Особенности социальной работы с неблагополучными семьями

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 17:32, дипломная работа

Описание работы

Объект исследования является работа с неблагополучными семьями.
Предмет исследования особенности работы процесса с неблагополучными семьями.
Цель работы выявление особенности с неблагополучными семьями.
Задачи:
1) провести анализ современного состояние неблагополучных семей;
2) обобщить научную литературу влияния неблагополучной семьи на процесс социализации;

Содержание

Введение
Глава 1. Семьи в современном обществе
Современное состояние российской семьи, причины неблагополучия
Особенности семей, ведущих аморальный образ жизни
Вывод по 1 главе.
Глава 2. Социальная работа с семьями ведущий аморальный образ жизни
2.1. Формы и методы социальной работы с семьями, ведущими аморальный образ жизни
2.2. Особенности социальной работы с семьями, ведущими аморальный образ жизни
Вывод по 2 главе.
Глава 3. Исследование особенностей работы с неблагополучными семьями
3.1. Формы работы специалистов с неблагополучными семьями
3.2. Связи с другими организациями социально-реабилитационного центра «Солнышко»
Приложение
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Диплом 5.doc

— 406.50 Кб (Скачать)

- формирование  у детей навыков личной гигиены  и самообслуживания.

- создание  условии для организации досуга  детей, как составляющего элемента  коррекционно- реабилитационной работы.

- развитие  эмоционально – волевой сферы  у дезадаптированных детей.

- развитие  творческих способностей, интереса, желания трудиться у детей.

- развитие  логического мышления, связной речи  и коммуникативных навыков и  умении.

-создание  комфортных эмоционально – психологических условий для реабилитации детей.

    В учреждении функционируют два отделения;

- приемное.

- отделение  социальной реабилитации.

- административно  – технический персонал.

    Деятельность  осуществляется по направлениям;

- предоставление  социальных услуг с обеспечением проживания .

- развивающее  и коррекционно– реабилитационное  являются самыми важными и  главными.

    В процессе социальной реабилитации принимают  участие следующие специалисты;

Воспитатель, социальный педагог, специалист по социальной работе, учитель – дефектолог, инструктор по труду, музыкальный руководитель, юрист – консультант, медицинские работники, педагог – психолог27.

     Работу  с семьей социальный работник начинает с ее изучения. Это неблагополучные  семьи, где ребенок живет в  постоянных ссорах родителей, где родители пьяницы и наркоманы, хронически больные или инвалиды. Требуется повседневная защита ребенка  специалистом, когда в семье нет отца или матери и ребенок воспитывается у бабушки или родственников, когда во время запоев или загулов родителей ребенок остается одиноким, когда родители отвергают любовь ребенка или (спекулируют) любовью к нему в своих отношениях. Первая задача социального работника в работе с семьей – это разрешение кризисных ситуаций, их своевременное предупреждение и нейтрализацию. Главная цель - мобилизовать внутренние силы семьи на преодоление кризиса. Во- первых, необходимо проанализировать проблемы, во- вторых, следует проконсультироваться со специалистами, в- третьих, определить пути выхода из кризиса. Работа специалиста по оказанию помощи  состоит: проконсультировать семью в возможности различных пособий и социальных льгот. Помочь увеличить доходы семьи, помочь в заработке и взрослых, детей. Помочь матери, которая оказалась одна с детьми и без работы, работая с семьей, следует обращать внимание на ребенка в семье, предварительно нужно собрать всю информацию о семье в школе, у соседей. Специалист изучает семью изучение отношений внутри семьи, и их обсуждение помогут специалисты представить положение в ней ребенка. После изучение семьи перед специалистом стоит задача -  создать в семье, но отношения. Это можно решить, вовлекая семью в различные группы здоровья. С ребенком обсуждаются его дела. Методом убеждения для того, что бы убедить ребенка в последствиях его антиобщественного поведения.   

Модель  социальной работы

     Любой центр социальной помощи и поддержки  людей имеет свои цели:

     Центр занятости – ускорение процессов интеграции спроса и предложения рабочей силы на рынке труда помощь в поиске работы.

     Социально реабитационный центр – помощь людям в отказе от активной зависимости и их дальнейшей адаптации.

     Дома -  интернат улучшить условия жизни  детей, помочь тем, кто их опекает.

     Клубы -  найти новые эффективные  методы сближения безработных с  работодателем.

     Участковая милиция -  создание условий для эффективной работы участковых уполномоченных.

     Эффективность состоит в достижении поставленных целей, в сплоченности центров и  организации по работе с неблагополучными семьями  решении трудных  жизненных  задач

     По  работе с неблагополучными семьями хочу порекомендовать:

     1. Изучение новинок методической  литературы по вопросам коррекционной  работы с неблагополучной семьёй.

     2. Выявление, изучение и распространение  наиболее ценного опыта работы  по взаимодействию с семьёй.

     3. Подготовка программно-методического обеспечения для осуществления работы по сопровождению семьи: памятки, рекомендации, выработка алгоритмов деятельности. Также в работе с  неблагополучными   семьями   можно    использовать   такие   психолого-педагогические   методы   как:   метод «поиска   ресурсов», метод «выстраивания будущего», «прошлых воспоминаний», семейное консультирование. Основные вопросы, на которые надо ориентировать родителей следующие: «Что будет с Вашей семьёй через год?.. А через пять лет?», «Что в Вас самих может помочь Вам изменить жизнь к лучшему?», «Кто из Вашего ближайшего окружения может изменить Вашу жизнь к лучшему?», «Как наладить быт детей и поддерживать положительный микроклимат в семье?»28.

     Практический опыт психолого-педагогического   сопровождения   позволяет   утверждать,   что наиболее аффективными являются:

Занятие тренинговом режиме для подростков, направленные на   формирование позитивных установок на ЗОЖ, отработку навыков уверенного поведения и умения противостоять давлению в обществе:

     1) Родительские лектории по проблемам воспитания детей и подростков;

     2)Занятия  по психологическому просвещению  педагогов

     3)    Формирование семейных ценностей:

     -  Творческие семейные выставки;

     -   Работа совместных объединений  детей и родителей;

     -  Выполнение праздничных семейных  творческих заданий.

     4) Возрождение семейных традиций, изучение обычаев и традиций  своего края:

     -   Сбор материалов о русских  песнях, песнях родного края, об  обычаях и обрядах;

     -  Традиционные фольклорные игровые  программы для родителей, детей, подростков («Рождественские посиделки», «Масленица», «Пасха»)

     -  Проведение  семейных  праздников  («Наша  родословная», «Наши   семейные традиции»), интеллектуальных    игр «Как  бы    мы    жили    без  книг», «Кораблекрушение»), праздников: «День матери», «Весну встречаем», «Горжусь своим отцом» и др.

     5)    Семейный досуг и творчество  детей и взрослых:

     -   Совместные праздники для детей, подростков и родителей;

     -   Проведение конкурса «Моя семья»;

     -   Конкурсы на лучший семейный альбом «Загляни в семейный альбом...»;

     -   Посещение   городских   мероприятий,   совместное   участие   и   обсуждение  с приглашением педагогов и психологов. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение  1 

Бланк анкеты

«Уровень  сформированности  брачно-семейных представлений» 

        1. В каком возрасте ты хотел  бы создать семью? (запиши)

        ______лет

        Затрудняюсь с ответом, не думал  об этом

        2. Как ты считаешь, сможешь ли  прожить счастливо, не создавая  собственной семьи (подчеркни  один вариант ответа):

 Да, конечно

         В общем, да

       Скорее нет, чем да

        Нет, конечно

Нет, абсолютно  неверно

3. Я  думаю, что вступать в брак  буду с целью (подчеркни 1 -2 варианта):

Чтобы иметь рядом любимого человека

Чтобы иметь рядом человека, который  всегда поможет, поддержит

Хочу  иметь своих детей

Хочу  иметь свой дом, домашний уют

Вдвоем  легче преодолевать трудности

Хочется иметь семью, как у всех

Семейному человеку легче решить жилищные проблемы

Другое (что именно?) __________________________________

4. какие  причины могут помешать тебе при создании собственной семьи (подчеркни 1 -2 варианта):

Считаю, что мне рано об этом думать

Не могу материально содержать семью

Не позволяет  состояние здоровья

Мешает  моя стеснительность, неуверенность  в себе

Не буду иметь жилплощади

Хочу  пожить для себя, не связывать себя обязательствами, детьми

Боюсь ошибиться в выборе

Не имею достаточного опыта для общения  с детьми, с супругой

Другие  причины (какие именно) ____________________________

5. Как ты полагаешь, сколько у тебя будет детей?

_____ детей

Не хочу иметь детей

Затрудняюсь ответить, не думал об этом

6. Какие  трудности в жизни, на твой  взгляд, ты будешь испытывать (отметь 1 -2 наиболее существенные):

Материальные  трудности

Трудности с трудоустройством, получением работы

Жилищные  трудности

Трудно  будет находить общий язык в коллективе

Не знаю, чем заняться в свободное время

Трудно  найти настоящих друзей

 Не  с кем посоветоваться в жизненных  вопросах       

  Другие  трудности (какие именно?) __________________________

7. Какое  вознаграждение за свою работу  ты предпочел бы получать? (отметь один вариант ответа):

 Иметь  пусть и небольшой заработок,  но много свободного времени  и легкую работу

Иметь пусть небольшой, но твердый заработок  и уверенность в завтрашнем дне 

Много работать и хорошо получать, даже без  особых гарантий на будущее

 Затрудняюсь  ответить 

Приложение 2

Анкета  для родителей 

Сколько времени (приблизительно) вы проводите  в общении с ребенком:

-   в течение дня

-   в течение недели

-   в беседах, разговорах

-   в совместной работе

-   в кино, клубе, театре, библиотеке

-   в прогулках (в лес, нареку  и т.п.)

2. Есть  ли другие виды общения? Укажите  их

3.  Считаете  ли вы это время общения  достаточным для воспитания вашего ребенка?

4.  Почему

5. Уверены ли вы, что правильно понимаете особенности развития своего ребенка?

6. Встречаете ли вы трудности в воспитании ребенка и какие? Как их разрешаете? 

Приложение 3

Анкета  «МИКРОКЛИМАТ СЕМЬИ»

1. Пол

-   Мужской

-   Женский

2. Состав вашей семьи

-   1 человека

-   3 человека

-   4 человека

-   5 человек

-   Более  5 человек

3. Хотели бы вы повторить в семейных отношениях опыт своих родителей'7

- Да

- Нет

- Не совсем

- ____________________________

4. Бывают ли конфликты в семье?

-   Постоянно

-   Иногда  случаются

Информация о работе Особенности социальной работы с неблагополучными семьями