Особенности восприятия цвета детьми 3-7 лет

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 23:48, курсовая работа

Описание работы

Главное – это создание пространства безопасности и доверия. Этим пространством для ребенка на время становится чистый лист бумаги.
Погружая детей в мир цвета, мы помогаем им:
1) осознать особые цветовые пристрастия или неприязни,
2) расширить и углубить восприятие цветовой гаммы.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………………..3-6
Глава I. Теоретические основы исследования особенностей восприятия цвета детьми дошкольного возраста
1.1 Исследования особенностей восприятия цвета детьми дошкольного возраста в трудах отечественных и зарубежных ученых…….7-19
1.2 Восприятие цвета как психологический феномен……………….20-21
1.3 Развитие восприятия цвета детьми дошкольного возраста средствами инновационных технологий………………………………………………….22-27
Глава II. Экспериментальное исследование особенностей восприятия цвета детьми старшего дошкольного возраста
2.1 Цель, задачи, этапы исследования. Диагностика восприятия цвета детьми старшего дошкольного возраста………………………………………..27-39
2.2 Методика использования инновационных технологий по восприятию цвета детьми старшего дошкольного возраста……………………40-60
2.3 Анализ результатов исследования, психолого-педагогические рекомендации…………………………………………………………………………………………….61-68
Заключение………………………………………………………………………………………………….69-71
Литература………………………………………

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 491.90 Кб (Скачать)

     - И совсем ей не страшно. Уже  поздно, темно, но очень ярко  светит луна. Снегурочка не заблудится, найдет дорогу домой – добавила  Алла.

     Звучит  музыка, выключается свет, мы, как  бы входим в сказочный лес и  видим... (Рассказы детей)

      - Хочется продлить пребывание  в прекрасном! Предлагаю ненадолго  превратиться в юных художников, нарисовать Снегурочку. Закройте  глаза, Снегурочка коснется вас  волшебной палочкой и превратит  в юных художников. 

     Дети  самостоятельно выбирают фоновую бумагу. Рисуют Снегурочку в технике монотипии.

     В конце занятия из рисунков организуется выставка.

     У детей получились замечательные  рисунки. Ни один рисунок не был похож  на другой. Оля выбрала фоновую  бумагу фиолетового цвета, а Снегурочку нарисовала белым. Алла, Марина, Таня нарисовали Снегурочку в холодных тонах: голубой, синий, фиолетовый. Алла добавила разноцветные звездочки, а Таня подрисовала зеленую  ёлочку. У Олега и Саши получилась танцующая Снегурочка.

      - Она танцует, потому, что звучит  музыка и ей весело.

       После занятий, на которых дети  передавали свое впечатление  от музыки, в их высказываниях  по ней появились много «живописных»  определений. Прозрачная, светлая, темная, золотая, хрустальная, блестящая, сверкающая, черная, яркая и т.д.

     Дети  как бы «играют красками»: смешивают  их, получают разные оттенки, сравнивают со звучащей музыкой – учатся «видеть  музыку» и «слышать живопись». Они  с нетерпением ждут этих занятий, чувствуют себя на них раскованно, свободно и радостно. Музыка сопровождает рисование, эмоционально поддерживая  детей. Рисунки детей поражают своей  выдумкой, фантазией, игрой воображения.

     (Таблица  «Использование музыки на занятиях»  - приложение).

     Зарубежные  авторы предлагают использовать помимо рисунка другие виды изобразительной  деятельности детей - аппликацию, лепку.

      

     Одна  из новых технологий, которую мы внедрили в свою работу (кружковая  работа) - компьютерные технологии: С  Мишей Н., Аллой, Верой, Мариной , Светой, Наташей, Олегом, индивидуально, используя  компьютерную игру «Рисуем, учимся, играем», рисовали разные рисунки и раскрашивали их в разные цвета с помощью  заливки. Герои этой игры – любимые  персонажи сказок и мультфильмов. Рисунки распечатывали на цветном принтере.

     Кроме этого, с помощью компьютера подготавливаем презентации, с использованием фотографий и рисунков детей, по какому либо цвету  и используем во время проведения занятия.

     Особая  роль в педагогических технологиях, в том числе и инновационных, принадлежит методам эмоционального настроя, «педагогической драматургии», поэтапных открытий, широких ассоциаций, воображаемым экскурсиям и путешествиям, поиску собственных решений, художественно  – развивающим играм, праздникам, участию в занятиях литературных и фольклорных героев, а при  анализе результатов изобразительной  деятельности детей – положительной  оценке каждой детской работы.

     Используя инновационные технологии на занятиях по изобразительной деятельности, мы учим детей видеть необычное в  привычном. Учим смотреть, на что-либо обыкновенное и преобразовывать  его во что–то необыкновенное, распознавать образ, т.е. узнавать сходство и несходство между явлениями и предметами. В процессе этих занятий дети учатся быть восприимчивыми к случайности. Именно случайность помогает людям делать великие открытия.

   

2.3 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ, ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

    В течении года мы провели большую работу по ознакомлению дошкольников с цветом, используя инновационные технологии.

     Провели 36 занятий (перспективный план в  приложении); 3 развлечения: «Потерянные краски» - новогодняя сказка; «Разноцветная радуга» - викторина; «Праздник красного цвета» - КВН.

     Оформили  выставки детского творчества: «Шедевры для маленьких или маленькие  шедевры», « Мы волшебниками стали, что хотим – нарисовали»,

     «Волшебные  витражи», «Пластилиновое чудо».

     В играх, на занятиях, развлечениях, в  занимательной форме мы расширяли  представления детей о разных цветах и развивали умения их различать. «Погружали» малышей в цвет, развивали  фантазию и творческое воображение, способность тонко чувствовать  цвет. Воспитывали эстетическое отношение  к цвету и краскам.

     Дети  воспринимают цвет иначе, чем взрослые. И они заявляют об этом в своих  рисунках. Описание эмоционального воздействия цвета относится, скорее, к детскому восприятию, чем к взрослому. Дети ведь более чувствительны к запахам, звукам и краскам.

     Контрольный этап исследования был проведен в  декабре 2011года.

     Восприятие  цвета детьми 5 - 7 летнего возраста ( Г.А.Урунтаева; Ю.А.Афонькина).

     Количественные  результаты были занесены в таблицу. 

Результаты  ответов детей 5 лет после проведения методики

№ п/п Имя ребенка Выбор цвета по наглядному образцу Выбор цвета при названии его взрослым. Умение самостоятельно называть цвет
1 Алла А. .# .# .#
2 Олег Г. .# .# .#
3 Вера Д. .# .# .#
4 Оля И. .# .# .#
5 Егор Ч. .# .# .#
6 Марина К. .# .# .#
7 Миша Н. .# .# .#
8 Саша К. .# .# .#
9 Таня Х. .# .# .#
10 Женя Ч. .# .# .#
11 Алина Ч. .# .# .#
12 Боря Р.
  1. Вова Б.
  2. Сережа П.
  3. Таня К.
  4. Ирина С.
  5. Надя Н.
  6. Лена М.
.# .# .#
13 Вова Б. .# .# .#
14 Сережа П. .# .# .#
15 Таня К. .# .# .#
16 Ирина С. .# .# .#
17 Надя Н. .# .# .#
18 Лена М. .# .# .#
19 Света Д. .# .# .#
20 Наташа И. .# .# .#
Всего % 100 100 100

       
 

Результаты  ответов детей 7 лет после проведения методики

№ п/п Имя ребенка Выбор цвета по 
наглядному 
образцу
Выбор цвета 
при названии его взрослым.
Умение 
самостоятельно 
называть цвет
1 Вова С.
    1. Артем З.
    2. Лена Ж.
    3. Дима Г.
    4. Рома В.
    5. Рита У.
    6. Гена П.
    7. Света Ч.
    8. Женя В.
    9. Катя К.
 
    1. Вера Д.
    2. Ирина У.
    3. Валера Д.
    4. Антон Ц.
    5. Гена Ф.
    6. Рома Щ.
    7. Никита В.
    8. Егор С.
    9. Таня П.
    10. Нина Е.
 
.# .# .#
2 Артем З.
    1. Лена Ж.
    2. Дима Г.
    3. Рома В.
    4. Рита У.
    5. Гена П.
    6. Света Ч.
    7. Женя В.
    8. Катя К.
## .# .#
3 Лена Ж. 
    1. Лена Ж.
    2. Дима Г.
    3. Рома В.
    4. Рита У.
    5. Гена П.
    6. Света Ч.
    7. Женя В.
    8. Катя К.
## .# .#
4 Дима Г. ## .# .#
5 Рома В. ## .# .#
6 Рита У. ##    
7 Гена П. ## .# .#
8 Света Ч. ## .#  
9 Женя В. ## .# .#
10 Катя К. 
## .# .#
11 Вера Д. .# .#  
12 Ирина У. ##    
13 Валера Д. ## .# .#
14 Антон Ц. ## .# .#
15 Гена Ф. ## .# .#
16 Рома Щ. ## .# .#
17 Никита В. ## .#  
18 Егор С. ## .# .#
19 Таня П. ## .#  
20 Нина Е. ## .# .#
  Всего в % 100 90 70
 

     

     Исследование  по методике Истоминой З.Н.

     Цветовые  образцы 7 цветов спектра.

     Протокол  №1

     Подбор  ребенком цвета и оттенка по образцу.

     Протокол  №2

     Образцы, выбранные детьми при названии цвета  взрослым.

     Протокол  №3

     Название  ребенком цвета и оттенка.

     Образцы, выбранные детьми при названии цвета  взрослым

     Дифференциация  детьми названий цвета и оттенка  в старшем дошкольном возрасте.

     творческий  способность восприятие цветовой 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Результаты ответов детей 5 лет после проведения методики

Цвет  образцов Кол – во детей Называют правильно цвет и оттенок Называют правильно только цвет Называют цвет не правильно Отказ от названия цвета
красный 20 20 0 0 0
тёмно-красн. 20 20 0 0 0
светло-красн. 20 20 0 0 0
оранжевый. 20 20 0 0 0
тёмно-оранж. 20 20 0 0 0
светло-оран. 20 20 0 0 0
жёлтый. 20 20 0 0 0
Темно-желтый. 20 20 0 0 0
светло-жёлт. 20 20 0 0 0
зелёный. 20 20 0 0 0
тёмно-зелён. 20 20 0 0 0
светло-зелён. 20 20 0 0 0
голубой 20 20 0 0 0
тёмно-голуб. 20 20 0 0 0
светло-голуб. 20 20 0 0 0
синий 20 20 0 0 0
тёмно-син. 20 20 0 0 0
светло-син. 20 20 0 0 0
фиолетовый. 20 20 0 0 0
тёмно-фиол. 20 20 0 0 0
светло-фиол. 20 20 0 0 0

Информация о работе Особенности восприятия цвета детьми 3-7 лет