Особенности восприятия цвета детьми 3-7 лет

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 23:48, курсовая работа

Описание работы

Главное – это создание пространства безопасности и доверия. Этим пространством для ребенка на время становится чистый лист бумаги.
Погружая детей в мир цвета, мы помогаем им:
1) осознать особые цветовые пристрастия или неприязни,
2) расширить и углубить восприятие цветовой гаммы.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………………..3-6
Глава I. Теоретические основы исследования особенностей восприятия цвета детьми дошкольного возраста
1.1 Исследования особенностей восприятия цвета детьми дошкольного возраста в трудах отечественных и зарубежных ученых…….7-19
1.2 Восприятие цвета как психологический феномен……………….20-21
1.3 Развитие восприятия цвета детьми дошкольного возраста средствами инновационных технологий………………………………………………….22-27
Глава II. Экспериментальное исследование особенностей восприятия цвета детьми старшего дошкольного возраста
2.1 Цель, задачи, этапы исследования. Диагностика восприятия цвета детьми старшего дошкольного возраста………………………………………..27-39
2.2 Методика использования инновационных технологий по восприятию цвета детьми старшего дошкольного возраста……………………40-60
2.3 Анализ результатов исследования, психолого-педагогические рекомендации…………………………………………………………………………………………….61-68
Заключение………………………………………………………………………………………………….69-71
Литература………………………………………

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 491.90 Кб (Скачать)

 Январь

3 неделя

Цель: Учить  изображать снеговика из округлых форм с помощью трафарета и губковых тампонов, дополнять рисунок деталями из природного, бросового материала, дорисовками ватной палочкой.

Закреплять  навык аккуратной работы губкой, гуашью.

Развивать образное мышление, воображение, внимание, точность движений, моторику рук.

Обогащать словарь (снег, снежная земля, снеговик, снежная баба, снегурочка)

Воспитывать дружелюбие, сочувствие, желание помочь, старание.

 Оборудование: губковые тампоны, природный материал (веточки), гуашь белая, ватныепалочки,  картинка снеговика, образец,  картина зимних забав, персонаж  – снегурочка, альбомный тонированный  лист, игра «Снеговики». 

      4 неделя

Тема: «Домик» 

 Цель: Учить  изображать домик с помощью  мелков из разных прямых линий,  закрашивать плотно и ровно,  метель с помощью разведённой  акварели и щетинистой кисти. 

Закреплять  навык аккуратной работы кисточкой, карандашами, опрятности на столе.

Развивать творчество, моторику рук, речь, воображение.

Воспитывать интерес к рисованию, желание  работать самостоятельно, видеть красоту  в картинах, желание помочь зверям.

 Оборудование: альбомный лист с изображением  лесного зверя, разведённая синяя  акварель, щетинистая кисть, мелки,  зимние картины, домик (наглядность), образец,письмо из леса, запись  ветра, пальчиковая игра «Строим  дом».

       Февраль

1 неделя

 Тема: «Снегирь» 

Цель: Учить  изображать птицу – снегиря, используя  трафарет; рябинку, используя «пальчиковую живопись». Закреплять умение работать поролоновым тампоном.

Развивать ммр, речь, аккуратность умение дорисовать деталь кистью, внимание, ориентировку на листе, точность действий руки.

Воспитывать чувство красоты, старание, положительные  эмоции от творчества.

 Оборудование: трафареты, гуашь, поролоновый  тампон, кисть, салфетки, картинки  птиц, ягодки с рябины, тонированный  альбомный лист с изображением  ветки рябины, образец, пальчиковая  игра «В гнезде», упражнение  – игра «Стань птицей». 

      2 неделя

Тема: «Пушистый  зайка»

Цель: Учить  рисовать зайку, дорисовывая кистью к круглой голове удлинённое тело, изображая шерсть в технике «набивка»  щетинистой кистью.

Закреплять  умение дорисовывать детали пальчиком.

Развивать творчество, аккуратность в работе, моторику и силу рук, внимание, ориентировку.

Воспитывать старание, желание помочь.

Оборудование: щетинистая кисть, гуашь (белая, чёрная), тонированный лист, тонкая кисть, зайка  – игрушка, картинка, образец, салфетка, песенка – игра «Зайка серенький…», пальчиковая игра «Зайцы», загадка,

упражнение - игра «Зайчик».

      3 неделя

Тема: «Автомобиль»

Цель: Учить  дорисовать машине детали: окна, колёса, двери, закрашивать аккуратно, внутри контура.

Закреплять  умение рисовать мелками, фломастерами;

тонировать  дорогу щетинистой кистью и коричневой разведенной акварелью.

Развивать моторику рук, внимание, ориентировку на листе, аккуратность в работе, внимание.

Обогащать словарь словами, обозначающими  части легковой машины.

Оборудование: альбомный лист с контурным изображением автомобиля, мелки, картинки машин, щетинистая кисть, разведённая коричневая акварель, образец, д/и «Сложи части», п/и «Мы  едем, едем, едем…»

      4 неделя

 Тема:«Весёлый  и грустный мишка» 

Цель: Учить  рисовать медведя в технике «симметричная  монотипия», рисовать быстро, смешивать  коричневую краску.

Закреплять  умения в работе с палитрой, водой.

Развивать речь, навык работы гуашью, губковым тампоном, умение дорисовать детали ватной палочкой.

Воспитывать желание сделать подарок папе, чувство неожиданности и радости.

Оборудование: альбомный тонированный лист, гуашь (красная, зелёная), кисть, ватная палочка, палитра, картинка и игрушка животного, образец, игра на эмоции «Грустный и  весёлый»

       

ИГРЫ

     Рисуем  водой на природе – дети любят  рисовать на воздухе в неположенных местах, когда этого никто не запрещает. Детское творчество никогда не будет  напрасным.

     Рисование красящей бумагой - Рисование без красок будет волшебным сюрпризом для детей. Для этого понадобятся обрезки креповой бумаги.

     В дождливый день рисует дождь –  накапать краски разных цветов на пленку, растянутую на участке. Дождь капает на пленку и сам оживляет краски.

     Цветной лед – дети, под руководством воспитателя изготавливают цветной  лед. Дробят его. Выкладывают красивые узоры на участке.

     Рисунки на песке - насыпаем тонкий слой песка на цветную бумагу, и будем рисовать на нем пальцем или палочкой. К тому же как приятно шуршит песок, когда по нему чем нибудь водишь!

     Гудящие колеса – нет более увлекательного зрелища, чем юный художник, с упоением гудящий, катая игрушечную машинку  по листу бумаги, и отпечатывая  их шинами цветные следы. А главное  во всем этом звуковой эффект!

     Печатаем  мыльными пузырями – выдувать пузыри – веселое и захватывающее  занятие для малышей. А если мыльные  пузыри будут цветными, да еще оставляют  следы, лопаясь на белой бумаге? Это  ни с чем не сравнимое удовольствие для детей!

         Надутые пузыри – с помощью пакетов с надутыми пузырьками можно делать удивительные отпечатки, которые поражают своей красотой. 

     Рисование скотчем – дети получают большой  положительный эмоциональный заряд, изображение получается очень яркое, красочное. Этот прием рисования  носит релаксационный характер. Такие  действия, как отматывание, разглаживание  успокаивают, а сминание дает возможность  выплеснуть отрицательные эмоции.

     Изображение краем полоски – вырезать полоску  из картона, длиной 3 – 5см., шириной 0,5 – 1,5см. Далее нужно обмакнуть край полоски в краску и, изменяя ее движение, рисовать различные картины.

     Рисунок ветра – Надо набрать немного  больше, чем необходимо, краски и  воды на кисть, поставить каплю или  провести черту и подуть на них  в желаемом направлении. И на глазах подрастают трава, веточка, без помощи кисти расцветает цветок.

     Кляксография  – развивает мышление и воображение.

     Рисование вдвоем на длинной полоске бумаги – Можно рисовать изолированные предметы или сюжеты, т.е. работая рядом. Комментировать такие совместные изобразительные действия, думается, будет излишним.

     Поролоновые рисунки – изготавливаем самые  разнообразные геометрические фигурки. Обмакиваем в краску и методом  штампов рисуем простейшие орнаменты  – сначала из одного вида фигур, затем из двух, трех.

     Загадочные  рисунки – лист бумаги складывается пополам, полушерстяная или шерстяная  нитка (30см.) обмакивается в густую краску и зажимается внутри листа. Вытянуть нить и раскрыть лист.

     Рисование мелками – дошкольники любят  разнообразие.

     Метод волшебного рисунка – (фотокопия). Углом  восковой свечи на белой бумаге рисуется изображение. Затем кистью, ватой  или поролоном, краска наносится сверху на все изображение. Рисунок как бы появляется внезапно перед глазами ребят, проявляясь. Можно рисовать канцелярским клеем, кусочком хозяйственного мыла.

     Рисование через копировальную бумагу –  детям нравится, что цвет изображаемых линий зависит от цвета копировки.

     Пальцевая живопись - рисование пальцами, ладонью, ступней ноги, а может быть, и подбородком, носом.

     Ниткография – метод в основном для девочек. К фланели или бархатной бумаге притягиваются ниточки, имеющие  определенный процент шерсти. Нужно  только прикреплять их легкими движениями указательного пальца. Дети учатся умело подбирать цвета. К светлой  фланели подходят одни цвета ниток, а к темной – совершенно другие.

     Коллаж  – это метод создания композиции, главным принципом которого является сочетание разнородных по своей  фактуре элементов (например, газетных вырезок, кусочков ткани, бумаги, фотографий и т.д.), которые накладываются  друг на друга и закрепляются на общей основе. Технология изготовления коллажа доступна не только для взрослых, но и для детей. С применением  «бросового» материала можно  создать портрет, пейзаж, натюрморт  или абстрактную композицию. 
 
 
 
 

     ПОТЕРЯННЫЕ  КРАСКИ - НОВОГОДНЯЯ СКАЗКА ДЛЯ ДЕТЕЙ  ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ

Новогоднее  оформление зала

     Потолок зала оформлен разноцветными объемными  шарами и серебристыми звездами. В  центре зала — новогодняя елка, украшенная красочными самодельными игрушками  — своеобразная выставка детских  работ. Для персонажей сценки "Белый  город" шьются белые плащи, передняя цветная часть которых застегнута на липучки.

Действующие лица: Взрослые, Ведущий, Баба Яга, Дед Мороз, Дети, Снегурочка, Художник, Дрема, Лиса, Луна, Огонь, мальчик-Светофор, ребенок-продавец, Ворона.

После традиционных новогодних хороводов дети занимают места в зале. Под музыку "Баба Яга" А. Лядова появляется Баба Яга.

 Ведущий.

Здравствуй, бабушка Яга. Не ожидали мы тебя сегодня  здесь увидеть. Какая-то ты сердитая...

Баба-Яга.

Будешь тут  сердитой! Сорока всем приглашения  на хвосте принесла, а про меня забыла! Я вам за это праздник испорчу. Вот возьму и елку потушу. (Кружится на помеле вокруг елки — огоньки  гаснут).

Ведущий уговаривает Бабу Ягу не портить  детям праздник.

  

Баба-Яга.

     Ну, уж нет! Я на вас обиделась. Нет, не уговаривайте Вы меня на праздник не пригласили — вот праздника и не будет. И город ваш я тоже заколдовала. Никаких красок в нем не оставила. (Улетает).

       Ведущий.

     Какая беда! Что же делать? Снегурочка, ты волшебница. Может быть, ты знаешь, как  помочь ребятам?

     Снегурочка.

     Если  мы соберем все потухшие краски, елочка снова загорится.

     Ведущий.

     Ребята, подскажите, кто лучше всех знает, где живут краски?

     Дети.

     Художник!

     Ведущий.

     Только  художник сможет сегодня помочь  Снегурочке.

          Художник.

     Может быть, краски

       Спрятались в сказках?

       В чащах лесных

       И цветах полевых?

       В старых избушках,

       В рыжих веснушках

       Тех, кто, на звезды

       Глядя, не спит?

       В теплых окошках,

       В нарядных матрешках

       Спрятались сказки

Информация о работе Особенности восприятия цвета детьми 3-7 лет