Особенности социально-психологической адаптации подростков, находящихся в различных социальных ситуациях

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 01:54, курсовая работа

Описание работы

Цель: сравнить особенности социально-психологической адаптации подростков, находящихся в различных социальных ситуациях, а именно: особенности социально-психологической адаптации подростков, живущих в семьях, и подростков, воспитывающихся в специальных государственных учреждениях.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать литературные источники по данной проблеме.
2. Изучить возрастные особенности подростков и особенности социально-психологической адаптации на данном этапе развития.
3. Выявить уровень социально-психологической адаптации подростков, воспитывающихся в семьях.
4. Установить уровень социально-психологической адаптации подростков-сирот.

Содержание

Введение……………………………………………………………3
1. Теоретические подходы к проблеме социально-психологической адаптации подростков, воспитывающихся в различных социальных условиях
1.1. Проблема социально-психологической адаптации в психологической науке………………………………………………….. 5
Особенности развития в подростковом возрасте….. 10
1.3. Проблемы адаптации подростков, оставшихся без опеки родителей…………………………………………………………..20
Выводы……………………………………………………………. 22
2. Экспериментальное исследование социально-психологической адаптации подростков
2.1. Организация, задачи и метод исследования……………. 23
2.2. Результаты изучения социально-психологической адаптации мальчиков и девочек, воспитывающихся в различных социальных условиях……………………………………………………………………25
2.3. Особенности социально-психологической адаптации подростков, воспитывающихся в условиях семьи и в учреждении интернатного типа………………………………………………………..31
Рекомендации по коррекции социально-психологической дезадаптации подростков………………………………………………..37
Заключение………………………………………………………..39
Литература………………………………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 525.50 Кб (Скачать)

       Целью данной курсовой работы выступал анализ социально-психологической адаптации подростков в различных социальных условиях.

       Набор жизненных ситуаций, как и репертуар способов их разрешения могут существенно меняться на протяжении жизненного пути человека. Подростковый возраст охватывает период от 10-11 до 14-15 лет. Начало этого периода характеризуется появлением ряда специфических черт, важнейшими из которых являются стремление к общению со сверстниками и желание утвердить свою самостоятельность, независимость, личностную автономию. Но не смотря на это подростки нуждаются в помощи взрослых, их защите и поддержке.

       Эффективность психической адаптации подростков впрямую зависит от организации микросоциального взаимодействия. При конфликтных ситуациях в семейной или учебной сферах, затруднениях в построении неформального общения нарушения социально-психологической адаптации отмечается значительно чаще, чем при эффективном социальном взаимодействии подростков с окружающими. Также с адаптацией напрямую связан анализ факторов определенной среды или окружения: наличие любящих родителей в подавляющем большинстве случаев сочеталась с эффективной психической адаптацией, а отсутствие семьи, чувство «ненужности» - с её нарушениями.

       В ходе проведенного эксперимента можно  сделать выводы о том, что между уровнем социально-психологической адаптацией и социальными условиями существует связь: подростки, воспитывающиеся в семьях, лучше приспособлены к жизни, нежели подростки-сироты. Тоже самое относится и к факторами «самопринятие», «принятие других» и «эмоциональный комфорт».  Т.е. в этих случаях данные первичной обработки и математико-статистические расчеты подтвердили альтернативную гипотезу Н1.

       Проведенный количественный и качественный анализ отдельных критериев показал степень проявления дезадаптации, инетернальности, зависимости от других, непринятия себя, конфликтности с другими и эмоционального дискомфорта как по каждому испытуемому, так и в среднем по группам.

       Эффективная психическая адаптация подростков представляет собой одну из предпосылок к успешной социолизации подростка, способствует избавлению от чувства страха, одиночества и сокращению сроков социального научения.

       В группе подростков из семьи уровень дезадаптации не проявляется нн у одного подростка. У воспитанников государственных учреждений высокую степень дезадаптации имеет одна девочка, и средний уровень адаптации по группе ниже, чем у подростков из семьи.

         Также в группе подростков из семьи не проявляется не одного низкого показателя по таким факторам как «самоопределение», «принятие других», «интернальность», «эмоциональный комфорт». И высокий процент по этим факторам встречается чаще, чем у подростков-сирот. У подростков из семей низкая степень проявляется лишь по фактору «стремление к доминированию», и она наблюдается у 2 подростков.

       У подростков государственных учреждений обязательно встречается хотя бы один человек с низким уровнем по каждому из факторов, а по критерию «принятие других» таких встречается два человека, по фактору эмоциональный комфорт» - три подростка, по фактору «интернальность» - четыре подростка.

       Таким образом, между переменными по факторам «адаптация», «самопринятие», «принятие  других» и «эмоциональный комфорт» существует обратно пропорциональная связь. Т.е. если подросток лишен  родительской ласки и заботы, то уровень по этим четырем факторам ниже, чем у подростков, живущих в семье. По двум же другим факторам такой связи не удалось установить.

       Чтобы решить эти проблемы, нужно изучать индивидуально-психологические и социально-психологические особенности личности социально дезадаптированного подростка. Необходимо определить характер и причины отклонений, наметить и реализовать комплекс медико-психологических и социально-педагогических мер, способных оздоровить социальную ситуацию, вызвавшую дезадаптацию подростков, провести индивидуально-психологическую коррекцию.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЛИТЕРАТУРА 

1. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. – Ленинград: 1988. - 270с.

2. Битянова Н.Р. Проблема саморазвития личности в психологии: Аналитический обзор. – М.: МПСИ: Флинта, 1998. – 237с.

3. Возрастная и педагогическая психология: учебное пособие для студентов пед. ин-тов / Сост. М.В. Матюхина, Т.С. Михальчик и др., под ред. М.В. Гамезо. – М.: Просвещение, 1984. – 256с.

4. Волков Б.С. Психология подростка: учебное пособие. – М.: Академический проект; Гаудеямус, 2005. – 208с.

5. Выготский Л.С. Собрание сочинений: - М.: 1983-1984.

6. Дерманова И.Б. Нравственная самоидентификация как регулятор мотивов поведения. – СПб.: 1999. – 255с.

 7. Егорычева И.Д. Подросток и взрослый: радость общения. Теория и практика организации внеучебной деятельности: Метод. пособие для учителей, воспитателей, школьных психологов, педагогов дополнительного образования. – М.: АПК и ППРО, 2007. – 188с.

 8. Егорычева И.Д. Личностная направленность подростка и метод ее диагностики // Мир психологии. – 1999. - №1. – С. 38-52.

9. Ильюченок Р.Ю. Память и адаптация. – Новосибирск: 1979. - 190с.

10. Казначеев В.П., Лозовой В.П. Некоторые медико-биологические вопросы адаптации человека. – Новосибирск: 1974. – 237с.

11. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. – М.: 1983. - 367с.

12. Кузнецов П.В. Адаптация как функция развития личности. – Саратов: 1991. – 215с. 

13. Маслоу А. Мотивация и личность. – СПб.: Евразия, 1999.

14. Мясищев В.Н. Психология отношений: - М.; Воронеж, 1995. – 386с.

15. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства. 2-ое изд. – СПб.: Питер, 2005. – 400с.

16. Психология. Словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - 2-е изд. - М.: Политиздат, 1990.

17. Психология социальных ситуаций /Сост. Н.В. Гришина. – СПб.: Питер, 2001. – 416с.

18. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений. – Ростов н/Д.: Издательство «Феникс», 1998. – 544с.

19. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. - М.: 1994. – 318с.

20. Ротенберг В.С., Аршавский В.В. Поисковая активность и адаптация. - М.: 1984. - 190 с.

21. Сайко Э.В. Идентификация как способ социального бытия и идентичность как форма субъективного самосуществования // Мир психологии. - 2004, -№2. – С.3 –11.

22. Северцов Л.Н. Эволюция и психика. /Собрание сочинений. Общие вопросы эволюции. Т.3. - М.: 1942. - 357с.

23. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. – СПб.: ООО «Речь», 2007. – 350с.

24. Словарь практического психолога. / Под общ. Ред. С. Ю. Головина. – Мн.: Харвест., 1997. – 476с.  
26. Социальная дезадаптация: нарушение поведения у детей и подростков / Под ред. А.А.Северного. М., 1996. – 360с.

27. Фельдштейн Д.И. психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности. – М.: МПСИ: Флинта, 1999. – 517с. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 1 

       Методика  разработана К. Роджерсом и Р. Даймонд с целью диагностики  неприспособленности. Для применения в СССР адаптирована Т.В. Снегиревой в 1978 году. Предназначена для школьников 12-17 лет.

       В настоящий вариант (А.М. Прихожан, 2000) внесены следующие изменения:

       разработаны две версии – для юношей и девушек;

       незначительно изменена лексика и формы высказываний для использования в работе с современными подростками и юношами.

       Описание  методики

       Методика  состоит из 101 утверждения, которые  испытуемый оценивает по 7-балльной шкале (от 0 до 6 баллов) как свойственные и несвойственные ему (от 0 – совершенно ко мне не относится - до 6 – точно про меня).

       37 утверждений при указании на  них как присущих личности (баллы  4-6) характеризуют ее как приспособленную.  Эти пункты обозначаются как  I+. К ним относятся п. 4, 5, 9, 12, 15, 19, 22, 23, 26, 27, 29, 33, 35, 37, 41, 44, 47, 51, 53, 55, 61, 63, 67, 72, 74, 75, 78, 80, 88, 91, 94, 96, 97, 98.

       37 37 утверждений при указании на  них как присущих личности (баллы  4-6) характеризуют ее как неприспособленную.  Они обозначаются I- . Это п. 2, 6, 7, 13, 16, 18, 25, 28, 32, 36, 38, 40, 42, 43, 49, 50, 54, 56, 59, 60, 62, 64, 69, 71, 73, 76, 77, 83, 84, 86, 90, 95, 99, 100.

       9 утверждений составляют шкалу  социальной желательности (субшкалу «лжи»). Критический показатель для шкалы – 7 баллов, что свидетельствует о возможности существенного искажения ответов под влиянием фактора социальной желательности. К этой шкале относятся: пункты 8, 82, 92, 101 – при оценке утверждения как присущего субъекту, баллы – 4, 5, 6 и пункты 34, 45, 48, 81, 89 – при оценке утверждения как присущего субъекту, баллы 0, 1, 2.

       20 суждений носит нейтральный характер.

       С помощью обработки данных проведенной  методики выявляются следующие характеристики:

        1. Коэффициент социально-психологической  адаптированности определяется  по сумме I+  - показатели приспособленности, которые испытуемый оценил баллами4, 5, 6, и I- -показатели неприспособленности, - оцененных испытуемыми баллами 0, 1, 2.

       Kad = I+ (4, 5, 6) + I- (0, 1, 2)

         2. Коэффициент социально-психологической дезадаптированности определяется по сумме I-  - показатели приспособленности, которые испытуемый оценил баллами4, 5, 6, и I+ -показатели неприспособленности, - оцененных испытуемыми баллами 0, 1, 2.

                      Kd/ad = I- (4, 5, 6) + I+ (0, 1, 2)

         3. Подсчет биполярных факторов  ведется также, как коэффициентов  адаптированности – дезадаптированности.

       10 утверждений при указании на них как присущих личности (баллы 4-6) говорят о ее самопринятии. К ним относятся п. 33, 35, 55, 67, 72, 74, 75, 80, 88, 94, 96.

       8 утверждений при указании на них как присущих личности (баллы 0-2) характеризуют ее как несамооприделившуюся. Это п. 7, 59, 62, 65, 90, 95, 99.

       6 утверждений при указании на них как присущих личности (баллы 4-6) говорят о хорошем взаимоотношении с окружающими. К ним относятся п. 9, 15, 22, 26, 53, 97.

       7 утверждений при указании на них как присущих личности (баллы 0-2) характеризуют ее как конфликтную. Это п. 2, 10, 21, 28, 40, 60, 76. 

       13 утверждений при указании на них как присущих личности (баллы 4-6) характеризуют ее как интернальную. Это п. 4, 5, 11, 12, 19, 27, 37, 51, 63, 68, 79, 91, 98.

       7 утверждений при указании на них как присущих личности (баллы 0-2) характеризуют ее как экстернальную. Это п. 13, 36, 52, 57, 70, 73, 77.

       5 утверждений при указании на них как присущих личности (баллы 4-6) определяют ее эмоциональный комфорт. Это п. 23, 29, 41, 44, 78.

       12 утверждений при указании на них как присущих личности (баллы 0-2) определяют ее эмоциональный дискомфорт. Это п. 6, 39, 42, 43, 46, 49, 50, 56, 71, 83, 85, 93.

       3 утверждений при указании на них как присущих личности (баллы 4-6) характеризует ее как лидера. Это п. 58, 61, 66.

         6 утверждений при указании на них как присущих личности (баллы 0-2) характеризует ее как ведомую. Это п. 16, 32, 38, 69, 84, 87.

Интегральные показатели высчитываются следующим образом

  • Адаптация: A=a/(a+b)*100%;
  • Самопринятие: S=a/(a+b)*100%;
  • Принятие других: L=1.2a/(1.2a+b)*100%;
  • Эмоциональный комфорт: E=a/(a+b)*100%;
  • Интернальность: I=a/(a+1.4b)*100%;
  • Стремление к доминированию: D=2a/(2a+b)*100%;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 2 

Первичная обработка данных.

       Вариационный ряд данных учащихся СШ № 27 по каждому из показателей (n=22):

       - «адаптация»: 62, 62, 63, 64, 65, 70, 72, 72, 78, 78, 80, 81, 82, 82, 84, 86, 87, 88, 88, 89, 89, 89;

       - «самопринятие»: 71, 73, 78, 83, 83, 87, 93, 93, 94, 94, 94, 100, 100, 100, 100, 100, 100, 100, 100, 100, 100, 100;

Информация о работе Особенности социально-психологической адаптации подростков, находящихся в различных социальных ситуациях