Особенности социальной работы с неблагополучными семьями

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 17:32, дипломная работа

Описание работы

Объект исследования является работа с неблагополучными семьями.
Предмет исследования особенности работы процесса с неблагополучными семьями.
Цель работы выявление особенности с неблагополучными семьями.
Задачи:
1) провести анализ современного состояние неблагополучных семей;
2) обобщить научную литературу влияния неблагополучной семьи на процесс социализации;

Содержание

Введение
Глава 1. Семьи в современном обществе
Современное состояние российской семьи, причины неблагополучия
Особенности семей, ведущих аморальный образ жизни
Вывод по 1 главе.
Глава 2. Социальная работа с семьями ведущий аморальный образ жизни
2.1. Формы и методы социальной работы с семьями, ведущими аморальный образ жизни
2.2. Особенности социальной работы с семьями, ведущими аморальный образ жизни
Вывод по 2 главе.
Глава 3. Исследование особенностей работы с неблагополучными семьями
3.1. Формы работы специалистов с неблагополучными семьями
3.2. Связи с другими организациями социально-реабилитационного центра «Солнышко»
Приложение
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Диплом 5.doc

— 406.50 Кб (Скачать)

   Помощь  эффективна в том случае, если потребность  в ней осознанно. Формировать  эту потребность, преодолевать социальную изоляцию семей в сегодняшних трудных условиях жизни главная задача социального работника в работе с неблагополучной семьи.

   Для того, что бы понять, что происходит в неблагополучной семье, необходимо наблюдение за членами семьи, действиями и поступками отдельных ее членов. Неблагополучные семьи, живущие в постоянном страхе подвергнуться оскорблению со стороны окружающих, осуждению их образа жизни, вмешательстве всех сложившиеся взаимоотношения, научились себе отказывать во многом, что бы не повергать себя беспокойству. Такие семьи имеют ограниченный круг общения, ведут замкнутый образ жизни, между членами семьи существуют агрессивные взаимоотношения, они не умеют договариваться, все проблемы решаются через конфликты, на которые они постоянно провоцируют друг друга. Часто эти семьи имеют сохранившиеся отношения только с несколькими родственниками, друзьями или отдельными организациями семьи группы риска неблагополучные семьи ни хотят, ни каких перемен в своей жизни. Их устраивают имеющиеся отношения в семье. Специалистам, работающим с такими семьями, необходимо осознать глубину и объективность существующих проблем, что бы защитить и сохранить семью. Осознание того, что, почему семья не хочет ни каких перемен в жизни, помогает избежать насильственного включения в борьбу за и положительные изменения в семье18.

     Проанализировав ситуацию в проблемных семьях (алкоголизм, наркомания, большое количество неорганизованных детей), были поставлены следующие неотложные задачи:

     -  выявление совместно с государственными, благотворительными и другими организациями причин и факторов социального неблагополучия семей и детей;

     -  определение их потребностей в социальных услугах;

     - оказание адресной социальной помощи. Семьям и детям мы оказываем следующие виды услуг:

     - психологическое сопровождение проблемных семей;

     -  получение социально-медицинской и правовой помощи;

     -  обеспечение семей одеждой, обувью, канцелярскими товарами для детей;

     -  психолого-коррекционная работа  с детьми и подростками;

     -  культурно-массовая работа, лекции и тренинги.

На учете  в отделении состоят 258 семей, в  которых проживают464 ребенка. Характеристика семей, объединяет в себе весь спектр социального неблагополучия:

     -  алкоголизация родителей;

     -  семьи, в которых выявлено жестокое обращение с детьми;

     -   неполные семьи;

     -  малообеспеченные семьи;

     - семьи с педагогической некомпетентностью.

     Вся работа с проблемными семьями  выстраивается индивидуально в  каждом конкретном случае и основана на индивидуальном подходе. Нет единого алгоритма в работе с семьей, даже если проблема на первый взгляд кажется уже знакомой. В настоящее время создалась такая ситуация, что просто уговаривать людей вернуться к нормальной жизни стало недостаточно. Нам стало ясно, что нельзя идти к ним с упреками и нравоучениями. Важно понять источник их проблем и принять такими, какие они есть. Не всегда процесс коррекции семейных отношений проходит гладко. Сталкиваясь с непреодолимыми трудностями, и не видя положительного результата в семьях, с которыми ведется работа, наши сотрудники не получали никакого удовлетворения от своей работы, постепенно теряли к ней интерес, происходил процесс профессионального выгорания. Многие случаи, происходившие в семьях, просто ставили в тупик. Хотелось помочь всем, но, увы.

     Первое  посещение семьи дает только предварительную информацию. Недостаточно увидеть только то, что в семье злоупотребляют алкоголем или, что отношения в семье строятся с большим трудом. Здесь главное разглядеть все скрытые подводные течения, суметь выслушать, понять, правильно построить беседу, вызвать человека на откровенность. Почему близкое окружение несчастной женщины или мужчины составляют такие же несчастные люди, как и они? Да потому что их сближают одинаковые проблемы и беды. Таким образом, наша задача дать понять клиенту, что он не один, мы готовы его выслушать, найти вместе с ним выход из создавшейся ситуации, показать, что его окружают неравнодушные люди.

     Практический  опыт работы показал, что отклонения в поведении у детей в школьном возрасте начинаются еще задолго до поступления ребенка в школу. Приобретая далеко не самый положительный жизненный опыт в семье, дети приходят в школу с психомоторной расторможенностью, агрессивностью, жестокостью по отношению к сверстникам, с импульсивным поведением, вспыльчивостью, трудностями в общении, с реакциями упрямства и неподчинения нормам поведения. Выявление и коррекция таких проявлений измененного поведения может снизить школьные проблемы в будущем19.

     Нами  проводится кропотливая ежедневная работа с семьями, отобранными по следующим критериям:

     -   наличие детей в возрасте от 4 до 7 лет;

     -  неработающие родители, злоупотребляющие  к тому же спиртными напитками;

     - отсутствие чувства привязанности к детям;

     -  конфликтные отношения в семье;

     - обращение самих родителей с  просьбой оказать им педагогическую, психологическую, юридическую и социальную помощь.

     В ходе работы специалисты убеждают родителей в том, что сложившуюся ситуацию необходимо менять коренным образом и это вполне можно сделать. Их учат понимать, что у ребенка есть свои потребности стремления, что ребенка, для того чтобы он стал полноценным членом общества, необходимо развивать. С родителями ведется  систематическая работа по формированию чувства ответственности за судьбу детей. Специалисты стремятся дать родителям тот необходимый минимум знаний об особенностях детского развития и потребностях детей, которым они могли бы воспользоваться в конкретной жизненной ситуации. Далее родители выполняют эти рекомендации,  а со стороны специалистов осуществляется контроль.

     Положительным итогом такой работы можно считать  то, что родители стали больше внимания уделять детям, в некоторых случаях более спокойно реагировать на поведение детей, изменился к лучшему внешний вид детей, они стали более ухоженными, здоровыми, нельзя не отметить динамику в развитии детей.

     Дети  приобрели положительные навыки общения со сверстниками и взрослыми. Выявлено повышение уровня интеллектуального развития детей. Расширился их словарный запас, сформировались новые навыки поведения в общественных местах, транспорте, на улице. Они усвоили основные санитарно-гигиенические правила. Практика показала, что дети, посещающие отделение ранней коррекции детского развития получают положительные коммуникативные навыки и хорошо «вливаются в новый коллектив. Родители здесь получают необходимые знания по воспитанию детей младшего  школьного возраста. Даже после поступления в школу, некоторые дети продолжат посещать отделение для занятий с логопедом. В расписание занятий группы введены предметы: экология и безопасность для малышей, уроки добра, логоритмика, познание окружающего мира. В доступной и увлекательной форме дети усваивают правила безопасного поведения дома, на улице, у водоема, в лесу, правила общения со сверстниками и взрослыми.

     Одним из приоритетных направлений в работе отделения сопровождения семей и детей является первичная профилактика отказов от новорожденных, проводимая на базе неонатологического отделения Городской больницы №11. Актуальность нового направления работы обусловлена такой острой проблемой, как отказ от новорожденных. Увеличивается число распавшихся семей и внебрачная рождаемость. У этих нежелательных социальных явлений есть свои источники, и оба связаны с возрастными характеристиками женщин-рожениц:

     Первой  причиной является особое репродуктивное поведение одиноких женщин после тридцати лет. Не создав семью ранее, такие женщины чаще всего рожают ребенка вне брака. Особую тревогу вызывает другая тенденция, связанная с рождением детей несовершеннолетними матерями. Социальная незрелость и профессиональная несостоятельность молодых матерей, невозможность содержать и воспитывать ребенка приводит к тому, что дети из таких неполных семей являются главным источником «социального сиротства».

     В процессе работы с ними психолог ставит 2 задачи:

     1. Профилактика отказов от новорожденных;

     2. Профилактика повторения подобной  ситуации.

     У молодой матери может отсутствовать  привязанность к ребенку из-за сформировавшегося в детстве стереотипа поведения отвергающей матери. Психолог выявляет причину или мотивацию возможного отказа от ребенка. Выяснив причину, психолог помогает клиенту взглянуть на ситуацию с разных сторон, оценить ее как реальную. Многие женщины находятся в подавленном состоянии и не могут сами реально оценивать ситуацию, выпускают из виду многие аспекты и возможности.

     Психолог  старается выявить материнские  чувства к ребенку, расспрашивая о ребенке, рассказывая о том, как младенец нуждается в материнской заботе, любви. Иногда приходится использовать и определенные психологические знания, рассказывая будущей матери о последствиях этого решения: о физических и умственных нарушениях в развитии ребенка, а также о негативных последствиях такого решения для нее самой. Ведь 48 % отказчиц по официальным данным страдают депрессивными расстройствами практически в течение всей жизни, нося свой внутренний конфликт в себе. Таким образом, финальная цель психолога - выработка сознательного решения и принятие на себя полной ответственности за свой поступок. Положительный результат в работе психолога с потенциальными «отказчицами» таков. В целевой группе из 14 человек - за период с июня по август 2006 года отказались от детей только трое20.

     Главными  положительными достижениями в работе отделения сопровождения семей с детьми можно считать следующие:

     - у многих семей, находящихся  у нас на патронаже, документы  приведены в порядок, паспорта  старого образца заменены новыми, а в некоторых случаях документы  были восстановлены;

     - в 38 семьях дети прошли полное  медицинское обследование, 2 детям  оказано содействие в получении инвалидности;

     - 47 родителям оказано содействие  в лечении от алкогольной зависимости, а сами семьи продолжают находиться на патронаже. Только 6 человек вернулись к прежнему образу жизни. Специалисты поддерживают эти семьи, работают с родственниками и друзьями;

     - 135 семьям оказано содействие  в получении материальной помощи;

     - 1338 человек получили консультации  психологов и социальных педагогов (обращения по различным проблемам, в том числе и детское воровство, насилие над несовершеннолетними, жестокое обращение с детьми, женщинами);

     - предотвращены две попытки суицида с помощью специалистов больницы им. И. Б. Таланта;

-  установлено  более тесное сотрудничество со школами района, что помогает вернуть некоторых учеников за школьные парты;

-  семьям  оказано содействие в получении муниципальных мест в ДОУ;

-  проведено 267 мероприятий с участием 5293 человек.

   Ежедневная  работа с семьями, направленная на профилактику «социального сиротства», может положительно изменить ситуацию в большинстве трудных случаев. Если семья своевременно получила помощь и поддержку в момент возникновения кризисной ситуации, были найдены пути ее решения, то преодоление кризиса и выход из него позитивно повлияют на моральный климат семьи, помогут установить доверительные отношения между детьми и родителями. Необходимо изменить негативное отношение родителей к самому процессу воспитания ребенка. Только продуктивный обоюдный диалог между специалистами и подопечными является наиболее эффективным методом работы с семьей.

Современная семья  переживает сложный этап эволюции, характеризующийся рядом негативных тенденций:

     1.  занятость родителей и проблемы  семейного общения;

     2. рост числа малообеспеченных  семей, резкая дифференциация по материальному положению, приоритет материального благополучия над реализацией духовных потребностей;

Информация о работе Особенности социальной работы с неблагополучными семьями