Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 01:54, курсовая работа
Цель: сравнить особенности социально-психологической адаптации подростков, находящихся в различных социальных ситуациях, а именно: особенности социально-психологической адаптации подростков, живущих в семьях, и подростков, воспитывающихся в специальных государственных учреждениях.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать литературные источники по данной проблеме.
2. Изучить возрастные особенности подростков и особенности социально-психологической адаптации на данном этапе развития.
3. Выявить уровень социально-психологической адаптации подростков, воспитывающихся в семьях.
4. Установить уровень социально-психологической адаптации подростков-сирот.
Введение……………………………………………………………3
1. Теоретические подходы к проблеме социально-психологической адаптации подростков, воспитывающихся в различных социальных условиях
1.1. Проблема социально-психологической адаптации в психологической науке………………………………………………….. 5
Особенности развития в подростковом возрасте….. 10
1.3. Проблемы адаптации подростков, оставшихся без опеки родителей…………………………………………………………..20
Выводы……………………………………………………………. 22
2. Экспериментальное исследование социально-психологической адаптации подростков
2.1. Организация, задачи и метод исследования……………. 23
2.2. Результаты изучения социально-психологической адаптации мальчиков и девочек, воспитывающихся в различных социальных условиях……………………………………………………………………25
2.3. Особенности социально-психологической адаптации подростков, воспитывающихся в условиях семьи и в учреждении интернатного типа………………………………………………………..31
Рекомендации по коррекции социально-психологической дезадаптации подростков………………………………………………..37
Заключение………………………………………………………..39
Литература………………………………………
По результатам исследования мальчиков кадетской школы (таблица 4) получены следующие результаты: средняя величина адаптации испытуемых составляет 79%, что соотносится с 4-ым уровнем адаптации; средняя величина показателя самопринятия составляет 90% -высокий уровень; среднее по показателю «принятию других» – 84%; среднее по критерию интернальности – 70% (уровень «выше среднего»); средняя величина эмоционального комфорта – 73%; среднее значение доминирования среди мальчиков составляет 72%. Уровень «ниже среднего» выявлен по показателю «стремление к доминированию» у одного мальчика.
Результаты
диагностики социально-психологической
адаптации.
Таблица 1.
Результаты
тестирования девочек, учащихся в СШ
№ 27
№ | Ф.И. | Показатели
социально-психологической | |||||
A | S | L | I | E | D | ||
1 | Диана Б. | 62 | 83 | 100 | 68 | 45 | 40 |
2 | Анастасия П. | 62 | 83 | 75 | 42 | 50 | 57 |
3 | Анастасия С. | 63 | 78 | 60 | 61 | 46 | 60 |
4 | Екатерина В. | 87 | 93 | 83 | 81 | 72 | 46 |
5 | Екатерина Л. | 86 | 94 | 86 | 92 | 94 | 80 |
6 | Ольга С. | 84 | 100 | 89 | 68 | 90 | 80 |
7 | Наталья Б. | 81 | 94 | 78 | 62 | 80 | 0 |
8 | Лилико У. | 64 | 100 | 92 | 79 | 83 | 77 |
9 | Мария Д. | 72 | 100 | 63 | 70 | 50 | 33 |
10 | Екатерина П. | 88 | 100 | 93 | 78 | 100 | 77 |
11 | Виктория В. | 80 | 94 | 84 | 75 | 64 | 50 |
Средний показ. по классу | 75 | 93 | 82 | 70 | 70 | 54 |
Таблица 2.
Результаты
тестирования мальчиков, учащихся в
СШ № 27
№ | Ф.И. | Показатели
социально-психологической | |||||
A | S | L | E | I | D | ||
1 | Роман К. | 70 | 100 | 100 | 100 | 78 | 0 |
2 | Никита К. | 72 | 73 | 100 | 75 | 43 | 70 |
3 | Алексей Щ. | 89 | 100 | 67 | 66 | 90 | 92 |
4 | Никита Кар. | 65 | 71 | 89 | 71 | 54 | 40 |
5 | Никита Д. | 82 | 100 | 87 | 74 | 69 | 86 |
6 | Павел С. | 89 | 100 | 93 | 90 | 94 | 80 |
7 | Антон Л. | 82 | 87 | 100 | 46 | 89 | 77 |
8 | Борис А. | 88 | 100 | 84 | 84 | 100 | 67 |
9 | Александр Б. | 78 | 93 | 80 | 66 | 91 | 75 |
10 | Игорь С. | 89 | 100 | 83 | 77 | 90 | 67 |
11 | Антон Н. | 78 | 100 | 80 | 65 | 86 | 92 |
Средний показатель по классу | 80 | 93 | 87 | 74 | 80 | 68 |
Таблица 3.
Результаты
тестирования девочек-воспитанниц
МО Лицея
№ | Ф.И. | Показатели социально-психологической адаптации (%) | |||||
A | S | L | E | I | D | ||
1 | Яна К. | 76 | 54 | 100 | 74 | 93 | 77 |
2 | Екатерина С. | 72 | 100 | 78 | 53 | 87 | 57 |
3 | Анастасия Г. | 28 | 21 | 35 | 21 | 36 | 33 |
4 | Анастасия Н. | 66 | 92 | 86 | 78 | 78 | 40 |
5 | Ольга А. | 82 | 94 | 92 | 83 | 80 | 72 |
6 | Наталья К. | 74 | 88 | 87 | 70 | 78 | 67 |
7 | Юлия А. | 54 | 55 | 58 | 42 | 25 | 54 |
8 | Светлана Г. | 56 | 83 | 73 | 32 | 47 | 61 |
9 | Татьяна Н. | 74 | 92 | 90 | 59 | 83 | 80 |
10 | Екатерина Л. | 81 | 92 | 87 | 70 | 85 | 83 |
11 | Анастасия Л. | 43 | 67 | 18 | 32 | 12 | 61 |
Средний показатель по группе | 64 | 76 | 73 | 56 | 64 | 62 |
Таблица 4.
Результаты
тестирования мальчиков МО Кадетской
школы
№ | Ф.И. | Показатели
социально-психологической | |||||
A | S | L | E | I | D | ||
1 | Сергей Ж. | 88 | 100 | 67 | 76 | 85 | 80 |
2 | Сергей П. | 78 | 92 | 70 | 77 | 86 | 60 |
3 | Антон С. | 86 | 100 | 83 | 76 | 90 | 57 |
4 | Сергей С. | 63 | 85 | 88 | 53 | 44 | 67 |
5 | Иван П. | 87 | 81 | 86 | 91 | 75 | 93 |
6 | Никита Б. | 78 | 100 | 93 | 79 | 56 | 88 |
7 | Вадим В. | 74 | 93 | 80 | 68 | 77 | 33 |
8 | Александр З. | 63 | 66 | 91 | 39 | 57 | 86 |
9 | Игорь К. | 86 | 88 | 93 | 86 | 94 | 71 |
10 | Слсва Д | 86 | 100 | 93 | 93 | 67 | 77 |
11 | Юрий Ч. | 79 | 82 | 76 | 65 | 76 | 83 |
Средний показатель по группе | 79 | 90 | 84 | 70 | 73 | 72 |
Гистограмма
по критерию «адаптация»
Гистограмма
по критерию «эмоциональный комфорт»
Гистограмма
по критерию «принятие других»
Гистограмма
по критерию «интернальность»
Гистограмма
по критерию «стремление к доминированию»
Гистограмма
по критерию «самопринятие»
Где 1 – СШ №27;
2 – учреждение интернатного типа
2.3.
Особенности социально-
В соответствии с задачами эмпирической части нашего исследования полученные при диагностике данные подвергались обработке с использованием математических методов. Материалы по первичной обработке данных представлены в приложении 2.
Расчетные данные подтверждают, что распределение отлично от нормального по всем показателям. По полученным данным можно утверждать, что гистограммы отличны от нормальных. По критериям «адаптация», «самопринятие» и «принятие других» - у школьников резко преобладают крайние правые высокие значения; у воспитанников учреждений интернатного типа распределение данных постепенное, с проявлением низких показателей, но также мы видим и достаточное количество высоких значений. По критериям «интернальность», «эмоциональный комфорт» и «стремление к доминированию» показатели не так резко отличаются друг от друга. Единственное, что по первым 2-м факторам наименьшие значения на гистограммах отражаются у воспитанников учреждений интернатного типа (21, 12), а по фактору «стремление к доминированию» - у учащихся СШ №27 (0).