Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 01:54, курсовая работа
Цель: сравнить особенности социально-психологической адаптации подростков, находящихся в различных социальных ситуациях, а именно: особенности социально-психологической адаптации подростков, живущих в семьях, и подростков, воспитывающихся в специальных государственных учреждениях.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать литературные источники по данной проблеме.
2. Изучить возрастные особенности подростков и особенности социально-психологической адаптации на данном этапе развития.
3. Выявить уровень социально-психологической адаптации подростков, воспитывающихся в семьях.
4. Установить уровень социально-психологической адаптации подростков-сирот.
Введение……………………………………………………………3
1. Теоретические подходы к проблеме социально-психологической адаптации подростков, воспитывающихся в различных социальных условиях
1.1. Проблема социально-психологической адаптации в психологической науке………………………………………………….. 5
Особенности развития в подростковом возрасте….. 10
1.3. Проблемы адаптации подростков, оставшихся без опеки родителей…………………………………………………………..20
Выводы……………………………………………………………. 22
2. Экспериментальное исследование социально-психологической адаптации подростков
2.1. Организация, задачи и метод исследования……………. 23
2.2. Результаты изучения социально-психологической адаптации мальчиков и девочек, воспитывающихся в различных социальных условиях……………………………………………………………………25
2.3. Особенности социально-психологической адаптации подростков, воспитывающихся в условиях семьи и в учреждении интернатного типа………………………………………………………..31
Рекомендации по коррекции социально-психологической дезадаптации подростков………………………………………………..37
Заключение………………………………………………………..39
Литература………………………………………
Целью данной курсовой работы выступал анализ социально-психологической адаптации подростков в различных социальных условиях.
Набор жизненных ситуаций, как и репертуар способов их разрешения могут существенно меняться на протяжении жизненного пути человека. Подростковый возраст охватывает период от 10-11 до 14-15 лет. Начало этого периода характеризуется появлением ряда специфических черт, важнейшими из которых являются стремление к общению со сверстниками и желание утвердить свою самостоятельность, независимость, личностную автономию. Но не смотря на это подростки нуждаются в помощи взрослых, их защите и поддержке.
Эффективность психической адаптации подростков впрямую зависит от организации микросоциального взаимодействия. При конфликтных ситуациях в семейной или учебной сферах, затруднениях в построении неформального общения нарушения социально-психологической адаптации отмечается значительно чаще, чем при эффективном социальном взаимодействии подростков с окружающими. Также с адаптацией напрямую связан анализ факторов определенной среды или окружения: наличие любящих родителей в подавляющем большинстве случаев сочеталась с эффективной психической адаптацией, а отсутствие семьи, чувство «ненужности» - с её нарушениями.
В ходе проведенного эксперимента можно сделать выводы о том, что между уровнем социально-психологической адаптацией и социальными условиями существует связь: подростки, воспитывающиеся в семьях, лучше приспособлены к жизни, нежели подростки-сироты. Тоже самое относится и к факторами «самопринятие», «принятие других» и «эмоциональный комфорт». Т.е. в этих случаях данные первичной обработки и математико-статистические расчеты подтвердили альтернативную гипотезу Н1.
Проведенный количественный и качественный анализ отдельных критериев показал степень проявления дезадаптации, инетернальности, зависимости от других, непринятия себя, конфликтности с другими и эмоционального дискомфорта как по каждому испытуемому, так и в среднем по группам.
Эффективная психическая адаптация подростков представляет собой одну из предпосылок к успешной социолизации подростка, способствует избавлению от чувства страха, одиночества и сокращению сроков социального научения.
В группе подростков из семьи уровень дезадаптации не проявляется нн у одного подростка. У воспитанников государственных учреждений высокую степень дезадаптации имеет одна девочка, и средний уровень адаптации по группе ниже, чем у подростков из семьи.
Также в группе подростков из семьи не проявляется не одного низкого показателя по таким факторам как «самоопределение», «принятие других», «интернальность», «эмоциональный комфорт». И высокий процент по этим факторам встречается чаще, чем у подростков-сирот. У подростков из семей низкая степень проявляется лишь по фактору «стремление к доминированию», и она наблюдается у 2 подростков.
У подростков государственных учреждений обязательно встречается хотя бы один человек с низким уровнем по каждому из факторов, а по критерию «принятие других» таких встречается два человека, по фактору эмоциональный комфорт» - три подростка, по фактору «интернальность» - четыре подростка.
Таким образом, между переменными по факторам «адаптация», «самопринятие», «принятие других» и «эмоциональный комфорт» существует обратно пропорциональная связь. Т.е. если подросток лишен родительской ласки и заботы, то уровень по этим четырем факторам ниже, чем у подростков, живущих в семье. По двум же другим факторам такой связи не удалось установить.
Чтобы
решить эти проблемы, нужно изучать
индивидуально-психологические и социально-психологические
особенности личности социально дезадаптированного
подростка. Необходимо определить характер
и причины отклонений, наметить и реализовать
комплекс медико-психологических и социально-педагогических
мер, способных оздоровить социальную
ситуацию, вызвавшую дезадаптацию подростков,
провести индивидуально-психологическую
коррекцию.
ЛИТЕРАТУРА
1. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. – Ленинград: 1988. - 270с.
2. Битянова Н.Р. Проблема саморазвития личности в психологии: Аналитический обзор. – М.: МПСИ: Флинта, 1998. – 237с.
3. Возрастная и педагогическая психология: учебное пособие для студентов пед. ин-тов / Сост. М.В. Матюхина, Т.С. Михальчик и др., под ред. М.В. Гамезо. – М.: Просвещение, 1984. – 256с.
4. Волков Б.С. Психология подростка: учебное пособие. – М.: Академический проект; Гаудеямус, 2005. – 208с.
5. Выготский Л.С. Собрание сочинений: - М.: 1983-1984.
6. Дерманова И.Б. Нравственная самоидентификация как регулятор мотивов поведения. – СПб.: 1999. – 255с.
7. Егорычева И.Д. Подросток и взрослый: радость общения. Теория и практика организации внеучебной деятельности: Метод. пособие для учителей, воспитателей, школьных психологов, педагогов дополнительного образования. – М.: АПК и ППРО, 2007. – 188с.
8. Егорычева И.Д. Личностная направленность подростка и метод ее диагностики // Мир психологии. – 1999. - №1. – С. 38-52.
9. Ильюченок Р.Ю. Память и адаптация. – Новосибирск: 1979. - 190с.
10. Казначеев В.П., Лозовой В.П. Некоторые медико-биологические вопросы адаптации человека. – Новосибирск: 1974. – 237с.
11. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. – М.: 1983. - 367с.
12. Кузнецов П.В. Адаптация как функция развития личности. – Саратов: 1991. – 215с.
13. Маслоу А. Мотивация и личность. – СПб.: Евразия, 1999.
14. Мясищев В.Н. Психология отношений: - М.; Воронеж, 1995. – 386с.
15. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства. 2-ое изд. – СПб.: Питер, 2005. – 400с.
16. Психология. Словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - 2-е изд. - М.: Политиздат, 1990.
17. Психология социальных ситуаций /Сост. Н.В. Гришина. – СПб.: Питер, 2001. – 416с.
18. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений. – Ростов н/Д.: Издательство «Феникс», 1998. – 544с.
19. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. - М.: 1994. – 318с.
20. Ротенберг В.С., Аршавский В.В. Поисковая активность и адаптация. - М.: 1984. - 190 с.
21. Сайко Э.В. Идентификация как способ социального бытия и идентичность как форма субъективного самосуществования // Мир психологии. - 2004, -№2. – С.3 –11.
22. Северцов Л.Н. Эволюция и психика. /Собрание сочинений. Общие вопросы эволюции. Т.3. - М.: 1942. - 357с.
23. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. – СПб.: ООО «Речь», 2007. – 350с.
24. Словарь практического
психолога. / Под общ. Ред. С. Ю. Головина.
– Мн.: Харвест., 1997. – 476с.
26. Социальная дезадаптация: нарушение
поведения у детей и подростков / Под ред.
А.А.Северного. М., 1996. – 360с.
27. Фельдштейн Д.И.
психология взросления: структурно-содержательные
характеристики процесса развития личности.
– М.: МПСИ: Флинта, 1999. – 517с.
Приложение
1
Методика разработана К. Роджерсом и Р. Даймонд с целью диагностики неприспособленности. Для применения в СССР адаптирована Т.В. Снегиревой в 1978 году. Предназначена для школьников 12-17 лет.
В настоящий вариант (А.М. Прихожан, 2000) внесены следующие изменения:
разработаны две версии – для юношей и девушек;
незначительно изменена лексика и формы высказываний для использования в работе с современными подростками и юношами.
Описание методики
Методика состоит из 101 утверждения, которые испытуемый оценивает по 7-балльной шкале (от 0 до 6 баллов) как свойственные и несвойственные ему (от 0 – совершенно ко мне не относится - до 6 – точно про меня).
37
утверждений при указании на
них как присущих личности (баллы
4-6) характеризуют ее как
37
37 утверждений при указании на
них как присущих личности (баллы
4-6) характеризуют ее как
9 утверждений составляют шкалу социальной желательности (субшкалу «лжи»). Критический показатель для шкалы – 7 баллов, что свидетельствует о возможности существенного искажения ответов под влиянием фактора социальной желательности. К этой шкале относятся: пункты 8, 82, 92, 101 – при оценке утверждения как присущего субъекту, баллы – 4, 5, 6 и пункты 34, 45, 48, 81, 89 – при оценке утверждения как присущего субъекту, баллы 0, 1, 2.
20 суждений носит нейтральный характер.
С помощью обработки данных проведенной методики выявляются следующие характеристики:
1. Коэффициент социально-
Kad = I+ (4, 5, 6) + I- (0, 1, 2)
2. Коэффициент социально-психологической дезадаптированности определяется по сумме I- - показатели приспособленности, которые испытуемый оценил баллами4, 5, 6, и I+ -показатели неприспособленности, - оцененных испытуемыми баллами 0, 1, 2.
Kd/ad = I- (4, 5, 6) + I+ (0, 1, 2)
3. Подсчет биполярных факторов
ведется также, как
10 утверждений при указании на них как присущих личности (баллы 4-6) говорят о ее самопринятии. К ним относятся п. 33, 35, 55, 67, 72, 74, 75, 80, 88, 94, 96.
8 утверждений при указании на них как присущих личности (баллы 0-2) характеризуют ее как несамооприделившуюся. Это п. 7, 59, 62, 65, 90, 95, 99.
6 утверждений при указании на них как присущих личности (баллы 4-6) говорят о хорошем взаимоотношении с окружающими. К ним относятся п. 9, 15, 22, 26, 53, 97.
7 утверждений при указании на них как присущих личности (баллы 0-2) характеризуют ее как конфликтную. Это п. 2, 10, 21, 28, 40, 60, 76.
13 утверждений при указании на них как присущих личности (баллы 4-6) характеризуют ее как интернальную. Это п. 4, 5, 11, 12, 19, 27, 37, 51, 63, 68, 79, 91, 98.
7 утверждений при указании на них как присущих личности (баллы 0-2) характеризуют ее как экстернальную. Это п. 13, 36, 52, 57, 70, 73, 77.
5 утверждений при указании на них как присущих личности (баллы 4-6) определяют ее эмоциональный комфорт. Это п. 23, 29, 41, 44, 78.
12 утверждений при указании на них как присущих личности (баллы 0-2) определяют ее эмоциональный дискомфорт. Это п. 6, 39, 42, 43, 46, 49, 50, 56, 71, 83, 85, 93.
3 утверждений при указании на них как присущих личности (баллы 4-6) характеризует ее как лидера. Это п. 58, 61, 66.
6 утверждений при указании на них как присущих личности (баллы 0-2) характеризует ее как ведомую. Это п. 16, 32, 38, 69, 84, 87.
Интегральные показатели высчитываются следующим образом
Приложение
2
Первичная обработка данных.
Вариационный ряд данных учащихся СШ № 27 по каждому из показателей (n=22):
- «адаптация»: 62, 62, 63, 64, 65, 70, 72, 72, 78, 78, 80, 81, 82, 82, 84, 86, 87, 88, 88, 89, 89, 89;
- «самопринятие»: 71, 73, 78, 83, 83, 87, 93, 93, 94, 94, 94, 100, 100, 100, 100, 100, 100, 100, 100, 100, 100, 100;