Особенности социальной работы с неблагополучными семьями

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 17:32, дипломная работа

Описание работы

Объект исследования является работа с неблагополучными семьями.
Предмет исследования особенности работы процесса с неблагополучными семьями.
Цель работы выявление особенности с неблагополучными семьями.
Задачи:
1) провести анализ современного состояние неблагополучных семей;
2) обобщить научную литературу влияния неблагополучной семьи на процесс социализации;

Содержание

Введение
Глава 1. Семьи в современном обществе
Современное состояние российской семьи, причины неблагополучия
Особенности семей, ведущих аморальный образ жизни
Вывод по 1 главе.
Глава 2. Социальная работа с семьями ведущий аморальный образ жизни
2.1. Формы и методы социальной работы с семьями, ведущими аморальный образ жизни
2.2. Особенности социальной работы с семьями, ведущими аморальный образ жизни
Вывод по 2 главе.
Глава 3. Исследование особенностей работы с неблагополучными семьями
3.1. Формы работы специалистов с неблагополучными семьями
3.2. Связи с другими организациями социально-реабилитационного центра «Солнышко»
Приложение
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Диплом 5.doc

— 406.50 Кб (Скачать)

     Что же случается с ребенком, если он оказывается в неблагополучной семье? Опираясь на проведенное А. Н. Елизаровым исследование, можно сказать, что в таких семьях между родителями и детьми возникает барьер, так как большую часть информации дети получают не от родителей, а вне дома. Соответственно им становится труднее делиться с родителями своими переживаниями, надеждами в связи с тем, что родители пренебрежительно относятся к детям, сосредоточены на удовлетворении собственных эгоистических желаний. Таким образом, констатируемый сегодня рост сиротства в России и анализ причин, обусловливающих увеличение числа детей, оставшихся без попечения родителей, свидетельствуют, в первую очередь, о невыполнении родителями своей главной обязанности3.

      В научных исследованиях нет четкого  определения семейного неблагополучия. Каждый автор, изучающий неблагополучные семьи вкладывает свой смысл в это определения по этому во многих научных исследованиях понятие неблагополучная семья имеет разный смысл.

      Под неблагополучной семьей мы понимаем семью, в которой ребенок испытывает неблагополучие (от слова благо), где отсутствие благо для ребенка. При этом вид семьи (проблемное, неблагополучное и др.) не имеет значения. Это может быть семья, в которой либо оба родителей или один родитель, и экономически состоятельная семья  и экономически не состоятельная и т.д. Главной характеристикой неблагополучной семьи является отсутствие любви к ребенку заботой о нем, удовлетворение его нужд, защита его прав и законных интересов.

     Неблагополучная семья – это семья, которая  характеризуется низким социальным статусом в разных сферах жизни деятельности, по этому она не справляется с возложенными на нее функциями, при этом ее адаптивные возможности значительно снижены.

      В настоящее время в Российской Федерации насчитывается более 40 млн. семей. Наиболее распространенный тип  нуклеарная (от лат. nucleus-ядро) семья, состоящий из одной пары супругов с детьми или без детей. Таких семей в структуре населения Российской Федерации 2/3.

      Нуклеарная  семья может быть полной или не полной (состоящей из одного родителя с детьми). Количество не полных семей (в результате развода, овдовения, рождение ребенка у не состоящих в браке женщины и т.д.) составляет 12% с преобладанием неполных семей, в которых ребенка воспитывает одна мать (примерно 14 таких семей на одну не полную семью в которых ребенка воспитывает один отец). Не полная семья может стать либо в результате развода, либо в результате овдовения, либо при рождении ребенка у одинокой женщины.

      Семья, имеющая несколько семейных ядер (про родителей, их дети и внуки; либо семьи братьев и сестер), носит название расширенной. Такой тип патриархальный расширенной семьи, когда то был наибольше распространенным, но в настоящее время составляет лишь около 15% от всего количества семей в результате доминирующей тенденции к нуклеаризации, разделению расширенной семьи на несколько простых нуклеарных, вероятно этот процесс был еще более активным при отсутствии трудностей в получении жилья, вынуждающих парой несколько семей жить под одной крышей4.

     Отметим, что в России 2008 год был объявлен годом семьи с расчетом на то, что его проведение позволит объединить усилия государства, общества, бизнеса вокруг укрепления авторитета и поддержки семьи, базовых семейных ценностей. Отметим, что в концепции модернизации до 2010 года формирование у школьников самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации являются важнейшими задачами воспитания, которые должны реализовываться путем взаимодействия школы и семьи. В Концепции подчеркивается, что исключительная роль в решении задач воспитания принадлежит именно семье.

     Таким образом, в целях обеспечения устойчивого, динамичного развития российского общества не находим позитивный диалог школы и семьи, особенно семьи в генезисе семейного неблагополучия. Безусловно, важнейшей задачей профилактики семейного неблагополучия является социальная поддержка семей, испытывающих трудности в реализации основных своих функций. При этом основным инструментом выхода из кризисной ситуации является разработка и реализация профилактической и реабилитационной программы, а не изъятие ребенка из семьи, которое применялось десятилетиями, что приводило чаще всего к сиротству в стране. Власти не предпринимали попыток изменить ситуацию и не выстраивали систему реабилитации и помощи семьям, оказавшейся в сложной жизненной ситуации. В сложившуюся практику широко вошел миф о том, что самым надежным воспитателем детей является именно государство, где признавалось коллективное, а не семейное воспитание детей. Однако данные истории можно опровергнуть, говоря о том, что такой подход к решению проблемы лишь усиливал угрозу жизни и здоровью детей.

     Необходимо  организованно проводить профилактическую и реабилитационную работу с такими семьями, прежде всего на начальном этапе возникновения семейных проблем, чтобы предотвратить попытку изъятия ребенка из родной семьи. Однако если это произошло, то требуется ускоренная и продуманная профилактическая реабилитация семей с целью возврата ребенка к биологическим родителям5. Среди основных мероприятий, наиболее значимыми, эксперт выделяет такие как повышение сознательности, компетенции родителей в воспитании детей, оказание специалистами соответствующей психологической, медицинской педагогической правовой и иной помощи.

     Кроме того, необходимо работать не только с семьями, которые оказались в группе риска, но и с теми, которые объективно нормальны. Таким образом, успешность проводимой работы будет достигнута при наличии командного взаимодействия всех ведомств и расширении круга социальных и профилактических услуг населению.

     В корректировке воспитания   социального работника нуждается множество неблагополучных семей. Здесь выделяются следующие варианты намечающегося неблагополучия:

     1. Семья однодетная может сформировать «балованное дитя» с безудержно растущими потребностями, с невозможностью их удовлетворения, с конфликтными отношениями в обществе; и одинокого человека с комплексом неполноценности, неуверенного в себе; и « узурпированного» родительской безмерной любовью, желающего вырваться из той гиперопеки.

     2. Семья многодетная может создать не только детей-коллективистов, но и детей педагогически запущенных, с асоциальным или антисоциальным поведением, если родители заняты постоянно добыванием средств к существованию, а воспитание детей не организовано.

     3. Семья с низким материальным обеспечением, находящаяся   за    чертой    бедности    по    разным    причинам (безработица,  низкая зарплата,  алкоголизм  родителей, неумение строить бюджет семьи), может породить разные последствия: лишение детей необходимого в удовлетворении материальных и духовных потребностей; эксплуатацию детей в качестве добытчиков материальных благ (вовлечение в торговлю, несоответствующую возрасту, в деятельность, подрывающую физические силы, растлевающую духовно, сопряженную с риском для жизни, отрыв от учебы и систематического воспитания в школе и семье); допущение и стимулирование безнравственной и противоправной деятельности, приносящей доход в семью.

     4. Семья неполная из-за недостатка материнского или отцовского влияния может породить маскулинизацию девочек и феминизацию мальчиков.

     5. Семьи со сводными детьми могут породить неприязненные, даже враждебные отношения детей между собой и с окружающими.

     6. Семьи с нарушенными отношениями, повышенной кон-фликтпостью между членами семьи. Конфликтность отношений в некоторых семьях возрастает по мере взросления ребенка, достигая максимальных пределов в старшем подростковом и младшем юношеском возрасте.

     7.  Семьи, допускающие безнадзорность детей. Из-за экономических, социально-политических и моральных условий продолжается нарастание детской беспризорности, уход в неформальные объединения молодежи (социально-полезные, асоциальные, антисоциальные).

     8.  Семьи с жестоким обращением  с детьми, имеющим место по разным причинам: нервозность родителей из-за бедственного материального положения, безработицы;  отклонения  в  психике;   высшая  степень  недовольства своими детьми; деспотизм отца или отчима из-за невыполненных завышенных требований к ним; усталость и депрессия родителей.

     9.  Большое количество семей, где родители фактически не занимаются воспитанием детей, обеспечивая им материальные условия существования.

     Возможны  и другие варианты негативных условий  и тенденций семейного воспитания, нуждающихся в корректировке со стороны школьных педагогов. Внешние проявления поведения детей из таких семей могут быть самыми различными: физическая и словесная агрессивность, разрушительность, вспыльчивость, непослушание и общая неконтактность, рассеянность и пассивность, регресс в поведении и развитии, страхи, фобии и другие проблемы.

     Не  своевременно не производить корректировки  воспитательного воздействия усилиями школы, то приходится иметь цело с неблагополучными семьями.

     Итак, что такое неблагополучная семья? Односложно ответить на этот вопрос трудно. Мы будем иметь в виду лишь неблагополучие по отношению к ребенку. Дети по-разному реагируют на семейные неурядицы. Поэтому педагогу, работающему с ребенком из неблагополучной семьи, важно знать:

     1) разновидности неблагополучных  семей;

     2) разнообразие психологических и  психопатологических особенностей  детей, подверженных чрезмерному  реагированию на семейное неблагополучие;

     3) отражение семейного неблагополучия  на ребенке, склонном к обостренному реагированию на всевозможные неблагоприятные факторы;

     4) влияние больного ребенка на  спокойствие семьи, вызывающее у родителей раздражение, злость, нетерпение, то есть превращение семьи в неблагополучную, что может еще более усугублять психическое состояние ребенка

     5) знание педагогом мер помощи  ребенку, живущему в неблагополучной семье.

     Убедившись, что ребенок живет в тяжелых  условиях, педагог должен:

     1. Объяснять родителям последствия семейных конфликтов, влияющих на психологическое и физическое здоровье ребенка, раскрывать недопустимость положения ребенка в  качестве разменной  монеты  в сложной игре взрослых, соперничающих, а не сотрудничающих друг с

другом.

     2. Изолировать ребенка от родителей (интернат, санаторий, близкие или дальние родственники и др.), если родители не прекращают создавать ребенку психотравматическую обстановку. В каждом конкретном случае необходимо принимать индивидуальное решение.

     3.  Проконсультировать ребенка у детского психиатра, если у ребенка появились психические аномалии на почве семейных раздоров.

Педагог должен следить за социально-психологическим  климатом к семье ребенка, сохранять  спокойствие, чувство собственного достоинства независимо от социального положения родителей, их самомнения и давления на него.

     Как бы хорошо в материальном отношении ни жили многие школьники, какие бы высокие посты не занимали их родители, учитель не должен отступать перед ними, если очевидно, что неблагополучие семьи породило неблагополучие школьника.

     Неблагополучная для ребенка семья - это не синоним антисоциальной или асоциальной семьи. Существуют семьи, о которых ничего плохого с формальной точки зрения сказать нельзя, но для данного ребенка эта семья будет неблагополучной.

     Например, появившиеся семейные проблемы «новых русских». Дети в таких семьях часто воспринимают родителей лишь источниками финансирования. Конечно же, педагога будет интересовать воспитание и развитие такого ребенка, оказание ему посильной педагогической помощи.

     Дефекты воспитания - это первый и главный  показатель неблагополучия семьи. Ни материальные, ни бытовые, ни престижные показатели не характеризуют степень благополучия или неблагополучия семьи, только отношение к ребенку6.

     Последствия жизни и воспитания детей в  неблагополучных семьях: детская  безнадзорность и беспризорность, побеги из дома и детских воспитательных учреждений, бродяжничество, половая распущенность, правонарушения, преступная деятельность, алкоголизм, наркомания, токсикомания.

     В этой работе можно выделить три группы семей:

     1. Семьи с безответственным отношением к воспитанию детей, где положение осложняется' аморальным поведением и образом жизни родителей.

     2. Семьи с низкой педагогической культурой родителей, где допускаются ошибки в выборе средств, методов и форм работы с детьми, где родители не могут установить правильный стиль и тон взаимоотношений с детьми.

Информация о работе Особенности социальной работы с неблагополучными семьями