживания показывают, что они меньше, чем  ткачихи-флегматики, тратят времени  на хождение вдоль линий станков, в результате экономнее расходуют  свои силы. Ткачихи-флегматики в силу присущей им размеренности и старательности тратят много времени на устранение обрывов нити, для чего вынуждены  постоянно перемещаться. Однако производительность труда у ткачих с холерическим и флегматическим типом примерно одинакова. Установлено, что к условиям монотонного конвейерного производства быстрее и с меньшими трудозатратами приспосабливаются люди с флегматическим и меланхолическим типом темперамента.

Из сказанного можно сделать  вывод: на успешность овладения профессией влияют особенности темперамента, его  соответствие условиям профессиональной деятельности.

Каждый тип психики  больше подходит для одних дел  и профессий и меньше — для  других. Меланхолики — это часто  люди искусства. Зато из них получаются плохие водители и никудышные монтажники-верхолазы. Холерики — великолепные летчики-испытатели (именно поэтому, кстати, в работе приемных комиссий в летных училищах обязательно принимает участие и врач-психолог), но они плохие счетные работники. Флегматики, напротив, прекрасные бухгалтера, расчетчики, но, как правило, неважные поэты. Сангвиники — хорошие водители, саперы, инженеры, но они не так терпеливы, как флегматики.

 Темперамент дается  человеку на всю жизнь. Его  не переделаешь. Однако пусть  не отчаиваются те, кому как  будто достался неподходящий  темперамент для выбранной ими  профессии. 

Психологи выяснили, что  два меланхолика — отличные партнеры в работе. Зато соединение холерика с меланхоликом — ситуация довольно неприятная (прежде всего для меланхолика). Холерик — человек несдержанный, он может и накричать. А чем  это может кончиться для меланхолика, прекрасно показано хотя бы в рассказе А. П. Чехова «Смерть чиновника». Два  холерика яростны в работе, как (да простится мне такое сравнение) пара норовистых

 

                                                                                                                                     10

 

лошадей. Их нужно твердо держать в узде, иначе вряд ли когда-нибудь

удастся завершить работу. Флегматики по причине своего несокрушимого 

спокойствия хорошо срабатываются  со всеми. А вот сангвиники не могут  ужиться с меланхоликами и  холериками. Холерики кипят, меланхолики  расстраиваются – сангвиники непроницаемо оптимистичны, вызывая у одних  отчаяние и гнев, у других: сухарь-человек, ничем его не прошибешь...

Знаменитый французский  писатель А. Дюма был сангвиником. Помните  его «Три мушкитера»? Атос, Портос, Арамис и Д’Араньян как раз и представляют четыре темперамента. Они дополняют друг друга, как четыре стихии или четыре времени года, и поэтому непобедимы. Демонстрация слайда 11 (Приложение 1). Принцип эффективной работы в группе.

 

VIII. Психологический практикум 

Упражнение «Определи  темперамент»

Учащимся предлагается определить темперамент следующих исторических личностей по фотографиям (ответы заранее  не даются). Для работы используются слайды из презентации 12 – 16 (Приложение 1).  Крылов И.А., Кутузов М.И., Ньютон И. — флегматики; Бонапарт Н., Бомарше  П., Герцен А.И. — сангвиники; Суворов  А.В., Менделеев Д.И., Пушкин А.С., Петр I, Павлов И.П. — холерики; Блок А.А., Гоголь Н.В., Лермонтов М.Ю., Чайковский П.И. — меланхолики.

Упражнение «Ассоциации» (слайд 17, Приложение 1)

– Давайте попробуем провести параллель между типами темперамента и

временами года;

 природными явлениями;

 стихиями;

 основными цветами  восьмицветного теста М. Люшера.

 

                                                                                                                                      11

 

IX. Домашнее задание (слайд  18, Приложение 1)

– Каждый должен подумать, что  в нём, в его темпераменте является самым важным, самым существенным, и найти для этого краткую  форму выражения, можно стихотворную, в виде цитаты («Лёд и пламень»; «То как зверь она завоет, то заплачет как дитя»; «Тиха, печальна, молчалива…» и т. п.) или метафоры.

Информация о работе Отчет по педагогической практике в Октябрьский нефтяной колледж им. С. Кувыкина