Особенности восприятия цвета детьми 3-7 лет

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 23:48, курсовая работа

Описание работы

Главное – это создание пространства безопасности и доверия. Этим пространством для ребенка на время становится чистый лист бумаги.
Погружая детей в мир цвета, мы помогаем им:
1) осознать особые цветовые пристрастия или неприязни,
2) расширить и углубить восприятие цветовой гаммы.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………………..3-6
Глава I. Теоретические основы исследования особенностей восприятия цвета детьми дошкольного возраста
1.1 Исследования особенностей восприятия цвета детьми дошкольного возраста в трудах отечественных и зарубежных ученых…….7-19
1.2 Восприятие цвета как психологический феномен……………….20-21
1.3 Развитие восприятия цвета детьми дошкольного возраста средствами инновационных технологий………………………………………………….22-27
Глава II. Экспериментальное исследование особенностей восприятия цвета детьми старшего дошкольного возраста
2.1 Цель, задачи, этапы исследования. Диагностика восприятия цвета детьми старшего дошкольного возраста………………………………………..27-39
2.2 Методика использования инновационных технологий по восприятию цвета детьми старшего дошкольного возраста……………………40-60
2.3 Анализ результатов исследования, психолого-педагогические рекомендации…………………………………………………………………………………………….61-68
Заключение………………………………………………………………………………………………….69-71
Литература………………………………………

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 491.90 Кб (Скачать)

     Миша  Н. нарисовал жёлтое солнышко. Саша – голубое облако. Алла – оранжевую  морковку… Названия цвета постоянно  закрепляется.

     В дождливый день рисует дождь –  В пасмурную погоду, перед дождем, во время прогулки, мы растягивали  на участке пленку. На неё капали краски разных цветов. Дождь капал  на пленку и сам оживлял краски. Они растекались, смешивались. Получались причудливые рисунки.

     Рисунки на песке - насыпали тонкий слой песка на цветную бумагу, и рисовали на нем пальцем или палочкой. Рассказывали, какого цвета рисунок получился.

     Цветной лед – В зимнее время года, дети, под руководством воспитателя  изготавливали цветной лед. Дробили  его, и выкладывали красивые узоры на участке. Алла А., Вера Д., Марина К., изготовили подарок солнышку – узор из теплых цветов, а Саша К., Таня Х., Женя Ч - в подарок Снегурочке (из холодных). Таким образом, наши дети закрепляли тёплые и холодные цвета не только на занятиях, но и на прогулках.

     Гудящие колеса – во время прогулок, наши дети посещают малышей. Они с удовольствием  знакомят их с разными цветами.

     Учат  рисовать их необычными способами. Например, маленькими машинками. Дети 3х лет  катают игрушечную машинку по ватману, и отпечатывая их шинами цветные  следы. А главное во всем этом звуковой эффект!

     Рисунок ветра – Дети набирали краску на кисть, ставили каплю и дули на неё в желаемом направлении. И  на глазах появляются разные растения: у Миши Н. – расцвел желтый одуванчик, у Аллы – оранжевый цветок, у  Олега – без помощи кисти появилась  заснеженная веточка.

     Загадочные  рисунки – лист бумаги складывали пополам, брали шерстяную нитку, обмакивали в густую краску и зажимали внутри листа. Вытягивали нить и раскрывали лист. У наших детей получались разные рисунки. Миша Н. нарисовал красивый букет в подарок маме. Его цветы  были разные по цвету и он назвал их: красный, желтый, голубой. У Оли  И. получилась красивая шляпа фиолетового  цвета. Оля тоже назвала этот цвет, но пока не совсем уверенно.

       Метод волшебного рисунка – (фотокопия). Женя Ч. и Саша К. восковыми свечками на белой бумаге нарисовали изображение. Затем широкой кистью нанесли на все изображение краску. Рисунок как бы появляется внезапно перед глазами ребят, проявляясь. У Жени получился рисунок, который она назвала: «Зимняя лунная ночь». Для закрашивания листа она использовала тёмно – синюю краску. Саша назвал свой рисунок       «Коврик для Дюймовочки», так как его листок был раскрашен светло - красным и желтым цветом.

     Ниткография – метод в основном для девочек. К фланели или бархатной бумаге притягиваются ниточки, имеющие  определенный процент шерсти. Нужно  только прикреплять их легкими движениями указательного пальца. Дети учатся умело подбирать цвета. К светлой  фланели подходят одни цвета ниток, а к темной – совершенно другие.

       «Печатаем мыльными пузырями». «Надутые пузыри». «Рисование скотчем». «Изображение краем полоски». «Кляксография». «Поролоновые рисунки». «Рисование мелками». «Рисование через копировальную бумагу». «Пальцевая живопись». «Коллаж». «Рисование с помощью веревочки». «Монотипия». «Рисование на мокрой бумаге». «Граттаж». «Рисование молоком». «Художественный мусор» и многое другое.

     Каждый  из этих методов – это маленькая  игра. Их использование позволяет  детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает  воображение, дает полную свободу для  самовыражения.

     Фрагменты занятия: Рисование на воздушных шариках

     «Какого цвета осень?».

     Цель: Научить детей расписывать воздушные шары/декорации для праздника осени/. Формировать умение создавать выразительное изображение в контрастной цветовой гамме. Закреплять представление о теплой и холодной цветовой гамме. Закреплять навыки изображения осенних листьев гуашью. Воспитывать любовь к русской природе, искусству.  
 

     Материал  к занятию: Д/игра «Солнечное настроение». Карточки – задания. Игра «Подбери похожий цвет». Воздушные шары /холодных оттенков на каждого ребенка/. Звукозапись  П.И. Чайковского «Осень», из альбома  «Времена года».

     Фрагменты: В гости к детям приходит художник Хитрюшкин. Он приносит чудесную коробочку, в которой много интересных вещей.

     «Ребята! Я хочу с вами поиграть. В нашей  стране художников светит солнышко, но оно не такое, как у вас, оно  особенное. Оно состоит из нескольких цветов, причем каждый цвет стоит строго на своем месте, точно так же, как  и в радуге…»

     Дидактическая игра «Солнечное настроение». Олег, Вова, Миша, Таня – показали портрет весёлого солнышка. Женя, Алина, Надя, Сережа, Марина – портрет грустного, печального солнышка. Алла, Наташа, Вера – портрет  сердитого солнышка. Разница портретов  в цвете лучиков и их насыщенности. Дидактические игры помогают почувствовать выразительные возможности цвета, особенности его восприятия. Они активизируют механизмы эмоционального отклика, опосредованно приводят в действие эмоциональную сферу в целом.

     Дети  читают стихотворение:

     Знаменосец  – красный цвет

       Лучше цвета в мире нет!..

       …Фиолетового цвета

       Гребни гор в часы рассвета… 
 

     Выучив  эти двустишья обо всех цветах спектра, Олег Г., Марина К., Таня К. запомнили название оранжевого и синего цвета, Света Д., Алина Ч., Надя Н. – фиолетового и красного, Наташа И., Вова Б., Сережа П. – оранжевого. Дети закрепили не только названия цветов, но и последовательность цветового спектра.

     Основные  и составные цвета: Дети получаю  « карточки – задания», составляют разные цвета.

     Дети  вспоминают пословицы, поговорки, загадки, в которых упоминается цвет.

     Света Д. - Березоньки, как девоньки в сарафанчиках беленьких.

     Надя  Н. - На рябине, словно красны солнышки висят.

     Таня  Х. - Эй, звоночек, синий цвет, с язычком, а звону нет.

     Наташа  И. - Белые горошки на зеленой ножке. (Ландыш)

     Вова  Б. - Стоят в лучах сестрички, желтый глазок, белые реснички. (Ромашка)

     Алина Ч. - Синий мундир, желтая подкладка, а в середине сладко. (Слива)

     Марина - Сам алый, сахарный, кафтан зеленый, бархатный. (Арбуз)

     Рассматривание  картины «Осень». Вопросы: Какие  цвета использовал художник для  изображения картины? Боря, Миша, Таня ответили, что художник использовал  Желтый, оранжевый, красный цвет. Как назвать их одним словом? (теплые) Назовите оттенки красного цвета. Бордовый, кирпичный, розовый – ответили Оля и Ирина. Алый – добавил Егор.

     Кто больше назовет оттенков желтого  цвета? Лимонный – сказала Таня. Золотисто – желтый, пшеничный  – ответили Вера Д., Ирина С.

     Каждый  цвет имеет свое настроение.

       Игра «Подбери похожий цвет».  Воспитатель читает стихотворение,  дети поднимают карточку подходящего  цвета.

     В.Коркин.

     За  окном туман и слякоть,

     Звезды  прячутся во тьму,

     Очень хочется заплакать,

     Сам не знаю, почему.

     Утром ветки золотятся 

     В голубом, как сон дыму

     Очень хочется смеяться,

     Сам не знаю, почему.

     Хитрюшкин приносит в группу воздушные шары – синие, фиолетовые, голубые (на каждого  ребенка). Предлагает на них нарисовать красивые осенние листья и ими  украсить к празднику музыкальный  зал.

     Работа  детей. Звучит музыка П.И.Чайковского  из альбома «Времена года», «Осень».

     Заключительная  часть: Дети любуются своими работами, собирают из них гирлянду, оформляют  зал.

       Цветовое богатство детских рисунков поражает. Наши шестилетние малыши научились решительно соединять на своем рисунке множество необычайно ярких, открытых оттенков цвета. Цвет вызывает у них радость. Это им приятно, они это ценят.

       Мы развивали восприятие цвета наших детей с помощью наблюдений красоты цветовых отношений в природе, окружая их произведениями живописи, народного и декоративно – прикладного искусства, предметами быта. Цвет может лепить форму предмета, изображать красоту окружающего мира, выражать чувства, настроения, определенное эмоциональное состояние. Цвет можно по-разному воспринимать, цветом можно мыслить и конструировать.

       Еще один путь знакомства со свойствами цвета, который, мы применяем в своей работе, состоит в возможности сопоставить цвета и звуки (Синтез искусств).

     На  иллюстрации (см. приложение «Нотный  стан»), представлен в упрощенном виде чертеж И. Ньютона, основанный на условном сопоставлении цветов спектра  и музыкальной октавы.

     Для занятий тщательно отбираются музыкальные  произведения (см. приложение). Чем глубже и тоньше чувствует музыку ребенок, тем интереснее и многоцветнее его  рисунок. Дети очень быстро начинают понимать, что между настроением  музыки и цветом есть эмоциональная  связь. Слушая музыку, Олег Г. сказал:

     - Радостная музыка – яркая,  прозрачная и рисовать её нужно  яркими красками.

     Женя  Ч. сделала вывод, что печальная или вызывающая чувство страха музыка, должно быть нарисована темными тонами. 

     - Ласковую, нежную музыку, мы будем рисовать оттенками цветов: розовым, светло – жёлтым, голубым – добавила Алина.

       Нами были проведены разнообразные занятия, на которых дети изображали музыку – «Картины – марины». На этом занятии малыши рисовали море, после прослушивания фрагмента «Море» из оперы «Сказка о царе Султане» Р.Римского – Корсакова. Вера Д., Марина К. нарисовали бушующие волны, используя темную цветовую гамму. А Саша К. сказал, что его море страшное, суровое, потому, что музыка тоже страшная, громкая.

     Знакомство  с творчеством художника –  живописца Врубеля, сопровождалось музыкальным фрагментом «Царевна – Лебедь» из «Сказки о царе Султане». Женя Ч. сказала, что мелодия здесь поднимается вверх и опускается вниз. Она летает, сказала Таня Х.. Похожа на волны и взмахи крыльев – Саша К.. То, как они услышали музыку, определило и характер их рисунков. В рисунках были волнообразные линии, плавные штрихи. Оля И. сказала, что музыка была «летучая» и царевну – лебедь нарисовала летящей.

     Фрагменты интегрированного занятия «Снегурочка».

     (Знакомство  с творчеством художника –  сказочника В.М.Васнецова; Закрепление  знаний о холодной цветах; Развитие  культуры слушанья музыкального  произведения).

     Загадывание загадок; Чтение стихотворения: «Вы узнаёте зиму?»…

     …- Зимой все люди и природа находятся  в ожидании чуда. Зима, это время  чудес, время сказок. Давайте пригласим  к нам на занятие Снегурочку.

     Дети  поют песню «Снежинкина сестричка».

     Девочки, Женя, Алина, Таня, Оля, Вера исполняют «танец снежинок».

     Вопросы к детям:

      - Почему такую девочку называют  Снегурочкой?

      - Какими словами можно сказать  о Снегурочке, которая пришла  к нам? Какая она? Внешность, настроение, характер?

     Рассматривание  репродукции картины В.Васнецова  «Снегурочка», сопровождающееся слушаньем  фрагмента из оперы Н.Римского –  Корсакова «Снегурочка».

      - Представьте, что вы очутились  в лесу со Снегурочкой. Посмотрите, что делает Снегурочка, почему  она в лесу одна, о чем задумалась, какое у нее настроение?

     Вера  Д. сказала о том, что Снегурочка испугалась, ей страшно и холодно.

     - Нет, не холодно, она же Снегурочка, у неё длинная шуба – возразил  Миша.

Информация о работе Особенности восприятия цвета детьми 3-7 лет