Особенности социально-психологической адаптации подростков, находящихся в различных социальных ситуациях

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 01:54, курсовая работа

Описание работы

Цель: сравнить особенности социально-психологической адаптации подростков, находящихся в различных социальных ситуациях, а именно: особенности социально-психологической адаптации подростков, живущих в семьях, и подростков, воспитывающихся в специальных государственных учреждениях.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать литературные источники по данной проблеме.
2. Изучить возрастные особенности подростков и особенности социально-психологической адаптации на данном этапе развития.
3. Выявить уровень социально-психологической адаптации подростков, воспитывающихся в семьях.
4. Установить уровень социально-психологической адаптации подростков-сирот.

Содержание

Введение……………………………………………………………3
1. Теоретические подходы к проблеме социально-психологической адаптации подростков, воспитывающихся в различных социальных условиях
1.1. Проблема социально-психологической адаптации в психологической науке………………………………………………….. 5
Особенности развития в подростковом возрасте….. 10
1.3. Проблемы адаптации подростков, оставшихся без опеки родителей…………………………………………………………..20
Выводы……………………………………………………………. 22
2. Экспериментальное исследование социально-психологической адаптации подростков
2.1. Организация, задачи и метод исследования……………. 23
2.2. Результаты изучения социально-психологической адаптации мальчиков и девочек, воспитывающихся в различных социальных условиях……………………………………………………………………25
2.3. Особенности социально-психологической адаптации подростков, воспитывающихся в условиях семьи и в учреждении интернатного типа………………………………………………………..31
Рекомендации по коррекции социально-психологической дезадаптации подростков………………………………………………..37
Заключение………………………………………………………..39
Литература………………………………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 525.50 Кб (Скачать)

       Дети и подростки, живущие в учреждениях опеки, не склонны заводить и поддерживать близкие отношения с работниками детских домов: детей мало стимулируют к общению; попытки самих детей общаться со взрослыми чаше всего игнорируются, взрослые, как правило, реагируют указаниями или предоставлением необходимой помощи.

       Оценив  существующие проблемы, можно сказать, что в учреждениях опеки, в связи с перечисленными причинами, отсутствует эффективная социальная структура для нормального роста и воспитания. Особо следует подчеркнуть, что в детские дома обычно попадают дети и подростки из асоциальных семей, и если они не приобретут чувства безопасности, необходимого для развития человека, это может стать детерминирующим фактором  их психологических и социальных проблем в будущем. 
 
 
 
 
 
 

       Выводы

       Таким образом,  адаптация является целостным, системным процессом, характеризующим взаимодействие человека с природной и социальной средой. Системообразующим фактором, регулирующим и организующим процесс адаптации, является цель, связанная с ведущей потребностью. Критериями адаптированности можно считать не только выживаемость человека и нахождение места в социально-профессиональной структуре, но и общий уровень здоровья, способность развиваться в соответствии со своим потенциалом жизнедеятельности, субъективное чувство самоуважения.

       Подростковый  возраст - это период бурного и неравномерного роста и развития организма. Центральным фактором физического развития в подростковом возрасте является половое созревание, которое оказывает существенное влияние на работу внутренних органов. Нервная система подростка еще не всегда способна выдерживать сильные или длительно действующие раздражители и под влиянием их часто переходит в состояние торможения или, наоборот, сильного возбуждения.

       Социальное  развитие подростка идет от осознания своих социальных возможностей, через становление личностных новообразований, к проявлению, укреплению, качественному изменению социальной позиции в результате собственной творческой деятельности.

       На  психическое развитие подростка, на его поведение и адаптацию влияет самооценка. Подростки с низкой самооценкой плохо приспосабливаются к эмоциональным ситуациям, что приводит их к эмоциональному напряжению, отрицательно сказывается на времени выполнения заданий и дел.

       Одним из факторов, обуславливающих качество адаптации подростков, является уровень социального развития, подразумевающий владение психологическими способностями и знаниями в сфере личностных отношений, усвоение социальных норм и ценностей.

       Психологический смысл адаптации или ее полезность для социализирующегося подростка может заключаться в избавлении от чувства страха, одиночества или сокращении сроков социального научения (обучения), когда, опираясь на общественный или групповой опыт, человек избавляется от необходимости проб и ошибок, сразу выбирая более подходящую программу поведения. Социально-психическая дезадаптированность личности в первую очередь выражается в неспособности ее адаптации к собственным потребностям и притязаниям. 
 
 
 
 
 
 
 

             2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ 

            2.1 Организация, задачи и метод исследования 

       Экспериментальное исследование социально-психологической  адаптации подростков проводилось  в СШ № 27 с детьми 13 лет, выборка – 22 человека (среди них 11 мальчиков и 11 девочек); в Могилевской Областной Кадетской Школе с мальчиками 13 лет, выборка – 11 человек; в Могилевском Областном Лицеи для девочек с девочками 13-14 лет, выборка – 11 человек.

       Предлагаем  следующую рабочую гипотезу: предполагается, что подростки, воспитывающиеся в семьях, лучшее адаптированы к условиям современного мира, чем подростки, воспитывающиеся в специальных государственных учреждениях.

       Задачи  экспериментальной части работы были определены следующим образом:

       1. Исследовать уровень социально-психологической адаптации у подростков, воспитывающихся в семьях и подростков-сирот.

        2.Сравнить результаты и выявить  взаимосвязь между уровнем социально-психологической  адаптации и наличием или же  отсутствием родителей.

       а. сравнить 2 выборки (мальчики + девочки) по критерию наличия или отсутствия семьи;

       б. сопоставить по каждой из выборок  результаты мальчиков и точно  так же – результаты девочек в  отдельности.

       3. Проанализировать полученные результаты.

       Экспериментальное исследование было реализовано в несколько этапов:

       На  первом этапе было проведено непосредственное исследование уровней социально-психологической  адаптации. Для решения данной задачи использовалась методика социально-психологической  приспособленности К. Роджерса и Р. Даймонда в адаптации Т.В. Снегиревой в 1978 году, А.М. Прихожан, 2000.

       На  втором этапе сравнивались полученные результаты, выявлялись взаимосвязь  между уровнем социально-психологической  адаптации и наличием или отсутствием  семьи, закономерности ее проявления и проанализировать полученные результаты.

       Методика  разработана К. Роджерсом и Р. Даймонд с целью диагностики  неприспособленности. Для применения в СССР адаптирована Т.В. Снегиревой в 1978 году. Предназначена для школьников 12-17 лет.

       В настоящий вариант (А.М. Прихожан, 2000) внесены следующие изменения:

       разработаны две версии – для юношей и девушек;

       незначительно изменена лексика и формы высказываний для использования в работе с  современными подростками и юношами.

       Методика  состоит из 101 утверждения, которые испытуемый оценивает по 7-балльной шкале (от 0 до 6 баллов) как свойственные и несвойственные ему (от 0 – совершенно ко мне не относится - до 6 – точно про меня) (Приложение 1).

       С помощью данной методики выявляются уровни адаптированности и дезадаптированности, а также следующие биполярные факторы: принятие – непринятие себя, принятие других – конфликт с другими, внутренний – внешний локус контроля, эмоциональный комфорт – дискомфорт, доминирование – зависимость, уход от решения проблем. Есть еще субшкала социальной желательности ( субшкала «лжи»).

       Для проведения необходима ручка и бланк  для заполнения. 

       Организация исследования.

       Исследование  проводилось в конце марта  – начале апреля 2009 года. В исследовании участвовали подростки в возрасте 13-14 лет следующих учреждений: - средней школы города Могилева №27;

                 - Могилевской Областной Кадетской  школы;

                 - Могилевского Областного Лицея  для девочек  

       Описание  процедуры исследования.

       Исследование  проводится в группе. Респондентам предлагается выполнить предложенное задание:

       « На следующих страницах представлены высказывания о поведении человека, его мыслях, переживаниях. При чтении высказываний подумайте, насколько  оно может быть отнесено к вам, и обведите кружком одну из цифр, напечатанных под высказыванием, - 0,1,2,3,4,5,6 – в зависимости от того, насколько оно характерно для вас ».

       Время не ограничено.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       2.2. Результаты изучения социально-психологической адаптации мальчиков и девочек, воспитывающихся в различных социальных условиях 

       В соответствии с задачами нашего исследования проводилась диагностика социально-психологической  адаптированности подростков, воспитывающихся  в различных социальных условиях.  По каждой из шкал (адаптированность, дезадаптированность, принятие себя, непринятие себя, принятие других, внутренний локус контроля, внешний локус контроля, эмоциональный комфорт, эмоциональный дискомфорт, доминирование, зависимость) подсчитываем баллы в соответствии с ключом. Потом же по формулам для каждого биполярного фактора (адаптированность (a1) – дезадаптированность (b1),  принятие (a2) -непринятие (b2) себя, принятие других (a3)– конфликт с другими (b3), внутренний (a4) - внешний (b4) локус контроля, эмоциональный комфорт (a5) – дискомфорт (b5), доминирование (a6) – зависимость (b6)) подсчитываем интегральный показатель. Используем следующее формулы:                                         

       1. адаптация (A)=a1/(a1+b1)*100%;

        2. самопринятие (S)=a2/(a2+b2)*100%;

       3. принятие других (L)=1.2*a3/(1.2*a3+b3)*100%;

       4. интернальность (I)=a4/(a4+1.4*b4)*100%;

       5. эмоциональный комфорт (E)=a5/(a5+b5)*100%;

       6. стремление к доминированию (D)=2*a6/(2*a6+b6)*100%.

       Полученные  данные предложены в 4-х таблицах на 2-х последующих страницах.

       Средний показатель по классу дает возможность для описания количественных и качественных признаков, а так же для сравнения.

       Значение  всех показателей мы будем разделять  на 5 классов:

       1 низкий – 0 – 20%;

       2 ниже среднего – 21 - 40%;

       3 средний – 41 – 60%;

       4 выше среднего – 61 – 80%;

       5 высокий – 81 – 100%.

       По  результатам исследования уровня социально-психологической  адаптации у девочек, учащихся СШ № 27 (таблица 1) средняя величина адаптации  испытуемых составляет 75%, что соотносится  с 4-ым классом адаптации; средняя  величина показателя самопринятия составляет 93% - высокий уровень; среднее по принятию других – 82%; среднее по критерию интернальности – 70% (выше среднего); средняя величина эмоционального комфорта – 70%; среднее значение доминирования среди девочек составляет 54% - средний уровень. Низкий уровень выявлен только по показателю «стремление к доминированию» и он проявляется у одной испытуемой; класс «ниже среднего» отмечен у 2-х испытуемых.

       В результате проведенной диагностики с мальчиками, учащимися СШ №27, получены следующие результаты (таблица 2): средняя величина адаптации испытуемых составляет 80%, что соотносится с 4-ым уровнем адаптации; средняя величина показателя самопринятия составляет 93% - высокий уровень; среднее по принятию других – 87%; среднее по критерию интернальности – 74% (4-ый класс); средняя величина эмоционального комфорта – 80%, что соотносится с 4-ым уровнем эмоционального комфорта; среднее значение доминирования среди мальчиков составляет 68%. Низкий уровень выявлен только по показателю доминирования у одного испытуемого и еще один мальчик по этому же показателю имеет количество баллов «ниже среднего».

       В результате исследования девочек, воспитывающихся  в МОЛ (таблица 3), получены следующие результаты: средняя величина адаптации испытуемых составляет 64%, что соотносится с уровнем адаптации выше среднего; средняя величина показателя самопринятия составляет 76%; среднее по показателю «принятию других» – 73%; среднее по критерию интернальности – 56% (средний уровень); средняя величина эмоционального комфорта – 64%, что соотносится с уровнем эмоционального комфорта выше среднего; среднее значение доминирования среди девочек составляет 62% . Низкий уровень выявлен по следующим показателям: «принятие других» - у 1–ой испытуемой; по фактору «интернальность» – у 1-ого испытуемой. Класс «ниже среднего» выявлен по следующим показателям: «адаптация» - у 1-ой испытуемой; «самоопределение» - у одной испытуемой «принятие других» - у одной испытуемой»; « интернальность» - у 3-х девочек; «эмоциональный комфорт» - у 2-х девочек и «стремление к доминированию» - у 2-х человек Притом, у Анастасии Г. проявляется низкий уровень по всем показателям, у Анастасии Л. по 3-м из всех показателей (принятие других, интернальность, эмоциональный комфорт).

Информация о работе Особенности социально-психологической адаптации подростков, находящихся в различных социальных ситуациях