Особенности восприятия цвета детьми 3-7 лет

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 23:48, курсовая работа

Описание работы

Главное – это создание пространства безопасности и доверия. Этим пространством для ребенка на время становится чистый лист бумаги.
Погружая детей в мир цвета, мы помогаем им:
1) осознать особые цветовые пристрастия или неприязни,
2) расширить и углубить восприятие цветовой гаммы.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………………..3-6
Глава I. Теоретические основы исследования особенностей восприятия цвета детьми дошкольного возраста
1.1 Исследования особенностей восприятия цвета детьми дошкольного возраста в трудах отечественных и зарубежных ученых…….7-19
1.2 Восприятие цвета как психологический феномен……………….20-21
1.3 Развитие восприятия цвета детьми дошкольного возраста средствами инновационных технологий………………………………………………….22-27
Глава II. Экспериментальное исследование особенностей восприятия цвета детьми старшего дошкольного возраста
2.1 Цель, задачи, этапы исследования. Диагностика восприятия цвета детьми старшего дошкольного возраста………………………………………..27-39
2.2 Методика использования инновационных технологий по восприятию цвета детьми старшего дошкольного возраста……………………40-60
2.3 Анализ результатов исследования, психолого-педагогические рекомендации…………………………………………………………………………………………….61-68
Заключение………………………………………………………………………………………………….69-71
Литература………………………………………

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 491.90 Кб (Скачать)

     Компьютерные  технологии обладают большими возможностями  в плане развития интеллектуально  – творческого потенциала личности ребенка. В качестве основных факторов здесь выступают: использование  программного обеспечения в целях  интенсификации обучения; расширение возможностей предъявления учебной  информации; экономия учебного времени, расширение сферы самостоятельной  деятельности детей; вариативность  видов учебной деятельности.

     Несмотря  на все вышесказанное, мы предлагаем детям и то, что не дадут им компьютеры: сотрудничество и реальные впечатления. К счастью, большинство детей предпочитают добрых и изобретательных взрослых механическим устройствам.

     В наше время детям более чем  когда–либо, нужна дружба и помощь взрослых, но у взрослых на это остается все меньше и меньше времени. Физические ощущения при занятиях изобразительной  деятельностью, могут оказаться  еще одним противовесом соблазну технологичности. Когда ум и руки работают вместе, когда опыт получает форму в краске, дереве, глине, когда  материал сопротивляется, подчиняется, заявляет свои права – рождается  новая реальность. Компьютерное искусство  не способно создать этот поток между  телом и сознанием.

     Все-таки следует превозмочь соблазн технологии, предлагая детям осязаемые художественные материалы.

     Можно надеяться, что мы, люди, можем дать нашим детям достаточно тепла и понимания, чтобы помочь им жить с технологией, но не зависеть от нее.

     Перед нами стоят очень сложные задачи: нам предоставлен очень короткий промежуток времени – дошкольное детство, чтобы научить ребенка  доверять миру, опираясь на развитую способность  познавать мир и понимать его. Эти задачи мы будем решать через  использование инновационных технологий в изобразительной деятельности, где эмоциональные компоненты структурируют  эту деятельность, оценивают ее, определяют активное, направленное, осмысленное  отношение ребенка к этой деятельности. Остается только создать основные условия, необходимые для решения этих задач.

     Итак, из вышесказанного можно отметить, что значение инновационных технологий в развитии детей старшего дошкольного возраста проходит через эмоциональные компоненты, влияет на расширение самостоятельности детей, на сотрудничество и осмысленное отношение ребенка к изобразительной деятельности. 

 

      ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВОСПРИЯТИЯ ЦВЕТА ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

2.1 ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ЭТАПЫ  ИССЛЕДОВАНИЯ, ДИАГНОСТИКА ВОСПРИЯТИЯ ЦВЕТА ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Цели:

-узнать, соответствуют ли знания наших детей о цвете их возрасту.

-выявить индивидуальные особенности восприятия и названия цветов    детьми.

Задачи:

Выявить знания ребёнком названий цвета и их оттенков.

Узнать как  цвета, действуют на детей.

Этапы исследования:

Исследование  по методике Г.А.Урунтаевой; Ю.А.Афонькиной.[45]

Исследование  по методике Истоминой З.Н.

         

           Работая с детьми, мы часто используем хитроумные методы и приемы взаимодействия с ними. Изо дня в день, наблюдая за поведением детей, мы учимся понимать их и оказывать им помощь.

     Одна  из первых характеристик, которую воспринимают дети, - это цвет. Цветовое восприятие ребёнка поднимается на боле высокий  уровень, если в повседневной деятельности он будет активно называть цвета. 
 

     Существуют  различные диагностики и тесты  по изучению восприятия цвета дошкольниками, например:

  1. Урунтаевой Г.А., Афонькиной Ю.А. (Изучение восприятия цвета)
  2. Войлоковой Е.Ф., Андрухович Ю.В., Ковалевой Л.Ю. (карта обследования цветовосприятия детей)
  3. Истоминой (изучение знания цвета и его оттенков)
  4. Дорофеевой Э.Т. (изучение эмоционального состояния по трем основным цветам)
  5. Люшером М.(цветовой тест отношений)

     Мы  провели исследование, чтобы узнать, соответствуют ли знания наших детей  о цвете их возрасту.

     Исследования  проводились на базе МДОУ №57 «Родничок»,  
пгт. Зеленоборский, Мурманской области, в двух группах детей 5-6 лет (экспериментальной и контрольной) в количестве – по 20 человек в каждой.

     Список  детей экспериментальной группы:

  1. Алла А.
  1. Алина Ч.
  1. Олег Г.
  1. Боря Р.
  1. Вера Д.
  1. Вова Б.
  1. Егор Ч.
  1. Сережа П.
  1. Таня Х.
  1. Таня К.
  1. Оля И.
  1. Ирина С.
  1. Миша Н.
  1. Надя Н.
  1. Саша К.
  1. Лена М.
  1. Женя Ч.
  1. Света Д.
  1. Марина К.
  1. Наташа И.
 

     Список  детей контрольной группы:

  1. Вова С.
  1. Артем З.
  1. Лена Ж.
  1. Дима Г.
  1. Рома В.
  1. Рита У.
  1. Гена П.
  1. Света Ч.
  1. Женя В.
  1. Катя К.
  1. Вера Д.
  1. Ирина У.
     13.Валера Д.       14. Антон Ц.
     15. Гена Ф.       16. Рома Щ.
     17.Никита В.        18. Егор С.
     19. Таня П.
    1. Нина Е.

     Изучение  восприятия цвета (Г.А.Урунтаева; Ю.А.Афонькина).[45]

     Подготовка  исследования:

     Были  изготовлены кружки, диаметром 3см., окрашенные в основные, дополнительные цвета и их оттенки; коробочки  таких же цветов и их оттенков; четыре карты, размером 25 x 10 см., разделенные на 10 квадратов.

     1 – ая карта – наклеены кружки  основных цветов;

     2 – ая – дополнительные;

     3 –я – оттенки цветов;

     4 – ая – пустая.

     Проведение  исследования. Эксперимент проводился с детьми 5 – 7 лет и состоял из 3-х серий, интервал между которыми - 1 день. Каждая серия имеет 3 части (основные, дополнительные цвета, их оттенки). 
 

     Первая  серия. Перед ребенком ставили коробочки, давали набор кружков (по 5 шт. каждого  цвета) и просили разложить кружки в коробочки в соответствии с  цветом. При этом цвет не называли.

     Вторая  серия. Ребенку давали 5 кружков разного  цвета. Затем называли цвет и просили  ребенка найти кружки такого же цвета.

     Третья  серия. Ребенку дали 5 кружков разного  цвета и просили назвать цвет каждого.

     Количественные  результаты заносили в таблицу.

 

      Результаты ответов детей 5 лет до проведения методики

№ п/п Имя ребенка Выбор цвета по наглядному образцу Выбор цвета при названии его взрослым. Умение самостоятельно называть цвет
1 Алла А. .#    
2 Олег Г. ##    
3 Вера Д. ##    
4 Оля И. ## ## ##
5 Егор Ч. ## ## ##
6 Марина К. ##    
7 Миша Н. ##    
8 Саша К. ## ## ##
9 Таня Х. ## ## ##
10 Женя Ч. ## ## ##
11 Алина Ч. .#    
12 Боря Р.
  1. Вова Б.
  2. Сережа П.
  3. Таня К.
  4. Ирина С.
  5. Надя Н.
  6. Лена М.
## ## ##
13 Вова Б. ## ##  
14 Сережа П. ##    
15 Таня К. ##    
16 Ирина С. ## ## ##
17 Надя Н. ## ##  
18 Лена М. ## ## ##
19 Света Д. ##    
20 Наташа И. ## ##  
Всего % 100 50 40

     

     Результаты  ответов детей 7 лет до проведения методики

    № п/п Имя ребенка Выбор цвета по наглядному образцу Выбор цвета при названии его взрослым. Умение самостоятельно называть цвет
    1 Вова С.
      1. Артем З.
      2. Лена Ж.
      3. Дима Г.
      4. Рома В.
      5. Рита У.
      6. Гена П.
      7. Света Ч.
      8. Женя В.
      9. Катя К.
     
      1. Вера Д.
      2. Ирина У.
      3. Валера Д.
      4. Антон Ц.
      5. Гена Ф.
      6. Рома Щ.
      7. Никита В.
      8. Егор С.
      9. Таня П.
      10. Нина Е.
     
    .#    
    2 Артем З.
      1. Лена Ж.
      2. Дима Г.
      3. Рома В.
      4. Рита У.
      5. Гена П.
      6. Света Ч.
      7. Женя В.
      8. Катя К.
    ##    
    3 Лена Ж. 
      1. Лена Ж.
      2. Дима Г.
      3. Рома В.
      4. Рита У.
      5. Гена П.
      6. Света Ч.
      7. Женя В.
      8. Катя К.
    ## .# .#
    4 Дима Г. ## .# .#
    5 Рома В. ## .# .#
    6 Рита У. ##    
    7 Гена П. ##    
    8 Света Ч. ##    
    9 Женя В. ## .# .#
    10 Катя К. 
    ## .#  
    11 Вера Д. .# .#  
    12 Ирина У. ##    
    13 Валера Д. ## .# .#
    14 Антон Ц. ##    
    15 Гена Ф. ## .# .#
    16 Рома Щ. ## .# .#
    17 Никита В. ##    
    18 Егор С. ## .# .#
    19 Таня П. ##    
    20 Нина Е. ## .# .#
      Всего в % 100 55 45

Информация о работе Особенности восприятия цвета детьми 3-7 лет