Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 01:54, курсовая работа
Цель: сравнить особенности социально-психологической адаптации подростков, находящихся в различных социальных ситуациях, а именно: особенности социально-психологической адаптации подростков, живущих в семьях, и подростков, воспитывающихся в специальных государственных учреждениях.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать литературные источники по данной проблеме.
2. Изучить возрастные особенности подростков и особенности социально-психологической адаптации на данном этапе развития.
3. Выявить уровень социально-психологической адаптации подростков, воспитывающихся в семьях.
4. Установить уровень социально-психологической адаптации подростков-сирот.
Введение……………………………………………………………3
1. Теоретические подходы к проблеме социально-психологической адаптации подростков, воспитывающихся в различных социальных условиях
1.1. Проблема социально-психологической адаптации в психологической науке………………………………………………….. 5
Особенности развития в подростковом возрасте….. 10
1.3. Проблемы адаптации подростков, оставшихся без опеки родителей…………………………………………………………..20
Выводы……………………………………………………………. 22
2. Экспериментальное исследование социально-психологической адаптации подростков
2.1. Организация, задачи и метод исследования……………. 23
2.2. Результаты изучения социально-психологической адаптации мальчиков и девочек, воспитывающихся в различных социальных условиях……………………………………………………………………25
2.3. Особенности социально-психологической адаптации подростков, воспитывающихся в условиях семьи и в учреждении интернатного типа………………………………………………………..31
Рекомендации по коррекции социально-психологической дезадаптации подростков………………………………………………..37
Заключение………………………………………………………..39
Литература………………………………………
Одним из доминирующих является познавательный мотив, при формировании которого зарождаются устойчивые интересы. Сформированные убеждения и интересы способствуют повышению эмоционального тонуса и активности учения.
Хотя учение и остается главным делом подростка, но основные новообразования в его психики связаны с общественно-полезной деятельностью, которая в наибольшей степени удовлетворяет потребности в общении со сверстниками и потребности в самоутверждении. Удовлетворяя эти потребности, подросток вырабатывает взгляды на различные явления природы и общества, усваивает моральные ценности, правила поведения, таким образом, подросток воспитывается как гражданин своей страны.
Происходит изменение положения подростка в семье: с ростом физических и умственных возможностей ему начинают поручать выполнение сложной домашней работы, включать в обсуждение домашних проблем.
Трудности в работе с подростком обусловлены психологическим особенностями возраста: повышенной возбудимостью, относительной неустойчивостью нервной системы, быстро протекающими изменениями в организме, завышенными притязаниями, переоценкой возможностей, самоуверенностью и др.
Становление типа взаимоотношений подростка и взрослого не всегда протекает гладко. Подросток, претендуя на новые права, старается расширить их для себя и ограничить их для взрослого. Подросток, имея обостренное чувство собственного достоинства, сознает себя человеком, которого нельзя подавлять, унижать. Он активно сопротивляется требованиям, ограничивающим его самостоятельность, противиться опеке, контролю, претендует на уважение его личности, на доверие. Но это не всегда одобряется и поддерживается взрослыми. Взрослые должны строить взаимоотношения с подростком исходя из развивающегося чувства взрослости подростка.
Чувство взрослости, как специфическое
новообразование самосознания, является
стержневой особенностью
Если старшие учитывают возросшие возможности подростка, относятся к нему с уважением, помогают преодолевать трудности в учении и общественно полезной деятельности, помогают в установлении взаимоотношений с товарищами, то тем самым создаются условия для психического развития подростка.
В приобретении черт
1.
Подражание внешним
2.
Равнение на качества «
Женский
идеал девочки-подростка
3.
Взрослость подростка
4.
Чувство взрослости
Д.И. Фельдштейн установил, что процесс социального развития личности в подростковый период проходи через 3 закономерно чередующееся стадии. 1-ая стадия характеризуется появлением тенденций развития определенной стороны деятельности, когда ранее накопленные смысловые нагрузки вычленяют новые возможности функционирования ребенка, создавая соответствующее поле для его развернутой деятельности. 2-ая стадия отличается максимальной реализацией, кумуляцией развития ведущего вида деятельности. 3-ья характеризуется насыщением ведущего типа деятельности при невозможности дальнейшей реализации его потенций, что ведет к актуализации другой стороны деятельности [26].
Социальное развитие подростка идет от осознания своих социальных возможностей, через становление личностных новообразований, к проявлению, укреплению, качественному изменению социальной позиции в результате собственной творческой деятельности.
По мере взросления у подростка изменяются характер и особенности выделения себя в обществе, иерархия общественных связей, изменяются его мотивы и степень их адекватности общественным потребностям [6].
Подросток решает не просто задачу занятия определенного места в обществе, но и проблему взаимоотношений в обществе, определения себя в обществе и через общество, т.е. задачу личностного самоопределения, принятия активной позиции относительно социокультурных ценностей и тем самым своего существования. Причем исследования Д.И. Фельдшейна показывают, что определенный уровень социальной зрелости опережает интеллектуальное развитие подростка [26].
На психическое развитие
Отношения подростка с товарищами, сверстниками, одноклассниками сложнее, чем у младшего школьника, оно приобретает для подростка огромную ценность, причем учение нередко отвергается на второй план. С одной стороны у подростка ярко проявляется потребность в общении, совместной деятельности, коллективной жизни, дружбе, с другой – желание быть принятым, признанным, уважаемым товарищами.
В общении подросток определяет границы своих возможностей, пытается что-то доказать другим и себе. Рискованные поступки помогают понять подростку «Кто есть я?», «На что я способен?». Также подросток отвергает себя и социальному риску, следуя групповым ценностям.
Одиночество очень тяжело переживается, а неблагополучие в отношениях с одноклассниками толкает его на поиск друзей за пределами школы.
Для подростка более важным становятся личностные качества товарища, сообразительность и знания, смелость, умение владеть собой. Для популярности, уважения и признания важно быть хорошим товарищем. Подростки стремятся к дружбе и общению с одноклассниками, которые пользуются авторитетом, уважением [7].
Идет поиск близкого друга. Ребят сближает сходство интересов, любимых занятий, привлекательность разговоров. Общение с товарищами – источник возникновения новых интересов, подростки учатся работать вместе. Отношения с близкими товарищами, другом являются предметом особых размышлений подростка. Он сравнивает его отношение к себе и свое к нему, старается понять причину его поступков. В результате размышлений возникает активность, направленная на исправление как своих недостатков, так недостатков товарища. Овладение нормами дружбы составляет важнейшее приобретение подросткового возраста.
Сверстник, в отличии от взрослого, - образец особого рода, образец для оценки себя на уровне реальных возможностей. Возможна реальная польза в самовоспитании. Кроме того, сверстник еще и помощник, и участник деятельности подростка [21].
Отношения между мальчиками девочками приобретают существенные изменения. Постепенно появляется интерес к противоположному полу, что способствует развитию их личности. Желание нравиться друг другу способствует проявлению интереса к собственной внешности. В младшем подростковом возрасте дружба между мальчиками и девочками возникает редко, в старшем – чаще. Взаимная привязанность может быть очень эмоциональной, занимать большое место в жизни. Появляется склонность замечать изменения в поведении симпатичного сверстника, в его поступках, настроениях, переживаниях. Появляется внимание и к собственным психологическим состояниям.
Романтическая симпатия мобилизует возможности личности быть лучше, помочь, защитить. Этот интерес является одним из мотивов самосовершенствования.
Усвоение
социальных ролей мальчиком-подростком
и девочкой-подростком требует размежевания
с представителями
В
этот период начинает формироваться
сексуальное влечение, которое характеризуется
недифференцированностью и повышенной
возбудимостью. Так называемая подростковая
гиперсексуальность приводит к внутреннему
конфликту между стремлением подростка
освоить новые формы сексуального поведения
запретами взрослых, внутренними табу.
Происходят значительные изменения в самосознании подростка. В процессе взаимоотношений со взрослыми и сверстниками подросток все больше осознает себя личностью. Он усваивает права личности на самостоятельность и уважение, Центр внимания подростка постепенно переносится от внешней стороны личности к ее внутренней стороне, от отдельных случайных черт к характеру в целом. В результате человек самоопределяется как личность на более высоком уровне (С.Л. Рубинштейн).
Самооценка подростка применительно к этому времени строится на основании отдельных поступков. Однако у многих подростков оценка своих качеств завышена, и уровень притязаний выше реальных возможностей. Если у младших подростков самооценка ситуативная, то у старших она становится более устойчивой.
Учитель
чаще занижает оценку возможностей подростка.
Возникают аффективные
Подростки с низкой самооценкой плохо адаптируются к эмоциональным ситуациям, что приводит их к эмоциональному напряжению, отрицательно сказывается на времени выполнения заданий и дел.
Младшие подростки не умеют видеть себя со стороны и управлять своим поведением. Он может заниматься самовоспитанием, если он рассчитывает увидеть свои результаты в самое ближайшее время. Для старшего подростка самовоспитание уже является значительной целю.