Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 23:48, курсовая работа
Главное – это создание пространства безопасности и доверия. Этим пространством для ребенка на время становится чистый лист бумаги.
Погружая детей в мир цвета, мы помогаем им:
1) осознать особые цветовые пристрастия или неприязни,
2) расширить и углубить восприятие цветовой гаммы.
Введение……………………………………………………………………………………………………..3-6
Глава I. Теоретические основы исследования особенностей восприятия цвета детьми дошкольного возраста
1.1 Исследования особенностей восприятия цвета детьми дошкольного возраста в трудах отечественных и зарубежных ученых…….7-19
1.2 Восприятие цвета как психологический феномен……………….20-21
1.3 Развитие восприятия цвета детьми дошкольного возраста средствами инновационных технологий………………………………………………….22-27
Глава II. Экспериментальное исследование особенностей восприятия цвета детьми старшего дошкольного возраста
2.1 Цель, задачи, этапы исследования. Диагностика восприятия цвета детьми старшего дошкольного возраста………………………………………..27-39
2.2 Методика использования инновационных технологий по восприятию цвета детьми старшего дошкольного возраста……………………40-60
2.3 Анализ результатов исследования, психолого-педагогические рекомендации…………………………………………………………………………………………….61-68
Заключение………………………………………………………………………………………………….69-71
Литература………………………………………
Компьютерные технологии обладают большими возможностями в плане развития интеллектуально – творческого потенциала личности ребенка. В качестве основных факторов здесь выступают: использование программного обеспечения в целях интенсификации обучения; расширение возможностей предъявления учебной информации; экономия учебного времени, расширение сферы самостоятельной деятельности детей; вариативность видов учебной деятельности.
Несмотря на все вышесказанное, мы предлагаем детям и то, что не дадут им компьютеры: сотрудничество и реальные впечатления. К счастью, большинство детей предпочитают добрых и изобретательных взрослых механическим устройствам.
В наше время детям более чем когда–либо, нужна дружба и помощь взрослых, но у взрослых на это остается все меньше и меньше времени. Физические ощущения при занятиях изобразительной деятельностью, могут оказаться еще одним противовесом соблазну технологичности. Когда ум и руки работают вместе, когда опыт получает форму в краске, дереве, глине, когда материал сопротивляется, подчиняется, заявляет свои права – рождается новая реальность. Компьютерное искусство не способно создать этот поток между телом и сознанием.
Все-таки
следует превозмочь соблазн технологии,
предлагая детям осязаемые
Можно надеяться, что мы, люди, можем дать нашим детям достаточно тепла и понимания, чтобы помочь им жить с технологией, но не зависеть от нее.
Перед
нами стоят очень сложные задачи:
нам предоставлен очень короткий
промежуток времени – дошкольное
детство, чтобы научить ребенка
доверять миру, опираясь на развитую способность
познавать мир и понимать его.
Эти задачи мы будем решать через
использование инновационных
Итак,
из вышесказанного можно отметить, что
значение инновационных технологий в
развитии детей старшего дошкольного
возраста проходит через эмоциональные
компоненты, влияет на расширение самостоятельности
детей, на сотрудничество и осмысленное
отношение ребенка к изобразительной
деятельности.
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВОСПРИЯТИЯ ЦВЕТА ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ, ДИАГНОСТИКА ВОСПРИЯТИЯ ЦВЕТА ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Цели:
-узнать, соответствуют ли знания наших детей о цвете их возрасту.
-выявить индивидуальные особенности восприятия и названия цветов детьми.
Задачи:
Выявить знания ребёнком названий цвета и их оттенков.
Узнать как цвета, действуют на детей.
Этапы исследования:
Исследование по методике Г.А.Урунтаевой; Ю.А.Афонькиной.[45]
Исследование по методике Истоминой З.Н.
Работая с детьми, мы часто используем хитроумные методы и приемы взаимодействия с ними. Изо дня в день, наблюдая за поведением детей, мы учимся понимать их и оказывать им помощь.
Одна
из первых характеристик, которую воспринимают
дети, - это цвет. Цветовое восприятие
ребёнка поднимается на боле высокий
уровень, если в повседневной деятельности
он будет активно называть цвета.
Существуют различные диагностики и тесты по изучению восприятия цвета дошкольниками, например:
Мы провели исследование, чтобы узнать, соответствуют ли знания наших детей о цвете их возрасту.
Исследования
проводились на базе МДОУ №57 «Родничок»,
пгт. Зеленоборский, Мурманской области,
в двух группах детей 5-6 лет (экспериментальной
и контрольной) в количестве – по 20 человек
в каждой.
Список
детей экспериментальной
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Список детей контрольной группы:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
13.Валера Д. | 14. Антон Ц. |
15. Гена Ф. | 16. Рома Щ. |
17.Никита В. | 18. Егор С. |
19. Таня П. |
|
Изучение восприятия цвета (Г.А.Урунтаева; Ю.А.Афонькина).[45]
Подготовка исследования:
Были изготовлены кружки, диаметром 3см., окрашенные в основные, дополнительные цвета и их оттенки; коробочки таких же цветов и их оттенков; четыре карты, размером 25 x 10 см., разделенные на 10 квадратов.
1 – ая карта – наклеены кружки основных цветов;
2 – ая – дополнительные;
3 –я – оттенки цветов;
4 – ая – пустая.
Проведение
исследования. Эксперимент проводился
с детьми 5 – 7 лет и состоял из 3-х серий,
интервал между которыми - 1 день. Каждая
серия имеет 3 части (основные, дополнительные
цвета, их оттенки).
Первая серия. Перед ребенком ставили коробочки, давали набор кружков (по 5 шт. каждого цвета) и просили разложить кружки в коробочки в соответствии с цветом. При этом цвет не называли.
Вторая серия. Ребенку давали 5 кружков разного цвета. Затем называли цвет и просили ребенка найти кружки такого же цвета.
Третья серия. Ребенку дали 5 кружков разного цвета и просили назвать цвет каждого.
Количественные результаты заносили в таблицу.
Результаты ответов детей 5 лет до проведения методики
№ п/п | Имя ребенка | Выбор цвета по наглядному образцу | Выбор цвета при названии его взрослым. | Умение самостоятельно называть цвет |
1 | Алла А. | .# | ||
2 | Олег Г. | ## | ||
3 | Вера Д. | ## | ||
4 | Оля И. | ## | ## | ## |
5 | Егор Ч. | ## | ## | ## |
6 | Марина К. | ## | ||
7 | Миша Н. | ## | ||
8 | Саша К. | ## | ## | ## |
9 | Таня Х. | ## | ## | ## |
10 | Женя Ч. | ## | ## | ## |
11 | Алина Ч. | .# | ||
12 | Боря Р.
|
## | ## | ## |
13 | Вова Б. | ## | ## | |
14 | Сережа П. | ## | ||
15 | Таня К. | ## | ||
16 | Ирина С. | ## | ## | ## |
17 | Надя Н. | ## | ## | |
18 | Лена М. | ## | ## | ## |
19 | Света Д. | ## | ||
20 | Наташа И. | ## | ## | |
Всего % | 100 | 50 | 40 |
Результаты ответов детей 7 лет до проведения методики
№ п/п | Имя ребенка | Выбор цвета по наглядному образцу | Выбор цвета при названии его взрослым. | Умение самостоятельно называть цвет |
1 | Вова С.
|
.# | ||
2 | Артем З.
|
## | ||
3 | Лена Ж.
|
## | .# | .# |
4 | Дима Г. | ## | .# | .# |
5 | Рома В. | ## | .# | .# |
6 | Рита У. | ## | ||
7 | Гена П. | ## | ||
8 | Света Ч. | ## | ||
9 | Женя В. | ## | .# | .# |
10 | Катя К. |
## | .# | |
11 | Вера Д. | .# | .# | |
12 | Ирина У. | ## | ||
13 | Валера Д. | ## | .# | .# |
14 | Антон Ц. | ## | ||
15 | Гена Ф. | ## | .# | .# |
16 | Рома Щ. | ## | .# | .# |
17 | Никита В. | ## | ||
18 | Егор С. | ## | .# | .# |
19 | Таня П. | ## | ||
20 | Нина Е. | ## | .# | .# |
Всего в % | 100 | 55 | 45 |
Информация о работе Особенности восприятия цвета детьми 3-7 лет