Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 01:54, курсовая работа
Цель: сравнить особенности социально-психологической адаптации подростков, находящихся в различных социальных ситуациях, а именно: особенности социально-психологической адаптации подростков, живущих в семьях, и подростков, воспитывающихся в специальных государственных учреждениях.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать литературные источники по данной проблеме.
2. Изучить возрастные особенности подростков и особенности социально-психологической адаптации на данном этапе развития.
3. Выявить уровень социально-психологической адаптации подростков, воспитывающихся в семьях.
4. Установить уровень социально-психологической адаптации подростков-сирот.
Введение……………………………………………………………3
1. Теоретические подходы к проблеме социально-психологической адаптации подростков, воспитывающихся в различных социальных условиях
1.1. Проблема социально-психологической адаптации в психологической науке………………………………………………….. 5
Особенности развития в подростковом возрасте….. 10
1.3. Проблемы адаптации подростков, оставшихся без опеки родителей…………………………………………………………..20
Выводы……………………………………………………………. 22
2. Экспериментальное исследование социально-психологической адаптации подростков
2.1. Организация, задачи и метод исследования……………. 23
2.2. Результаты изучения социально-психологической адаптации мальчиков и девочек, воспитывающихся в различных социальных условиях……………………………………………………………………25
2.3. Особенности социально-психологической адаптации подростков, воспитывающихся в условиях семьи и в учреждении интернатного типа………………………………………………………..31
Рекомендации по коррекции социально-психологической дезадаптации подростков………………………………………………..37
Заключение………………………………………………………..39
Литература………………………………………
Для
оценки различий между двумя выборками
по уровню каждого признака будем
применять Q-критерий Розенбаума. (Таблицы
5, 6).
Таблица 5.
Фактор «адаптация» Фактор «самопринятие»
Фактор «принятие других»
№ | СШ | № | УИТ | № | СШ | № | УИТ | № | СШ | № | УИТ |
1 | 28 | 1 | 21 | 1 | 18 | ||||||
2 | 43 | 2 | 54 | 2 | 35 | ||||||
3 | 54 | 3 | 55 | 3 | 58 | ||||||
4 | 56 | 4 | 66 | 1 | 60 | ||||||
1 | 62 | 5 | 67 | 2 | 63 | ||||||
2 | 62 | 1 | 71 | 3 | 67 | 4 | 67 | ||||
3 | 63 | 5 | 63 | 2 | 77 | 5 | 70 | ||||
6 | 63 | 3 | 78 | 6 | 73 | ||||||
4 | 64 | 6 | 81 | 7 | 73 | ||||||
5 | 65 | 7 | 82 | 4 | 75 | ||||||
7 | 66 | 4 | 83 | 8 | 83 | 5 | 78 | 8 | 78 | ||
6 | 70 | 5 | 83 | 6 | 80 | 9 | 80 | ||||
7 | 72 | 9 | 85 | 7 | 80 | 10 | 80 | ||||
8 | 72 | 6 | 87 | 8 | 83 | ||||||
8 | 72 | 10 | 88 | 9 | 83 | 11 | 83 | ||||
9 | 74 | 11 | 88 | 10 | 84 | ||||||
10 | 74 | 12 | 92 | 11 | 84 | ||||||
11 | 74 | 13 | 92 | 12 | 86 | 12 | 86 | ||||
12 | 76 | 14 | 92 | 13 | 87 | ||||||
9 | 78 | 13 | 78 | 15 | 92 | 13 | 87 | 14 | 87 | ||
10 | 78 | 14 | 78 | 7 | 93 | 16 | 93 | 14 | 89 | ||
15 | 79 | 8 | 93 | 15 | 89 | ||||||
11 | 80 | 9 | 94 | 15 | 90 | ||||||
12 | 81 | 16 | 81 | 10 | 94 | 16 | 91 | ||||
13 | 82 | 17 | 82 | 11 | 94 | 17 | 94 | 17 | 91 | ||
14 | 82 | 12 | 100 | 18 | 100 | 16 | 92 | 18 | 92 | ||
15 | 84 | 13 | 100 | 19 | 100 | 17 | 93 | 19 | 93 | ||
16 | 86 | 18 | 86 | 14 | 100 | 20 | 100 | 18 | 93 | 20 | 93 |
19 | 86 | 15 | 100 | 21 | 100 | 21 | 93 | ||||
20 | 86 | 16 | 100 | 22 | 100 | 19 | 100 | 22 | 100 | ||
17 | 87 | 21 | 87 | 17 | 100 | 20 | 100 | ||||
22 | 88 | 18 | 100 | 21 | 100 | ||||||
18 | 88 | 19 | 100 | 22 | 100 | ||||||
19 | 88 | 20 | 100 | ||||||||
20 | 89 | 21 | 100 | ||||||||
21 | 89 | 22 | 100 | ||||||||
22 | 89 |
Таблица 6.
Фактор
«интернальность» Фактор «Эмоцион.
комфорт» Фактор «стремление к лидерству»
№ | СШ | № | УИТ | № | СШ | № | УИТ | № | СШ | № | УИТ |
1 | 12 | 1 | 12 | 1 | 0 | ||||||
1 | 21 | 2 | 25 | 2 | 0 | ||||||
2 | 32 | 3 | 36 | 3 | 33 | 1 | 33 | ||||
3 | 32 | 1 | 43 | 2 | 33 | ||||||
4 | 39 | 4 | 44 | 4 | 40 | 3 | 40 | ||||
5 | 42 | 2 | 45 | 5 | 40 | ||||||
2 | 46 | 3 | 46 | 6 | 46 | ||||||
6 | 53 | 5 | 47 | 7 | 50 | ||||||
7 | 53 | 4 | 50 | 4 | 54 | ||||||
8 | 59 | 5 | 50 | 5 | 57 | ||||||
3 | 61 | 6 | 54 | 8 | 57 | 6 | 57 | ||||
4 | 62 | 6 | 56 | 9 | 60 | 7 | 60 | ||||
5 | 65 | 9 | 65 | 7 | 57 | 8 | 61 | ||||
6 | 66 | 7 | 64 | 9 | 61 | ||||||
7 | 66 | 8 | 67 | 10 | 67 | 10 | 67 | ||||
8 | 68 | 8 | 69 | 11 | 67 | 11 | 67 | ||||
9 | 68 | 10 | 68 | 9 | 72 | 12 | 70 | ||||
11 | 70 | 9 | 75 | 12 | 71 | ||||||
10 | 70 | 12 | 70 | 10 | 76 | 13 | 72 | ||||
11 | 71 | 11 | 77 | 13 | 75 | ||||||
12 | 74 | 13 | 74 | 12 | 78 | 14 | 77 | ||||
13 | 75 | 10 | 78 | 13 | 78 | 15 | 77 | 14 | 77 | ||
14 | 75 | 11 | 80 | 14 | 80 | 16 | 77 | 15 | 77 | ||
14 | 76 | 12 | 83 | 15 | 83 | 17 | 80 | 16 | 80 | ||
15 | 76 | 16 | 85 | 18 | 80 | 17 | 80 | ||||
15 | 77 | 16 | 77 | 17 | 85 | 19 | 80 | ||||
16 | 78 | 17 | 78 | 13 | 86 | 18 | 86 | 18 | 83 | ||
17 | 79 | 18 | 79 | 19 | 87 | 19 | 83 | ||||
18 | 81 | 14 | 89 | 20 | 86 | 20 | 86 | ||||
19 | 83 | 15 | 90 | 21 | 88 | ||||||
19 | 84 | 16 | 90 | 21 | 92 | ||||||
20 | 86 | 17 | 90 | 20 | 90 | 22 | 92 | ||||
20 | 90 | 18 | 91 | 22 | 93 | ||||||
21 | 91 | 21 | 93 | ||||||||
21 | 92 | 19 | 94 | 22 | 94 | ||||||
22 | 93 | 20 | 94 | ||||||||
22 | 100 | 21 | 100 | ||||||||
22 | 100 | ||||||||||
Сформулируем гипотезы по каждому из факторов:
1. По фактору «адаптация»:
Н0: уровень признака «адаптация» в выборке 1 (СШ №27) не превышает уровня признака в выборке 2 (воспитанники МОКШ и МОЛ для девочек);
Н1: уровень признака «адаптация» в выборке 1 превышает уровня признака в выборке 2.
2. По фактору «самопринятие»:
Н0: уровень признака «самопринятие» в выборке 1 не превышает уровня признака в выборке 2;
Н1: уровень признака «самопринятие» в выборке 1 превышает уровня признака в выборке 2.
3. По фактору «принятие других»:
Н0: уровень признака «принятие других» в выборке 1 не превышает уровня признака в выборке 2;
Н1: уровень признака «принятие других» в выборке 1 превышает уровня признака в выборке 2.
4. По фактору «интернальность»:
Н0: уровень признака «интернальность» в выборке 1 (СШ №27) не превышает уровня признака в выборке 2 (воспитанники МОКШ и МОЛ для девочек);
Н1: уровень признака «интернальность» в выборке 1 превышает уровня признака в выборке 2.
5. По
фактору «эмоциональный
Н0: уровень признака «эмоциональный комфорт» в выборке 1 (СШ №27) не превышает уровня признака в выборке 2 (воспитанники МОКШ и МОЛ для девочек);
Н1: уровень признака «стремление к доминированию» в выборке 1 превышает уровня признака в выборке 2.
6. . По фактору «принятие других»:
Н0: уровень признака «стремление к доминированию» в выборке 1 не превышает уровня признака в выборке 2;
Н1: уровень признака «стремление к доминированию» в выборке 1 превышает уровня признака в выборке 2.
Вычислим Qэмп по формуле:
Qэмп=S1+S2,
и сравниваем с Qкрит.
1. По фактору «адаптация»:
S1=4; S2=5;
Qэмп=9;
6 (p 0.05)
Qкрит= 9 (p 0.01)
Qэмп Qкрит, т.е. принимается гипотеза Н1 с уровнем статистической значимости 0.01.
2. По фактору «самопринятие»:
S1=5; S2=6;
Qэмп=11;
6 (p 0.05)
Qкрит= 9 (p 0.01)
Qэмп Qкрит, т.е. принимается гипотеза Н1 с уровнем статистической значимости 0.01.
3. По фактору «принятие других»:
S1=3; S2=3;
Qэмп=6;
6 (p 0.05)
Qкрит= 9 (p 0.01)
Qэмп Qкрит, т.е. принимается гипотеза Н1 с уровнем значимости 0.01.
4. По фактору «интернальность»:
S1=1; S2=1;
Qэмп=2;
6 (p 0.05)
Qкрит= 9 (p 0.01)
Qэмп Qкрит, т.е. гипотеза Н1 отвергается, гипотеза Н1 не подтвердилась с помощью данного критерия.
5. По
фактору «эмоциональный
S1=3; S2=3;
Qэмп=6;
6 (p 0.05)
Qкрит= 9 (p 0.01)
Qэмп Qкрит, т.е. принимается гипотеза Н1 с уровнем значимости 0.05.
6. По фактору «стремление к доминированию»:
S1=2; S2=1;
Qэмп=3;
6 (p 0.05)
Qкрит= 9 (p 0.01)
Qэмп
Qкрит, т.е. гипотеза Н1 отвергается, гипотеза
Н1 не подтвердилась с помощью данного
критерия.
Таким образом, по четырем критериям («адаптация», «самопринятие», «принятие других» и «эмоциональный комфорт») установлены различия между выборками учащихся СШ №27 и воспитанниками учреждений интернатного типа. Т.е. уровень адаптации, самопринятия, принятия других и эмоционального комфорта подростков, воспитывающихся в семьях, выше, чем у подростков-сирот.
Выводы:
По результатам, полученных нами в ходе
проведения математико-статистических
расчетов, можно сделать вывод о том, что
между переменными по факторам «адаптация»,
«самопринятие», «принятие других» и «эмоциональный
комфорт» существует обратно пропорциональная
связь. Т.е. если подросток лишен родительской
ласки и заботы, то уровень по этим четырем
факторам ниже, чем у подростков, живущих
в семье. По двум же другим факторам такой
связи не удалось установить.
Рекомендации
по коррекции социально-
Изучение
индивидуально-психологических
- во-первых, своевременная диагностика асоциальных отклонений и социальной дезадаптации подростков и осуществление дифференцированного подхода в выборе воспитательно- профилактических средств психолого- педагогической коррекции отклоняющегося поведения;
- во-вторых, выявление неблагоприятных факторов и десоциализирующих воздействий со стороны ближайшего окружения и своевременная нейтрализация этих неблагоприятных дезадаптирующих воздействий.
В
решении проблемы дезадаптации необходима
совместная работа Управления реабилитационной
работы и специального образования
с соответствующими подразделениями
Министерства образования, Минздрава
, Минтруда, Института коррекционной педагогики.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема психической адаптации представляет собой важную область научных изысканий, расположенную на стыке различных отраслей знания, приобретающих в современных условиях всё большее значение. Без исследований психической адаптации будет неполным рассмотрение любой проблемы психического несоответствия, а анализ описанных аспектов адаптационного процесса представляется неотъемлемой частью психологии человека.