Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 23:48, курсовая работа
Главное – это создание пространства безопасности и доверия. Этим пространством для ребенка на время становится чистый лист бумаги.
Погружая детей в мир цвета, мы помогаем им:
1) осознать особые цветовые пристрастия или неприязни,
2) расширить и углубить восприятие цветовой гаммы.
Введение……………………………………………………………………………………………………..3-6
Глава I. Теоретические основы исследования особенностей восприятия цвета детьми дошкольного возраста
1.1 Исследования особенностей восприятия цвета детьми дошкольного возраста в трудах отечественных и зарубежных ученых…….7-19
1.2 Восприятие цвета как психологический феномен……………….20-21
1.3 Развитие восприятия цвета детьми дошкольного возраста средствами инновационных технологий………………………………………………….22-27
Глава II. Экспериментальное исследование особенностей восприятия цвета детьми старшего дошкольного возраста
2.1 Цель, задачи, этапы исследования. Диагностика восприятия цвета детьми старшего дошкольного возраста………………………………………..27-39
2.2 Методика использования инновационных технологий по восприятию цвета детьми старшего дошкольного возраста……………………40-60
2.3 Анализ результатов исследования, психолого-педагогические рекомендации…………………………………………………………………………………………….61-68
Заключение………………………………………………………………………………………………….69-71
Литература………………………………………
Результаты ответов детей 7 лет после проведения методики
№ п/п | Цвет образцов | Кол – во детей | Называют правильно цвет и оттенок | Называют правильно только цвет | Называют цвет не правильно | Отказ от названия цвета |
1 | красный | 20 | 20 | 0 | 0 | 0 |
2 | тёмно-красный. | 20 | 20 | 0 | 0 | 0 |
3 | светло-красный. | 20 | 20 | 0 | 0 | 0 |
4 | оранжевый. | 20 | 15 | 3 | 2 | 0 |
5 | тёмно-оранжев. | 20 | 15 | 3 | 2 | 0 |
6 | светло-оранжев. | 20 | 15 | 3 | 2 | 0 |
7 | жёлтый. | 20 | 18 | 2 | 0 | 0 |
8 | темно-желтый. | 20 | 18 | 2 | 0 | 0 |
9 | светло-жёлтый. | 20 | 18 | 2 | 0 | 0 |
10 | зелёный. | 20 | 17 | 3 | 0 | 0 |
11 | тёмно-зелёный. | 20 | 17 | 3 | 0 | 0 |
12 | светло-зелёный. | 20 | 17 | 3 | 0 | 0 |
13 | голубой | 20 | 12 | 4 | 4 | 0 |
14 | тёмно-голубой | 20 | 12 | 2 | 6 | 0 |
15 | светло-голубой | 20 | 12 | 2 | 6 | 0 |
16 | синий | 20 | 17 | 3 | 0 | 0 |
17 | тёмно-синий | 20 | 15 | 3 | 2 | 0 |
18 | светло-синий | 20 | 15 | 3 | 2 | 0 |
19 | фиолетовый. | 20 | 13 | 5 | 2 | 0 |
20 | тёмно-фиолетов. | 20 | 13 | 5 | 2 | 0 |
Знание цветов и оттенков, экспериментальная группа ( дети 5 лет)
№ п/п | Имя ребёнка |
Знание цветов и оттенков, в % | |
Начало года | Конец года | ||
1 | Алла А. | 42,8% | 100% |
2 | Олег Г. | 42,8% | 100% |
3 | Вера Д. | 57,1% | 100% |
4 | Оля И. | 100%
|
100% |
5 | Егор Ч.
Егор Ч. |
100% | 100% |
6 | Марина К. | 42,8% | 100% |
7 | Миша Н. | 57,1% | 100% |
8 | Саша К. | 100% | 100% |
9 | Таня Х. | 100% | 100% |
10 | Женя Ч. | 100% | 100% |
11 | Алина Ч. | 14,2% | 100% |
12 | Боря Р. | 100% | 100% |
13 | Вова Б. | 14,2% | 100% |
14 | Сережа П. | 28,5% | 100% |
15 | Таня К. | 42,8% | 100% |
16 | Ирина С. | 100% | 100% |
17 | Надя Н. | 14,2% | 100% |
18 | Лена М. | 100% | 100% |
19 | Света Д. | 28,5% | 100% |
20 | Наташа И. | 14,2% | 100% |
Знание цветов и оттенков, контрольная группа ( дети 7 лет)
№ п/п | Имя ребёнка | Знание цветов и оттенков, в % | ||
Начало года | Конец года | |||
1 | Вова С.
|
100% | 100% | |
2 | Артем З.
|
57,1% | 100% | |
3 | Лена Ж.
|
57,1% | 100% | |
4 | Дима Г. | 42,8% | 57,1% | |
5 | Рома В. | 100% | 100% | |
6 | Рита У. | 42,8% | 57,1% | |
7 | Гена П. | 28,5% | 85% | |
8 | Света Ч. | 28,5% | 42,8% | |
9 | Женя В. | 100% | 100% | |
10 | Катя К. |
100% | 100% | |
11 | Вера Д. | 57,1% | 85% | |
12 | Ирина У. | 100% | 100% | |
13 | Валера Д. | 57,1% | 100% | |
14 | Антон Ц. | 14,2% | 100% | |
15 | Гена Ф. | 100% | 100% | |
16 | Рома Щ. | 100% | 100% | |
17 | Никита В. | 42,8% | 85% | |
18 | Егор С. | 100% | 100% | |
19 | Таня П. | 42,8% | 70% | |
20 | Нина Е. | 100% | 100% |
Работая над данной проблемой, мы изучили психолого – педагогическую литературу, сделали анализ. Изучили особенности восприятия цвета детьми старшего дошкольного возраста. Для решения задач, поставленных перед нами, мы создали необходимые условия. В практической части определили наиболее эффективные способы и средства влияния инновационных технологий на восприятие цвета детьми старшего дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности. Разработали комплекс занятий, праздники и развлечения, по восприятию детьми основных и составных цветов. Провели занятия с детьми и отметили, что они понимают, что изобразительное творчество – это не просто изображение какого – то предмета, человека или явления, а передача отношения к нему, оценки его положительного, отрицательного характера или поступка, удивления или огорчения, радости от этого, выражения средствами изобразительности своего настроения, состояния. Положительных результатов в своей работе мы во многом добились, благодаря использованию инновационных технологий.
Дети четко усвоили названия цветов и их оттенков. Получили возможность сравнивать предметы по цвету, то есть выполнять элементарные мыслительные операции. Наша работа максимально приблизила детей к пониманию «языка цветов» (В.Кандинский), а тем самым обогатила их восприятие и сознание, открыла для них новые краски мира.
Наши
воспитанники понимают, что нельзя
одинаково изобразить сказочного и
реального зайца, старую или молодую,
грустную или веселую березу, бурное
или спокойное озеро, злую Бабу –
Ягу и добрую Аленушку.
Цветом дети передают отношение, состояние, настроение, характер персонажей или выделяют главное.
Мы проводили занятия по цветовому восприятию в течение всего года. Использовали большое количество разнообразных игр, заданий, упражнений, музыкальных и литературных произведений. А дополнительный материал, представленный в приложении, поможет творческим педагогам создать собственные занятия по цвету.
Каждый
педагог — творец, и ему решать,
в каком виде предлагать детям
занятия по цвету. Нет двух похожих
педагогов, как и нет двух одинаковых
коллективов детей. Воспитателю
не следует забывать, что для проявления
каждым ребенком своей индивидуальности
важно создать атмосферу
При обосновании своего цветового выбора дети не опираются на предметные ассоциации цвета, а исходят из впечатления, производимого на них тем или иным цветовым стимулом. Яркие цвета их радуют и привлекают, взгляд ребенка сам тянется за таким цветом. Причем, следует отметить, что воздействие красного, желтого и других ярких цветов не раздражает детей дошкольного возраста, а даже успокаивает, позволяет ребенку чувствовать себя комфортно.
Подобные
факты дают основания считать, что
нервная система здорового
Цвета можно сравнивать с витаминами, необходимыми ребенку для роста и развития, и по аналогии с явлениями авитаминоза. Имеет смысл говорить о «цветовой депривации», которая может привести к задержкам и искажениям нормального хода развития нервно – психической деятельности ребенка.
Рекомендации:
Цветовое восприятие малыша поднимается на более высокий уровень, если в повседневной деятельности он будет активно называть цвета.
Очень
важно, чтобы различие цветовых тонов
было значимо для самого ребенка.
Поэтому знакомство с цветом следует
связывать с активными
Чтобы малыши успешно различали цветовые тона, необходимо соблюдать следующие требования к материалам и игрушкам:
1. Предметы должны быть привлекательными для ребенка, вызывать эстетическое отношение.
2. Они должны быть окрашены в чистые цветовые
тона.
ЛИТЕРАТУРА:
Информация о работе Особенности восприятия цвета детьми 3-7 лет