Особенности социально-психологической адаптации подростков, находящихся в различных социальных ситуациях

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 01:54, курсовая работа

Описание работы

Цель: сравнить особенности социально-психологической адаптации подростков, находящихся в различных социальных ситуациях, а именно: особенности социально-психологической адаптации подростков, живущих в семьях, и подростков, воспитывающихся в специальных государственных учреждениях.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать литературные источники по данной проблеме.
2. Изучить возрастные особенности подростков и особенности социально-психологической адаптации на данном этапе развития.
3. Выявить уровень социально-психологической адаптации подростков, воспитывающихся в семьях.
4. Установить уровень социально-психологической адаптации подростков-сирот.

Содержание

Введение……………………………………………………………3
1. Теоретические подходы к проблеме социально-психологической адаптации подростков, воспитывающихся в различных социальных условиях
1.1. Проблема социально-психологической адаптации в психологической науке………………………………………………….. 5
Особенности развития в подростковом возрасте….. 10
1.3. Проблемы адаптации подростков, оставшихся без опеки родителей…………………………………………………………..20
Выводы……………………………………………………………. 22
2. Экспериментальное исследование социально-психологической адаптации подростков
2.1. Организация, задачи и метод исследования……………. 23
2.2. Результаты изучения социально-психологической адаптации мальчиков и девочек, воспитывающихся в различных социальных условиях……………………………………………………………………25
2.3. Особенности социально-психологической адаптации подростков, воспитывающихся в условиях семьи и в учреждении интернатного типа………………………………………………………..31
Рекомендации по коррекции социально-психологической дезадаптации подростков………………………………………………..37
Заключение………………………………………………………..39
Литература………………………………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 525.50 Кб (Скачать)

       По  результатам исследования мальчиков  кадетской школы (таблица 4) получены следующие результаты: средняя величина адаптации испытуемых составляет 79%, что соотносится с 4-ым уровнем адаптации; средняя величина показателя самопринятия составляет 90% -высокий уровень; среднее по показателю «принятию других» – 84%; среднее по критерию интернальности – 70% (уровень «выше среднего»); средняя величина эмоционального комфорта – 73%; среднее значение доминирования среди мальчиков составляет 72%. Уровень «ниже среднего» выявлен по показателю «стремление к доминированию» у одного мальчика.

Результаты диагностики социально-психологической адаптации. 

Таблица 1.

Результаты  тестирования девочек, учащихся в СШ № 27 

Ф.И. Показатели  социально-психологической адаптации (%)
    A S L I E D
1 Диана Б. 62 83 100 68 45 40
2 Анастасия П. 62 83 75 42 50 57
3 Анастасия С. 63 78 60 61 46 60
4 Екатерина В. 87 93 83 81 72 46
5 Екатерина Л. 86 94 86 92 94 80
6 Ольга С. 84 100 89 68 90 80
7 Наталья Б. 81 94 78 62 80 0
8 Лилико У. 64 100 92 79 83 77
9 Мария Д. 72 100 63 70 50 33
10 Екатерина П. 88 100 93 78 100 77
11 Виктория В. 80 94 84 75 64 50
  Средний показ. по классу 75 93 82 70 70 54
 

Таблица 2.

Результаты  тестирования мальчиков, учащихся в  СШ № 27 

Ф.И. Показатели  социально-психологической адаптации (%)
    A S L E I D
1 Роман К. 70 100 100 100 78 0
2 Никита К. 72 73 100 75 43 70
3 Алексей Щ. 89 100 67 66 90 92
4 Никита Кар. 65 71 89 71 54 40
5 Никита Д. 82 100 87 74 69 86
6 Павел С. 89 100 93 90 94 80
7 Антон Л. 82 87 100 46 89 77
8 Борис А. 88 100 84 84 100 67
9 Александр Б. 78 93 80 66 91 75
10 Игорь С. 89 100 83 77 90 67
11 Антон Н. 78 100 80 65 86 92
  Средний показатель по классу 80 93 87 74 80 68
 

Таблица 3.

Результаты  тестирования девочек-воспитанниц  МО Лицея 

Ф.И. Показатели  социально-психологической адаптации (%)
    A S L E I D
1 Яна К. 76 54 100 74 93 77
2 Екатерина С. 72 100 78 53 87 57
3 Анастасия Г. 28 21 35 21 36 33
4 Анастасия Н. 66 92 86 78 78 40
5 Ольга А. 82 94 92 83 80 72
6 Наталья К. 74 88 87 70 78 67
7 Юлия А. 54 55 58 42 25 54
8 Светлана Г. 56 83 73 32 47 61
9 Татьяна Н. 74 92 90 59 83 80
10 Екатерина Л. 81 92 87 70 85 83
11 Анастасия Л. 43 67 18 32 12 61
  Средний показатель по группе 64 76 73 56 64 62
 

Таблица 4.

Результаты  тестирования мальчиков МО Кадетской школы 

Ф.И. Показатели  социально-психологической адаптации (%)
    A S L E I D
1 Сергей Ж. 88 100 67 76 85 80
2 Сергей П. 78 92 70 77 86 60
3 Антон С. 86 100 83 76 90 57
4 Сергей С. 63 85 88 53 44 67
5 Иван П. 87 81 86 91 75 93
6 Никита Б. 78 100 93 79 56 88
7 Вадим В. 74 93 80 68 77 33
8 Александр З. 63 66 91 39 57 86
9 Игорь К. 86 88 93 86 94 71
10 Слсва Д 86 100 93 93 67 77
11 Юрий Ч. 79 82 76 65 76 83
  Средний показатель по группе 79 90 84 70 73 72
 

Гистограмма по критерию «адаптация» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Гистограмма по критерию «эмоциональный комфорт» 
 
 
 
 
 
 
 
 

Гистограмма по критерию «принятие других» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Гистограмма по критерию «интернальность» 
 
 
 
 
 
 

             

  

       Гистограмма по критерию «стремление к доминированию» 
 
 
 
 
 
 
 
 

               

Гистограмма по критерию «самопринятие»  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Где 1 – СШ №27;

              2 – учреждение интернатного типа 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       2.3. Особенности  социально-психологической  адаптации подростков, воспитывающихся  в условиях семьи  и в учреждении интернатного типа 

       В соответствии с задачами эмпирической части нашего исследования полученные при диагностике данные подвергались обработке с использованием математических методов. Материалы по первичной  обработке данных представлены в  приложении 2.

       Расчетные данные подтверждают, что распределение отлично от нормального по всем показателям. По полученным данным можно утверждать, что гистограммы отличны от нормальных. По критериям «адаптация», «самопринятие» и «принятие других»  - у школьников резко преобладают крайние правые высокие значения; у воспитанников учреждений интернатного типа распределение данных постепенное, с проявлением низких показателей, но также мы видим и достаточное количество высоких значений. По критериям  «интернальность», «эмоциональный комфорт» и «стремление к доминированию» показатели не так резко отличаются друг от друга. Единственное, что по первым 2-м факторам наименьшие значения на гистограммах отражаются у воспитанников учреждений интернатного типа (21, 12), а по фактору «стремление к доминированию» - у учащихся СШ №27 (0).

Информация о работе Особенности социально-психологической адаптации подростков, находящихся в различных социальных ситуациях