Особенности социальной работы с неблагополучными семьями

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 17:32, дипломная работа

Описание работы

Объект исследования является работа с неблагополучными семьями.
Предмет исследования особенности работы процесса с неблагополучными семьями.
Цель работы выявление особенности с неблагополучными семьями.
Задачи:
1) провести анализ современного состояние неблагополучных семей;
2) обобщить научную литературу влияния неблагополучной семьи на процесс социализации;

Содержание

Введение
Глава 1. Семьи в современном обществе
Современное состояние российской семьи, причины неблагополучия
Особенности семей, ведущих аморальный образ жизни
Вывод по 1 главе.
Глава 2. Социальная работа с семьями ведущий аморальный образ жизни
2.1. Формы и методы социальной работы с семьями, ведущими аморальный образ жизни
2.2. Особенности социальной работы с семьями, ведущими аморальный образ жизни
Вывод по 2 главе.
Глава 3. Исследование особенностей работы с неблагополучными семьями
3.1. Формы работы специалистов с неблагополучными семьями
3.2. Связи с другими организациями социально-реабилитационного центра «Солнышко»
Приложение
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Диплом 5.doc

— 406.50 Кб (Скачать)

     -Выполнение  праздничных семейных творческих  заданий12.

     Возрождение семейных традиций, изучение обычаев  и традиций своего края:

     1)  Сбор материалов о русских  песнях, песнях родного края, об  обычаях и обрядах;

     2) Традиционные фольклорные игровые программы для родителей, детей, подростков («Рождественские посиделки», «Масленица», «Пасха»).     

      3)  Проведение  семейных  праздников  («Наша  родословная», традиции», интеллектуальных  игр    «Как    бы    мы», «Кораблекрушение»), праздников: «День матери», «Весну встречаем», «Горжусь своим отцом» и др.

     Семейный  досуг и творчество детей и  взрослых:

     -   Совместные праздники для детей,  подростков и родителей;

     -   Проведение конкурса «Моя семья»;

     - Конкурсы на лучший семейный альбом «Загляни в семейный альбом...»;

     - Посещение   городских   мероприятий,   совместное   участие   и   обсуждение   с приглашением педагогов и психологов.

     Алгоритм  реализации программы

     Первый  этап - организационный (сентябрь) - анализ семей социального неблагополучия, непосредственное планирование, согласование планов, сведение их в единый комплексный план с учётом обстановки и рекомендаций, изучение потребностей и запросов детей, подростков и членов их семей.

     Второй   этап   -   деятельностный   (октябрь   -   май)   координация   действий, осуществление запланированных мероприятий, разработка системы контроля за их реализацией.

     Третий  этап - итоговый (июнь) - анализ и подведение итогов работы,  планирование на следующий год с учётом рекомендаций, выработанных в результате анализа.

    Данные  мониторинга социально – семейного  неблагополучия за период 1998-2002 гг.

Критерии  семейного неблагополучия. Количество  неблагополучных семей  Итого в  период с 1998 -2002 гг снижение на количество неблагополучных семей.
1998 г 1999 г 2000 г 2001 г 2002 г
Структурные дефекты семьи  611 581 576 568 499 112
Дефекты воспитальных позиций 789 704 544 502 301 488
Дефекты материального бытового характера 397 391 381 354 301 96
Дефекты социально  значимых личностных качеств родителей 209 203 199 186 99 110
Дефекты социально  значимых личностных качеств детей 194 182 101 58 36 158
Дефекты супружеских отношений 656 583 559 492 354 302
Дефекты стабильности брака  153 147 141 107 56 97
Всего неблагополучных семей 3009 2791 2301 2267 1646 1363
 

2.2.Особенности  социальной работы  с семьями, ведущими  аморальный образ  жизни   

     Одним из видов эффективных работ с  самыми тяжелыми семьями (алкоголиков, наркоманов, тунеядцев, криминальных элементов  и т.д.) является работа команды. В команду входят социальный педагог, консультанты, имеющие определенные направления деятельности, близкие к проблемам семьи (надколы, психиатр, психотерапевты и т.д.) специалисты заинтересованных ведомств (школы, социальной защиты, медицин и т.д.). До начала работы команды социальных работник или педагог несколько раз встречается с семьей, члены семьи подготавливаются к встрече с командой и только после соглашения семьи на совместную работу подписывается соглашение и проводиться первая встреча, на которой определяются критерии работы  с семьей13.

     Первые  встречи проводятся лишь для того, что бы увидеть, заинтересована ли семья  сотрудничать с центром семейного  воспитания, службой и т.д. после  первой встречи команды с семьей намечается общий план работы с семьей, где каждый член команды определяет роль своей деятельности с семьей, координируются усилия всех специалистов и даются рекомендации. Главная идея в работе команды решить хоть как-то проблемы семьи. Социальный работник рассказывает подробно, что было сделано, что сейчас делается и что планируется сделать. Далее члены семьи рассказывают, какую помощь они хотели бы получить и что она им дает. Команда профессионалов подчеркивает, что хочет выслушать каждого члена семьи.

     По  рассказам членам семьи складывается общая картина жизни семьи распределение ролей в ней, взаимоотношение с обществом.

  Успех усилий всех команд будет зависеть от способности плодотворно сотрудничать, оценивать ситуацию и умения заключить контакт, договоренность с семьей.

     Большие затруднения у всех специалистов, работников с проблемной семьей, вызывает начало работы. В каждом районе, городе и т.д. должны быть учреждения, в которых находятся банк данных о неблагополучных семьях и информация о возможностях данного района в оказании помощи таким семьям. Важно реально оценить положение дел и поставить семью в известность о безоговорочном ее подчинении действиям сотрудника, который будет с ней работать. Вполне вероятно, что семья не захочет работать с социальным работником, тогда необходимо срочное вмешательство милиции или других органов власти14.

   Процессы  сотрудничества с семьей включает в  себя: 

  1. изучение и описание обращений за помощью;
  2. обследование дома, где живет семья условий ее проживаний;
  3. выяснение общих проблем семьи и ее особенностей, отличий от других;
  4. выяснение целей и ожидание семьи;
  5. наблюдение формы ответных реакций (молчат, рассказывают, ведут себя агрессивно не доверяют и т.д.);
  6. изучение тех, кто, помогая данной семье в настоящее время;
  7. влияние изъятий из семьи;
  8. изучение прошлого семьи;
  9. изучение особенностей членов семьи.

   Самым главным в работе специалиста  является посещение семьи. Приходя, домой социальный работник попадает во владение семьи, в ее «крепость». Поэтому важно, если разрешение на посещение  семьи такое положение позволяет семье чувствовать себя под контролям органов власти и в тоже время облегчает задачу специалиста. Домашняя обстановка способствует установлению таких контактов которые не возможны в официальной обстановке. Работа сотрудников в домашней обстановке позволяет членов семьи прямо или косвенно поделиться с профессионалом во время визита специалист задает однотипные вопросы всем членам семьи по кругу позволяя им понять происходящие и обменяться информацией. Нужно стараться избегать сосредоточение всех усилий на ком то одном, а так же давление на семью при определении первоочередной задачи. Некоторые семьи называют второстепенной проблемой, так как бояться раскрыть семейную тайну.

   Первый  визит в семью дает возможность  специалисту определить отношения  между членами семьи и им самим, а так же насколько семья активна или пассивна в решении своих проблем. Затем специалист просит определить, кто в семье главный вне зависимости от того присутствует он навстречу или нет. Это особенно важно, так как в семье главную роль могут играть те члены семьи, которые могут быть опасны (например: сожитель матери, больной человек, брат, вернувшийся из места заключения и т.д.)15. То есть тот, кто проявляет жестокость, насилие и т.д. От того, кто главенствует в семье будет, зависит дальнейшая работа с такой семьей.

   Таким образом, начальный этап работы с  проблемной, неблагополучной семьей включает не только собеседование, но и предложение к сотрудничеству с членами семьи. В конце визита необходимо поделиться своими ощущениями, оценить трудности, выразить надежду на то, что все может перемениться к лучшему. После данного этапа работы специалист заполняет анкету (Приложение № 3).

   Как показывают данные зарубежных и отечественных  исследователей каждый член не благополучной  семьи  любую перемену может рассматривать как утрату индивидуальности, обреченность, обвинение в предательстве, начало распада семьи, развод, разлуку, изоляцию членов семьи. Поэтому сопротивление переменам – это характерная особенность поведения тяжелой семьи. Это сопротивления может рассматриваться специалистами как начальный мамонт поддержки и сопровождение семьи.

   Семья, находящаяся в постоянном кризисе  отчаянно сопротивляться переменам  и в то же время испытывает эмоциональное  облегчение при каждом повторяющем  кризисе. Кризис стабилизирует семью, отвлекает ее от перехода на новую ступень объединения, родственных отношений, в независим  и в ответственности за каждого человека. За это время очень хорошо можно понять, как семья относиться к социальному работнику и попытаться построить доверительное отношения, добиться доверия к себе установить положительный контакт и т.д.

   Социальный  работник определяет, что происходит в семье, он наблюдает постоянное физическое насилие, жестокое отношение  в семье, угрозы специалистам, агрессивность, злость и т.д. социальный работник иногда прилагает не много больше усилий для того, что бы в семье наступили перемены в этом задействованы сами члены семьи. Нередко семья испытывает стыд от того, что их пытаются лечить, учить, а так же страх, необратимого слушание в суде, отвращение к милиции и т.д. если это не учитывать, то семья будет испытывать чувства. Негодование, злости и т.д. от того, что их никто не слышит.

   Противостояние  переменам часть отражает насилие  переменных проблем семьи, что приводит асоциальному поведению. Конфликты необходимо регулировать с привлечением милиции. Специалист должен знать первопричину асоциального поведения семьи, что бы понять ее проблемы.

   Первичные реакции противостояния семей:

  1. отрицание
  2. обвинение;
  3. клеймить кого – либо;
  4. хрупкость отношений;
  5. провоцирование;
  6. отказ от встреч;
  7. неприятие помощи, безопасности, окружение семьи, препятствие опасности;
  8. Сопротивление социальному работнику;
  9. кризисы семьи;
  10. определение членов семьи.

   По  каждому пункту социальный работник все данные, полученные на основе наблюдений, во время визитов, при собеседовании и т.д. затем он составляет краткосрочные планы, результаты которых сразу же дают положительный эффект. Очень важно, что бы члены семьи почувствовали, что их положение может меняться к лучшему, и это не ведет ни к потерям, ни к новым переживаниям16.

   Очень часто специалисты затрудняются оценить, есть ли какие – то результаты в работе с семьей. В итоге проделанной  работы каждая категория неблагополучных  семей имеет свои результаты и  достигает такого уровня, при котором она в состоянии функционировать самостоятельно.

      Выделяются  следующие показатели:

  1. уровень жизни семьи доведен до конца;
  2. восстановлены контакты семьи с ее окружением;
  3. употребление алкоголя уменьшилось;
  4. решены иные специфические для данной семьи проблемы.

     Большое внимание следует уделить бытовым  условиям, в которых проживает  семья. Изменения бытовых условий  это самый положительный показатель. Стало чисто в квартире  легче строить взаимоотношения, дверь стала закрываться на ключ безопаснее детям и взрослым и т.д.

     Самая большая проблема – это проблема алкоголизма в семье. Такие семьи  чаще всего и составляют контингент неблагополучных семей тяжелых. К сожалению, увлечение от алкогольной  зависимости процесс длительный и сложный, а так же дорогой, особенно если пристрастие к спиртному длиться не один год. Даже после интенсивного лечения в медицинских наркологических диспансерах остается опасность возврата. К прежнему состоянию усугубленное неверение человека в свои возможности. 

   Опыт  работы центр семейного воспитания с неблагополучной семьей показывает, что сегодня социальные работники  научились составлять программу. Работы для каждой тяжелой семьи, в которой  учитываются все возможные влияния  на семью со стороны социального работника. Она включает достижение кратко срочных целей, которые позволяют семье увидеть свои первые изменения в положительную сторону, затем среднесрочные цели и, наконец, цели, направленные на будущее семьи17.

   Непременным условиям оказания помощи неблагополучной семьи является во влечение родителей и детей в совместную деятельность с любым центром и другими организациями для расширения воспитального пространства.

Информация о работе Особенности социальной работы с неблагополучными семьями