Особенности социальной работы с неблагополучными семьями

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 17:32, дипломная работа

Описание работы

Объект исследования является работа с неблагополучными семьями.
Предмет исследования особенности работы процесса с неблагополучными семьями.
Цель работы выявление особенности с неблагополучными семьями.
Задачи:
1) провести анализ современного состояние неблагополучных семей;
2) обобщить научную литературу влияния неблагополучной семьи на процесс социализации;

Содержание

Введение
Глава 1. Семьи в современном обществе
Современное состояние российской семьи, причины неблагополучия
Особенности семей, ведущих аморальный образ жизни
Вывод по 1 главе.
Глава 2. Социальная работа с семьями ведущий аморальный образ жизни
2.1. Формы и методы социальной работы с семьями, ведущими аморальный образ жизни
2.2. Особенности социальной работы с семьями, ведущими аморальный образ жизни
Вывод по 2 главе.
Глава 3. Исследование особенностей работы с неблагополучными семьями
3.1. Формы работы специалистов с неблагополучными семьями
3.2. Связи с другими организациями социально-реабилитационного центра «Солнышко»
Приложение
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Диплом 5.doc

— 406.50 Кб (Скачать)

     3.  рост числа неполных и разводящихся  семей;

     4.   рост числа семей с асоциальным  и противоправным поведением родителей и т.д.

     Как следствие формируются категории  семей, попадающие в группу риска, характеризующиеся  низким уровнем безопасности семьи как социального института, проявлением негативных факторов социализации членов семьи, невозможностью нормального социального функционирования.

     Проблемы  семьи интересуют многих исследователей. Опыт практики социальной работы с  семьей показывает, что она способствует стабилизации семейного образа жизни, укреплению, позитивных тенденций в  жизни деятельности института семей в будущем.

     Анализ  показывает, что в настоящее время  расширяется практика предоставления социальных услуг семей и детям, повышается их качество и эффективность, все более профессиональных специалистов направляют свою деятельность на улучшение социального самочувствия российской семьи.

Государство заинтересованно в семье, активно  действующей, способной осуществлять собственную жизненную стратегию, обеспечивать не только свое выживание, но и постоянное развитие. Этому  способствует социальная работа с семьей21.

Вывод по 2 главе:

     Социальная  работа с семьями, ведущими аморальный образ жизни имеет свои особенности. Самая большая проблема в семье  это проблема – алкоголизма. Мы так  же выделили следующие методы и формы  работы с неблагополучными семьями. Нами так же были выделены семьи, особо нуждающиеся в решении социальных проблем. Опыт работы с неблагополучными семьями показывает, что сегодня социальные работники научились составлять программу работы для каждой тяжелой семьи, в которой учитываются все возможные влияния на семью со стороны социального работника.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. Исследование особенностей работы с неблагополучными семьями 

3.1 Специалисты по  работе с неблагополучными  семьями 

     К работе с неблагополучными семьями привлечены комиссии по делам несовершеннолетних, милиция, органы опеки и попечительства, психологи (а порой и психиатры) медицинских, психологических и социальных центров. Приходится констатировать, что чаще всего специалисты из разных учреждений так и не становятся единой командой, в силу отсутствия единой системной работы. По мнению автора, особо активизируется социализирующая и воспитательная функция образовательного учреждения, являющегося активным агентом в работе с семьями. К сожалению, процесс диалога семьи и школы осложняется тем, что проявляется враждебность, агрессивность неблагополучных семей к школьным педагогам, которая рассматривается как защитная реакция от вторжения посторонних в их собственный мир. Кроме того, неэффективность работы можно рассматривать и с позиции педагогов, которые по причине дефицита времени, отсутствия квалифицированных, компетентных специалистов и возможности применять современные технологии на практике затрудняют работу с семьями.

     Патронаж это индивидуальная деятельность специалиста, благодаря которой семья (клиент) получает конкретную помощь и поддержку от социальной службы, призванной мобилизовать и повысить ее адаптационные возможности.

     В настоящее время различают два  направления социального патронажа семьи22.

     Первое  направление основывается на характере  тех действий, которые осуществляют социальные службы в отношении семей и детей особого риска. Она включает в себя такие виды патронажа, как социальный, медико-социальный, социально-педагогический, социально-психологический, социально-экономический, выражающийся в выдаче пособий, продуктов, одежде и т. д.

     Второе  направление основывается на характеристике объектов патронажа. Они классифицируются по возрасту (дети, подростки, пожилые  люди), по половой принадлежности (девочки, мальчики, женщины, мужчины), по медицинским показаниям (инвалиды, беременные женщины и т. д.), по социальному статусу (безнадзорные дети, жертвы насилия), по семейным проблемам (неблагополучные семьи, дети родителей алкоголиков) и т. д.

     Нарушение детско-родительских отношении негативно  влияют на развитие личности ребенка, ее социализацию.

     Особенно  тяжелые последствия данная дисгармония  имеет для детей, воспитывающихся  в замещающих семьях, которым нередко  в результате хающего конфликта между детьми и родителями приходится возвращаться в государственное образовательно-воспитательное учреждение и реадаптироваться в нем. Это, как известно, сопровождается усилением акцентуации характера, девиацией поведения, разного рода нервно-психическими заболеваниями. Изучение документов о прекращении функционирования замещающей семьи свидетельствуете наличии этого ряда причин, прежде всего таких, как:

     - психолого-педагогическая беспомощность  ролей перед лицом все нарастающих трудностей в поведении приемного ребенка (57,3%); ухудшение экономической ситуации, материально - бытовых условий (безработица одного или обоих родителей, низкие доходы старших членов семьи и (12,9%);

     - развод замещающих родителей  (7,6%);

     - помеха в карьере (3,4%);

     - появление собственного ребенка (3,4%);

     - тяжелая болезнь одного из  замещающих родите-'2,5%);

     - синдром физической усталости,  эмоционального сгорания (2,5%);

     - затяжной конфликт с родственниками, супругом (супругой) из-за их неприятия  ребенка (1,7%);

     - не удалось установить контакт с ребенком (1,7%)

     Следовательно, ведущей причиной является психолого - педагогическая некомпетентность родителей, их недостойная грамотность по вопросам воспитания приемных детей, отсутствие у них необходимых умений зыков  в разрешении конфликтных и кризисных ситуаций, восстановления нарушенных взаимоотношений.

Поведенные  исследования свидетельствует о  том, что приемные родители нуждаются в помощи, поддержке при решении следующих проблем:

     - Как наладить ребенку режим  дня?

     - Что делать, если у ребенка не формируются жизни важные навыки и умения?

     - Что делать, если ребенок плохо  засыпает, ест, не выполняет требования  родителей?

     - Как включить ребенка различные  виды деятельности?

     - Как развивать у ребенка память, внимание, воображение, восстановить или сформировать речь?

     - Как помочь ребенку избавиться  от разнообразных страхов?

     -  Как подготовить ребенка к посещению детского сада, общеобразовательной школы, учреждения дополнительного образования, детского оздоровительного центра, специалиста (психолога, психотерапевта, логопеда и т.д.).

     Таким образом, можно констатировать, что  к принятию ребенка в замещающую семью необходимо готовить будущих родителей, вооружать их знаниями, умениями, навыками по вопросам установления контактов с неродными детьми, по содержанию, формам и методам их воспитания, по способам организации их жизнедеятельности на разных возрастных этапах23. Кроме этого, необходима специальная служба социально-педагогического сопровождения аналогичных семей в последующие годы.

     На  опыте работы с замещающими семьями  мы убедились в целесообразности оказания им социально-педагогической помощи в форме социального патронажа - квалифицированной и адресной помощи взрослым при реализации ими родительской роли и социализирующей функции в приемной семье.

     Объектами социально-педагогического патронажа  становятся замещающие семьи, замещающие родители, их приемные дети. Реальная модель такого рода помощи должна строиться на таких принципах, как: обдуманность действий; конфиденциальность; доверие друг к другу; взаимопонимание; дифференциация помощи; гибкость подходов и технологий; адресность; гуманность.

     Основываясь на данных принципах в ходе патронажа, предлагаемая помощь будет способствовать формированию у взрослых и приемных детей определенных установок, состояний, отношений, перспектив, создание условий для овладения ими всеми необходимыми действиями, для преодоления некомпетентности по вопросам ухода, воспитания, обучения детей, установления их нормальных взаимоотношений друг с другом и с социумом.

     Модель  социально-педагогического патронажа, разработанная в ходе опытно-экспериментальной работы, включает целевой, содержательный, технологический и результативный компоненты. Она предусматривает реализацию ряда функций - обучающую, развивающую, преобразующую, защитную. Следовательно, социально-педагогический патронаж замещающей семьи с приемным ребенком призван сделать все возможное, чтобы и новые родители и их неродные дети смогли создать и сохранить свою семью.

     Одним из ведущих направлений деятельности отделения психолого-педагогической помощи семье и детям Комплексного центра социального обслуживания «Рябинушка» г. Омска, является работа с детьми и подростками группы риска. Педагогическая и психологическая помощь данной категории клиентов имеет два ведущих направления:

     - предупреждение, профилактика;

     -преодоление,  коррекция, реабилитация.

     Специалисты центра используют различные формы  работы с подростками группы риска:

     - организация социальной среды  - в её основе лежат представления о влиянии окружающей среды на формирование отклонений. Воздействуя на социальные факторы, можно не только корректировать, но и предотвратить нежелательное поведение личности. Объектом работы является семья или конкретная личность;

     - информирование - это направление работы строится в форме лекций, бесед, распространение информационных листовок, буклетов. Суть подхода заключается в попытке воздействия на когнитивные процессы личности с целью повышения ее способности к принятию конструктивных решений. Данный метод увеличивает знания, но недостаточно влияет на изменение поведения;

     - организация деятельности, альтернативной  девиантному поведению - эта форма связана с представлениями о заместительном эффекте отклоняющегося поведения. Альтернативными формами активности являются: познание, испытание себя, значимое общение, любовь, творчество, деятельность. Эта форма реализуется во всех программах оказания помощи.

     - активизация личностных ресурсов  - занятие подростков спортом, их творческое самовыражение, участие в группах общения и личностного роста - всё это активизирует личностные ресурсы, в свою очередь, обеспечивая устойчивость к негативному внешнему воздействию;

     - активное обучение социально важным навыкам. Данная модель реализуется в форме групповых тренингов.

     Также при работе с данной категорией необходимо учитывать следующие принципы психологической работы:

     - комплексность (организация воздействия  на различных уровнях социального  пространства, семьи и личности);

     - адресность (учет возрастных, половых, социальных характеристик);

     - позитивность информации;

     - минимизация негативных последствий;

     - максимальная активность личности;

     - устремленность в будущее (оценка  последствий поведения, актуализация  позитивных ценностей и целей, планирование будущего).

     Следует отметить ряд специфических особенностей в работе с детьми и подростками «группы риска» в условиях Центра. Это, в первую очередь, сложности с набором тренинговых групп. Необходимо, чтобы клиент осознанно становился участником группы. С учетом этого фактора уже третий год практикуется работа долговременных групп. Речь идет о клубных формах работы, в рамках, деятельности которых осуществляются различные формы коррекционной и профилактической работы.

     Клуб  - это специально организованное пространство общения, это регулярные встречи определенного сообщества детей, подростков, взрослых, объединенных одной целью. Клубы социально ориентированы, направлены на создание условий для саморазвития участников, оказание им поддержки в реализации собственных возможностей.

Клубы имеют свои особенности и специфику:

     - работа любого клуба организуется в досуговое время детей;

     - группы не являются статичными, они подвижны и открыты, так как подросткам необходима свобода выбора24.

     Включая подростка в общение и взаимодействие со специалистами и другими детьми, социальные педагоги и психологи получают возможность для коррекции поведения подростка. Успешности этого процесса способствуют сами условия, а именно:

Информация о работе Особенности социальной работы с неблагополучными семьями