Особенности социально-психологической адаптации подростков, находящихся в различных социальных ситуациях

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 01:54, курсовая работа

Описание работы

Цель: сравнить особенности социально-психологической адаптации подростков, находящихся в различных социальных ситуациях, а именно: особенности социально-психологической адаптации подростков, живущих в семьях, и подростков, воспитывающихся в специальных государственных учреждениях.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать литературные источники по данной проблеме.
2. Изучить возрастные особенности подростков и особенности социально-психологической адаптации на данном этапе развития.
3. Выявить уровень социально-психологической адаптации подростков, воспитывающихся в семьях.
4. Установить уровень социально-психологической адаптации подростков-сирот.

Содержание

Введение……………………………………………………………3
1. Теоретические подходы к проблеме социально-психологической адаптации подростков, воспитывающихся в различных социальных условиях
1.1. Проблема социально-психологической адаптации в психологической науке………………………………………………….. 5
Особенности развития в подростковом возрасте….. 10
1.3. Проблемы адаптации подростков, оставшихся без опеки родителей…………………………………………………………..20
Выводы……………………………………………………………. 22
2. Экспериментальное исследование социально-психологической адаптации подростков
2.1. Организация, задачи и метод исследования……………. 23
2.2. Результаты изучения социально-психологической адаптации мальчиков и девочек, воспитывающихся в различных социальных условиях……………………………………………………………………25
2.3. Особенности социально-психологической адаптации подростков, воспитывающихся в условиях семьи и в учреждении интернатного типа………………………………………………………..31
Рекомендации по коррекции социально-психологической дезадаптации подростков………………………………………………..37
Заключение………………………………………………………..39
Литература………………………………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 525.50 Кб (Скачать)

       •  адаптация является целостным, системным процессом, характеризующим взаимодействие человека с природной и социальной средой. Выделение различных видов и уровней адаптации в достаточной мере искусственно и служит целям научного анализа и описания этого явления;

       •  механизмом, определяющим уровень развития процесса адаптации, является диалектическое противоречие между интересами различных уровней иерархии: индивида и вида, особи и популяции, человека и общества, этноса и человечества, биологическими и социальными потребностями личности;

       •  системообразующим фактором, регулирующим и организующим процесс адаптации, является цель, связанная с ведущей потребностью;

       •  особенности процесса адаптации определяются психологическими свойствами человека, в том числе уровнем его личностного развития, характеризующегося совершенством механизмов личностной регуляции поведения и деятельности;

       •  критериями адаптированности можно считать не только выживаемость человека и нахождение места в социально-профессиональной структуре, но и общий уровень здоровья, способность развиваться в соответствии со своим потенциалом жизнедеятельности, субъективное чувство самоуважения;

       •  процесс адаптации человека в новых условиях существования имеет временную динамику, этапы которой связаны с определенными психологическими изменениями, проявляющимися как на уровне состояния, так и на уровне личностных свойств.

       Наиболее  современным определением понятия психической адаптации представляется следующее: «Психическую адаптацию можно определить как процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, который позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовать связанные с ними значимые цели (при сохранении физического и психического здоровья), обеспечивая в то же время соответствие психической деятельности человека, его поведения требованиям среды» [1, с. 5]. Автор этого определения - Ф.Б. Березин - выделил три аспекта психической адаптации: собственно психический, социально-психологический и психофизиологический. Социально-психологический аспект адаптации обеспечивает адекватное построение микросоциального взаимодействия, в том числе - профессионального, достижение социально значимых целей. Он является связующим звеном между адаптацией индивидуума и популяции, способен выступать в качестве уровня регулирования адаптационного напряжения. Решающую роль в процессе поддержания адекватных отношений в системе "индивидуум-среда", в ходе которого могут изменяться все параметры системы, играет психическая адаптация.

       Психическую адаптацию рассматривают как  результат деятельности целостной  самоуправляемой системы (на уровне "оперативного покоя"), подчёркивая  при этом её системную организацию. Но при таком рассмотрении картина  остаётся не полной. Необходимо включить в формулировку понятие потребности. Максимально возможное удовлетворение актуальных потребностей является, таким образом, важным критерием эффективности адаптационного процесса.

       Психологический смысл адаптации или ее полезность для социализирующегося субъекта может заключаться в избавлении от чувства страха, одиночества или сокращении сроков социального научения (обучения), когда, опираясь на общественный или групповой опыт, человек избавляется от необходимости проб и ошибок, сразу выбирая более подходящую программу поведения. Возможно, что причиной адаптации является и ее полезность для группы, которая заинтересована в сохранении своей численности, а также стабильности психологической структуры. Для этого группа поощряет и подкрепляет такие формы поведения человека, которые не противоречат ее нормам и традициям. Т.е. эффективность психической адаптации впрямую зависит от организации микросоциального взаимодействия. При конфликтных ситуациях в семейной или производственной сфере, затруднениях в построении неформального общения нарушения механической адаптации отмечались значительно чаще, чем при эффективном социальном взаимодействии. Также с адаптацией напрямую связан анализ факторов определенной среды или окружения, оценка личностных качеств окружающих как фактора привлекающего в подавляющем большинстве случаев сочеталась с эффективной психической адаптацией, а оценка таких же качеств как фактора отталкивающего - с её нарушениями [12].

       Психофизиологическая  адаптация является сплошным процессом, который, наряду с собственно психической адаптацией (то есть поддержанием психического гомеостаза), включает в себя ещё два аспекта:

       - оптимизацию постоянного воздействия  индивидуума с окружением;

       - установление адекватного соответствия между психическими и физиологическими характеристиками, обеспечивая тем самым возможность прогресса.

       Успешность  и скорость адаптации не одинаковы  у разных людей. В этом смысле принято  говорить о степени социальной адаптированности или дезадаптированности индивида. Поскольку социальная адаптация протекает в условиях социального взаимодействия людей, то степень адаптированности субъекта к группе или социуму будет определяться, с одной стороны, свойствами социальной среды, а с другой - его собственными свойствами и качествами. К числу социальных (или средовых) факторов, определяющих успешность адаптации, относятся однородность группы, значимость и компетентность ее членов, их социальное положение, жесткость и единообразие предъявляемых требований, численность группы, характер деятельности ее членов. К личностным или субъективным факторам - уровень тревожности, компетентности человека, его самооценка, степень идентификации себя с группой или иной социальной общностью и приверженности ей, а также пол, возраст и некоторые типологические особенности.

       Эффективная психологическая адаптация представляет собой одну из предпосылок к успешной профессиональной деятельности. Процесс  адаптации осуществляется одновременно в сфере формальных и неформальных отношений. Происходит порой непростое совмещение личных притязаний и ожиданий с требованиями и ожиданиями на уровне групповых ценностей и нормативов жизни. Важными факторами, улучшающими психическую адаптацию в профессиональных группах, являются социальная сплоченность, способность строить межличностные отношения, возможность открытой коммуникации.  

              Социально-психическая дезадаптированность личности в первую очередь выражается в неспособности ее адаптации к собственным потребностям и притязаниям. С другой стороны, личность, имеющая нарушения адаптации или полную дезадаптированность, не в состоянии удовлетворительно идти навстречу тем требованиям и ожиданиям, которые предъявляют к ней социальная среда и собственная социальная роль, ее ведущая в данной среде профессиональная или иная мотивированная извне и изнутри деятельность. Одним из признаков социально-психической дезадаптированности личности является переживание ею длительных внутренних и внешних конфликтов без нахождения психических механизмов и форм поведения, необходимых для их разрешения.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Особенности развития в подростковом возрасте
 

       Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства  к взрослости. Все стороны развития подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются новые психологические образования. Этот процесс преобразования и определяет все основные особенности личности детей подросткового возраста. Если ведущим видом деятельности младшего школьника была учебная, и существенные изменения в психическом развитии были связаны с нею, то у подростка основная роль принадлежит устанавливающейся системе взаимоотношений с окружающими. Именно система взаимоотношений с социальной средой и определяет направленность его психического развития. 
В зависимости от конкретных социальных условий, культуры, тех традиций, 
которые существуют в воспитании детей, этот переходный период может иметь различное содержание и разную длительность. В настоящее время в условиях нашей страны этот период развития охватывает примерно возраст с 10-11 до 14-15 лет, совпадая в целом с обучением детей в средних классах школы.
 

       Биологическим критерием перехода от детства к отрочеству является достижение половой зрелости. Происходят принципиальные изменения в развитии всех систем организма от детского типа к взрослому. Этот переходный процесс охватывает все уровни биологической организации подростка – от изменения строения скелета, систем дыхания, кровообращения, секреции желез, корково-подкорковых отношений до развития новой продуктивной системы, ее функционального и структурного обеспечения.

       В 8-10 лет у девочек, а у мальчиков  в 10-13 – начинается половое созревание. После 12 лет у девочек, 13-14 лет у мальчиков наступает период максимальной активности гормонов. Гормон тестерон и его производное андростерон обуславливают развитие полового аппарата и формирование вторичных половых признаков: голоса, гортани, скелета и мускулатуры по мужскому типу, рост волос на лице и теле. Гормоны эстрогены оказывают влияние на развитие половых органов девочек, формирование яйцеклеток, их готовность к оплодотворению, беременности, начинается менструация. Развиваются молочные железы, формируется жировая клетчатка по женскому типу: отложения в области бедер, ягодиц, молочных желез, рук. Формы тела округляются.

       В подростковый возраст дети вырастают  на 5-8 см в год. Девочки растут более  активно в 11-12 лет (до 10 см); мальчики прибавляют в росте в 13-14 лет, а после 15 обгоняют девочек в росте.

       Увеличение  в росте происходит в основном за счет трубчатых костей конечностей. Кости грудной клетки растут медленнее, что обуславливает изменение осанки подростков – плоская, узкая или даже впалая грудь, затрудняющая дыхание.

       Вместе  с ростом увеличивается и масса  тела. Темпы роста массы тела отстают  от темпов роста скелета, что определяет внешний облик подростка: костлявая, вытянутая фигура. Несоответствие размеров скелета и массы тела приводит к недостаточной координации движений, общей неловкости, угловатости, обилию лишних движений. Однако вместе с тем подростковый возраст является оптимальным для овладения сложными двигательными навыками.

       В этом возрасте растут легкие, окончательно формируется тип дыхания: у мальчиков  – брюшной, у девочек – грудной.

       Рост  кровяных сосудов отстает от роста  сердца, поэтому у подростков часто нарушается кровяное давление, наблюдается нарушение ритма сердцебиения. Это обуславливает быструю утомляемость подростков. Недостаточное кровоснабжение мозга может приводить к кислородному голоданию, которое ведет к снижению функциональных возможностей мозговой деятельности, а это проявляется в снижении внимания, памяти, восприятия.

       Анатомическая и физиологическая зрелость у  девушек происходит к 19-20 годам, у  юношей – к 24 годам.

       Процесс полового созревания происходит под  контролем ЦНС и желез внутренней секреции. Ведущую роль в нем играет гипоталамо-гипофизарная система. Повышенная активность гипоталамуса в пубертатный период оказывает влияние на соотношение корковых и подкорковых структур мозга.

       В пубертатный период происходит усиление подкорковой активности, что приводит к биоэлектрической активности мозга, к преобладанию возбуждающих влияний и ослаблению тормозных процессов. Поэтому в ранний подростковый возраст проявляется повышенная возбудимость, эмоциональная неустойчивость, гиперактивность. Проявляется широкая генерализация возбуждения – реакции сопровождаются дополнительными сопутствующими движениями рук, ног, туловища. Поскольку ослабевают корковые функции, то страдает вся система произвольной регуляции поведения, что проявляется в особенности его памяти, внимания, вербальных функциях, мышлении; подросток элементарно не может совладеть со своим поведением. Младшие подростки недостаточно дифференцированно воспринимают поступающую информацию, испытывают трудности в поддержании произвольного внимания, состояния бдительности. Речь подростков часто замедляется, она становится краткой и стереотипной. Увеличивается время ответной реакции. К концу пубертатного периода ослабевает подкорковое влияние. 

       Требует рассмотрения социальная ситуация развития подростка. Переход от детства к юности протекает быстро, с проявлением противоречивых тенденций социального развития. Ведущим видом деятельности младшего школьника является учебная деятельность. В  психическом же развитии подростка основная роль принадлежит устанавливающейся системе взаимоотношений с окружающими.

       Учение  занимает большое место жизни подростка. Подростки избирательны к тем или иным сторонам обучения. Особенно они готовы к тем сторонам обучения, которые делают их взрослыми в собственных глазах.

       Готовность  подростка учиться может быть реализована при овладении им навыками учебной работы под руководством учителя. Учебная деятельность считается сформированной, если она побуждается прямыми мотивами, а подросток может самостоятельно определить учебные задачи, выбрать рациональные приемы и способы решения задач, контролировать и оценивать свою работу, что позволяет реализовывать потребность в самоутверждении.

Информация о работе Особенности социально-психологической адаптации подростков, находящихся в различных социальных ситуациях