Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 01:54, курсовая работа
Цель: сравнить особенности социально-психологической адаптации подростков, находящихся в различных социальных ситуациях, а именно: особенности социально-психологической адаптации подростков, живущих в семьях, и подростков, воспитывающихся в специальных государственных учреждениях.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать литературные источники по данной проблеме.
2. Изучить возрастные особенности подростков и особенности социально-психологической адаптации на данном этапе развития.
3. Выявить уровень социально-психологической адаптации подростков, воспитывающихся в семьях.
4. Установить уровень социально-психологической адаптации подростков-сирот.
Введение……………………………………………………………3
1. Теоретические подходы к проблеме социально-психологической адаптации подростков, воспитывающихся в различных социальных условиях
1.1. Проблема социально-психологической адаптации в психологической науке………………………………………………….. 5
Особенности развития в подростковом возрасте….. 10
1.3. Проблемы адаптации подростков, оставшихся без опеки родителей…………………………………………………………..20
Выводы……………………………………………………………. 22
2. Экспериментальное исследование социально-психологической адаптации подростков
2.1. Организация, задачи и метод исследования……………. 23
2.2. Результаты изучения социально-психологической адаптации мальчиков и девочек, воспитывающихся в различных социальных условиях……………………………………………………………………25
2.3. Особенности социально-психологической адаптации подростков, воспитывающихся в условиях семьи и в учреждении интернатного типа………………………………………………………..31
Рекомендации по коррекции социально-психологической дезадаптации подростков………………………………………………..37
Заключение………………………………………………………..39
Литература………………………………………
- «принятие других»: 60, 63, 67, 75, 78, 80, 80, 83, 83, 84, 84, 86, 87, 89, 89, 92, 93, 93, 100, 100, 100, 100;
- «интернальность»: 42, 46, 61, 62, 65, 66, 66, 68, 68, 70, 71, 74, 75, 75, 77, 78, 79, 81, 84, 90, 92, 100;
- «эмоциональный комфорт»: 43, 45, 46, 50, 50, 54, 64, 69, 72, 78, 80, 83, 86, 89, 90, 90, 90, 91, 94, 94, 100, 100;
- «стремление к доминированию»: 0, 0, 33, 40, 40, 46, 50, 57, 60, 67, 67, 70, 75, 77, 77, 77, 80, 80, 80, 86, 92, 92.
Вариационный ряд данных учащихся в МОКШ и МОЛ по каждому из критериев (n=22):
- «адаптация»: 28, 43, 54, 56, 63, 63, 66, 72, 74, 74, 74, 76, 78, 78, 79, 81, 82, 86, 86, 86, 87, 88;
- «самопринятие»: 21, 54, 55, 66, 67, 81, 82, 83, 85, 88, 88, 92, 92, 92, 92, 93, 94, 100, 100, 100, 100, 100;
- «принятие других»: 18, 35, 58, 67, 70, 73, 73, 78, 80, 80, 83, 86, 87, 87, 90, 91, 91, 92, 93, 93, 93, 100;
- «принятие других»: 21, 32, 32, 39, 42, 53, 53, 59, 65, 68, 70, 70, 74, 76, 76, 77, 78, 79, 83, 86, 91, 93;
- «эмоциональный комфорт»: 12, 25, 36, 44, 47, 56, 57, 67, 75, 76, 77, 78, 78, 80, 83, 85, 85, 86, 87, 90, 93, 94;
- «стремление к доминированию»: 33, 33, 40, 54, 57, 57, 60, 61, 61, 67, 67, 71, 72, 77, 77, 80, 80, 83, 83, 86, 88, 93.
В нашем случаи разделим шкалу признаков на 10 интервалов, т.к. в данном исследовании достаточно большое число вариант.
Таблица 1.
Распределение случайных величин учащихся СШ № 27
Интервалы | n1 | n2 | n3 | n4 | n5 | n6 |
[0;10] | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 2 |
(10;20] | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
(20;30] | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
(30;40] | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 3 |
(40;50] | 0 | 0 | 0 | 2 | 4 | 2 |
(50;60] | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 2 |
(60;70] | 6 | 0 | 3 | 8 | 2 | 3 |
(70;80] | 5 | 3 | 4 | 7 | 3 | 7 |
(80;90] | 11 | 3 | 8 | 3 | 6 | 1 |
(90;100] | 0 | 16 | 7 | 2 | 5 | 2 |
Таблица 2.
Распределение случайных величин учащихся МОКШ и МОЛ
Интервалы | n1 | n2 | n3 | n4 | n5 | n6 |
[0;10] | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
(10;20] | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 |
(20;30] | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 |
(30;40] | 0 | 0 | 1 | 3 | 1 | 3 |
(40;50] | 1 | 0 | 0 | 1 | 2 | 0 |
(50;60] | 2 | 2 | 1 | 3 | 2 | 4 |
(60;70] | 3 | 2 | 2 | 4 | 1 | 4 |
(70;80] | 8 | 0 | 5 | 6 | 6 | 6 |
(80;90] | 7 | 6 | 5 | 2 | 6 | 4 |
(90;100] | 0 | 11 | 7 | 2 | 2 | 1 |
Где n1 – показатель «адаптации», n2 – показатель «самопринятия», n3 – показатель «принятия других», n4 – показатель «интернальности», n5 – показатель «эмоционального комфорта», n6 – показатель «стремление к доминированию».
Расчет
мер центральной тенденции
По показателю «адаптация»:
Средняя арифметическая
X(M)= ;
где n – количество испытуемых в выборке, XR - частное значение показателей у отдельных испытуемых.
X(M)=
(62+62+63+87+86+84+81+64+72+
Медиана (Ме) – 65;
Мода (Мо) – 89;
Дисперсия
D= ;
где xi – i-ое значение переменной, xср. – средняя арифметическая, n – измерений.
D=(2*(62-77)+(63-77)+(
+(80-77)+(81-77)+2*(82-
2
+3*(89-77))/22=13,1;
Среднее квадратичное
;
= 13,1=3,62;
Показатель ассиметрии
А1= ;
А1 =10593,84;
Показатель эксцесса
А2= ;
А=651919,37;
Расчетные данные подтверждают ненормальность распределения.
По показателю «самопринятие»:
Средняя арифметическая – 93;
Медиана – 97;
Мода – 100;
Дисперсия – 5.5;
Среднее квадратичное отклонение – 2,34;
Показатель ассиметрии – 775;
Показатель эксцесса – 19948,69.
По показателю «принятие других»:
Средняя арифметическая – 85;
Медиана – 85;
Мода – 100;
Дисперсия – 0,7;
Среднее квадратичное отклонение – 0,84;
Показатель ассиметрии – (-0,99);
Показатель эксцесса – (-0,2).
По показателю «интернальность»:
Средняя арифметическая – 72;
Медиана – 72,5
Мода – 66, 68, 75;
Дисперсия – 1,6;
Среднее квадратичное отклонение – 1,26;
Показатель ассиметрии – 19,64;
Показатель эксцесса – 383,85.
По показателю «эмоциональный комфорт»:
Средняя арифметическая – 75;
Медиана – 81,5;
Мода – 90;
Дисперсия – 2,9;
Среднее квадратичное отклонение – 1,7;
Показатель ассиметрии – 114,27;
Показатель эксцесса – 1551,62.
По показателю «стремление к доминированию»:
Средняя арифметическая – 61;
Медиана – 68,5;
Мода – 77, 88;
Дисперсия – 0,7;
Среднее квадратичное отклонение – 0,84;
Показатель ассиметрии – 0,98;
Показатель эксцесса – (-0,2).
Расчетные
данные подтверждают, что распределение
отлично от нормального по всем показателям.
Расчет мер центральной тенденции по данным воспитанников госучреждений:
По показателю «адаптация»:
Средняя арифметическая – 71,5;
Медиана – 75;
Мода – 74, 86;
Дисперсия – 9,5;
Среднее квадратичное отклонение – 3,08;
Показатель ассиметрии – (-4049,13);
Показатель эксцесса – 180815,8.
По показателю «самопринятие»:
Средняя арифметическая – 83;
Медиана – 90;
Мода – 100;
Дисперсия – 0,045;
Среднее квадратичное отклонение – 0,21;
Показатель ассиметрии – 4,23;
Показатель эксцесса – (-2,99).
По показателю «принятие других»:
Средняя арифметическая – 78;
Медиана – 84,5;
Мода – 93;
Дисперсия – 0,18;
Среднее квадратичное отклонение – 0,42;
Показатель ассиметрии – 0,027;
Показатель эксцесса – (-2,98).
По показателю «интернальность»:
Средняя арифметическая – 64;
Медиана – 70;
Мода – 32, 53, 70, 76;
Дисперсия – 3,7;
Среднее квадратичное отклонение – 1,92;
Показатель ассиметрии – 234,54;
Показатель эксцесса – 55890,75.
По показателю «эмоциональный комфорт»:
Средняя арифметическая – 69;
Медиана – 77,5;
Мода – 78, 85;
Дисперсия – 3,7;