Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 17:32, дипломная работа
Объект исследования является работа с неблагополучными семьями.
Предмет исследования особенности работы процесса с неблагополучными семьями.
Цель работы выявление особенности с неблагополучными семьями.
Задачи:
1) провести анализ современного состояние неблагополучных семей;
2) обобщить научную литературу влияния неблагополучной семьи на процесс социализации;
Введение
Глава 1. Семьи в современном обществе
Современное состояние российской семьи, причины неблагополучия
Особенности семей, ведущих аморальный образ жизни
Вывод по 1 главе.
Глава 2. Социальная работа с семьями ведущий аморальный образ жизни
2.1. Формы и методы социальной работы с семьями, ведущими аморальный образ жизни
2.2. Особенности социальной работы с семьями, ведущими аморальный образ жизни
Вывод по 2 главе.
Глава 3. Исследование особенностей работы с неблагополучными семьями
3.1. Формы работы специалистов с неблагополучными семьями
3.2. Связи с другими организациями социально-реабилитационного центра «Солнышко»
Приложение
Заключение
Список литературы
-Выполнение
праздничных семейных
Возрождение семейных традиций, изучение обычаев и традиций своего края:
1) Сбор материалов о русских песнях, песнях родного края, об обычаях и обрядах;
2) Традиционные фольклорные игровые программы для родителей, детей, подростков («Рождественские посиделки», «Масленица», «Пасха»).
3) Проведение семейных праздников («Наша родословная», традиции», интеллектуальных игр «Как бы мы», «Кораблекрушение»), праздников: «День матери», «Весну встречаем», «Горжусь своим отцом» и др.
Семейный досуг и творчество детей и взрослых:
-
Совместные праздники для
-
Проведение конкурса «Моя
- Конкурсы на лучший семейный альбом «Загляни в семейный альбом...»;
- Посещение городских мероприятий, совместное участие и обсуждение с приглашением педагогов и психологов.
Алгоритм реализации программы
Первый этап - организационный (сентябрь) - анализ семей социального неблагополучия, непосредственное планирование, согласование планов, сведение их в единый комплексный план с учётом обстановки и рекомендаций, изучение потребностей и запросов детей, подростков и членов их семей.
Второй этап - деятельностный (октябрь - май) координация действий, осуществление запланированных мероприятий, разработка системы контроля за их реализацией.
Третий этап - итоговый (июнь) - анализ и подведение итогов работы, планирование на следующий год с учётом рекомендаций, выработанных в результате анализа.
Данные
мониторинга социально –
Критерии семейного неблагополучия. | Количество неблагополучных семей | Итого в период с 1998 -2002 гг снижение на количество неблагополучных семей. | ||||
1998 г | 1999 г | 2000 г | 2001 г | 2002 г | ||
Структурные дефекты семьи | 611 | 581 | 576 | 568 | 499 | 112 |
Дефекты воспитальных позиций | 789 | 704 | 544 | 502 | 301 | 488 |
Дефекты материального бытового характера | 397 | 391 | 381 | 354 | 301 | 96 |
Дефекты социально значимых личностных качеств родителей | 209 | 203 | 199 | 186 | 99 | 110 |
Дефекты социально значимых личностных качеств детей | 194 | 182 | 101 | 58 | 36 | 158 |
Дефекты супружеских отношений | 656 | 583 | 559 | 492 | 354 | 302 |
Дефекты стабильности брака | 153 | 147 | 141 | 107 | 56 | 97 |
Всего неблагополучных семей | 3009 | 2791 | 2301 | 2267 | 1646 | 1363 |
2.2.Особенности
социальной работы
с семьями, ведущими
аморальный образ
жизни
Одним из видов эффективных работ с самыми тяжелыми семьями (алкоголиков, наркоманов, тунеядцев, криминальных элементов и т.д.) является работа команды. В команду входят социальный педагог, консультанты, имеющие определенные направления деятельности, близкие к проблемам семьи (надколы, психиатр, психотерапевты и т.д.) специалисты заинтересованных ведомств (школы, социальной защиты, медицин и т.д.). До начала работы команды социальных работник или педагог несколько раз встречается с семьей, члены семьи подготавливаются к встрече с командой и только после соглашения семьи на совместную работу подписывается соглашение и проводиться первая встреча, на которой определяются критерии работы с семьей13.
Первые встречи проводятся лишь для того, что бы увидеть, заинтересована ли семья сотрудничать с центром семейного воспитания, службой и т.д. после первой встречи команды с семьей намечается общий план работы с семьей, где каждый член команды определяет роль своей деятельности с семьей, координируются усилия всех специалистов и даются рекомендации. Главная идея в работе команды решить хоть как-то проблемы семьи. Социальный работник рассказывает подробно, что было сделано, что сейчас делается и что планируется сделать. Далее члены семьи рассказывают, какую помощь они хотели бы получить и что она им дает. Команда профессионалов подчеркивает, что хочет выслушать каждого члена семьи.
По рассказам членам семьи складывается общая картина жизни семьи распределение ролей в ней, взаимоотношение с обществом.
Успех усилий всех команд будет зависеть от способности плодотворно сотрудничать, оценивать ситуацию и умения заключить контакт, договоренность с семьей.
Большие затруднения у всех специалистов, работников с проблемной семьей, вызывает начало работы. В каждом районе, городе и т.д. должны быть учреждения, в которых находятся банк данных о неблагополучных семьях и информация о возможностях данного района в оказании помощи таким семьям. Важно реально оценить положение дел и поставить семью в известность о безоговорочном ее подчинении действиям сотрудника, который будет с ней работать. Вполне вероятно, что семья не захочет работать с социальным работником, тогда необходимо срочное вмешательство милиции или других органов власти14.
Процессы сотрудничества с семьей включает в себя:
Самым
главным в работе специалиста
является посещение семьи. Приходя,
домой социальный работник попадает
во владение семьи, в ее «крепость».
Поэтому важно, если разрешение на посещение
семьи такое положение
Первый визит в семью дает возможность специалисту определить отношения между членами семьи и им самим, а так же насколько семья активна или пассивна в решении своих проблем. Затем специалист просит определить, кто в семье главный вне зависимости от того присутствует он навстречу или нет. Это особенно важно, так как в семье главную роль могут играть те члены семьи, которые могут быть опасны (например: сожитель матери, больной человек, брат, вернувшийся из места заключения и т.д.)15. То есть тот, кто проявляет жестокость, насилие и т.д. От того, кто главенствует в семье будет, зависит дальнейшая работа с такой семьей.
Таким образом, начальный этап работы с проблемной, неблагополучной семьей включает не только собеседование, но и предложение к сотрудничеству с членами семьи. В конце визита необходимо поделиться своими ощущениями, оценить трудности, выразить надежду на то, что все может перемениться к лучшему. После данного этапа работы специалист заполняет анкету (Приложение № 3).
Как показывают данные зарубежных и отечественных исследователей каждый член не благополучной семьи любую перемену может рассматривать как утрату индивидуальности, обреченность, обвинение в предательстве, начало распада семьи, развод, разлуку, изоляцию членов семьи. Поэтому сопротивление переменам – это характерная особенность поведения тяжелой семьи. Это сопротивления может рассматриваться специалистами как начальный мамонт поддержки и сопровождение семьи.
Семья, находящаяся в постоянном кризисе отчаянно сопротивляться переменам и в то же время испытывает эмоциональное облегчение при каждом повторяющем кризисе. Кризис стабилизирует семью, отвлекает ее от перехода на новую ступень объединения, родственных отношений, в независим и в ответственности за каждого человека. За это время очень хорошо можно понять, как семья относиться к социальному работнику и попытаться построить доверительное отношения, добиться доверия к себе установить положительный контакт и т.д.
Социальный работник определяет, что происходит в семье, он наблюдает постоянное физическое насилие, жестокое отношение в семье, угрозы специалистам, агрессивность, злость и т.д. социальный работник иногда прилагает не много больше усилий для того, что бы в семье наступили перемены в этом задействованы сами члены семьи. Нередко семья испытывает стыд от того, что их пытаются лечить, учить, а так же страх, необратимого слушание в суде, отвращение к милиции и т.д. если это не учитывать, то семья будет испытывать чувства. Негодование, злости и т.д. от того, что их никто не слышит.
Противостояние переменам часть отражает насилие переменных проблем семьи, что приводит асоциальному поведению. Конфликты необходимо регулировать с привлечением милиции. Специалист должен знать первопричину асоциального поведения семьи, что бы понять ее проблемы.
Первичные реакции противостояния семей:
По каждому пункту социальный работник все данные, полученные на основе наблюдений, во время визитов, при собеседовании и т.д. затем он составляет краткосрочные планы, результаты которых сразу же дают положительный эффект. Очень важно, что бы члены семьи почувствовали, что их положение может меняться к лучшему, и это не ведет ни к потерям, ни к новым переживаниям16.
Очень часто специалисты затрудняются оценить, есть ли какие – то результаты в работе с семьей. В итоге проделанной работы каждая категория неблагополучных семей имеет свои результаты и достигает такого уровня, при котором она в состоянии функционировать самостоятельно.
Выделяются следующие показатели:
Большое
внимание следует уделить бытовым
условиям, в которых проживает
семья. Изменения бытовых условий
это самый положительный
Самая большая проблема – это проблема алкоголизма в семье. Такие семьи чаще всего и составляют контингент неблагополучных семей тяжелых. К сожалению, увлечение от алкогольной зависимости процесс длительный и сложный, а так же дорогой, особенно если пристрастие к спиртному длиться не один год. Даже после интенсивного лечения в медицинских наркологических диспансерах остается опасность возврата. К прежнему состоянию усугубленное неверение человека в свои возможности.
Опыт
работы центр семейного воспитания
с неблагополучной семьей показывает,
что сегодня социальные работники
научились составлять программу. Работы
для каждой тяжелой семьи, в которой
учитываются все возможные
Непременным условиям оказания помощи неблагополучной семьи является во влечение родителей и детей в совместную деятельность с любым центром и другими организациями для расширения воспитального пространства.
Информация о работе Особенности социальной работы с неблагополучными семьями