Особенности восприятия цвета детьми 3-7 лет

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 23:48, курсовая работа

Описание работы

Главное – это создание пространства безопасности и доверия. Этим пространством для ребенка на время становится чистый лист бумаги.
Погружая детей в мир цвета, мы помогаем им:
1) осознать особые цветовые пристрастия или неприязни,
2) расширить и углубить восприятие цветовой гаммы.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………………..3-6
Глава I. Теоретические основы исследования особенностей восприятия цвета детьми дошкольного возраста
1.1 Исследования особенностей восприятия цвета детьми дошкольного возраста в трудах отечественных и зарубежных ученых…….7-19
1.2 Восприятие цвета как психологический феномен……………….20-21
1.3 Развитие восприятия цвета детьми дошкольного возраста средствами инновационных технологий………………………………………………….22-27
Глава II. Экспериментальное исследование особенностей восприятия цвета детьми старшего дошкольного возраста
2.1 Цель, задачи, этапы исследования. Диагностика восприятия цвета детьми старшего дошкольного возраста………………………………………..27-39
2.2 Методика использования инновационных технологий по восприятию цвета детьми старшего дошкольного возраста……………………40-60
2.3 Анализ результатов исследования, психолого-педагогические рекомендации…………………………………………………………………………………………….61-68
Заключение………………………………………………………………………………………………….69-71
Литература………………………………………

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 491.90 Кб (Скачать)

     

     Изучая  восприятие цвета по данной методике, мы выявили, что у детей обеих  групп (экспериментальной и контрольной) знания о цветах на одинаковом уровне.

     Исследование  по методике Истоминой З.Н.

     Цветовые  образцы 7 цветов спектра.

     Цель  исследования: Выявить индивидуальные особенности восприятия и названия цветов детьми.

     Эксперимент состоит из 2-х серий:

     1. Группировка цвета по предложенному  образцу.

     Сначала попытались выяснить знания детей, словесных  обозначений цветов.

     Какие названия цвета ты знаешь?

     Многие  дети назвали все семь цветов спектра, некоторые, Оля И., Саша К., добавили сиреневый, голубой. Егор Ч., Женя Ч., Ирина С., Лена М. назвали серый, розовый. Меньше всех цветов назвали Алла А., Олег Г., Марина К., Таня П. – красный, зелёный, жёлтый; Сережа П., Надя Н., Света Д., Наташа И. – синий, красный; Вера Д., Миша Н., Алина Ч., Вова Б – красный, желтый, зеленый, синий.

     Во  время исследования со всеми детьми проводилась индивидуальная работа.

       На столе перед детьми раскладывали два набора кружков (всего 42 шт.). Перед испытуемым выкладывалась одна из семи карт (с кружками разного или одного цвета) и предлагалось: «отбери похожие кружочки». Ребёнок подбирал образцы, одинаковые с предложенным по цвету, тону и светлоте. После выполненного задания, карточки убирались.

     Кружочки  вновь раскладывались перед ребенком, и давалось следующая карточка. Так  последовательно предлагались одна за другой все семь карточек.

     Все дети справились с заданием и правильно  подобрали цветовые объекты. Алла А., Алина Ч., Таня П. и Света Д. подбирали  кружочки очень медленно, прикладывая  к карточкам. Марина К., Олег Г., Вова Б., Надя Н., и Сережа П. сопоставляли, но очень быстро находили нужные кружочки. Вера Д., и Наташа И. находят неторопясь, подбирают, рассуждают. Саша К. балуется, долго ищет, сопоставляет, сравнивает. Таня Х. и Женя Ч., Егор Ч., Саша К., Лена М. не сопоставляют, очень быстро работают. Боря Р. много балуется, путается, но в итоге подбирает цвет правильно.

     Протокол  № 1 Подбор ребенком цвета по образцу.

     Протокол  № 2 Образцы, выбранные детьми при  названии цвета взрослым.

     2 серия: Название цвета отобранных  образцов.

     В этой серии детям были предложены кружки семи цветов средние по светлоте, располагающиеся один под другим.

            По поводу каждого из них задавался вопрос: «Назови, какого это цвета?» Затем рядом с этой колонкой выкладывались кружки более насыщенного цветового тона и семи светлых кружков.

       Протокол №3 Название ребенком  цвета и оттенка

     Задача: Выявить знания ребёнком названий цвета  и их оттенков.

     Дети  назвали, чем отличаются кружочки одного цвета (тоном: светлее, темнее).

     Вывод: Дети, владеющие названием цвета, допускали ошибки при выборе по представленному образцу изредка, большая часть ошибок совершается в тех случаях, когда ребёнок названия цвета не знает, или знает слабо.

     В случае с Алиной Ч., Наташей И., Вовой  Б., Надей Н.. мы увидели, как незнание цвета влияет в этом эксперименте. Они называли лишь один из цветов (зелёный, светло-зелёный, тёмно-зелёный.) Остальные  образцы приходилось сравнивать со знакомыми предметами. Лишь после  этого они называли цвет правильно.

     Например, рассматривая жёлтый образец, я спрашивала, какого цвета одуванчик, солнышко, твоя рубашка?

     - Жёлтая.

     - Значит кружок, какого цвета? (Жёлтый.)

     Т. о. опредмечивая цвет каждого образца  мы добивались названия цвета. Но при  этом он быстро подбирал нужный тон: тёмно -, светло -, хотя называть их опять же было трудно.

     Вместо  определений «темнее», он говорил: «это серый» и после объяснения, быстро запомнил и остальные оттенки, называя  самостоятельно.

     Затруднения были и у Аллы А., Сережи П. Они  так же сначала не могли подобрать  определения тёмно -..., светло –… Они  говорили «сильно – красный», «чуть-чуть синий».

     Дифференциация  детьми названий цвета и оттенка  в старшем дошкольном возрасте.  
 

     Результаты  ответов детей 5 лет до проведения методики

Цвет  образцов Кол – во детей Называют правильно  цвет и оттенок Называют правильно  только цвет Называют цвет  не правильно Отказ от названия цвета
красный 20 17 0 2 1
тёмно-красн. 20 17 1 1 1
светло-красный 20 17 1 1 1
оранжевый. 20 8 0 10 2
тёмно-оранж. 20 8 0 10 2
светло-оран. 20 8 0 10 2
жёлтый. 20 13 2 5 0
Темно- желтый. 20 13 2 5 0
светло-жёлт. 20 13 2 5 0
зелёный. 20 14 1 5 0
тёмно-зелён. 20 14 1 5 0
светло-зелён. 20 14 1 5 0
голубой 20 8 0 8 4
тёмно-голубой 20 6 6 7 1
светло-голубой 20 6 6 7 1
синий 20 13 0 6 1
тёмно-синий 20 13 2 4 1
светло-синий 20 13 2 4 1
фиолетовый. 20 8 0 8 4
тёмно-фиолет. 20 6 2 8 4
светло-фиолет. 20 6 2 8 4

       
 
 

     Результаты  ответов детей 7 лет до проведения методики

Цвет  образцов Кол – во детей Называют правильно  цвет и оттенок Называют правильно  только цвет Называют цвет не правильно Отказ от названия цвета
красный 20 15 3 1 1
тёмно-красн. 20 15 4 0 1
светло-красный 20 15 4 0 1
оранжевый. 20 7 1 10 2
тёмно-оранж. 20 8 0 10 2
светло-оран. 20 8 0 10 2
жёлтый. 20 15 0 5 0
Темно- желтый. 20 15 0 5 0
светло-жёлт. 20 15 0 5 0
зелёный. 20 12 3 5 0
тёмно-зелён. 20 12 4 4 0
светло-зелён. 20 12 4 4 0
голубой 20 7 0 8 5
тёмно-голубой 20 6 2 8 4
светло-голубой 20 6 2 8 4
синий 20 16 1 2 1
тёмно-синий 20 15 2 2 1
светло-синий 20 15 2 2 1
фиолетовый. 20 9 2 4 5
тёмно-фиолет. 20 9 2 4 5
 

       

     Проведя исследование, мы выявили, что некоторые  дети не могут дать цвету и его  оттенку правильное название.

     Освоение  ребёнком слова, как обозначения  качества предметов принципиально  изменяет весь процесс ощущений. Слово, сначала лишь сопровождает, а затем  замещает действие непосредственного  раздражителя и ведёт к следующим  изменениям процесса ощущения:

  1. Название ощущаемого качества предмета обеспечивает его быстрое вычленение среди множества других однородных качеств.
  2. Обозначенный словом, цвет из раздражителя превращается в знание соответствующего качества предмета или явления.
  3. Оперирование знаниями качеств предметов позволяет не только их различать. Ребёнок получает возможность сравнивать предметы по выделенным им качествам, т. е. выполняет элементарные мыслительные операции.
  4. Слово, как обобщающий сигнал, позволяет ребёнку увидеть то же качество и его варианты в новых для него предметах.
  5. Обозначаемое словом, ощущаемое качество (цвет), ребёнок получает возможность более точно дефернцировать однородные раздражители. Узнав название: красный, синий, зелёный, дети легко усваивают оттенки каждого цвета. Давая название таким оттенкам, педагог ещё больше обостряет цветоразличение детей.
  6. Качество, постоянно встречающееся у однородных предметов становится средством характеристики вещей. Так, воспринимаемый раздражитель становится для ребёнка опознаваемым признаком определённых вещей и явлений окружающего мира.
 
     
  1. Неоднократные встречи с предметами, в которых  педагог вычленяет их характерные  признаки, оттачивает наблюдательность.

     Мы  сделали вывод, что необходимо провести работу на уточнение знаний о цветах и их оттенках, с использованием инновационных технологий на занятиях по изобразительной деятельности.

         
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2 МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ  ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ  ПО ВОСПРИЯТИЮ  ЦВЕТА ДЕТЬМИ СТАРШЕГО  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

           Ценную информацию о внутреннем мире ребенка, о его чувствах и переживаниях мы можем получить, не только наблюдая, но и изучая продукты детского творчества. А так как почти все дети очень любят рисовать, то рисунки и являются одним из самых доступных способов «знакомства» с ребенком. В изобразительной деятельности ребенок проявляет свое видение мира. Именно по рисунку ребенка мы можем судить о наиболее важных проблемах, занимающих его в данном возрасте, о том в каком настроении находится ребенок и каков общий эмоциональный фон.

       В изостудии, мини – музее, галерее искусств нашего детского сада, малыш шагает по дорогам красоты, добра, счастья, радости, творчества! Они радуют нас своими работами. Они открывают нам многие тайны своего сердца и души. Они рисуют любимых героев сказки, показывают красоту спелых фруктов, весенних цветов.

     В играх, на занятиях, развлечениях, в  занимательной форме мы расширяем  представления детей о разных цветах и развиваем умения их различать. «Погружаем» малышей в цвет, развиваем  фантазию и творческое воображение, способность тонко чувствовать  цвет. Воспитываем эстетическое отношение  к цвету и краскам, например: занятия  «Волшебные зеркала», «Символы добра  и зла», «Цветущий месяц май», викторина «Разноцветная радуга»; «Пропавшие краски»; развлечение «Праздник  красного цвета». 
 
 

     Фрагменты развлечения с детьми старшего дошкольного возраста:

     «Праздник красного цвета».

     Погружение  в цвет. (Ощущение цвета.)

     Вед: Посмотрите на эти предметы (перед  детьми на розово – красной ткани  лежат разнообразные предметы красного цвета). Постарайтесь почувствовать, каким  вам кажется этот цвет, какое настроение он вызывает.

     Дети  сказали, что красный цвет им очень  нравится. Алла А., Лена М., Сережа П.. сказали  о том, что этот цвет радостный. Олег Г. заметил, что когда горит красный  цвет, то нельзя переходить дорогу. «…- Красный свет – хода нет!». Значит этот цвет – тревожный.

     – Солнце красное и огонь тоже красный, значит он горячий и сильный! –  в один голос заявили Таня Х. и  Марина К.

     - Этот цвет праздничный, торжественный! – Добавила Женя Ч.

     Вы  замечательно почувствовали красный  цвет. Молодцы. А я хочу добавить, что красный цвет, это цвет радости  и сильных чувств. Он яркий и  красивый. А еще красный цвет –  это сигнал опасности. Поэтому многие из вас почувствовали его как  тревожный, возбуждающий активный.

     Красный цвет поможет вам в минуты усталости, грусти и печали. Он улучшит настроение, даст вам энергию, решительность  и уверенность в себе. Он поможет  стать мужественным и сильным.

     На  Руси издавна любили красный цвет. Красным называли парадное крыльцо  в доме. Нарядный русский сарафан  тоже был красным, Про красивую девушку  говорили – «Красна девица». Да и  в сказках часто встречаются  Елены Прекрасные. Главная площадь  Москвы – красная. 

Информация о работе Особенности восприятия цвета детьми 3-7 лет