Особенности восприятия цвета детьми 3-7 лет

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 23:48, курсовая работа

Описание работы

Главное – это создание пространства безопасности и доверия. Этим пространством для ребенка на время становится чистый лист бумаги.
Погружая детей в мир цвета, мы помогаем им:
1) осознать особые цветовые пристрастия или неприязни,
2) расширить и углубить восприятие цветовой гаммы.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………………..3-6
Глава I. Теоретические основы исследования особенностей восприятия цвета детьми дошкольного возраста
1.1 Исследования особенностей восприятия цвета детьми дошкольного возраста в трудах отечественных и зарубежных ученых…….7-19
1.2 Восприятие цвета как психологический феномен……………….20-21
1.3 Развитие восприятия цвета детьми дошкольного возраста средствами инновационных технологий………………………………………………….22-27
Глава II. Экспериментальное исследование особенностей восприятия цвета детьми старшего дошкольного возраста
2.1 Цель, задачи, этапы исследования. Диагностика восприятия цвета детьми старшего дошкольного возраста………………………………………..27-39
2.2 Методика использования инновационных технологий по восприятию цвета детьми старшего дошкольного возраста……………………40-60
2.3 Анализ результатов исследования, психолого-педагогические рекомендации…………………………………………………………………………………………….61-68
Заключение………………………………………………………………………………………………….69-71
Литература………………………………………

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 491.90 Кб (Скачать)

     В младшем и среднем дошкольном возрасте ребенок еще не имеет  богатого опыта восприятия цвета, цветовых впечатлении. Эти качества необходимо развивать, так как они являются условием развития художественного  восприятия цвета у дошкольника.

     В. С. Мухина[31], исследуя особенности восприятия красивого детьми дошкольного возраста, отмечает, что «...в рисунках детей на тему «красивое» и «некрасивое» не просто воспроизводятся предметы и явления действительности. «Красивое» изображается яркими чистыми красками. Преимущество отдается желтой, красной, оранжевой и изумрудно-зеленой. При этом ребенок часто выбирает цвета, не соответствующие действительной окраске изображаемого предмета. «Неподражательный цвет, которым раскрашивают «красивое», часто бывает излюбленным цветом юного художника. Иногда дети один предмет раскрашивают сразу несколькими красками. «Некрасивое» в глазах ребенка выглядит особенно неприятным, если оно изображается нарочито неправильно, скверно или закрашено каким-либо темным, немилым ребенку цветом. Рисуя «некрасивое», малыши не жалеют черной, темно-коричневой, темно-синей краски».

     Для реализации замысла ребенка необходим  выбор цвета. Процесс выбора цветовой гаммы для детей довольно труден. Цвет выступает как средство украшения  рисунка. Не случайно многоцветность расценивается  детьми как средство выразительности  и критерий красоты .Решить задачу выбора цветовой гаммы можно только, если параллельно с формированием представления о цвете происходит обучение способам и приемам, обеспечивающим решение изобразительных задач на каждом этапе обучения.

             Особое значение сенсорному воспитанию в учебном процессе придают отечественные психологи и педагоги: Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец. В .П. Зинченко, Т. С. Комарова, А. А. Мелик-Пашаев, Н. П. Сакулина, А. П. Усова и др. Исследователи доказывают возможность детей не только воспринимать цвет, но и применять его в рисунке как выразительное средство, характеризующее образ. Цвет является основным компонентом художественного образа и сильным эмоциональным побудителем к его созданию. Занятия по изобразительной деятельности дают возможность целенаправленно развивать эстетическое восприятие цвета и цветовых сочетаний. Как показали исследования А. А. Мелик-Пашаева, цвет служит активным средством отображения определенного образного содержания. Характер краски дети обычно определяют сами, потому что под ним подразумеваются психофизиологические закономерности воздействия цвета на человека. Для ребенка не имеет значения, каков действительный цвет реального предмета, он может использовать «неподражательную» гамму красок, имеющую для него особую выразительную силу. Говоря о предпочтении, стоит выделить еще такую особенность цветовосприятия, как любование красочностью. Красочность сама по себе доставляет им непосредственное удовольствие.

        При условии правильного руководства, цветовой образ с его локальной окраской начнет занимать в рисунке старшего дошкольника свое место. Таким образом, как синее небо, зеленая трава, довольно рано изображаются в цвете, так как цветовой признак здесь является основным, доминирующим над формой.

       Для этого у детей младшего дошкольного возраста должна быть разнообразная сенсорная подготовка, умение видеть и выделять цвет при обследовании качестве предметов; эмоционально отзываться на него. Также малыши должны приобрести определенный опыт в изодеятельности, освоить необходимые технические умения и навыки при работе с цветом. А также необходимо развить способность эстетически воспринимать произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

     Таким образом, вопросы формирования представлений  о цвете у детей дошкольного  возраста широко представлены в истории  педагогики, в исследованиях по сенсорному воспитанию и методике обучения детей  изобразительной деятельности. На основе анализа литературы можно сделать  вывод о том, что формирование представлений о цвете имеет  большое значение для эмоционального развития дошкольника.

         Психолого-педагогические исследования, обращенные к проблеме развития представлений о цвете у детей дошкольного возраста, позволили выявить характер и особенности восприятия цвета и цветовых сочетаний детьми 1-4 лет, определить пути развития эстетического чувства у детей этого возраста. 

1.2 ВОСПРИЯТИЕ ЦВЕТА  КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ  ФЕНОМЕН

     Способность человека видеть мир, расцвеченный всеми  цветами радуги – прекраснейший  дар природы. Однако цвет – не объективная  реальность, это свойство восприятия. Большую работу по изучению психологического значения цвета для человека проделал известный психолог Дж. Люшер. По его  наблюдениям каждый цвет имеет определённое значение.

     Красный цвет символизирует активность, творчество, преодоление старого. Это цвет, возбуждающий нервную систему. Он утомителен для  глаз. Красный цвет быстрее всех «включает» внимание, поэтому часто  используется в рекламе. Но быстро надоедает, пресыщает.

     Розовый цвет выражает инфантилизм, мягкость.

     Зелёный означает помощь, доброту, согласие, взаимодействие. Он успокаивает и умиротворяет, влияет на пластичность, гибкость, грацию. Это  цвет сумерек, утренних или вечерних.

     Жёлтый- считается проявлением разумного начала, оптимизма. Он прогоняет меланхолию, внушает оптимизм и веру. Этот цвет способствует возникновению положительных эмоций, ориентирует на будущее.

     Оранжевый - самый цепкий для глаз, но не вызывает такого быстрого привыкания, как красный. Поэтому спасательные жилеты, куртки дорожных рабочих именно такого цвета. Этот цвет символизирует развитие, направленность на успех.

     Фиолетовый  цвет символизирует нечто таинственное, иррациональное. Это цвет художников и духовенства.

     Этот  цвет пробуждает мечты, фантазии. Его  влияние на человека недостаточно изучено.

     Коричневый  – цвет внутреннего конфликта, загнанной  внутрь агрессивности. Этот цвет –  символ тревоги, неудовлетворённости, зависти, бессилия.

     Серый – цвет пассивности, конформизма, скромности.

     Голубой цвет даёт покой и прохладу, ощущение простора. Это немного печальный, но мудрый цвет терпения, чистоты и  целомудрия. Голубизна символизирует  воздух, небо. В христианстве этот цвет считается атрибутом Бога Отца. Наша Земля из Космоса – голубая  планета. Восприятие голубого цвета  оказывает успокаивающее действие на психику человека, снимает боль, снижает кровяное давление.

     Синий цвет символизирует покой, открытость. Он положительно влияет на сердечный  ритм, снижает напряжение глаз.

     Чёрный  цвет означает максимализм, принципиальность, критику.

     Белый – цвет чистоты, совершенства, безупречности. Существуют различия цветовой остроты  зрения человека в разное время суток. При дневном освещении самым  светлым человеку кажется жёлтый цвет. При сумеречном освещении человек  лучше всего различает зелёные  оттенки. К ночи чувствительность сдвигается к синему цвету.

     В своём жизненном опыте мы практически  никогда не имеем дела с чистым цветом. Мы видим голубые глаза, жёлтый лимон, зелёную траву. Для человека цвет чаще всего даёт информацию о  предметах и явлениях. Чем разнообразнее  информация, тем она достовернее. 
 

     1.3 РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ  ЦВЕТА ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

   Дошкольное детство – время активного вхождения ребенка в широкий мир.

     Очень важно, чтобы маленькие дети, вступая  в огромный, непонятный мир, научились тонко чувствовать, видеть и понимать, что этот загадочный мир очень разнообразный, многогранный, многокрасочный, все явления весьма динамичны. Воспринимая, а главное, понимая и осмысливая это, дети способны видеть это многообразие, и находить желаемые изменения, т. е. вести активный поиск, видеть и понимать эстетические, художественные ценности, эмоциональное отношение к миру предметов, к миру искусства, к духовному миру человека.

     В процессе своих маленьких открытий, своих наблюдений дети не только пассивно созерцают окружающее, но и пытливо  ищут способ их преобразования. Идет сложный многозначный процесс формирования индивидуального стиля познания, осмысления, закладывается фундамент развития личности, чувственного сознания, развития эмоциональной сферы.

     Все в мире – и большое и малое, и мертвое и живое, и звезды и небо, и земля и люди –  все восхищает малыша, влечет его  к себе, все наполняет его радостным  волнением, все нравится ему. Мир  как бы цветет перед детьми, словно живут они в вечную весну. Это  постепенное преображение мира зависит, конечно, от внутреннего расцвета эстетических движений в душе ребенка .

     Будущее страны, это сегодняшние дошкольники. Их завтрашний уровень эстетического  состояния закладывается сейчас. Поэтому особо актуальными представляются поиск новых возможных форм эстетического  воспитания, разработка новых технологий, интегрированного подхода к эстетическому образованию. ( Рисование под музыку, рисование музыки, использование компьютерных технологий, использование ТСО, электра - викторин, комплексные занятия и т.д.)

     Эстетические  чувства многомерны, зачастую противоположно направлены («и смех, и слезы, и любовь»); они тренируют эмоциональную  природу человека а, повторяясь, входят в эмоциональный фонд, обогащая его, делая доступным понимание таких  переживаний, с которыми сам человек  в жизни еще не сталкивался. Детям  дошкольного возраста трудно самостоятельно постичь эстетические и нравственные ценности, заложенные в художественных образах. Поэтому так велика роль взрослого, который учит целенаправленно  рассматривать художественную картину. Он побуждает культурное саморазвитие ребенка как творческой личности, стимулирует его собственную  творческую изобразительную деятельность.

     Изобразительное творчество – это особая деятельность, поскольку его результат относится  к сфере духовного, личностного  самовыражения. Главное – это  создать пространство безопасности и доверия. Этим пространством для  ребенка на время становится чистый лист бумаги .

     На  протяжении нескольких лет, в своей  работе с дошкольниками, мы используем инновационные технологии российских и зарубежных авторов: Н.М.Погасова; А.В.Никитина; Н.В.Нищева; И.В.Тюфанова; Т.С.Комарова; Рей Гибсон, Дженни Тайлер, Фиона Уотт, Стиф Барр, Пал Карчмарош - Венгрия, Мери Энн Ф Кол, Рении  Рамси, Дана Боумен - Англия, Ли Шауэр, Синтия Виллмарт – Гавайи; Креша Варнок – Калифорния; Джейн Частейн – Каролина, Хейди Майер – Флорида; Эллин Шаффнер – Канада и др.).

     Разработан  целый комплекс программно – методических средств, направленных на восприятие цвета, развитие эмоционально – чувственной сферы у ребенка, раскрывающий творческие возможности личности.

     Детей мы считаем своими полноценными собеседниками, которых нужно немного направить, подтолкнуть к какой либо мысли  и они очень быстро ухватятся  за нее и вложат в свою «копилку», именуемую головным мозгом. Стремимся к тому, чтобы во время творческой деятельности дети больше мыслили, больше играли, больше смеялись, усваивая при этом максимум информации.

     Мы  живем в эпоху стремительной  компьютеризации жизни и с  удивлением обнаруживаем психологические  отличия современных детей от детей прежних поколений –  хотя разница между нами и ними 30 – 40 лет! Мы удивляемся легкости, с  которой они осваивают новую  технику, и отсутствию интереса к  любимым нами дворовым играм, их тяге к виртуальному миру Интернета и  равнодушию к книгам.

     Это некоторая новая реальность, по поводу которой мы можем сетовать и раздражаться, но вынуждены иметь с нею дело.

     Сейчас  компьютер дает возможность не только что–то посчитать, но и семейные фотографии оформить, быстро найти нужную информацию в Интернете, картинки порисовать. Он создает большой простор для  творчества. Сегодня наши дети, живущие  в отдаленных населенных пунктах, имеют  доступ к тем же ценностям, что  и дошкольники культурных столиц, они могут виртуально посетить любой  музей. Компьютер становится теперь элементом повседневной жизни .

      Считаем, что исключать компьютер из детской жизни не нужно. Мы ведь не запрещаем ребенку читать книги – а они тоже глаза портят и затягивают. Нам кажется, что вообще неправильно так думать: если что–то опасно, то это надо исключить. Нас окружает множество опасных вещей, но мы их не отвергаем, а стараемся разумно использовать. Компьютер может многое дать ребенку, просто надо взвешивать, какие программы полезны для ребенка, а какие вредны. Надо творчески подходить к этой проблеме.

Информация о работе Особенности восприятия цвета детьми 3-7 лет