Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 01:54, курсовая работа
Цель: сравнить особенности социально-психологической адаптации подростков, находящихся в различных социальных ситуациях, а именно: особенности социально-психологической адаптации подростков, живущих в семьях, и подростков, воспитывающихся в специальных государственных учреждениях.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать литературные источники по данной проблеме.
2. Изучить возрастные особенности подростков и особенности социально-психологической адаптации на данном этапе развития.
3. Выявить уровень социально-психологической адаптации подростков, воспитывающихся в семьях.
4. Установить уровень социально-психологической адаптации подростков-сирот.
Введение……………………………………………………………3
1. Теоретические подходы к проблеме социально-психологической адаптации подростков, воспитывающихся в различных социальных условиях
1.1. Проблема социально-психологической адаптации в психологической науке………………………………………………….. 5
Особенности развития в подростковом возрасте….. 10
1.3. Проблемы адаптации подростков, оставшихся без опеки родителей…………………………………………………………..20
Выводы……………………………………………………………. 22
2. Экспериментальное исследование социально-психологической адаптации подростков
2.1. Организация, задачи и метод исследования……………. 23
2.2. Результаты изучения социально-психологической адаптации мальчиков и девочек, воспитывающихся в различных социальных условиях……………………………………………………………………25
2.3. Особенности социально-психологической адаптации подростков, воспитывающихся в условиях семьи и в учреждении интернатного типа………………………………………………………..31
Рекомендации по коррекции социально-психологической дезадаптации подростков………………………………………………..37
Заключение………………………………………………………..39
Литература………………………………………
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ РЕСУБЛИКИ
БЕЛАРУСЬ
МОГИЛЕВСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ
ИМ.
А.А.КУЛЕШОВА
Факультет
педагогики и психологии
детства
Кафедра
специальных психолого-
Курсовая
работа
Особенности
социально-психологической
адаптации
подростков, находящихся
в различных социальных
ситуациях
Выполнила:
студентка 2 курса, гр.
А
Карпунева
Жанна Павловна
Научный руководитель:
кандидат
психологических
наук
Авраменко
Валентина Васильевна
г. Могилев, 2009г.
Содержание
Введение………………………………………
1.
Теоретические подходы
к проблеме социально-психологической
адаптации подростков,
воспитывающихся в различных
социальных условиях
1.3.
Проблемы адаптации
подростков, оставшихся
без опеки родителей………………………………………………………
Выводы…………………………………………………………….
22
2.
Экспериментальное
исследование социально-
2.1. Организация, задачи и метод исследования……………. 23
2.2.
Результаты изучения
социально-психологической
адаптации мальчиков
и девочек, воспитывающихся
в различных социальных
условиях…………………………………………………………
2.3.
Особенности социально-
Рекомендации
по коррекции социально-
Заключение…………………………………
Литература…………………………………
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Изучение механизмов и закономерностей адаптации человека в разнообразных социальных условиях на различных уровнях приобретает в настоящее время фундаментальное значение.
В период всей жизни человека - с момента рождения и до самой смерти - его непрерывно сопровождает процесс адаптации. Этот процесс неразделим с самим понятием "жизнь": немыслима жизнь без адаптации, равно как и адаптация не существует вне жизненного цикла живого организма. Адаптация личности особенно молодого человека в обществе постоянных перемен затруднена, человек не успевает за стремительным ходом событий. Расширяется сфера дезадаптации. Молодые люди вынуждены ориентироваться на отдельные, хотя и важные жизненные перспективы; изменяются жизненные ценности. Подростковый возраст считается очень важным периодом в психосоциальном развитии человека. Уже не ребенок, но еще и не взрослый, подросток сталкивается с различными социальными требованиями и новыми ролями, что и составляет существо задачи, которая предъявляется человеку в этом возрастном периоде. В возрасте 12 - 17 лет особенно остро проявляются, акцентируются некоторые свойства характера. Такие акцентуации, не будучи сами по себе патологическими, тем не менее повышают возможность психических травм и отклонений от норм поведения.
Объект исследования: социально-психологическая адаптация.
Предмет: особенности социально-психологической адаптации подростков.
Цель: сравнить особенности социально-психологической адаптации подростков, находящихся в различных социальных ситуациях, а именно: особенности социально-психологической адаптации подростков, живущих в семьях, и подростков, воспитывающихся в специальных государственных учреждениях.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать литературные источники по данной проблеме.
2.
Изучить возрастные
3.
Выявить уровень социально-
4.
Установить уровень социально-
5. Сравнить показатели социально-психологической адаптации подростков двух выборок, проанализировать полученные результаты.
Гипотеза исследования: предположим, что подростки из семей более приспособлены к условиям современной жизни, чем подростки, воспитывающиеся в специальных государственных учреждениях.
Для
проверки сформулированной гипотезы мы
применяли следующие
1) теоретические:
- анализ;
- синтез;
- обобщение;
2) эмпирические:
- тест-опросник, разработанный К. Роджерсом
и Р. Даймонд с целью диагностики социально-психологической
приспособленности.
В работе были использованы методы количественной
и качественной обработки полученных
данных. Оценка статистической значимости
результатов проводилась с помощью Q-критерий
Розенбаума, после чего производился качественный
анализ и содержательная интерпретация
результатов.
Исследование проводилось в конце марта – начале апреля 2009 года. В исследовании участвовали подростки (мальчики и девочки) в возрасте 13-14 лет следующих учреждений:
- средней школы города Могилева №27 (22 человека: 11 мальчиков и 11 девочек);
- Могилевской Областной
- Могилевском Областном Лицее для девочек (11 девочек).
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ
К ПРОБЛЕМЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
АДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ,
ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В РАЗЛИЧНЫХ
СОЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ
В период всей жизни человека - с момента рождения и до самой смерти - его непрерывно сопровождает процесс адаптации. Этот процесс неразделим с самим понятием "жизнь": немыслима жизнь без адаптации, равно как и адаптация не существует вне жизненного цикла живого организма.
Термин
адаптация был заимствован из
биологической науки с
Подобный естественнонаучный подход к явлению адаптации не мог не проявиться и в особенностях исследований, посвященных проблеме социальной адаптации человека. Наиболее полное для своего времени определение понятия «социальная адаптация» было предложено в диссертационной работе И.А. Милославовой, выполненной в 1974 году: «Социальная адаптация - один из механизмов социализации, позволяющей личности (группе) активно включаться в различные структурные элементы социальной среды путем стандартизации повторяющихся ситуаций, что дает возможность личности (группе) успешно функционировать в условиях динамичного социального окружения». Каждый из видов социальной адаптации, в том числе - профессиональной, по мнению автора, включает две стороны: предметную и социально-психологическую, последняя подразумевает приспособленность к социально-психологической атмосфере нового коллектива. В качестве социально-психологических механизмов различных форм адаптации, выделенных по критериям активности-пассивности: приспособления и приспосабливания - предлагалось рассматривать конформные реакции, подражание, заражение, внушение, убеждение.
Анализируя принятую автором позицию, можно отметить, что наибольшее сомнение вызывает положение о том, что основным средством адаптации личности в социальной среде является стандартизация ситуаций. По-видимому, такой подход объяснялся не только существовавшей естественнонаучной точкой зрения на процесс адаптации, но и тем, что исследование было проведено более 30 лет назад на фоне достаточно стабильной социальной ситуации.
В современных условиях, отличающихся
высокой динамичностью,