Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 17:32, дипломная работа
Объект исследования является работа с неблагополучными семьями.
Предмет исследования особенности работы процесса с неблагополучными семьями.
Цель работы выявление особенности с неблагополучными семьями.
Задачи:
1) провести анализ современного состояние неблагополучных семей;
2) обобщить научную литературу влияния неблагополучной семьи на процесс социализации;
Введение
Глава 1. Семьи в современном обществе
Современное состояние российской семьи, причины неблагополучия
Особенности семей, ведущих аморальный образ жизни
Вывод по 1 главе.
Глава 2. Социальная работа с семьями ведущий аморальный образ жизни
2.1. Формы и методы социальной работы с семьями, ведущими аморальный образ жизни
2.2. Особенности социальной работы с семьями, ведущими аморальный образ жизни
Вывод по 2 главе.
Глава 3. Исследование особенностей работы с неблагополучными семьями
3.1. Формы работы специалистов с неблагополучными семьями
3.2. Связи с другими организациями социально-реабилитационного центра «Солнышко»
Приложение
Заключение
Список литературы
3.
рост числа неполных и
4.
рост числа семей с
Как
следствие формируются
Проблемы семьи интересуют многих исследователей. Опыт практики социальной работы с семьей показывает, что она способствует стабилизации семейного образа жизни, укреплению, позитивных тенденций в жизни деятельности института семей в будущем.
Анализ показывает, что в настоящее время расширяется практика предоставления социальных услуг семей и детям, повышается их качество и эффективность, все более профессиональных специалистов направляют свою деятельность на улучшение социального самочувствия российской семьи.
Государство
заинтересованно в семье, активно
действующей, способной осуществлять
собственную жизненную
Вывод по 2 главе:
Социальная
работа с семьями, ведущими аморальный
образ жизни имеет свои особенности.
Самая большая проблема в семье
это проблема – алкоголизма. Мы так
же выделили следующие методы и формы
работы с неблагополучными семьями.
Нами так же были выделены семьи, особо
нуждающиеся в решении социальных проблем.
Опыт работы с неблагополучными семьями
показывает, что сегодня социальные работники
научились составлять программу работы
для каждой тяжелой семьи, в которой учитываются
все возможные влияния на семью со стороны
социального работника.
Глава 3. Исследование особенностей работы с неблагополучными семьями
3.1
Специалисты по
работе с неблагополучными
семьями
К работе с неблагополучными семьями привлечены комиссии по делам несовершеннолетних, милиция, органы опеки и попечительства, психологи (а порой и психиатры) медицинских, психологических и социальных центров. Приходится констатировать, что чаще всего специалисты из разных учреждений так и не становятся единой командой, в силу отсутствия единой системной работы. По мнению автора, особо активизируется социализирующая и воспитательная функция образовательного учреждения, являющегося активным агентом в работе с семьями. К сожалению, процесс диалога семьи и школы осложняется тем, что проявляется враждебность, агрессивность неблагополучных семей к школьным педагогам, которая рассматривается как защитная реакция от вторжения посторонних в их собственный мир. Кроме того, неэффективность работы можно рассматривать и с позиции педагогов, которые по причине дефицита времени, отсутствия квалифицированных, компетентных специалистов и возможности применять современные технологии на практике затрудняют работу с семьями.
Патронаж — это индивидуальная деятельность специалиста, благодаря которой семья (клиент) получает конкретную помощь и поддержку от социальной службы, призванной мобилизовать и повысить ее адаптационные возможности.
В настоящее время различают два направления социального патронажа семьи22.
Первое направление основывается на характере тех действий, которые осуществляют социальные службы в отношении семей и детей особого риска. Она включает в себя такие виды патронажа, как социальный, медико-социальный, социально-педагогический, социально-психологический, социально-экономический, выражающийся в выдаче пособий, продуктов, одежде и т. д.
Второе направление основывается на характеристике объектов патронажа. Они классифицируются по возрасту (дети, подростки, пожилые люди), по половой принадлежности (девочки, мальчики, женщины, мужчины), по медицинским показаниям (инвалиды, беременные женщины и т. д.), по социальному статусу (безнадзорные дети, жертвы насилия), по семейным проблемам (неблагополучные семьи, дети родителей алкоголиков) и т. д.
Нарушение детско-родительских отношении негативно влияют на развитие личности ребенка, ее социализацию.
Особенно тяжелые последствия данная дисгармония имеет для детей, воспитывающихся в замещающих семьях, которым нередко в результате хающего конфликта между детьми и родителями приходится возвращаться в государственное образовательно-воспитательное учреждение и реадаптироваться в нем. Это, как известно, сопровождается усилением акцентуации характера, девиацией поведения, разного рода нервно-психическими заболеваниями. Изучение документов о прекращении функционирования замещающей семьи свидетельствуете наличии этого ряда причин, прежде всего таких, как:
-
психолого-педагогическая
- развод замещающих родителей (7,6%);
- помеха в карьере (3,4%);
- появление собственного ребенка (3,4%);
- тяжелая болезнь одного из замещающих родите-'2,5%);
- синдром физической усталости, эмоционального сгорания (2,5%);
-
затяжной конфликт с
- не удалось установить контакт с ребенком (1,7%)
Следовательно, ведущей причиной является психолого - педагогическая некомпетентность родителей, их недостойная грамотность по вопросам воспитания приемных детей, отсутствие у них необходимых умений зыков в разрешении конфликтных и кризисных ситуаций, восстановления нарушенных взаимоотношений.
Поведенные исследования свидетельствует о том, что приемные родители нуждаются в помощи, поддержке при решении следующих проблем:
- Как наладить ребенку режим дня?
- Что делать, если у ребенка не формируются жизни важные навыки и умения?
- Что делать, если ребенок плохо засыпает, ест, не выполняет требования родителей?
-
Как включить ребенка
- Как развивать у ребенка память, внимание, воображение, восстановить или сформировать речь?
- Как помочь ребенку избавиться от разнообразных страхов?
- Как подготовить ребенка к посещению детского сада, общеобразовательной школы, учреждения дополнительного образования, детского оздоровительного центра, специалиста (психолога, психотерапевта, логопеда и т.д.).
Таким образом, можно констатировать, что к принятию ребенка в замещающую семью необходимо готовить будущих родителей, вооружать их знаниями, умениями, навыками по вопросам установления контактов с неродными детьми, по содержанию, формам и методам их воспитания, по способам организации их жизнедеятельности на разных возрастных этапах23. Кроме этого, необходима специальная служба социально-педагогического сопровождения аналогичных семей в последующие годы.
На опыте работы с замещающими семьями мы убедились в целесообразности оказания им социально-педагогической помощи в форме социального патронажа - квалифицированной и адресной помощи взрослым при реализации ими родительской роли и социализирующей функции в приемной семье.
Объектами
социально-педагогического
Основываясь на данных принципах в ходе патронажа, предлагаемая помощь будет способствовать формированию у взрослых и приемных детей определенных установок, состояний, отношений, перспектив, создание условий для овладения ими всеми необходимыми действиями, для преодоления некомпетентности по вопросам ухода, воспитания, обучения детей, установления их нормальных взаимоотношений друг с другом и с социумом.
Модель
социально-педагогического
Одним из ведущих направлений деятельности отделения психолого-педагогической помощи семье и детям Комплексного центра социального обслуживания «Рябинушка» г. Омска, является работа с детьми и подростками группы риска. Педагогическая и психологическая помощь данной категории клиентов имеет два ведущих направления:
- предупреждение, профилактика;
-преодоление, коррекция, реабилитация.
Специалисты центра используют различные формы работы с подростками группы риска:
- организация социальной среды - в её основе лежат представления о влиянии окружающей среды на формирование отклонений. Воздействуя на социальные факторы, можно не только корректировать, но и предотвратить нежелательное поведение личности. Объектом работы является семья или конкретная личность;
- информирование - это направление работы строится в форме лекций, бесед, распространение информационных листовок, буклетов. Суть подхода заключается в попытке воздействия на когнитивные процессы личности с целью повышения ее способности к принятию конструктивных решений. Данный метод увеличивает знания, но недостаточно влияет на изменение поведения;
- организация деятельности, альтернативной девиантному поведению - эта форма связана с представлениями о заместительном эффекте отклоняющегося поведения. Альтернативными формами активности являются: познание, испытание себя, значимое общение, любовь, творчество, деятельность. Эта форма реализуется во всех программах оказания помощи.
-
активизация личностных
- активное обучение социально важным навыкам. Данная модель реализуется в форме групповых тренингов.
Также при работе с данной категорией необходимо учитывать следующие принципы психологической работы:
-
комплексность (организация
- адресность (учет возрастных, половых, социальных характеристик);
- позитивность информации;
-
минимизация негативных
-
максимальная активность
-
устремленность в будущее (
Следует отметить ряд специфических особенностей в работе с детьми и подростками «группы риска» в условиях Центра. Это, в первую очередь, сложности с набором тренинговых групп. Необходимо, чтобы клиент осознанно становился участником группы. С учетом этого фактора уже третий год практикуется работа долговременных групп. Речь идет о клубных формах работы, в рамках, деятельности которых осуществляются различные формы коррекционной и профилактической работы.
Клуб - это специально организованное пространство общения, это регулярные встречи определенного сообщества детей, подростков, взрослых, объединенных одной целью. Клубы социально ориентированы, направлены на создание условий для саморазвития участников, оказание им поддержки в реализации собственных возможностей.
Клубы имеют свои особенности и специфику:
-
работа любого клуба
- группы не являются статичными, они подвижны и открыты, так как подросткам необходима свобода выбора24.
Включая подростка в общение и взаимодействие со специалистами и другими детьми, социальные педагоги и психологи получают возможность для коррекции поведения подростка. Успешности этого процесса способствуют сами условия, а именно:
Информация о работе Особенности социальной работы с неблагополучными семьями