Особенности социально-психологической адаптации подростков, находящихся в различных социальных ситуациях

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 01:54, курсовая работа

Описание работы

Цель: сравнить особенности социально-психологической адаптации подростков, находящихся в различных социальных ситуациях, а именно: особенности социально-психологической адаптации подростков, живущих в семьях, и подростков, воспитывающихся в специальных государственных учреждениях.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать литературные источники по данной проблеме.
2. Изучить возрастные особенности подростков и особенности социально-психологической адаптации на данном этапе развития.
3. Выявить уровень социально-психологической адаптации подростков, воспитывающихся в семьях.
4. Установить уровень социально-психологической адаптации подростков-сирот.

Содержание

Введение……………………………………………………………3
1. Теоретические подходы к проблеме социально-психологической адаптации подростков, воспитывающихся в различных социальных условиях
1.1. Проблема социально-психологической адаптации в психологической науке………………………………………………….. 5
Особенности развития в подростковом возрасте….. 10
1.3. Проблемы адаптации подростков, оставшихся без опеки родителей…………………………………………………………..20
Выводы……………………………………………………………. 22
2. Экспериментальное исследование социально-психологической адаптации подростков
2.1. Организация, задачи и метод исследования……………. 23
2.2. Результаты изучения социально-психологической адаптации мальчиков и девочек, воспитывающихся в различных социальных условиях……………………………………………………………………25
2.3. Особенности социально-психологической адаптации подростков, воспитывающихся в условиях семьи и в учреждении интернатного типа………………………………………………………..31
Рекомендации по коррекции социально-психологической дезадаптации подростков………………………………………………..37
Заключение………………………………………………………..39
Литература………………………………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 525.50 Кб (Скачать)

       Для оценки различий между двумя выборками  по уровню каждого признака будем  применять Q-критерий Розенбаума. (Таблицы 5, 6).  

       Таблица 5.

    Фактор «адаптация»  Фактор «самопринятие»  Фактор «принятие других»  

СШ УИТ СШ УИТ СШ УИТ
    1 28     1 21     1 18
    2 43     2 54     2 35
    3 54     3 55     3 58
    4 56     4 66 1 60    
1 62         5 67 2 63    
2 62     1 71     3 67 4 67
3 63 5 63 2 77         5 70
    6 63 3 78         6 73
4 64         6 81     7 73
5 65         7 82 4 75    
    7 66 4 83 8 83 5 78 8 78
6 70     5 83     6 80 9 80
7 72         9 85 7 80 10 80
8 72     6 87     8 83    
    8 72     10 88 9 83 11 83
    9 74     11 88 10 84    
    10 74     12 92 11 84    
    11 74     13 92 12 86 12 86
    12 76     14 92     13 87
9 78 13 78     15 92 13 87 14 87
10 78 14 78 7 93 16 93 14 89    
    15 79 8 93     15 89    
11 80     9 94         15 90
12 81 16 81 10 94         16 91
13 82 17 82 11 94 17 94     17 91
14 82     12 100 18 100 16 92 18 92
15 84     13 100 19 100 17 93 19 93
16 86 18 86 14 100 20 100 18 93 20 93
    19 86 15 100 21 100     21 93
    20 86 16 100 22 100 19 100 22 100
17 87 21 87 17 100     20 100    
    22 88 18 100     21 100    
18 88     19 100     22 100    
19 88     20 100            
20 89     21 100            
21 89     22 100            
22 89                    
 

Таблица 6.

Фактор «интернальность»  Фактор «Эмоцион. комфорт» Фактор «стремление к лидерству»  

СШ УИТ СШ УИТ СШ УИТ
1 12         1 12 1 0    
    1 21     2 25 2 0    
    2 32     3 36 3 33 1 33
    3 32 1 43         2 33
    4 39     4 44 4 40 3 40
    5 42 2 45     5 40    
2 46     3 46     6 46    
    6 53     5 47 7 50    
    7 53 4 50         4 54
    8 59 5 50         5 57
3 61     6 54     8 57 6 57
4 62         6 56 9 60 7 60
5 65 9 65     7 57     8 61
6 66     7 64         9 61
7 66         8 67 10 67 10 67
8 68     8 69     11 67 11 67
9 68 10 68 9 72     12 70    
    11 70     9 75     12 71
10 70 12 70     10 76     13 72
11 71         11 77 13 75    
12 74 13 74     12 78 14 77    
13 75     10 78 13 78 15 77 14 77
14 75     11 80 14 80 16 77 15 77
    14 76 12 83 15 83 17 80 16 80
    15 76     16 85 18 80 17 80
15 77 16 77     17 85 19 80    
16 78 17 78 13 86 18 86     18 83
17 79 18 79     19 87     19 83
18 81     14 89     20 86 20 86
    19 83 15 90         21 88
19 84     16 90     21 92    
    20 86 17 90 20 90 22 92    
20 90     18 91         22 93
    21 91     21 93        
21 92     19 94 22 94        
    22 93 20 94            
22 100     21 100            
        22 100            
                       
 

Сформулируем  гипотезы по каждому из факторов:

1. По  фактору «адаптация»:

Н0: уровень  признака «адаптация» в выборке 1 (СШ №27) не превышает уровня признака в выборке 2 (воспитанники МОКШ и МОЛ для девочек);

Н1: уровень  признака «адаптация» в выборке 1 превышает уровня признака в выборке 2.

2. По  фактору «самопринятие»:

Н0: уровень  признака «самопринятие» в выборке 1 не превышает уровня признака в  выборке 2;

Н1: уровень признака «самопринятие» в выборке 1 превышает уровня признака в выборке 2.

3. По  фактору «принятие других»:

 Н0: уровень признака «принятие других» в выборке 1 не превышает уровня признака в выборке 2;

Н1: уровень  признака «принятие других» в  выборке 1 превышает уровня признака в выборке 2.

4. По  фактору «интернальность»:

 Н0: уровень признака «интернальность» в выборке 1 (СШ №27) не превышает уровня признака в выборке 2 (воспитанники МОКШ и МОЛ для девочек);

Н1: уровень  признака «интернальность» в выборке 1 превышает уровня признака в выборке 2.

5. По  фактору «эмоциональный комфорт»:

 Н0: уровень признака «эмоциональный комфорт» в выборке 1 (СШ №27) не превышает уровня признака в выборке 2 (воспитанники МОКШ и МОЛ для девочек);

Н1: уровень  признака «стремление к доминированию» в выборке 1 превышает уровня признака в выборке 2.

6. . По  фактору «принятие других»:

 Н0: уровень признака «стремление к доминированию» в выборке 1 не превышает уровня признака в выборке 2;

Н1: уровень  признака «стремление к доминированию» в выборке 1 превышает уровня признака в выборке 2.

Вычислим  Qэмп по формуле:

Qэмп=S1+S2,

и сравниваем с Qкрит.

1. По  фактору «адаптация»: 

S1=4; S2=5;

Qэмп=9;

            6 (p   0.05)

Qкрит=    9 (p   0.01)

Qэмп    Qкрит, т.е. принимается гипотеза Н1 с уровнем статистической значимости 0.01.

2. По  фактору «самопринятие»:

S1=5; S2=6;

Qэмп=11;

            6 (p   0.05)

Qкрит=    9 (p   0.01)

Qэмп    Qкрит, т.е. принимается гипотеза Н1 с уровнем статистической значимости 0.01.

3. По  фактору «принятие других»:

S1=3; S2=3;

Qэмп=6;

            6 (p   0.05)

Qкрит=    9 (p   0.01)

Qэмп    Qкрит, т.е. принимается гипотеза Н1 с уровнем значимости 0.01.

4. По  фактору «интернальность»:

S1=1; S2=1;

Qэмп=2;

            6 (p   0.05)

Qкрит=    9 (p   0.01)

Qэмп    Qкрит, т.е. гипотеза Н1 отвергается, гипотеза Н1 не подтвердилась с помощью данного критерия.

5. По  фактору «эмоциональный комфорт»:

S1=3; S2=3;

Qэмп=6;

            6 (p   0.05)

Qкрит=    9 (p   0.01)

Qэмп    Qкрит, т.е. принимается гипотеза Н1 с уровнем значимости 0.05.

6. По  фактору «стремление к доминированию»:

S1=2; S2=1;

Qэмп=3;

            6 (p   0.05)

Qкрит=    9 (p   0.01)

Qэмп    Qкрит, т.е. гипотеза Н1 отвергается, гипотеза Н1 не подтвердилась с помощью данного критерия. 

       Таким образом, по четырем критериям («адаптация», «самопринятие», «принятие других» и «эмоциональный комфорт») установлены различия между выборками учащихся СШ №27 и воспитанниками учреждений интернатного типа. Т.е. уровень адаптации, самопринятия, принятия других и эмоционального комфорта подростков, воспитывающихся в семьях, выше, чем у подростков-сирот.

       Выводы: По результатам, полученных нами в ходе проведения математико-статистических расчетов, можно сделать вывод о том, что между переменными по факторам «адаптация», «самопринятие», «принятие других» и «эмоциональный комфорт» существует обратно пропорциональная связь. Т.е. если подросток лишен родительской ласки и заботы, то уровень по этим четырем факторам ниже, чем у подростков, живущих в семье. По двум же другим факторам такой связи не удалось установить. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Рекомендации  по коррекции социально-психологической  дезадаптации подростков

       Изучение  индивидуально-психологических и  социально-психологических особенностей личности подростка позволяют определить социально дезадаптированного подростка. Необходимо определить характер и причины отклонений, наметить и реализовать комплекс медико-психологических и социально-педагогических мер, способных оздоровить социальную ситуацию, вызвавшую дезадаптацию подростков, провести индивидуально-психологическую коррекцию. Следует провести исследование социальной ситуации, провоцирующей дезадаптацию подростков. Социальная ситуация представлена неблагоприятно складывающимися детско-родительскими отношениями, атмосферой семьи, характером межличностных отношений и социометрическим статусом подростка в среде сверстников, педагогической позицией преподавателя, социально-психологическим климатом в учебной группе. Здесь требуется комплекс социально-психологических и прежде всего социометрических методов: наблюдения, беседы, метод независимых характеристик и так далее. В профилактике дезадаптированного поведения подростков особое значение приобретает психологическое знание, на основе которого исследуется природа отклоняющегося поведения подростков, а также разрабатываются профилактические меры по предупреждению асоциальных проявлений. Ранняя профилактика должна решаться в следующих основных направлениях:

       - во-первых, своевременная диагностика асоциальных отклонений и социальной дезадаптации подростков и осуществление дифференцированного подхода в выборе воспитательно- профилактических средств психолого- педагогической коррекции отклоняющегося поведения;

       - во-вторых, выявление неблагоприятных факторов и десоциализирующих воздействий со стороны ближайшего окружения и своевременная нейтрализация этих неблагоприятных дезадаптирующих воздействий.

       В решении проблемы дезадаптации необходима совместная работа Управления реабилитационной работы и специального образования  с соответствующими подразделениями  Министерства образования, Минздрава  , Минтруда, Института коррекционной педагогики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       ЗАКЛЮЧЕНИЕ

       Проблема психической адаптации представляет собой важную область научных изысканий, расположенную на стыке различных отраслей знания, приобретающих в современных условиях всё большее значение. Без исследований психической адаптации будет неполным рассмотрение любой проблемы психического несоответствия, а анализ описанных аспектов адаптационного процесса представляется неотъемлемой частью психологии человека.

Информация о работе Особенности социально-психологической адаптации подростков, находящихся в различных социальных ситуациях