Особенности восприятия цвета детьми 3-7 лет

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 23:48, курсовая работа

Описание работы

Главное – это создание пространства безопасности и доверия. Этим пространством для ребенка на время становится чистый лист бумаги.
Погружая детей в мир цвета, мы помогаем им:
1) осознать особые цветовые пристрастия или неприязни,
2) расширить и углубить восприятие цветовой гаммы.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………………..3-6
Глава I. Теоретические основы исследования особенностей восприятия цвета детьми дошкольного возраста
1.1 Исследования особенностей восприятия цвета детьми дошкольного возраста в трудах отечественных и зарубежных ученых…….7-19
1.2 Восприятие цвета как психологический феномен……………….20-21
1.3 Развитие восприятия цвета детьми дошкольного возраста средствами инновационных технологий………………………………………………….22-27
Глава II. Экспериментальное исследование особенностей восприятия цвета детьми старшего дошкольного возраста
2.1 Цель, задачи, этапы исследования. Диагностика восприятия цвета детьми старшего дошкольного возраста………………………………………..27-39
2.2 Методика использования инновационных технологий по восприятию цвета детьми старшего дошкольного возраста……………………40-60
2.3 Анализ результатов исследования, психолого-педагогические рекомендации…………………………………………………………………………………………….61-68
Заключение………………………………………………………………………………………………….69-71
Литература………………………………………

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 491.90 Кб (Скачать)

Синтез искусств в эстетическом воспитании детей  дошкольного и школьного возраста. – М.- ЛИНКА – ПРЕСС,2003.

  1. Курочкина Н.А. Детям о книжной графике. – СПб.- ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2004 .
  2. Курочкина Н.А. Знакомство с натюрмортом / Библиотека программы «Детство». – СПб.- изд – во «Детство – пресс», 2003 .
  3. Кошелева А.Д. Эмоциональное развитие дошкольника. Пособие для воспитателей дет. сада.- М.- Просвещение, 1985.
  4. Леонтьев А.Н. Деятельность, Сознание, Личность. М. , 1975.
  5. Люблинская А.А. Детская психология. Учебное пособие для студентов педагогических ин – тов. М.- «Просвещение», 1971.
  6. Миронова Л.Н. Цветоведенье. Минск.,1984.
  7. Мелик – Пашаев А.А. Цвет как изобразительное средство в изобразительной деятельности детей / Искусство в школе. – 1961.
  8. Мелик – Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности.  М.- Знание, 1981.
  9. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М.- 1981.
  10. Погасова Н.И. Цветовой игротренинг. – СПб., 2003.
  11. Приходько Е.Г. Зачем и как знакомить детей с цветом: Методические рекомендации для воспитателей детских садов и учащихся педагогических вузов. – Краснодар, 1993.
  12. Психологические тесты / Под ред. А. А.Карелина: В 2 т. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС,1999.
  13. Рей Гибсон, Дженни Тайлер. Развлекайся и рисуй. Изд. Росмен-1997.
  14. Савенков А. И. Детская одаренность. Развитие средствами искусства. М. -1999.
  15. Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве. М. – 1965 .
  16. Сезнюк П.К. Композиция в декоративном искусстве: Альбом. – К.: Рад. Шк., 1988.
  17. Скифская Н.М. В мире прекрасного (материалы опытно – экспериментальной работы) С.Пб- 1995 .
  18. Собчик Л.Н. МЦВ – метод цветовых выборов. Модифицированный восьмицветовой тест Люшера. Практическое руководство. – СПб., Изд – во «Речь», 2001.
  19. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Основы живописи. – Обнинск: Титул,1996.
  20. Соловьева Е.А., Тутушкина М.К. Психосемиотический подход к проблеме цвета в практической психологии // Актуальные проблемы современной психологии (Материалы научных чтений, посвященных 60 – летию Харьковской психологической школы). Харьков, 1993.
  21. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология. Учебное пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений – 5 –е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия». 2001 .
  22. Фесюкова Л.Б. От трех до семи. /Ил. З.А.Курбатовой. – Харьков; Фолио; СПб.: Кристалл, 1994 .
  23. Фрилинг Г.,Ауэр К. Человек – цвет – пространство. М.,1973.

48.   Эмоциональное развитие дошкольника: пособие для воспитателей детского сада./ А.В.Запорожец; Я.З.Неверович; А.Д.Кошелева и др.; Под редакцией А.Д.Кошелевой. – М.: Просвещение 1985 .

50.Шашлов  Б.А. Цвет и цветовоспроизведение.М., 1986.

51.Штейнер  Р. Сущность красок: Лекции, прочитанные  в Донхане май 1921г.  

 

     

     ПРИЛОЖЕНИЕ

     ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

     Октябрь

     1 неделя

       Тема: «Фрукты на тарелочке» 

Цель: Учить  рисовать фрукты (апельсин, яблоко, груша) округлых форм по спирали.

Закреплять  умение работать в технике «пальчиковая живопись», салфеткой, ватной палочкой.

Развивать речь, знания о цвете, аккуратность, умение ориентироваться на альбомном  листе, моторику рук.

Воспитывать положительные эмоции от работы.

Оборудование: альбомный лист с нарисованной тарелочкой, гуашь (жёлтая, красная, зелёная, оранжевая), салфетка, вода, кисть, ватная палочка, персонаж - белочка, муляжи фруктов, Релаксация «Апельсин», игра на обоняние «Что за фрукт?» 

      2 неделя

Тема: «Картошка»

Цель: Учить  рисовать картошку с помощью печаток  из картошки.

Закреплять  умение рисовать ватными палочками, внутри изображения, в ограниченном пространстве («глазки»).

Развивать речь, аккуратность в работе, внимание, точность движений,умение ориентироваться  на альбомном листе, знания о цвете.

Воспитывать интерес к изобразительной деятельности, удовольствие от работы.

 Оборудование: картофель, гуашь (коричневая), печатки  картофельные, ватная палочка, салфетка, альбомный лист в виде мешка,  персонаж – крот, пальчиковая  игра «Мешочки» (завязывать верёвочки) 

      3 неделя

 Тема: «  Овощи в корзине» 

 Цель: Учить  рисовать овощи (огурец, кабачок,  морковь, свёкла, лук) с помощью  поролонового тампона, гуаши и  кисти. 

Развивать речь, аккуратность в работе, образное мышление, умение подбирать необходимую  краску к овощу.

Воспитывать старание, усидчивость, желание поделиться своими впечатлениями от рисунка.

Оборудование: гуашь (зелёная, красная, жёлтая, оранжевая) палитра, вода, кисть, поролоновый тампон, альбомный лист с корзинкой, картинки овощей с карточками цветов, персонаж зайка, игра на вкус «Что ты съел?» 

      4 неделя

Тема: «Заготовки на зиму» 

Цель: Учить  изображать ягодки (вишня, виноград, смородина, клубника), подбирая соответствующую  краску, отличая, красный и тёмно- красный, синий и тёмно - синий  цвет. Закреплять навык аккуратной работы.

Развивать речь, образное мышление, умение работать поролоновым тампоном, «пальчиковой живописью», ориентироваться на листе, моторику рук.  

Воспитывать радость от рисования, самостоятельность, желание рассказать о рисунке.

 Оборудование: гуашь (красная, тёмно- красная,  зелёная, тёмно - синяя), картинки  ягод, варенье, персонаж мишка  – сластёна, альбомный листы в  виде баночки, тампоны, игра  на релаксацию и мимику «Сладкое  и кислое варенье».

       Ноябрь

     1 неделя

 Тема: «Картина» 

Цель: Учить  изображать небо в технике «по  мокрому фону», используя синюю, серую краску, воду.

Закреплять  навык аккуратной работы с изобразительным  материалом, в технике «примакивания» изображать листву на земле.

Развивать речь, умение знать и подбирать  осенние краски, работать щетинистой, тонкой кистью, ориентироваться на листе, выполнять точные движения по месту.

Воспитывать интерес к рисованию, чувство  красоты от природы.

Оборудование: гуашь (синяя, серая, жёлтая, красная), вода, кисти, лист А3 с закрашенной землёй, вода, салфетка, персонаж – дедушка  – Лесовичёк, картины осенней  природы, альбомные листы с тонированной землёй.

       
 
 

     2 неделя

Тема: «Деревья и ёлочки в осеннем лесу» 

Цель: Учить  изображать обобщённый образ лиственного  дерева, ёлочку.

Развивать умение аккуратно работать ватной палочкой, гуашью, кистью, ориентироваться на листе, подбирать нужный цвет к деталям.

Обогащать словарь: вверх, вниз, высокое, низкое.

Воспитывать интерес к рисованию, творчество, активность в работе.

 Оборудование: лист А3 с прошлого занятия,  гуашь (коричневая, зелёная), салфетка, ватная палочка, кисть, вода, образцы  деревьев, Лесовичок, картины пейзажей, веточки с деревьев, физкультминутка  «Ветер дует нам в лицо...» 

      3 неделя

 Тема: «Осенняя  листва на деревьях» 

Цель: Учить  изображать осеннюю листву приёмом  «набивка салфеткой», сминать салфетку, содержать рабочий стол в чистоте.

Закреплять  умение аккуратно работать гуашью.

Развивать ориентировку на листе, чувство цвета, моторику рук.

Воспитывать чувство красоты от природы в  разное время года, желание работать самостоятельно.

Оборудование: салфетки, лист А3 с прошлого занятия, гуашь (жёлтая, красная, оранжевая), картины  осенней природы, листья с деревьев, Лесовичёк, физкультминутка «Мы  листики осенние…».

       

     4 неделя

Тема: «Лесные  животные» (осенняя выставка)

 Цель: Учить  работать печатками и тушью,  создавать законченную композицию  картины, располагая животных  на картине. 

Закреплять  умение сохранять рабочее место  чистым.

Развивать моторику рук, внимание, аккуратность, ориентировку на листе.

Воспитывать интерес к работе с печатками, дружелюбие в работе с товарищами, желание создать красивую осеннюю  выставку.

Оборудование: тушь (чёрная, красная, синяя), осенние  листочки для опечаток (бумажн.),салфетки, пластилин, печатки, картинки лесных животных, картины осеннего пейзажа с животными, пальчиковая игра «Вот помощники  мои…» 

       Декабрь

     1 неделя

 Тема: «Ах,  какая ёлочка - зелёная иголочка!» 

Цель: Учить  рисовать ёлочку, прорисовывая иголочки ватной палочкой, смешивать зелёный  цвет, пользоваться палитрой.

Закреплять  умение изображать ёлку, ориентироваться, рисовать крупно на всём листе.

Развивать мелкую моторику рук, внимание, аккуратность, точность прорисовки, умение пользоваться изобразительным материалом.

Воспитывать неторопливость в работе, старание, чувство красоты.

       Оборудование: палитра, гуашь (жёлтая, синя, коричневая), кисть, ватная  палочка, вода,салфетка, персонаж  – зайка, картинка ёлочки, образцы,  веточка ели с иголками, тонированный альбомный лист, пальчиковая игра «Ёлка»

      2 неделя

Тема: «Белый снег пушистый…»

Цель: Учить  изображать пушистый снег на всём листе, ёлке.

Закреплять  умение пользоваться в изображении  приёмом «набивка салфеткой», знания о цвете.

Развивать ориентировку на листе, аккуратность в  работе, рабочем месте, моторику рук.

Воспитывать чувство прекрасного, желание работать самостоятельно.

 Оборудование: салфетки, зубная паста, альбомный  лист с прошлого занятия, осенние  картины со снегом, образцы, письмо  от ёлочки, упражнение «Погреем  руки» 

      3 неделя

Тема: «Горка» 

Цель: Учить  рисовать горку горизонтальной, вертикальной и диагональной прямой, закрашивать  её.

Закреплять  знания о белом цвете, снеге, умение тонировать поролоном землю.

Развивать моторику рук, внимание, точность движения, аккуратность в работе с кистью, водой, губкой.

Воспитывать положительные эмоции от работы, желание  обыграть рисунок.

 Оборудование: гуашь белая, кисть, губка, вода, образец, картинка горки, картина  зимних забав зимой, тонированный  лист (небо), вырезанные саночки из цветной бумаги, пластилин, поролоновый тампон, песенка – игра «Саночки».

      4 неделя

Тема: « Дерево в инее» (подарок)

Цель: Учить  изображать иней кончиком кисти на ветках дерева, используя «манную» краску.

Закреплять  навык работы кистью, умение изображать «голое» дерево с помощью ватной палочки.

Развивать моторику рук, внимание, ориентировку на листе, точность движений, творчество.

Воспитывать чувство красоты, желание помочь - украсить дерево.

Оборудование: «манная» краска (клей ПВА, манка), гуашь  коричневая, кисть, ватная палочка, салфетка, альбомный лист в синих тонах, образец, картины деревьев в инее, Лесовичёк, пальчиковая гимнастика «Дерево»

Информация о работе Особенности восприятия цвета детьми 3-7 лет