Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 01:54, курсовая работа
Цель: сравнить особенности социально-психологической адаптации подростков, находящихся в различных социальных ситуациях, а именно: особенности социально-психологической адаптации подростков, живущих в семьях, и подростков, воспитывающихся в специальных государственных учреждениях.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать литературные источники по данной проблеме.
2. Изучить возрастные особенности подростков и особенности социально-психологической адаптации на данном этапе развития.
3. Выявить уровень социально-психологической адаптации подростков, воспитывающихся в семьях.
4. Установить уровень социально-психологической адаптации подростков-сирот.
Введение……………………………………………………………3
1. Теоретические подходы к проблеме социально-психологической адаптации подростков, воспитывающихся в различных социальных условиях
1.1. Проблема социально-психологической адаптации в психологической науке………………………………………………….. 5
Особенности развития в подростковом возрасте….. 10
1.3. Проблемы адаптации подростков, оставшихся без опеки родителей…………………………………………………………..20
Выводы……………………………………………………………. 22
2. Экспериментальное исследование социально-психологической адаптации подростков
2.1. Организация, задачи и метод исследования……………. 23
2.2. Результаты изучения социально-психологической адаптации мальчиков и девочек, воспитывающихся в различных социальных условиях……………………………………………………………………25
2.3. Особенности социально-психологической адаптации подростков, воспитывающихся в условиях семьи и в учреждении интернатного типа………………………………………………………..31
Рекомендации по коррекции социально-психологической дезадаптации подростков………………………………………………..37
Заключение………………………………………………………..39
Литература………………………………………
Дети и подростки, живущие в учреждениях опеки, не склонны заводить и поддерживать близкие отношения с работниками детских домов: детей мало стимулируют к общению; попытки самих детей общаться со взрослыми чаше всего игнорируются, взрослые, как правило, реагируют указаниями или предоставлением необходимой помощи.
Оценив
существующие проблемы, можно сказать,
что в учреждениях опеки, в связи
с перечисленными причинами, отсутствует
эффективная социальная структура для
нормального роста и воспитания. Особо
следует подчеркнуть, что в детские дома
обычно попадают дети и подростки из асоциальных
семей, и если они не приобретут чувства
безопасности, необходимого для развития
человека, это может стать детерминирующим
фактором их психологических и социальных
проблем в будущем.
Выводы
Таким образом, адаптация является целостным, системным процессом, характеризующим взаимодействие человека с природной и социальной средой. Системообразующим фактором, регулирующим и организующим процесс адаптации, является цель, связанная с ведущей потребностью. Критериями адаптированности можно считать не только выживаемость человека и нахождение места в социально-профессиональной структуре, но и общий уровень здоровья, способность развиваться в соответствии со своим потенциалом жизнедеятельности, субъективное чувство самоуважения.
Подростковый возраст - это период бурного и неравномерного роста и развития организма. Центральным фактором физического развития в подростковом возрасте является половое созревание, которое оказывает существенное влияние на работу внутренних органов. Нервная система подростка еще не всегда способна выдерживать сильные или длительно действующие раздражители и под влиянием их часто переходит в состояние торможения или, наоборот, сильного возбуждения.
Социальное развитие подростка идет от осознания своих социальных возможностей, через становление личностных новообразований, к проявлению, укреплению, качественному изменению социальной позиции в результате собственной творческой деятельности.
На психическое развитие подростка, на его поведение и адаптацию влияет самооценка. Подростки с низкой самооценкой плохо приспосабливаются к эмоциональным ситуациям, что приводит их к эмоциональному напряжению, отрицательно сказывается на времени выполнения заданий и дел.
Одним из факторов, обуславливающих качество адаптации подростков, является уровень социального развития, подразумевающий владение психологическими способностями и знаниями в сфере личностных отношений, усвоение социальных норм и ценностей.
Психологический
смысл адаптации или ее полезность
для социализирующегося подростка может
заключаться в избавлении от чувства страха,
одиночества или сокращении сроков социального
научения (обучения), когда, опираясь на
общественный или групповой опыт, человек
избавляется от необходимости проб и ошибок,
сразу выбирая более подходящую программу
поведения. Социально-психическая дезадаптированность
личности в первую очередь выражается
в неспособности ее адаптации к собственным
потребностям и притязаниям.
2.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
АДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ
2.1 Организация, задачи
и метод исследования
Экспериментальное исследование социально-психологической адаптации подростков проводилось в СШ № 27 с детьми 13 лет, выборка – 22 человека (среди них 11 мальчиков и 11 девочек); в Могилевской Областной Кадетской Школе с мальчиками 13 лет, выборка – 11 человек; в Могилевском Областном Лицеи для девочек с девочками 13-14 лет, выборка – 11 человек.
Предлагаем следующую рабочую гипотезу: предполагается, что подростки, воспитывающиеся в семьях, лучшее адаптированы к условиям современного мира, чем подростки, воспитывающиеся в специальных государственных учреждениях.
Задачи экспериментальной части работы были определены следующим образом:
1. Исследовать уровень социально-психологической адаптации у подростков, воспитывающихся в семьях и подростков-сирот.
2.Сравнить результаты и
а. сравнить 2 выборки (мальчики + девочки) по критерию наличия или отсутствия семьи;
б. сопоставить по каждой из выборок результаты мальчиков и точно так же – результаты девочек в отдельности.
3.
Проанализировать полученные
Экспериментальное исследование было реализовано в несколько этапов:
На
первом этапе было проведено непосредственное
исследование уровней социально-
На
втором этапе сравнивались полученные
результаты, выявлялись взаимосвязь
между уровнем социально-
Методика разработана К. Роджерсом и Р. Даймонд с целью диагностики неприспособленности. Для применения в СССР адаптирована Т.В. Снегиревой в 1978 году. Предназначена для школьников 12-17 лет.
В настоящий вариант (А.М. Прихожан, 2000) внесены следующие изменения:
разработаны две версии – для юношей и девушек;
незначительно изменена лексика и формы высказываний для использования в работе с современными подростками и юношами.
Методика состоит из 101 утверждения, которые испытуемый оценивает по 7-балльной шкале (от 0 до 6 баллов) как свойственные и несвойственные ему (от 0 – совершенно ко мне не относится - до 6 – точно про меня) (Приложение 1).
С помощью данной методики выявляются уровни адаптированности и дезадаптированности, а также следующие биполярные факторы: принятие – непринятие себя, принятие других – конфликт с другими, внутренний – внешний локус контроля, эмоциональный комфорт – дискомфорт, доминирование – зависимость, уход от решения проблем. Есть еще субшкала социальной желательности ( субшкала «лжи»).
Для
проведения необходима ручка и бланк
для заполнения.
Организация исследования.
Исследование
проводилось в конце марта
– начале апреля 2009 года. В исследовании
участвовали подростки в
- Могилевской Областной
- Могилевского Областного Лицея
для девочек
Описание процедуры исследования.
Исследование проводится в группе. Респондентам предлагается выполнить предложенное задание:
«
На следующих страницах
Время
не ограничено.
2.2.
Результаты изучения
социально-психологической
адаптации мальчиков
и девочек, воспитывающихся
в различных социальных
условиях
В
соответствии с задачами нашего исследования
проводилась диагностика
1. адаптация (A)=a1/(a1+b1)*100%;
2. самопринятие (S)=a2/(a2+b2)*100%;
3. принятие других (L)=1.2*a3/(1.2*a3+b3)*100%;
4. интернальность (I)=a4/(a4+1.4*b4)*100%;
5.
эмоциональный комфорт (E)=a5/(
6. стремление к доминированию (D)=2*a6/(2*a6+b6)*100%.
Полученные данные предложены в 4-х таблицах на 2-х последующих страницах.
Средний показатель по классу дает возможность для описания количественных и качественных признаков, а так же для сравнения.
Значение всех показателей мы будем разделять на 5 классов:
1 низкий – 0 – 20%;
2 ниже среднего – 21 - 40%;
3 средний – 41 – 60%;
4 выше среднего – 61 – 80%;
5 высокий – 81 – 100%.
По результатам исследования уровня социально-психологической адаптации у девочек, учащихся СШ № 27 (таблица 1) средняя величина адаптации испытуемых составляет 75%, что соотносится с 4-ым классом адаптации; средняя величина показателя самопринятия составляет 93% - высокий уровень; среднее по принятию других – 82%; среднее по критерию интернальности – 70% (выше среднего); средняя величина эмоционального комфорта – 70%; среднее значение доминирования среди девочек составляет 54% - средний уровень. Низкий уровень выявлен только по показателю «стремление к доминированию» и он проявляется у одной испытуемой; класс «ниже среднего» отмечен у 2-х испытуемых.
В результате проведенной диагностики с мальчиками, учащимися СШ №27, получены следующие результаты (таблица 2): средняя величина адаптации испытуемых составляет 80%, что соотносится с 4-ым уровнем адаптации; средняя величина показателя самопринятия составляет 93% - высокий уровень; среднее по принятию других – 87%; среднее по критерию интернальности – 74% (4-ый класс); средняя величина эмоционального комфорта – 80%, что соотносится с 4-ым уровнем эмоционального комфорта; среднее значение доминирования среди мальчиков составляет 68%. Низкий уровень выявлен только по показателю доминирования у одного испытуемого и еще один мальчик по этому же показателю имеет количество баллов «ниже среднего».
В результате исследования девочек, воспитывающихся в МОЛ (таблица 3), получены следующие результаты: средняя величина адаптации испытуемых составляет 64%, что соотносится с уровнем адаптации выше среднего; средняя величина показателя самопринятия составляет 76%; среднее по показателю «принятию других» – 73%; среднее по критерию интернальности – 56% (средний уровень); средняя величина эмоционального комфорта – 64%, что соотносится с уровнем эмоционального комфорта выше среднего; среднее значение доминирования среди девочек составляет 62% . Низкий уровень выявлен по следующим показателям: «принятие других» - у 1–ой испытуемой; по фактору «интернальность» – у 1-ого испытуемой. Класс «ниже среднего» выявлен по следующим показателям: «адаптация» - у 1-ой испытуемой; «самоопределение» - у одной испытуемой «принятие других» - у одной испытуемой»; « интернальность» - у 3-х девочек; «эмоциональный комфорт» - у 2-х девочек и «стремление к доминированию» - у 2-х человек Притом, у Анастасии Г. проявляется низкий уровень по всем показателям, у Анастасии Л. по 3-м из всех показателей (принятие других, интернальность, эмоциональный комфорт).