Особенности восприятия цвета детьми 3-7 лет

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 23:48, курсовая работа

Описание работы

Главное – это создание пространства безопасности и доверия. Этим пространством для ребенка на время становится чистый лист бумаги.
Погружая детей в мир цвета, мы помогаем им:
1) осознать особые цветовые пристрастия или неприязни,
2) расширить и углубить восприятие цветовой гаммы.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………………..3-6
Глава I. Теоретические основы исследования особенностей восприятия цвета детьми дошкольного возраста
1.1 Исследования особенностей восприятия цвета детьми дошкольного возраста в трудах отечественных и зарубежных ученых…….7-19
1.2 Восприятие цвета как психологический феномен……………….20-21
1.3 Развитие восприятия цвета детьми дошкольного возраста средствами инновационных технологий………………………………………………….22-27
Глава II. Экспериментальное исследование особенностей восприятия цвета детьми старшего дошкольного возраста
2.1 Цель, задачи, этапы исследования. Диагностика восприятия цвета детьми старшего дошкольного возраста………………………………………..27-39
2.2 Методика использования инновационных технологий по восприятию цвета детьми старшего дошкольного возраста……………………40-60
2.3 Анализ результатов исследования, психолого-педагогические рекомендации…………………………………………………………………………………………….61-68
Заключение………………………………………………………………………………………………….69-71
Литература………………………………………

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 491.90 Кб (Скачать)

       

     Результаты  ответов детей 7 лет после проведения методики

№ п/п Цвет образцов Кол – во детей Называют правильно  цвет и оттенок Называют правильно  только цвет Называют цвет  не правильно Отказ от названия цвета
1 красный 20 20 0 0 0
2 тёмно-красный. 20 20 0 0 0
3 светло-красный. 20 20 0 0 0
4 оранжевый. 20 15 3 2 0
5 тёмно-оранжев. 20 15 3 2 0
6 светло-оранжев. 20 15 3 2 0
7 жёлтый. 20 18 2 0 0
8 темно-желтый. 20 18 2 0 0
9 светло-жёлтый. 20 18 2 0 0
10 зелёный. 20 17 3 0 0
11 тёмно-зелёный. 20 17 3 0 0
12 светло-зелёный. 20 17 3 0 0
13 голубой 20 12 4 4 0
14 тёмно-голубой 20 12 2 6 0
15 светло-голубой 20 12 2 6 0
16 синий 20 17 3 0 0
17 тёмно-синий 20 15 3 2 0
18 светло-синий 20 15 3 2 0
19 фиолетовый. 20 13 5 2 0
20 тёмно-фиолетов. 20 13 5 2 0

       
 

Знание цветов и оттенков, экспериментальная группа ( дети 5 лет)

№ п/п Имя  
ребёнка
Знание цветов 
и оттенков, в %
Начало  года Конец года
1 Алла А. 42,8% 100%
2 Олег Г. 42,8% 100%
3 Вера Д. 57,1% 100%
4 Оля И. 100%
  1. Сережа П.
  2. Таня К.
  3. Ирина С.
  4. Надя Н.
  5. Лена М.
100%
5 Егор Ч.

Егор Ч.

100% 100%
6 Марина К. 42,8% 100%
7 Миша Н. 57,1% 100%
8 Саша К. 100% 100%
9 Таня Х. 100% 100%
10 Женя Ч. 100% 100%
11 Алина Ч. 14,2% 100%
12 Боря Р. 100% 100%
13 Вова Б. 14,2% 100%
14 Сережа П. 28,5% 100%
15 Таня К. 42,8% 100%
16 Ирина С. 100% 100%
17 Надя Н. 14,2% 100%
18 Лена М. 100% 100%
19 Света Д. 28,5% 100%
20 Наташа И. 14,2% 100%

     

       Знание цветов и оттенков, контрольная группа ( дети 7 лет)

№ п/п Имя ребёнка Знание цветов и оттенков, в %
Начало  года Конец года
1 Вова С. 
    1. Лена Ж.
    2. Дима Г.
    3. Рома В.
    4. Рита У.
    5. Гена П.
    6. Света Ч.
    7. Женя В.
    8. Катя К.
 
    1. Вера Д.
    2. Ирина У.
    3. Валера Д.
    4. Антон Ц.
    5. Гена Ф.
    6. Рома Щ.
    7. Никита В.
    8. Егор С.
    9. Таня П.
    10. Нина Е.
 
100% 100%
2 Артем З.
    1. Лена Ж.
    2. Дима Г.
    3. Рома В.
    4. Рита У.
    5. Гена П.
    6. Света Ч.
    7. Женя В.
    8. Катя К.
57,1% 100%
3 Лена Ж. 
    1. Лена Ж.
    2. Дима Г.
    3. Рома В.
    4. Рита У.
    5. Гена П.
    6. Света Ч.
    7. Женя В.
    8. Катя К.
57,1%   100%
4 Дима Г. 42,8% 57,1%
5 Рома В. 100% 100%
6 Рита У. 42,8% 57,1%
7 Гена П. 28,5% 85%
8 Света Ч. 28,5% 42,8%
9 Женя В. 100% 100%
10 Катя К. 
100% 100%
11 Вера Д. 57,1% 85%
12 Ирина У. 100% 100%
13 Валера Д. 57,1% 100%
14 Антон Ц. 14,2% 100%
15 Гена Ф. 100% 100%
16 Рома Щ. 100% 100%
17 Никита В. 42,8% 85%
18 Егор С. 100% 100%
19 Таня П. 42,8% 70%
20 Нина Е. 100% 100%

     

 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

      Работая над данной проблемой, мы изучили психолого – педагогическую литературу, сделали анализ. Изучили особенности восприятия цвета детьми старшего дошкольного возраста. Для решения задач, поставленных перед нами, мы создали необходимые условия. В практической части определили наиболее эффективные способы и средства влияния инновационных технологий на восприятие цвета детьми старшего дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности. Разработали комплекс занятий, праздники и развлечения, по восприятию детьми основных и составных цветов. Провели занятия с детьми и отметили, что они понимают, что изобразительное творчество – это не просто изображение какого – то предмета, человека или явления, а передача отношения к нему, оценки его положительного, отрицательного характера или поступка, удивления или огорчения, радости от этого, выражения средствами изобразительности своего настроения, состояния. Положительных результатов в своей работе мы во многом добились, благодаря использованию инновационных технологий.

     Дети  четко усвоили названия цветов и  их оттенков. Получили возможность  сравнивать предметы по цвету, то есть выполнять элементарные мыслительные операции. Наша работа максимально  приблизила детей к пониманию  «языка цветов» (В.Кандинский), а тем  самым обогатила их восприятие и  сознание, открыла для них новые  краски мира.

     Наши  воспитанники понимают, что нельзя одинаково изобразить сказочного и  реального зайца, старую или молодую, грустную или веселую березу, бурное или спокойное озеро, злую Бабу –  Ягу и добрую Аленушку.  

     Цветом  дети передают отношение, состояние, настроение, характер персонажей или выделяют главное.

     Мы  проводили занятия по цветовому  восприятию в течение всего года. Использовали большое количество разнообразных  игр, заданий, упражнений, музыкальных  и литературных произведений. А дополнительный материал, представленный в приложении, поможет творческим педагогам создать собственные занятия по цвету.

     Каждый  педагог — творец, и ему решать, в каком виде предлагать детям  занятия по цвету. Нет двух похожих  педагогов, как и нет двух одинаковых коллективов детей. Воспитателю  не следует забывать, что для проявления каждым ребенком своей индивидуальности важно создать атмосферу радости, удовольствия, открытости, доброжелательности, доверительности, отзывчивости, уважения к труду, эмоциональным проявлениям  каждого.

     При обосновании своего цветового выбора дети не опираются на предметные ассоциации цвета, а исходят из впечатления, производимого на них тем или  иным цветовым стимулом. Яркие цвета  их радуют и привлекают, взгляд ребенка  сам тянется за таким цветом. Причем, следует отметить, что воздействие  красного, желтого и других ярких  цветов не раздражает детей дошкольного  возраста, а даже успокаивает, позволяет  ребенку чувствовать себя комфортно.

     Подобные  факты дают основания считать, что  нервная система здорового ребенка  нуждается в энергетическом воздействии  длинноволновой части спектра (преимущественно); яркие, светлые оттенки оказывают  на ЦНС влияние, без которого она  обойтись не может.

     Цвета можно сравнивать с витаминами, необходимыми ребенку для роста и развития, и по аналогии с явлениями авитаминоза. Имеет смысл говорить о «цветовой депривации», которая может привести к задержкам и искажениям нормального хода развития нервно – психической деятельности ребенка.

       Рекомендации:

     Цветовое  восприятие малыша поднимается на более  высокий уровень, если в повседневной деятельности он будет активно называть цвета.

     Очень важно, чтобы различие цветовых тонов  было значимо для самого ребенка. Поэтому знакомство с цветом следует  связывать с активными действиями детей и с привлекательными для  них предметами.

     Чтобы малыши успешно различали цветовые тона, необходимо соблюдать следующие  требования к материалам и игрушкам:

        1. Предметы должны быть привлекательными для ребенка, вызывать эстетическое отношение.

        2. Они должны быть окрашены в чистые цветовые тона. 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Аверченко Л.К.; Андрюшина Т.В. и др. Психология и педагогика. М. – Новосибирск. 2001.
  2. Базыма Б.А. Психология цвета: теория и практика.  СПб.- Речь, 2005.
  3. Бардин К.В. Развитие цветоразличения в онтогенезе человека// Сенсомоторные процессы. М.- 1972.
  4. Вайнерман С.М, Большев А.С, Силкин Ю.Р, Лебедев Ю.А, Филлипова Л.В. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству. Пособие для педагогов дошк. Учреждений. – М.-Гуманист. Изд. Центр. ВЛАДОС, 2001.
  5. Венгер Н.А. и др. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Кн. Для воспитателя дет. сада /Под ред. Л.А.Венгера. – М.- Просвещение, 1988.
  6. Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребенок. Монография. М.- «Педагогика», 1972.
  7. Димо Джон. Детский рисунок: диагностика и интерпретация. – М.-Апрель Пресс, Изд – во Эксмо, 2002.
  8. Дерибере М. Цвет в жизни и деятельности человека. М.- 1965.
  9. Дубровская Н.В Игры с цветом. Знакомство дошкольников 5-7 лет с основами цветоведения: Методическое пособие.  СПб.- «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2005 .
  10. Евстегнеева Е.К. Побуждение к творчеству.(материалы опытно – экспериментальной работы) ,СПб – 1995 .
  11. Егорова Е. ПроЦВЕТание по Максу  Люшеру.  СПб.- Питер, 2007.
  12. Зеньковский В.В. Психология детства./ отв. ред. и сост. П.В.Алексеев. М-. Школа – пресс, 1996
  13. Ивенс Р.М. Введение в теорию цвета./ Пер. с англ., под ред.Д.А.Шкловера. М., 1964.
  14. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. М. – 1959.
  15. Измайлов Ч.А., Соколов Е.Н., Черноризов А.М. Психофизиология цветового зрения. М.- 1989.
  16. Комарова Т.С., Размыслова А.В. Цвет в детском изобразительном творчестве. М.- Педагогическое общество России, 2007.
  17. Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке: Пособие для воспитателя дет. сада М.- Просвещение,1985.
  18. Корчмарош Пал. Карандаш – волшебник. Полезные уроки рисования: Для дошк. И мл школ. Возраста. Пер. с венг. Е. Габор.- Мн.: БЛП,1994.
  19. Кожохина С.К. Батик. Все о картинах на ткани./ Художники Г.В.Соколов, В.Н.Куров. – Ярославль: Академия развития: Академия, К: Академия Холдинг, 2000.
  20. Куревина О. А., кандидат философских наук, доцент.

Информация о работе Особенности восприятия цвета детьми 3-7 лет