Особенности восприятия цвета детьми 3-7 лет

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 23:48, курсовая работа

Описание работы

Главное – это создание пространства безопасности и доверия. Этим пространством для ребенка на время становится чистый лист бумаги.
Погружая детей в мир цвета, мы помогаем им:
1) осознать особые цветовые пристрастия или неприязни,
2) расширить и углубить восприятие цветовой гаммы.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………………..3-6
Глава I. Теоретические основы исследования особенностей восприятия цвета детьми дошкольного возраста
1.1 Исследования особенностей восприятия цвета детьми дошкольного возраста в трудах отечественных и зарубежных ученых…….7-19
1.2 Восприятие цвета как психологический феномен……………….20-21
1.3 Развитие восприятия цвета детьми дошкольного возраста средствами инновационных технологий………………………………………………….22-27
Глава II. Экспериментальное исследование особенностей восприятия цвета детьми старшего дошкольного возраста
2.1 Цель, задачи, этапы исследования. Диагностика восприятия цвета детьми старшего дошкольного возраста………………………………………..27-39
2.2 Методика использования инновационных технологий по восприятию цвета детьми старшего дошкольного возраста……………………40-60
2.3 Анализ результатов исследования, психолого-педагогические рекомендации…………………………………………………………………………………………….61-68
Заключение………………………………………………………………………………………………….69-71
Литература………………………………………

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 491.90 Кб (Скачать)

     Дети  делятся на команды:

  1. - Красно солнышко.
  2. - Красная шапочка.
  3. - Красны девицы и молодцы.

     Жюри: Выбирают тех, у кого в одежде больше красного.

     Конкурсы:

  • 1.«Красный листок».

     Три одинаковых красных листа, разрезанные  на части. Побеждает та команда, которая  быстрее из частей соберет целый  листок.

  • 2.«Насосы – краснососы».

     Каждая  команда получает стакан напитка  красного цвета и три соломинки  для коктейля. Побеждает та команда, которая быстрее выпьет напиток  через соломинки.

  • 3.«Красный сад».

     В сказочном саду растут разные овощи, ягоды, фрукты. Кто за одну минуту наберет  больше красных овощей, ягод, фруктов  и сложит в корзину (она вырезана из бумаги. Участники рисуют на ней  разные овощи, фрукты, ягоды, которые  бывают красного цвета).

  • 4.«Красные художники».

     Каждый  участник получает карандаш красного цвета. Командам выдается не раскрашенный рисунок. За одну минуту участники должны раскрасить все, что можно раскрасить красным цветом. 
 

     
  • 5.«Красные  цветы».

     На  поляне растут разноцветные цветы. Только красного цвета цветы нужно собрать  в вазы, вырезанные из бумаги.

  • 6. «Друзья красного цвета».

     С каким цветом должен подружиться  красный цвет, чтобы получился  розовый, оранжевый, фиолетовый. Дети на палитре смешивают краски. Побеждает  команда, быстрее выполнившая задание.

     Жюри  оценивает все конкурсы. Призы  победителям вручают только красного цвета.

     После проведения этого праздника, дети, которые  затруднялись в названии красного цвета (Алина Ч., Надя Н., Света Д.), очень  хорошо усвоили цвет и его оттенки.

     Помогают  развитию чувства цвета занятия  по ознакомлению детей с живописью. Живопись – такой вид изобразительного искусства, в котором цвет играет главную роль. Живопись способна запечатлеть сложный мир человеческих характеров, передать тончайшие изменения в природе. Именно от выбора цвета зависит настроение картины, её эмоциональное воздействие. Колорит полотна может быть радостным и печальным, спокойным и тревожным, загадочным и ясным. Художник создает живописными средствами неповторимый мир, который нас удивляет и радует, заставляет переживать и дает пищу уму. Слово «цвет» одно, а определяет многие качества процесса живописи, поэтому цвет правомерно является основой этого вида искусства. 
 

     Приобщая  детей к постижению законов цветовой гармонии, художник не только развивает  их эстетические чувства, но и готовит  своих зрителей к полноценному восприятию множества других явлений действительности.    

     Полученные  знания дети с удовольствием применяют  в собственной творческой деятельности. Непосредственное соприкосновение  с краской, сравнение цвета краски с окружающими предметами и природой, получение оттенков при помощи белил  и воды, смешение красок для получения  нового цвета – все это процессы, в которых много приятных ощущений. Стихия цвета и красок приходит вместе с ощущениями прозрачности потоков  акварели, свободно стекающих по листу, вязкости и густоты гуаши, бархатистости  и хрупкости пастели, дающей множество  нежных оттенков.

       Очень нравятся детям сюрпризные моменты, используемые на занятиях: приход в гости сказочного героя (Радужки, Пачкули…); фокусы «Превращения веревочки», «Волчки», и другие. Например:

     Фокус, в исполнении детей «Волшебная водичка».

     Материал: Графин с чистой, прозрачной водой. Три стеклянные баночки, крышки к банкам, на внешней стороне которых приклеена мишура разного цвета (красная, зеленая, синяя). На внутренней стороне крышек – гуашь (красная, зеленая, синяя).

     Ход: Воспитатель наливает из прозрачного  графина чистую воду в прозрачные банки. Дети, исполнители (пришли в гости  в роли Факиров), закрывают их крышками, говорят «волшебные слова», встряхивают.  
 
 

     Олег  Г.: Ах, водица, ты водица,

     Прозрачная, как иней

     Стань ты не прозрачной,

     Стань водица синей.

     Наташа  И.: Ах, водица, ты водица,

     Друг  ты мой прекрасный

     Стань ты не прозрачной,

     Стань, водица красной.

     Сережа  П.: Ах, водица, ты, водица,

     Друг  ты мой студеный

     Стань ты не прозрачной,

     Стань мой друг зеленой.

     Вода  в банках превращается в цветную. Дети с удовольствием участвуют  в таких сюрпризных моментах, с  легкостью заучивают стихи и  тем самым закрепляют названия цветов.

     С детьми были проведены следующие  занятия:

     «Угадай настроение» (диатипия).

     «Размываем  обиду красками» (по мокрому).

     «Раскрась мечту в розовый цвет» (по мокрому).

     «Радужный цветок» (художественный мусор).

     «Кому весело, кому грустно»(фотокопия).

     «Мир  ликующих линий и красок» (рисование  веревочкой).

     «Цвет – помощник художника» (рисование  «носом»).

     «Путешествие  в страну красок» ( рисунок ветра).

     «Краски радуги» (витражи).

     «Осенняя  пылающая листва на фоне голубого неба» (рисование на воздушных шариках).

     «Серые  котята» (акватушь).

     «Витражи  для замка волшебницы – Осени» (витраж)

     «Каким  бывает небо в природе» (по мокрому).

     «Дворец Зимы» (растягивание краски гофрированным  картоном).

     «Витражи  для замка Весны» (витраж).

     «Зимние мелодии» (рисование апельсинами).

     «Мое  настроение» (поролоновые рисунки)

     «Сказки наших фантазий» (рисование молоком)

     «Что  я вижу, когда плачу» (по мокрому).

     «Мой  сон» (рисование свечей).

     «Мои  мечты» (гудящие колеса) и др.

     Фрагменты интегрированного занятия:

     «Два  флота идут на добрые дела и на разбой».

     Инновационные технологии: Рисование молоком

     Метод синестезии.

     «Чудесная коробочка» (Флот)

     «Синтез искусств».

     …Дети рассматривают коробочку (внутри флотилия с разноцветными парусниками и кораблями). В маленькой коробочке – огромное пространство (иллюзии восприятия). Дети, принимающие участие в исследовании, называют цвета кораблей. (красный, темно – красный, светло – красный, желтый, темно – желтый, светло – желтый и тд.)…

     …А  что же это за письмо? На нем ничего не написано! Утюг нарисован! А что, может быть письмо нужно погладить  утюгом? (гладит, появляется текст, читает).

     Волшебное появление текста на бумаге очень  заинтересовало детей. В свободное  от занятий время они поинтересовались, как же это получилось, в чем  волшебство. В зоне творчества была проведена индивидуальная работа с  Таней Х., Мишей Н., Аллой А., Сашей  К., Женей Ч. - «Рисование молоком». Фоновую  бумагу для рисования дети выбирали самостоятельно. На вопрос, какого цвета  твой листок, все отвечали правильно. Женя Ч., Саша К. – светло – желтый; Миша Н., Таня Х. – светло – голубой; Алла А. – светло - оранжевый и  т.д.

        «Метод синестезии» - выявление ассоциативной способности восприятия и мышления у ребенка (чтение письма от Нептуна).

     … В морском царстве, в подводном  государстве жили-были счастливые жители. Ласковое солнышко, белые, пушистые облака над волнами, все радовало их, а  по морской глади мирно плавали  яркие, красивые кораблики, на которых  отдыхали добрые сказочные герои. А  командует флотом Фея цветов.

     Но  пришла беда, появился другой флот, которым  командует злой пират Пачкуля. Собрал он на своих кораблях злых сказочных  героев. И устраивают они по ночам  разбои. Топят и грабят корабли  Феи цветов…

     Для того, чтобы понять, где чьи корабли, мы должны разобраться, какие же характеры  у героев, которые находятся на этих кораблях. Знаете ли вы, что музыка нам может рассказать о характере  человека. Давайте послушаем музыку и постараемся представить себе какого – либо сказочного героя.

     Какой характеру этой музыки? Какого сказочного героя вы представили?.. (добро и  зло)

     Ребята! А ведь краски тоже могут рассказать нам о характере человека. Какого цвета добро?

     Оля И. ответила, что добро розового, голубого, желтого цвета.

     - А ещё светло - синего и светло  – оранжевого, добавил Миша Н.

     - Добро бывает любого цвета,  если в него добавить побольше  белого – сказала Марина К.

           Какого цвета зло?

     - Зло, черного, серого, темно –  коричневого цвета – сказала  Алина.

     - А еще зло можно нарисовать  любым цветом, если в него добавить  черный. Он получится грязный  и хмурый – добавила Марина  К.

     Каким способом мы можем осветлить краски? (добавить белый)

     А как затенить их? (добавить черный)

     Мы  предлагали детям самостоятельно выбрать  листок бумаги с изображением Феи  цветов или пирата Пачкули, на этом листочке нарисовать корабль, которым  командуют эти герои. 
 

     Нарисуем  два флота.

  1. Идущий на добрые дела
  2. Идущий на разбой.

     Дети  разбеливая и затеняя краски, рисуют корабли.

     Во  время работы детей звучит звукозапись  «Шум моря».

     Анализ: Два ребенка наряжены в костюмы  Феи и пирата.

     Дети, нарисовавшие пиратские корабли, раскладывают свои рисунки вокруг пирата, а нарисовавшие корабли Феи – вокруг Феи.

     Дети  прекрасно справились с работой. Алла, Олег и Вера нарисовали корабли  прозрачными акварельными красками. Рисунки получились воздушные, светлые.

     - На наших кораблях плывут самые  добрые сказочные герои, они  никогда никого не обижают  – сказал Олег.

     Марина  К., Таня, Женя и Алина рисовали гуашевыми  красками. Цвет был насыщенный. Они осветлили краску с помощью белил. Корабли получились теплых, нежных цветов.

     Оля И. и Миша Н. при рисовании кораблей применили технику – «Фотокопия». Нарисовали на парусах красивые узоры  с помощью свечи, затем раскрасили рисунки яркими красками. Таким образом, они осветлили свои рисунки.

     Саша  К. нарисовал парусник, из флота Пачкули. Он изобразил его в темных тонах.

     - На моём паруснике плывут Бармалей, баба Яга, змей – Горыныч.  А командует ими Пачкуля, его  я тоже нарисовал.

     …Эти  рисунки мы отправим Нептуну, он обязательно  разберется, где, чьи корабли, и примет меры для того, чтобы навести порядок  в своем царстве…

     Дошкольники с большим удовольствием осваивают  инновационные технологии рисования, которые предлагают нам современные  российские и зарубежные авторы: Н.М.Погасова; А.В.Никитина; Н.В.Нищева; И.В.Тюфанова; Т.С.Комарова;Пал Карчморош, Рей Гибсон, Дженни Тайлер, Фиона Уотт, Стиф Барр и другие. Мы не знаем ограничений ни в материале, ни в инструментах, ни в технике.

     Рисование красящей бумагой - волшебным сюрпризом для наших детей оказалось рисование без красок. Нам понадобились обрезки креповой бумаги. Малыши мочили бумагу в воде и оставляли на ватмане следы разного цвета. После высыхания, эти следы превращались в разные предметы с помощью фломастеров.

Информация о работе Особенности восприятия цвета детьми 3-7 лет