Особенности социально-психологической адаптации подростков, находящихся в различных социальных ситуациях

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 01:54, курсовая работа

Описание работы

Цель: сравнить особенности социально-психологической адаптации подростков, находящихся в различных социальных ситуациях, а именно: особенности социально-психологической адаптации подростков, живущих в семьях, и подростков, воспитывающихся в специальных государственных учреждениях.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать литературные источники по данной проблеме.
2. Изучить возрастные особенности подростков и особенности социально-психологической адаптации на данном этапе развития.
3. Выявить уровень социально-психологической адаптации подростков, воспитывающихся в семьях.
4. Установить уровень социально-психологической адаптации подростков-сирот.

Содержание

Введение……………………………………………………………3
1. Теоретические подходы к проблеме социально-психологической адаптации подростков, воспитывающихся в различных социальных условиях
1.1. Проблема социально-психологической адаптации в психологической науке………………………………………………….. 5
Особенности развития в подростковом возрасте….. 10
1.3. Проблемы адаптации подростков, оставшихся без опеки родителей…………………………………………………………..20
Выводы……………………………………………………………. 22
2. Экспериментальное исследование социально-психологической адаптации подростков
2.1. Организация, задачи и метод исследования……………. 23
2.2. Результаты изучения социально-психологической адаптации мальчиков и девочек, воспитывающихся в различных социальных условиях……………………………………………………………………25
2.3. Особенности социально-психологической адаптации подростков, воспитывающихся в условиях семьи и в учреждении интернатного типа………………………………………………………..31
Рекомендации по коррекции социально-психологической дезадаптации подростков………………………………………………..37
Заключение………………………………………………………..39
Литература………………………………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 525.50 Кб (Скачать)

       МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСУБЛИКИ  БЕЛАРУСЬ 

       МОГИЛЕВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ 

       ИМ. А.А.КУЛЕШОВА 

       Факультет педагогики и психологии детства 

       Кафедра специальных психолого-педагогических дисциплин 
 
 
 
 
 

       Курсовая  работа 
 
 
 
 
 

       Особенности социально-психологической адаптации 

         подростков, находящихся  в различных социальных 

         ситуациях 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Выполнила: студентка 2 курса, гр. А 

       Карпунева Жанна Павловна 

       Научный руководитель:

        

       кандидат  психологических  наук 

       Авраменко Валентина Васильевна 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       г. Могилев, 2009г.

       Содержание 

       Введение……………………………………………………………3

       1. Теоретические подходы к проблеме социально-психологической адаптации подростков, воспитывающихся в различных социальных условиях                                                                                                                 

       1.1. Проблема социально-психологической адаптации в психологической науке………………………………………………….. 5

    1.     Особенности развития в подростковом возрасте….. 10

    1.3.        Проблемы адаптации подростков, оставшихся без опеки родителей…………………………………………………………..20

    Выводы……………………………………………………………. 22 

       2. Экспериментальное  исследование социально-психологической  адаптации подростков

       2.1. Организация, задачи и метод исследования……………. 23

       2.2. Результаты изучения социально-психологической адаптации мальчиков и девочек, воспитывающихся в различных социальных условиях……………………………………………………………………25

       2.3. Особенности  социально-психологической  адаптации подростков, воспитывающихся  в условиях семьи  и в учреждении  интернатного типа………………………………………………………..31

       Рекомендации  по коррекции социально-психологической  дезадаптации подростков………………………………………………..37

       Заключение………………………………………………………..39

       Литература………………………………………………………...41

       Приложение

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       ВВЕДЕНИЕ 

       Изучение механизмов и закономерностей адаптации человека в разнообразных социальных условиях на различных уровнях приобретает в настоящее время фундаментальное значение.

       В период всей жизни человека - с момента  рождения и до самой смерти - его  непрерывно сопровождает процесс адаптации. Этот процесс неразделим с самим понятием "жизнь": немыслима жизнь без адаптации, равно как и адаптация не существует вне жизненного цикла живого организма. Адаптация личности особенно молодого человека в обществе постоянных перемен затруднена, человек не успевает за стремительным ходом событий. Расширяется сфера дезадаптации. Молодые люди вынуждены ориентироваться на отдельные, хотя и важные жизненные перспективы; изменяются жизненные ценности. Подростковый возраст считается очень важным периодом в психосоциальном развитии человека. Уже не ребенок, но еще и не взрослый, подросток сталкивается с различными социальными требованиями и новыми ролями, что и составляет существо задачи, которая предъявляется человеку в этом возрастном периоде. В возрасте 12 - 17 лет особенно остро проявляются, акцентируются некоторые свойства характера. Такие акцентуации, не будучи сами по себе патологическими, тем не менее повышают возможность психических травм и отклонений от норм поведения.

       Объект  исследования: социально-психологическая адаптация.

       Предмет: особенности социально-психологической адаптации подростков.

       Цель: сравнить особенности социально-психологической адаптации подростков, находящихся в различных социальных ситуациях, а именно: особенности социально-психологической адаптации подростков, живущих в семьях, и подростков, воспитывающихся в специальных государственных учреждениях.

       Задачи:

       1. Изучить и проанализировать литературные источники по данной проблеме.

       2. Изучить возрастные особенности  подростков и особенности социально-психологической адаптации на данном этапе развития.

       3. Выявить уровень социально-психологической  адаптации подростков, воспитывающихся  в семьях.

       4. Установить уровень социально-психологической  адаптации подростков-сирот.

       5. Сравнить показатели социально-психологической адаптации подростков двух выборок, проанализировать полученные результаты.

       Гипотеза  исследования: предположим, что подростки из семей более приспособлены к условиям современной жизни, чем подростки, воспитывающиеся в специальных государственных учреждениях.

       Для проверки сформулированной гипотезы мы применяли следующие взаимодополняющие  и взаимопроверяющие методы: 
1) теоретические: 
- анализ; 
- синтез; 
- обобщение; 
2) эмпирические: 
- тест-опросник, разработанный К. Роджерсом и Р. Даймонд с целью диагностики социально-психологической приспособленности. 
В работе были использованы методы количественной и качественной обработки полученных данных. Оценка статистической значимости результатов проводилась с помощью Q-критерий Розенбаума, после чего производился качественный анализ и содержательная интерпретация результатов.

       Исследование  проводилось в конце марта  – начале апреля 2009 года. В исследовании участвовали подростки (мальчики и  девочки) в возрасте 13-14 лет следующих  учреждений:

                  - средней школы города Могилева №27 (22 человека: 11 мальчиков и 11 девочек);

                 - Могилевской Областной Кадетской  школы (11 мальчиков);

                 - Могилевском Областном Лицее  для девочек (11 девочек).

              
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                      1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В РАЗЛИЧНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ   

       1.1. Проблема социально-психологической адаптации в психологической науке

       В период всей жизни человека - с момента рождения и до самой смерти - его непрерывно сопровождает процесс адаптации. Этот процесс неразделим с самим понятием "жизнь": немыслима жизнь без адаптации, равно как и адаптация не существует вне жизненного цикла живого организма.

       Термин  адаптация был заимствован из биологической науки с несколько видоизмененным содержанием. Перенос понятия, характеризующего универсальное свойство живой материи приспосабливаться к постоянно меняющимся внешним условиям, в гуманитарную область повлек за собой ряд теоретико-методологических споров. В основном эти споры касались правомерности отнесения к человеку трактовки адаптации как приспособления к условиям внешней среды. У человека развитие психики, включающей высшую ее форму - сознание - достигло такого уровня, что поведение и деятельность стали определяющим фактором его адаптации [22]. Человек в процессе своей жизнедеятельности преобразует внешнюю среду, приспосабливая ее к своим потребностям. То, что значительную часть преобразований он осуществляет осознанно, отличает его от остальных представителей животного мира. По мнению В.П. Казначеева: «Адаптация в широком смысле - процесс приспособления человека к условиям среды обитания, которую все в большей мере создает он сам в результате преобразования природы, направленный на сохранение, развитие человека и достижения главной цели: прогресса человека» [10, с. 4]. В отличие от животных, благодаря своей социальной природе, человек способен создать искусственную среду - среду культуры и цивилизации, в результате чего расширяется спектр его приспособительной активности. Казалось бы, эти определения свидетельствуют о том, что даже физиологическое направление исследования адаптационных процессов признает коренное отличие в понимании термина «приспособление» применительно к человеку. Однако предназначение адаптации многие физиологи видят в обеспечении состояния гомеостаза, а способность к адаптации оценивают как процесс «подгонки», оптимизации ответных реакций без коренной перестройки деятельности всего организма [9, с. 16]. При такой постановке проблемы полностью выпадает внутренний, субъективный аспект развития приспособительной активности человека, совершенствования механизмов психической, личностной регуляции поведения и деятельности.

       Подобный  естественнонаучный подход к явлению адаптации не мог не проявиться и в особенностях исследований, посвященных проблеме социальной адаптации человека. Наиболее полное для своего времени определение понятия «социальная адаптация» было предложено в диссертационной работе И.А. Милославовой, выполненной в 1974 году: «Социальная адаптация - один из механизмов социализации, позволяющей личности (группе) активно включаться в различные структурные элементы социальной среды путем стандартизации повторяющихся ситуаций, что дает возможность личности (группе) успешно функционировать в условиях динамичного социального окружения». Каждый из видов социальной адаптации, в том числе - профессиональной, по мнению автора, включает две стороны: предметную и социально-психологическую, последняя подразумевает приспособленность к социально-психологической атмосфере нового коллектива. В качестве социально-психологических механизмов различных форм адаптации, выделенных по критериям активности-пассивности: приспособления и приспосабливания - предлагалось рассматривать конформные реакции, подражание, заражение, внушение, убеждение.

       Анализируя  принятую автором позицию, можно  отметить, что наибольшее сомнение вызывает положение о том, что  основным средством адаптации личности в социальной среде является стандартизация ситуаций. По-видимому, такой подход объяснялся не только существовавшей естественнонаучной точкой зрения на процесс адаптации, но и тем, что исследование было проведено более 30 лет назад на фоне достаточно стабильной социальной ситуации.

         В современных условиях, отличающихся  высокой динамичностью, стандартизация  поведения не может обеспечить  эффективность социальной адаптации. Как показали следующие десятилетия, изучение адаптации и ее механизмов развивалось именно по этому пути. Эволюция теорий стресса и общего здоровья человека, развитие психосоматической медицины и экологической физиологии, внедрение в практику достижений гуманистической психологии и психотерапии существенно преобразовали взгляды на феномен адаптации и регуляторные механизмы, лежащие в его основе. Системный подход позволил преодолеть свойственное прежнему времени искусственное разделение видов и уровней адаптации и высказать предположение о механизмах их взаимодействия, предложить комплексные критерии адаптированности, уточнить понятие адаптации. Обобщая основные положения, высказанные в трудах В.С. Аршавского и В.В. Ротенберга, В.И. Медведева и Г.М. Зараковского, Л.А. Китаева-Смык, Ф.Б. Березина, В.Н. Крутько, Е.Ю. Коржовой можно заключить, что:

Информация о работе Особенности социально-психологической адаптации подростков, находящихся в различных социальных ситуациях