Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 23:48, курсовая работа
Главное – это создание пространства безопасности и доверия. Этим пространством для ребенка на время становится чистый лист бумаги.
Погружая детей в мир цвета, мы помогаем им:
1) осознать особые цветовые пристрастия или неприязни,
2) расширить и углубить восприятие цветовой гаммы.
Введение……………………………………………………………………………………………………..3-6
Глава I. Теоретические основы исследования особенностей восприятия цвета детьми дошкольного возраста
1.1 Исследования особенностей восприятия цвета детьми дошкольного возраста в трудах отечественных и зарубежных ученых…….7-19
1.2 Восприятие цвета как психологический феномен……………….20-21
1.3 Развитие восприятия цвета детьми дошкольного возраста средствами инновационных технологий………………………………………………….22-27
Глава II. Экспериментальное исследование особенностей восприятия цвета детьми старшего дошкольного возраста
2.1 Цель, задачи, этапы исследования. Диагностика восприятия цвета детьми старшего дошкольного возраста………………………………………..27-39
2.2 Методика использования инновационных технологий по восприятию цвета детьми старшего дошкольного возраста……………………40-60
2.3 Анализ результатов исследования, психолого-педагогические рекомендации…………………………………………………………………………………………….61-68
Заключение………………………………………………………………………………………………….69-71
Литература………………………………………
-
И совсем ей не страшно. Уже
поздно, темно, но очень ярко
светит луна. Снегурочка не заблудится,
найдет дорогу домой –
Звучит музыка, выключается свет, мы, как бы входим в сказочный лес и видим... (Рассказы детей)
- Хочется продлить пребывание
в прекрасном! Предлагаю ненадолго
превратиться в юных
Дети самостоятельно выбирают фоновую бумагу. Рисуют Снегурочку в технике монотипии.
В конце занятия из рисунков организуется выставка.
У детей получились замечательные рисунки. Ни один рисунок не был похож на другой. Оля выбрала фоновую бумагу фиолетового цвета, а Снегурочку нарисовала белым. Алла, Марина, Таня нарисовали Снегурочку в холодных тонах: голубой, синий, фиолетовый. Алла добавила разноцветные звездочки, а Таня подрисовала зеленую ёлочку. У Олега и Саши получилась танцующая Снегурочка.
- Она танцует, потому, что звучит музыка и ей весело.
После занятий, на которых
Дети как бы «играют красками»: смешивают их, получают разные оттенки, сравнивают со звучащей музыкой – учатся «видеть музыку» и «слышать живопись». Они с нетерпением ждут этих занятий, чувствуют себя на них раскованно, свободно и радостно. Музыка сопровождает рисование, эмоционально поддерживая детей. Рисунки детей поражают своей выдумкой, фантазией, игрой воображения.
(Таблица
«Использование музыки на
Зарубежные авторы предлагают использовать помимо рисунка другие виды изобразительной деятельности детей - аппликацию, лепку.
Одна из новых технологий, которую мы внедрили в свою работу (кружковая работа) - компьютерные технологии: С Мишей Н., Аллой, Верой, Мариной , Светой, Наташей, Олегом, индивидуально, используя компьютерную игру «Рисуем, учимся, играем», рисовали разные рисунки и раскрашивали их в разные цвета с помощью заливки. Герои этой игры – любимые персонажи сказок и мультфильмов. Рисунки распечатывали на цветном принтере.
Кроме этого, с помощью компьютера подготавливаем презентации, с использованием фотографий и рисунков детей, по какому либо цвету и используем во время проведения занятия.
Особая
роль в педагогических технологиях,
в том числе и инновационных,
принадлежит методам
Используя инновационные технологии на занятиях по изобразительной деятельности, мы учим детей видеть необычное в привычном. Учим смотреть, на что-либо обыкновенное и преобразовывать его во что–то необыкновенное, распознавать образ, т.е. узнавать сходство и несходство между явлениями и предметами. В процессе этих занятий дети учатся быть восприимчивыми к случайности. Именно случайность помогает людям делать великие открытия.
2.3 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ, ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
В течении года мы провели большую работу по ознакомлению дошкольников с цветом, используя инновационные технологии.
Провели 36 занятий (перспективный план в приложении); 3 развлечения: «Потерянные краски» - новогодняя сказка; «Разноцветная радуга» - викторина; «Праздник красного цвета» - КВН.
Оформили выставки детского творчества: «Шедевры для маленьких или маленькие шедевры», « Мы волшебниками стали, что хотим – нарисовали»,
«Волшебные витражи», «Пластилиновое чудо».
В играх, на занятиях, развлечениях, в занимательной форме мы расширяли представления детей о разных цветах и развивали умения их различать. «Погружали» малышей в цвет, развивали фантазию и творческое воображение, способность тонко чувствовать цвет. Воспитывали эстетическое отношение к цвету и краскам.
Дети воспринимают цвет иначе, чем взрослые. И они заявляют об этом в своих рисунках. Описание эмоционального воздействия цвета относится, скорее, к детскому восприятию, чем к взрослому. Дети ведь более чувствительны к запахам, звукам и краскам.
Контрольный этап исследования был проведен в декабре 2011года.
Восприятие цвета детьми 5 - 7 летнего возраста ( Г.А.Урунтаева; Ю.А.Афонькина).
Количественные
результаты были занесены в таблицу.
Результаты ответов детей 5 лет после проведения методики
№ п/п | Имя ребенка | Выбор цвета по наглядному образцу | Выбор цвета при названии его взрослым. | Умение самостоятельно называть цвет |
1 | Алла А. | .# | .# | .# |
2 | Олег Г. | .# | .# | .# |
3 | Вера Д. | .# | .# | .# |
4 | Оля И. | .# | .# | .# |
5 | Егор Ч. | .# | .# | .# |
6 | Марина К. | .# | .# | .# |
7 | Миша Н. | .# | .# | .# |
8 | Саша К. | .# | .# | .# |
9 | Таня Х. | .# | .# | .# |
10 | Женя Ч. | .# | .# | .# |
11 | Алина Ч. | .# | .# | .# |
12 | Боря Р.
|
.# | .# | .# |
13 | Вова Б. | .# | .# | .# |
14 | Сережа П. | .# | .# | .# |
15 | Таня К. | .# | .# | .# |
16 | Ирина С. | .# | .# | .# |
17 | Надя Н. | .# | .# | .# |
18 | Лена М. | .# | .# | .# |
19 | Света Д. | .# | .# | .# |
20 | Наташа И. | .# | .# | .# |
Всего % | 100 | 100 | 100 |
Результаты ответов детей 7 лет после проведения методики
№ п/п | Имя ребенка | Выбор цвета по наглядному образцу |
Выбор цвета при названии его взрослым. |
Умение самостоятельно называть цвет |
1 | Вова С.
|
.# | .# | .# |
2 | Артем З.
|
## | .# | .# |
3 | Лена Ж.
|
## | .# | .# |
4 | Дима Г. | ## | .# | .# |
5 | Рома В. | ## | .# | .# |
6 | Рита У. | ## | ||
7 | Гена П. | ## | .# | .# |
8 | Света Ч. | ## | .# | |
9 | Женя В. | ## | .# | .# |
10 | Катя К. |
## | .# | .# |
11 | Вера Д. | .# | .# | |
12 | Ирина У. | ## | ||
13 | Валера Д. | ## | .# | .# |
14 | Антон Ц. | ## | .# | .# |
15 | Гена Ф. | ## | .# | .# |
16 | Рома Щ. | ## | .# | .# |
17 | Никита В. | ## | .# | |
18 | Егор С. | ## | .# | .# |
19 | Таня П. | ## | .# | |
20 | Нина Е. | ## | .# | .# |
Всего в % | 100 | 90 | 70 |
Исследование по методике Истоминой З.Н.
Цветовые образцы 7 цветов спектра.
Протокол №1
Подбор ребенком цвета и оттенка по образцу.
Протокол №2
Образцы, выбранные детьми при названии цвета взрослым.
Протокол №3
Название ребенком цвета и оттенка.
Образцы, выбранные детьми при названии цвета взрослым
Дифференциация детьми названий цвета и оттенка в старшем дошкольном возрасте.
творческий
способность восприятие цветовой
Результаты ответов детей 5 лет после проведения методики
Цвет образцов | Кол – во детей | Называют правильно цвет и оттенок | Называют правильно только цвет | Называют цвет не правильно | Отказ от названия цвета |
красный | 20 | 20 | 0 | 0 | 0 |
тёмно-красн. | 20 | 20 | 0 | 0 | 0 |
светло-красн. | 20 | 20 | 0 | 0 | 0 |
оранжевый. | 20 | 20 | 0 | 0 | 0 |
тёмно-оранж. | 20 | 20 | 0 | 0 | 0 |
светло-оран. | 20 | 20 | 0 | 0 | 0 |
жёлтый. | 20 | 20 | 0 | 0 | 0 |
Темно-желтый. | 20 | 20 | 0 | 0 | 0 |
светло-жёлт. | 20 | 20 | 0 | 0 | 0 |
зелёный. | 20 | 20 | 0 | 0 | 0 |
тёмно-зелён. | 20 | 20 | 0 | 0 | 0 |
светло-зелён. | 20 | 20 | 0 | 0 | 0 |
голубой | 20 | 20 | 0 | 0 | 0 |
тёмно-голуб. | 20 | 20 | 0 | 0 | 0 |
светло-голуб. | 20 | 20 | 0 | 0 | 0 |
синий | 20 | 20 | 0 | 0 | 0 |
тёмно-син. | 20 | 20 | 0 | 0 | 0 |
светло-син. | 20 | 20 | 0 | 0 | 0 |
фиолетовый. | 20 | 20 | 0 | 0 | 0 |
тёмно-фиол. | 20 | 20 | 0 | 0 | 0 |
светло-фиол. | 20 | 20 | 0 | 0 | 0 |
Информация о работе Особенности восприятия цвета детьми 3-7 лет